kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад ОПЫТ работы с одареннми детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем выступлении мне хотелось бы познакомить коллег с опытом работы по подготовке одаренных детей к олимпиаде по географии. Система работы в данном направлении состоит из отдельных этапов. На первом этапе мне важно произвести так называемый отбор таких учащихся, которые потенциально способны проявлять свои интеллектуальные и творческие способности за рамками школьной программы. Однако на этом этапе работы возникают определенные трудности. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Поэтому становится важным так заинтересовать ученика, чтобы он сам захотел готовиться и участвовать в олимпиаде. И первым помощником в этом деле становится интерес учащихся к предмету. В целях учебной мотивации учащихся, развития их природных задатков я организую на своих уроках проблемное обучение, использую творческие задания, занимательные задачи, предлагаю интересные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад ОПЫТ работы с одареннми детьми »

Представление опыта работы с одаренными детьми

по подготовке к олимпиаде по географии


Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей является одним из важнейших составляющих профессиональной деятельности каждого педагога.

При этом роль учителя заключается в том, чтобы своевременно разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес к предмету и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе.

Если у детей проявляются определённые природные данные, а именно, хорошо развита логика, цепкая память, более высокие по сравнению с большинством других детей интеллектуальные способности, доминирующая активная познавательная потребность, если дети испытывают радость от умственного труда, то такие ученики могут стать потенциальными участниками предметных олимпиад.

Поэтому главной задачей в образовательной деятельности для меня является умение выявить таких детей. На своих уроках я обращаю особое внимание на учащихся, которые имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Как правило, таких детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

В своем выступлении мне хотелось бы познакомить коллег с опытом работы по подготовке одаренных детей к олимпиаде по географии.

Система работы в данном направлении состоит из отдельных этапов. На первом этапе мне важно произвести так называемый отбор таких учащихся, которые потенциально способны проявлять свои интеллектуальные и творческие способности за рамками школьной программы.

Однако на этом этапе работы возникают определенные трудности. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Поэтому становится важным так заинтересовать ученика, чтобы он сам захотел готовиться и участвовать в олимпиаде. И первым помощником в этом деле становится интерес учащихся к предмету.

В целях учебной мотивации учащихся, развития их природных задатков я организую на своих уроках проблемное обучение, использую творческие задания, занимательные задачи, предлагаю интересные материалы.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи эвристического содержания, доклады учащихся по различным проблемам в области географии, инициирую виртуальные уроки-экскурсии, использую образовательные возможности Интернет-ресурсов. На таких уроках ставится основная задача - нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, научит решать жизненные проблемы и задачи.
Все это помогает мне выявить детей, готовых к решению творческих заданий повышенного уровня не только в урочной деятельности, но и дома, выполняя индивидуальную работу олимпиадного уровня.

В силу того, что одаренные дети как правило не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного, считаю важным создавать условия для оптимального использования времени, которое есть у ребенка. В практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета. Таким образом реализую ускорение обучения, (т. е. изучение учебного материала за меньшее время) и обеспечиваю при этом обогащение обучения.

В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается затем результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация такого подхода придает учащимся уверенность, раскрепощает их и дает возможность успешно реализоваться.

Таким образом в группу по подготовке к олимпиаде включаются высокомотивированные к освоению географии учащиеся, проявляющие высокую работоспособность в выполнении заданий, что отражается в их умении работать с различными источниками знаний, умении осуществлять многовариантные решения поставленных проблем и других навыках. Именно таких детей я пытаюсь выявить как в ходе наблюдения и совместной работы на уроках, так и в процессе организации исследовательской деятельности и внеклассных мероприятий.

В результате такой работы я создаю команду учащихся из разных классов, способных участвовать на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Несмотря на то, что основной формой подготовки учащихся к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу друг другу опыта участия в олимпиадах, обеспечить психологическую подготовку новых участников.

Как же научить ребёнка побеждать?

Прежде всего, считаю необходимым воспитать в будущих олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. И это важно для взрослой жизни! Поэтому нужно увидеть задатки в ребёнке и сформировать эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать.

Участвуя в олимпиадах, одаренные дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают ребенку уникальный шанс добиться признания в школьной среде, в семье, в обществе, и, конечно, у одноклассников.

Однако важно подчеркнуть, что не все могут стать победителями. И в этой связи именно от учителя зависит, насколько правильно ребенок оценит свои успехи, сможет поставить цели на будущее, наметить пути дальнейшей работы.

Однако следует понимать, что удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету с помощью так называемого «административного давления» к должному результату не приведет.

В этом смысле образцом для ребёнка должен быть сам учитель. Он должен постоянно расти профессионально, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться не подвести своего учителя.
Хочу отметить, что для некоторых из моих учеников – победителей олимпиады по географии, принцип «Главное не победа, а участие» не существовал. Вероятно, именно такая высокая мотивация и стала одним из залогов их успешного выступления на олимпиаде.

Успешность подготовки олимпиадников возможна лишь в случае постоянного тандема «учитель-ученик-родитель».

И роль учителя в этом тандеме является определяющей.

Прежде всего, добиваюсь того, чтобы ребенок постоянно занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как понимаю, что стимулировать и развивать творческую активность возможно лишь благодаря самовоспитанию.

Стимулирую у детей самообразование, говоря о том, что когда человек идет за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та дорога, по которой прошел сам - вовек не позабудется.

Для эффективной подготовки детей к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась учениками как разовое мероприятие, после завершения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической. Поэтому с одарёнными детьми необходимо работать в течение всего учебного года.

Стремлюсь создать для таких детей условия для проявления максимальной самостоятельности, предоставления возможности самостоятельного решения заданий. Ведь практикой доказано, что самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой или другими источниками при решении различных заданий.

Предоставляя возможность самостоятельности учащимся, я осуществляю лишь тактичный контроль, провожу коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, организую подведение итогов при решении олимпиадных заданий.

Многолетняя учительская практика и методическа подготовка позволяет мне самостоятельно разрабатывать олимпиадные задания, которые я стараюсь составить так, чтобы весь запас знаний учеников находился в активном применении. Задания составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.

При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Поэтому часто в своей работе по подготовке детей к олимпиаде применяю такой прием, как разбор с учениками олимпиадных заданий прошлых лет, который выступает как один из эффективных способов подготовки учащихся для успешного участия в будущих олимпиадах.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности как учителя, так и ученика. Считаю данный принцип обязательным для учителя, так как он положительно влияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Важную роль для успешного участия одаренных детей в олимпиадах играет индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи - к творческим навыкам выбора способа их решения.

Однако нельзя недооценивать таких форм внеурочной деятельности, которые направлены на организацию в школе развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечение ее удовлетворения. Поэтому участие одаренных детей в различного рода конкурсах, соревнованиях, интеллектуальных состязаниях также играет важную роль в развитии одаренности.

Отмечу также, что кропотливая работа учителя будет результативна только в том случае, если педагог сможет установить со своими учениками партнерские отношения. Превосходство учителя при этом выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

Таким образом, реализация вышеназванных подходов, принципов и правил в работе с одаренными детьми по подготовке их к участию в предметной олимпиаде приводит к успешному выступлению учеников нашей школы на муниципальных и региональных этапах олимпиад, где они показывают высокие результаты.

На этапе школьной жизни сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал одаренных детей не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Понимаю: для того чтобы работать с талантливыми детьми, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

В завершении своего выступления отмечу следующее.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные.

Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продолжая путь своего профессионального и личностного становления.


Благодарю за внимание!




Учитель высшей категории : Бучинская Любовь Николаевна




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад ОПЫТ работы с одареннми детьми

Автор: Бучинская Любовь Николаевна

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229158


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства