kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Критериальное оценивание на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критериальное оценивание на уроках географии.

Ученика нельзя успешно учить, если он относиться к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности. В последние годы наблюдается снижение интереса, равнодушие среди значительной части учащихся к учебной деятельности. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Новым подходом в этом направлении является критериальное оценивание. 

Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается  известен только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. На уроке чаще всего многие учащиеся дабы показать учителю и окружающим что они знают изучаемый материал, просто напросто заучивают, при этом, не понимая фактической сути материала, и не умеют, в дальнейшем применить его на практике. Фактически получается выучил, рассказал и забыл, а оценку учитель поставил замечательную…

Если правильно оценить значение оценивания то это вовсе не умение пересказать изученный материал от слова до слова или повторять слова учителя, а умение преобразовывать и использовать только ту часть материала, которая необходима именно сейчас и из большого объема «взять» только суть изучаемого.

На традиционных уроках, четко наблюдается воспроизведение материала и чаще учитель оценивает его следующим образом: рассказал все без запинки можно поставить отлично, запнулся или что-то пропустил – хорошо или удовлетворительно, а если не смог пересказать – неудовлетворительно, при этом никто не рассматривает, на сколько ученик проработал предложенный материал, на сколько правильно он его понял, на сколько доступно донес информацию учитель.

На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Важный момент на данном этапе, предоставить учащимся возможность оценить себя и других. Но у учащихся появляются трудности при оценивании своих одноклассников из-за того, что чаще встречается такой пример: если ты мой друг, то ты мне поставишь пять, и я тебе поставлю тоже, а если ты мне поставишь плохую отметку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Критериальное оценивание на уроках географии" »

ГУ «Новонежинская средняя школа имени Б.Кенжетаева отдела образования акимата Аулиекольского района»





Тема: Критериальное оценивание на уроках географии.







Выступление на педсовете.

Содокладчик Таушева Галина Валерьевна





2014/2015 учебный год

Критериальное оценивание на уроках географии.

Ученика нельзя успешно учить, если он относиться к учению и знанию равнодушно, без интереса, не осознавая потребности. В последние годы наблюдается снижение интереса, равнодушие среди значительной части учащихся к учебной деятельности. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся. Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Новым подходом в этом направлении является критериальное оценивание. 

Традиционная система оценивания страдает определенной степенью расплывчатостью, произвольность норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, мало способствует эффективному обучению, повышает уровень тревожности среди детей. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается известен только конечный результат, а не процессуальное, содержательное движение ученика к цели. На уроке чаще всего многие учащиеся дабы показать учителю и окружающим что они знают изучаемый материал, просто напросто заучивают, при этом, не понимая фактической сути материала, и не умеют, в дальнейшем применить его на практике. Фактически получается выучил, рассказал и забыл, а оценку учитель поставил замечательную…

Если правильно оценить значение оценивания то это вовсе не умение пересказать изученный материал от слова до слова или повторять слова учителя, а умение преобразовывать и использовать только ту часть материала, которая необходима именно сейчас и из большого объема «взять» только суть изучаемого.

На традиционных уроках, четко наблюдается воспроизведение материала и чаще учитель оценивает его следующим образом: рассказал все без запинки можно поставить отлично, запнулся или что-то пропустил – хорошо или удовлетворительно, а если не смог пересказать – неудовлетворительно, при этом никто не рассматривает, на сколько ученик проработал предложенный материал, на сколько правильно он его понял, на сколько доступно донес информацию учитель.

На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Важный момент на данном этапе, предоставить учащимся возможность оценить себя и других. Но у учащихся появляются трудности при оценивании своих одноклассников из-за того, что чаще встречается такой пример: если ты мой друг, то ты мне поставишь пять, и я тебе поставлю тоже, а если ты мне поставишь плохую отметку.

В этих случаях выручали критерии разработанные учителем к уроку: это как раз тот стандарт, который необходимо усвоить учащимся на данном этапе обучения. Что такое критерии и где их взять? Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать, понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать. Более понятными словами это утверждения, начинающиеся со слов: я знаю…, я могу рассказать (объяснить, показать, составить и т.п.), т.е. это как раз тот стандарт обучения, к которому стремятся все учителя.Пример критериев к уроку географии, на тему: «Географическое положение материка Евразия»:

  1. Я умею определять ГП материка и нулевой меридиан.

Я умею определять географические координаты .

Я знаю виды карт.

  1. Я умею сопоставлять материал учебника с картой.

Умею определять расстояние между крайними точками материка.

Могу выделить общие черты у материков Северного полушария!

  1. Могу назвать причины, по которым материк считают самым выгодным в своем расположении.

Могу объяснить, с чем связано плотное заселение материка.

Могу оценить ГП материка Евразия.

Умею составлять критерии оценивания для изученного материала.

Благодаря этим критериям учащиеся уже не смогут поставить оценку выше той, на которую они знают. Поэтому на последующих уроках этих проблем уже не было. Так как в конце каждого урока учащиеся получали критерии оценивания, на которых были даны четкие утверждения, напротив которых надо было поставить знак «плюс» или «минус»; в зависимости от знаний каждого ученика, впоследствии эти оценки сравнивались с теми, которые были выставлены внутри группы каждому ученику и делался соответствующий вывод самими учащимися. Например, на уроках, учащиеся научились оценивать свою деятельность, деятельность группы в целом, это было сделано через стикеры, где учащиеся с помощью комментариев, оценивали деятельность групп, в этих комментариях учащиеся записывали: на сколько, правильно, на сколько, полностью, на сколько, понятна, на сколько, презентабельна была представленная работа.

Для более «быстрого» оценивания также использовались смайлики, которые визуально могли отражать, на сколько, правильно была выполнена работа. При этом со стороны учителя тоже проходило оценивание через критерии, которые отображали цели поставленные учителем на начало урока.

Если на начальном этапе обучения возникают затруднения, то используя те же сигнальные карточки или жесты, учителю сразу видно кто и что не понял, поэтому для таких учащихся предлагается дополнительное задание или с ним работает тот ученик, который данный материал усвоил.

Когда же ученик начнет «правильно» оценивать себя и своих одноклассников, то работу по составлению критериев к уроку можно предложить некоторым учащимся, более талантливому/одаренному в данном направлении (школьном предмете) или отличнику, но при этом ни в коем случае не навязывать свои критерии, в их задачу войдет: ознакомление с изучаемым материалом; отбор главных идей, терминов и мыслей по изучаемому материалу.

При этом, используя критериальное оценивание учащиеся знают, свои «реальные» оценки и учителю не приходится комментировать их и не надо объяснять, откуда у ученика взялась тройка или пятерка.

Поэтому для того чтобы оценить деятельность учащихся учителю необходимо собрать все оценки поставленные тому или иному ученику в течение урока совместно с критериями оценивания и уже после этого учитель видит на сколько ученик усвоил изучаемый материал и выставляет суммативную оценку. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому эффекту: ученик вообще перестанет учиться. Школьная система оценивания должна ориентировать ученика на успех, способствовать развитию самооценки, поощрять и стимулировать учение и даже незначительные продвижения учащихся, давать информацию об уровне выполнения программы. Методы критериального оценивания серьезно отличаются от традиционных, при которых учащиеся становятся заложниками таких факторов, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или его представлений о методе оценивания вообще, вроде: «На пятерку знаю только я, ученик же по определению не может получить выше четверки». Один учитель оценивает выученный урок, другой выставляет отметку за знание всей темы, третий примешивает сюда оценку поведения, прилежания и т.д. Это приводит к тому, что традиционная система оценивания не способствует становлению и развитию самооценки, мало способствует эффективному обучению. 

Проект «Обучение тому, как обучаться» определил три отличительных фактора во внутриклассной оценочной деятельности: “сделать обучение ясным”; “стимулировать самостоятельность обучения”, “ориентирование на результат обучения”.

- Оценивание учащихся на каждом этапе урока (учащиеся видят, из чего складывается итоговая оценка обучения); - самооценка и взаимооценка (работая в паре и/или группе, формируется умение учащихся работать в коллективе, но при этом наблюдается минимальное влияние учителя на итоговую оценку обучения); - переход от формативной оценки к суммативной. Особенности критериального подхода: 

  • Оценка образовательных достижений учащихся становится открытой, более объективной, прозрачной; 

  • Способствует установлению доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса; 

  • Появляется возможность рефлексии деятельности ученика; 

  • Ученик осмысливает результаты своей деятельности; 

  • Позволяет выделить отдельные элементы работы и оценивать их поэлементно. 

  • Позволяет повысить уровень обученности и качество знаний учащихся. 

Перед процедурой оценивания учитель вместе с учащимися рассматривает и определяет критерии оценки. «Критерии – это признаки, по которым дети должны высказывать мнение о своей деятельности, оценить свои знания и умения, а в дальнейшем определить пути коррекции своей деятельности. В начале каждой темы учитель предлагает перечень знаний и умений и примерные задания, которые позволяют соотнести свой уровень подготовки с требованиями, предъявляемыми учителем, скорректировать процесс обучения. В связи с этим вырабатываются четкие критерии оценивания правильности выполнения заданий с учетом их сложности.» 


Критерии должны быть довольно четкие. Ученики договариваются с учителем, что за каждое правильно выполненное действие можно получит определенное количество баллов. Перед каждым зачетом оформляется таблица, в которую заносятся критерии баллы. В работе есть обязательная и дополнительная части. Обязательную часть делают все, дополнительное задание выполняется по желанию. Оно оценивается только при выполнении обязательной части. По окончании работы учащиеся проводят самооценку по выработанным критериям, а затем оценивает работу учитель. Сравнивая результаты, определяют, что необходимо усвоить или отработать. 


Критериальный подход в системе оценивания учебных достижений школьников дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения. Применение критериального подхода формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого, придает уверенность в себе, в своих знаниях и умениях. Когда есть четко разработанные критерии, можно соотнести оценку ребенка с оценкой взрослого без конфликтов. Такая схема более трудоемкая, но она в большей степени отвечает поставленным задачам развития учащихся.

 

Применение в оценивании учебных достижений формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого материала, придает им уверенность в себе, в своих знаниях и умениях, помогает справиться с учебным заданием 


Критерии оценивания образовательных достижений учащихся. Мотивация учащихся через использование критериального подхода. 


Критерии оценивания разрабатываются с учетом требований стандарта по учебному предмету, методических рекомендаций. Критерии не являются абсолютными, оценка сходных видов деятельности меняется с учетом возраста обучающихся. Ниже представлены примеры критерий при оценивании знаний, умений и навыков учащихся. 



Заключение. 


Повышение качества образовательного процесса тесным образом связано с повышением качества знаний и успеваемости учащихся, без формирования положительной мотивации учащихся это решить невозможно. Использовав в полном объеме факторы, влияющие положительно на процесс мотивации обучающихся можно добиться успеха. Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. 


Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом .




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему: "Критериальное оценивание на уроках географии"

Автор: Таушева Галина Валерьевна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад " Применение критериального оценивания на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(75) "doklad-primienieniie-kritierial-nogho-otsienivaniia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "146601"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419218420"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства