kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дидактические игры на уроках географии в условиях инклюзивного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание технологии использования различных дидиактических игр на уроках географии при работе с детьми с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры на уроках географии в условиях инклюзивного образования»»

«Дидактические игры на уроках географии

в условиях инклюзивного образования»


Современное развитие общества ставит во главе угла воспитания и обучения новые задачи и новые приоритеты в образовании. Обучение и воспитание традиционными методами и в традиционной школе, без внедрения новейших технологий и модернизации всей структуры и содержания образования не представляется возможным. С вовлечением детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в общеобразовательные школы встал вопрос: «А как это осуществить?»

Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования — создать им для этого соответствующие условия.

В соответствии с принципами инклюзии согласно новому Стандарту педагог должен: уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их; уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка); уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно: выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание. Использует различные пособия, технические средства для достижения целей. Организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п.

Для того чтобы урок был динамичным, продуктивным и интересным для каждого ребенка важно применять разнообразные методы обучения, предусмотреть смену видов деятельности на уроке.

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившийся материк, остров, полуостров и т.д. Одни ученики получают набор картинок, из которых можно сложить несколько географических объектов, другие — картинки, разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Отдельным детям дополнительно дают большую карточку, на которой нарисован контур географического объекта. Важно, чтобы у учащихся создавалось впечатление идентичности полученных заданий.

Игра может быть использована на любом этапе урока, например, в виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы будем изучать на уроке».

Он стоит на тонкой ножке.

В кабинете на окошке,

А на нём-то, веришь-нет,

Уместился целый свет!

(Тема урока: «Глобус – модель Земли»)

Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, выдержку, чувство юмора. Они направлены на развитие речи, воспитание навыка правильного произношения и написания новых слов, на закрепление и активизацию словаря.

Использование игры уместно в процессе объяснения нового материала. Так, при проведении урока на тему «Природные зоны» предлагается игра «Где ошибся художник?» Ученики должны исправить ошибки на магнитной доске, переставив отдельные карточки таким образом, чтобы каждому поясу соответствовала своя природная зона, каждой зоне свои растения и животные.

Дидактические игры помогают в разнообразной форме проверить знания обучающихся. Например, один ученик с ОВЗ заполняет кроссворд, другой — закрывает карточку географического лото, третий — складывает из разрезных частей изображение географического объекта и готовит рассказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный опрос остальных школьников.

Самое широкое распространение дидактические игры получили на этапе повторения и закрепления. Дидактические игры позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать и обобщить полученные знания. Иногда загадка, ребус, шарада используются как организационный момент. Они помогают снять усталость, поднять эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переключить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п.

Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.

Вот примеры некоторых настольных игр:

«Что такое? Кто такой?»

Инструкция: Посмотрите внимательно на эти фотографии и ответьте на вопрос: «Что объединяет эти изображения? Дайте небольшую характеристику каждому изображению. Какие еще слова ассоциации по Австралии вы знаете?».

«Что, где, когда?»

Инструкция: Посмотрите на изображения и скажите, для какого материка характерны данные останки теплолюбивых организмов?»


Даю вам подсказку. Все эти останки найдены на материке, контур которого перед вами. Что это за материк? Можете воспользоваться картами атласа и найти знакомый силуэт.


«Географическое лото»

Инструкция: В игре представлены 16 больших карточек, разделённых на 8 секторов, каждый сектор содержит какие-либо географические объекты, понятия, термины и т.п. Им соответствуют маленькие карточки лото, которые содержат описание географических объектов или какие – либо определения.

Ученикам раздаются поля лото. Учитель или ученик берут карточки лото и читают задания. Учащиеся должны найти ответ на своих полях лото. Выигрывает тот ученик, который закроет все сектора на своем поле.


«Один лишний»

Инструкция: Эта игра может быть индивидуальной, парной, групповой. Ребятам раздаётся комплект карточек на которых написаны названия географических объектов (островов, полуостровов рек, озёр и т.д.), один из объектов лишний, т.к. относится к другой группе объектов.


«Поставь флажки»

Инструкция: Эту игру я использую для проверки умения учащихся определять географические координаты. Ученику выдаётся карточка с перечнем географических координат. Ученик должен поставить флажок на нужный географический объект (остров, полуостров, устье реки, отдельную вершину в горах и т.д.).

Таким образом, использование предложенного материала на уроках географии значительно облегчает работу учителя по формированию интереса к изучаемому курсу и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащимися. Умелое использование дидактических игр поможет эффективно решать дидактические, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.










Список использованной литературы:

  1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться. – М.: Политиздат, 1989. — 335 с. Алёхина С. В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.

  2. Дубанов И.С. «Игры на уроках географии.- Чебоксары: «Клио», 1999

  3. Стекленева С. Ю. Преподавание географии в условиях инклюзивного образования // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 36-38.

  4. Суслов В.Г. «Развивающие упражнения на уроках географии - М.:АСТ Астрель,2004

  5. Суслов В.Г. «Теория и практика коррекционно-развивающего обучения географии в школе. - С-Пб: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,2005

  6. Шамарина Е.В. «Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения», М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003

  7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты.- М.: Владос,1999


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Дидактические игры на уроках географии в условиях инклюзивного образования»

Автор: Рямзина Алёна Михайловна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства