Диалоговые графические системы как средство информации процессов пространственного моделирования проектной деятельности на уроках географии
Диалоговые графические системы как средство информации процессов пространственного моделирования проектной деятельности на уроках географии
Активность образного мышления учащегося глубина его пространственных представлений и эффективность проектного поиска во многом определяется тем, на сколько развернут в предметном плане процесс оперирования пространственной модели, т. е. на сколько он объективизирован, какие стадии, этапы качественных преобразований претерпевает исходная пространственная модель, трансформируясь в конечный результат. Важно также насколько рабочая модель учащегося на каждом этапе является наглядной и «полной» исходя из образных, визуальных характеристик разрабатываемой формы. Современные компьютерные технологии позволяют учащемуся использовать новое высокоэффективное средство активизации его проектного творчества. Основу технической части систем составляют пакеты прикладных программ, а также интерактивные устройства ввода – вывода информации, обеспечивающие «общение» учащегося с проектной разработкой на уровни зрительных образов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диалоговые графические системы как средство информации процессов пространственного моделирования проектной деятельности на уроках географии »
Диалоговые графические системы как средство информации процессов пространственного моделирования проектной деятельности на уроках географии.
Учитель географии 1 категории МБОУ СОШ №25 г.Шахты Кондратюк Людмила Николаевна
Активность образного мышления учащегося глубина его пространственных представлений и эффективность проектного поиска во многом определяется тем, на сколько развернут в предметном плане процесс оперирования пространственной модели, т. е. на сколько он объективизирован, какие стадии, этапы качественных преобразований претерпевает исходная пространственная модель, трансформируясь в конечный результат. Важно также насколько рабочая модель учащегося на каждом этапе является наглядной и «полной» исходя из образных, визуальных характеристик разрабатываемой формы. Современные компьютерные технологии позволяют учащемуся использовать новое высокоэффективное средство активизации его проектного творчества. Основу технической части систем составляют пакеты прикладных программ, а также интерактивные устройства ввода – вывода информации, обеспечивающие «общение» учащегося с проектной разработкой на уровни зрительных образов.
Воздействие таких систем на структуру и содержание процессов пространственного моделирования обуславливается, определяется, прежде всего, не ограниченными возможностями визуализации (опредмечивания пространственных представлений учащегося) и возможностями динамического преобразования параметров и характеристик проекта. Особенности опредмечивания пространственных представлений учащегося в ходе проектного поиска определяются, в свою очередь, емкостью географических моделей в отображении морфологических свойств, проектируемого объекта и составом применяемых пространственных моделей, отражающие различные уровни и задачи проектной разработки.
Современная компьютерная графика обеспечивает следующие уровни емкости пространственных моделей.
А.Линейные чертежи и каркасные модели – низший уровень отображения морфологических характеристик пространственной формы.
Б.Монолитные модели и теневые представления. На ряду со свойствами предыдущей модели они передают светотональную гамму пространственной формы, что оказывает влияние на эффект «объемности» и «трехмерности» их восприятия рассматриваемого объекта. Эффекта «объемного» изображения можно достичь разными вариантами «освещения» проекта.
Возможно моделирования цвета природных и искусственных материалов.
Г.Машинная мультипликация - отражает более высокий уровень представления пространственных форм. Сочетания в себе все преимущества предыдущих форм пространственного моделирования, машинная мультипликация ввода в него фактор времени, обеспечивая тем самым динамичность и наглядность становления проектного замысла. Процесс динамических преобразований пространственной формы в машинной мультипликации реализуется путем разработки серии изображений, из которых монтируется «пространственное действие».
Процесс пространственного моделирования в компьютерной графике обеспечивается комплексом графических моделей, в который входят:
Ортогональные проекции – отражают уровень визуализации пространства исходя из его характеристик. Однако они обладают довольно высокой степенью наглядностью в передачи истинной «геометрии» пространства, что важно при использовании их в проектной разработке.
Перспектива – уровень опредмечивания пространственных направлений, где восприятие предметов достаточно близко зрительному восприятию человека. Это делает данный вид визуальных моделей эффективным средством при решении композиционных задач.
Интерактивные методы (это процедуры взаимодействия пользователя с компонентами графической системы в реальном масштабе времени и на уровне зрительных образов) управление аппаратом проецирования в системах компьютерной графике позволяют решать целый комплекс проектных задач, неразрывно связанных с учётом различных пространственно- временных условий зрительного восприятия проектируемых объектов.
Динамика моделирования условий визуального восприятия обеспечивается оперативным заданием и преобразованием таких характеристик, как дистанция и зоны восприятия, скорость движения, время наблюдения и т.д.
Благодаря процедурам динамического управления точкой зрения система компьютерной графики моделирует все желаемые «перемещения» учащегося в проектируемом пространстве.
На положении аппарата проецирования в пространстве практически нет никаких ограничений. Глубину визуального анализа, достигаемую при этом, характеризует возможность в процессе проектирования с использованием средств компьютерной графики осуществлять все те перемещения, которые не доступны человеку даже в естественных условиях. Для повышения эффективности процесса целесообразно заранее задать маршрут движения в пространстве и, используя процедуры управляемого перемещения по заданным территориям просматривать необходимые участки.
Активно использовать системы в процессах проектирования позволяет также динамическое манипулирование различными параметрами проектируемой формы. Динамика преобразований обеспечивается на любом из описанных выше уровней визуализации пространственных представлений. В общем случае это могут быть:
- компьютерные процедуры динамического размещения объектов в трёхмерном пространстве;
-компьютерные методы динамичной компоновки и трансформации объёмных элементов и их поверхностей;
- приёмы динамического преобразования светотеневой структуры изображения, цветотональной гаммы пространства, пластики поверхностей и т.п.
Описанные моделирующие возможности современных компьютерных программ могут служить объективным условием развития и обогащения пространственных представлений учащегося о проекте, «оживление» процессов её разработки. В то же время необходимо отметить, что система в географии проектной деятельности всего лишь средство, для образования.
Для успешного использования компьютерной графики в проектной деятельности учащегося и при формировании композиционного мышления будущих членов взрослого общества требуется не только отчётливое понимание возможностей и знания области их применения, но и то, как должен быть организован сам процесс деятельности с этими средствами.