Авторский учебный задачник
«Малыш и Карлсон в гостях у географии »
Работу выполнила - Мороз Светлана Анатольевна
учитель географии
МБОУ Верхнеобливская оош
Тацинский район
Ростовская область
2014 год
Методические рекомендации по использованию предоставленных заданий
Представленные задания составлены с учетом действующих программ и учебников по географии для 6 класса. Они предназначены для осуществления контроля знаний учащихся. В заданиях проверяется знания и умения учащихся. Они составлены таким образом, чтобы можно было проверить усвоение содержания тем, есть вопросы, где требуется воспроизвести знания, где необходимо применить знания в новой ситуации.
Задача № 1.
«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья. Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо - Карлсон, который живет на крыше, и одно это уже необыкновенно».
В какой стране находится г. Стокгольм?
Определите координаты и обозначьте на контурной карте Стокгольм.
Имеется ли на Земле точки, для определения географического положения, которых достаточно только одной координаты?
Задача № 2.
Карлсон большой любитель путешествовать. Он решил отправиться из Стокгольма в Москву.
По карте определите расстояние от Стокгольма до Москвы.
Определите координаты и обозначьте на контурной карте Москву.
Какие географические объекты он увидел во время путешествия?
Какой город расположен восточнее — Стокгольм или Москва.
Докажите правильность своего ответа.
Как велико расстояние от Москвы до ближайшего моря?
Задача № 3
«Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на крыше. По вечерам он сидит на крылечке, да глядит на звёзды. С крыши, разумеется, звёзды видны лучше, чем из окон».
Как можно ориентироваться по звездам?
Какая из звезд созвездия Малой Медведицы никогда не меняет своего
положения на небосклоне?
Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от домов?
Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг?
Задача № 4
Карлсон предложил Малышу пойти в поход. Ранней весной они отправились за город. Слева на склоне балки, по которой проходило шоссе, местами лежал снег, а справа его уже не было. Определите: на запад или на восток двигались Малыш и Карлсон, если известно, что шоссе тянулось с востока на запад?
За какое время Малыш и Карлсон прошли путь, если они двигались со скоростью 4 км/ч?
Маршрут друзей на карте масштаба 1:50000 (в 1 см – 500 м) изображён линией длиной 16 см.
Задача № 5
«Настало лето. Занятия в школе кончились, и Малыша собирались отправить в деревню». И Карлсон вновь позвал его в поход. Малыш и Карлсон вышли из города. Пройдя по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, зашли в смешанный лес. Узкая тропинка привела их на перепутье, откуда направо шла просека, ведущая к домику лесника, налево – пешеходная тропа к болоту, а прямо – улучшенная грунтовая дорога к роднику.
Изобразите путь Малыша и Карлсона условными знаками.
В каком направлении двигались друзья, если Полярную звезду они видели справа от себя?
Как будет по – арабски «направление»?
Задача № 6
Карлсон предложил Малышу разыскать клад, который закопали пираты. Он показал записку следующего содержания: «Встань у одинокого дуба на лугу. Иди на север через еловый лес, выйдя к реке, перейдите ее по деревянному мосту. Поверните на северо – восток дойдите до оврага. Здесь передохните, попейте воды из родника. Далее двигайтесь на восток до болота, подойдите к заброшенному колодцу. Встаньте у колодца лицом на юг и отсчитайте 15 шагов. Здесь и копайте. Желаем удачи!»
Замените подчеркнутые в тексте слова соответствующими им условными знаками.
Задача № 7
«Под заметкой о Карлсоне была напечатана фотография огромной белого парохода, который прибыл с туристами в Стокгольм и стоял теперь на якоре в Стремене. Малыш долго глядел на снимок - белый пароход был невероятно красив! Как Малышу захотелось подняться на борт этого прекрасного корабля и уплыть куда-нибудь далеко-далеко!»
Карлсон и Малыш совершили путешествие из Европы в Новую Зеландию. Определите местоположение и географические координаты точек, где побывали друзья.
Географический пункт | Расположение | Географические координаты |
Мыс Рока | | |
Рио-де-Жанейро | | |
Мыс Горн | | |
Остров Пасхи | | |
Веллингтон | | |
Задача № 8
« О, как долго ждал Малыш своего дня рождения! Почти с того дня, как ему исполнилось семь. Карлсон поздравил Малыша. — Ну, а теперь я хочу немного поиграть, — сказал Карлсон минуту спустя». Игра эта была такой интересной, что Малыш даже представить себе не мог ничего более увлекательного. Он достал план местности и стал задавать вопросы Малышу.
А вы сможете ответить на них.
| По плану местности укажите: А) Укажите крутой склон холма Б) У какого селения самая высокая точка местности В) В каком направление от п. Юбилейный расположен карьер? кленовая роща? Г) С какой точки лучше всего просматривается местность? Д) Измерьте расстояние от школы до спортивной площадки в поселке Азарово по прямой. Е) Почтальон ехал из поселка Анино к дому лесника на велосипеде. В каком направление (туда или обратно ) ему было легче ехать и почему? Ж) Расстояние между пунктами на изображении масштаба 1:100 составляет 5 см, каково расстояние между этими пунктами на местности и в километрах? Это карта или план? |
Задача № 9
Малыш предложил Карлсону свою загадку. « Только что по рации нам передали срочную информацию – разыскивается «опасный преступник». Особые приметы: коварен; может быть лёгким и приятным в общении, особенно в жаркий день; в гневе, опасен, может срывать не только головные уборы с прохожих, но и вырывать с корнем деревья и разрушать дома; его гнев, коварство и сила измеряются в баллах по шкале Бофорта; место работы часто меняет, когда – то это были мельницы, в настоящее время предпочитает вращать турбины».
Определите, о чём речь?
| Карлсон живет на крыше дома. Какова высота этого дома, если давление на первом этаже 763 мм. рт. ст., а на крыше дома 753 мм. рт. ст. |
Задача № 10.
Задача № 11.
«Карлсон -- это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе».
Уральские горы, Кордильеры, Анды, Гималаи – это лишь несколько гор, на которых побывал Карлсон. Определите атмосферное давление на вершинах этих гор, если у подножья гор атмосферное давление воздуха - 760 мм. рт. ст. На вершине каких гор атмосферное давление наименьшее? Назовите вершины гор. Определите высоту вершин, координаты указанных гор.
Задача № 12.
Во время путешествия на привале на одной из высоких вершин Малыш и Карлсон были удивлены тем, что у них долго не варился картофель, несмотря на то, что вода в котле кипела. Картофель, пробыв долго в кипящей воде, оставался твердым.
Чем объясняется это явление?
Задача №13
« Тут послышался шум мотора, и в комнату влетел Карлсон. - Ну и история со мной приключилась! - воскликнул он. - Решительно все надо самому держать в голове: если что забудешь - конец, рассчитывать не на кого!»
| Карлсон делился своими впечатлениями о путешествиях. Он утверждал: что, Кордильеры протянулись вдоль восточного побережья Северного Америки, в Гималаях расположена самая высокая горная вершина мира, а Эльбрус – самая высокая вершина Уральских гор. Помогите Карлсону исправить ошибки. |
Задача № 14
«Карлсон захихикал. - Вы запихали вот этого дяденьку в ящик только для того, чтобы он вам рассказывал, какая завтра будет погода... С тем же успехом вы можете и меня спросить!.. Будет гром, и дождь, и град, и буря, и землетрясение - теперь ты доволен?
Назовите осадки, которые назвал Карлсон?
Что такое погода? Назовите основные элементы походы.
Какие сведения необходимо иметь для составления прогноза погода?
Кто такой синоптик?
Сравните Стокгольм и Москву по количеству и характеру осадков, выпадающих за год.
Перистые облака быстро двигались с западной стороны неба. Затем небо стало медленно затягивать прозрачная вуаль слоистых облаков. Крупные цветки белых кувшинок, до этого красовавшиеся на поверхности озера, дружно закрылись. Какие изменения погоды следует ожидать?
Задача №15
« - Вдоль побережья Нурланда завтра ожидается буря с дождем, - сказал "лесовик" в телевизоре». - Не забудь сказать про землетрясение! Бедные нурландцы, ну и погодку он им пророчит, не позавидуешь! Но, с другой стороны, пусть радуются, что у них будет хоть какая-нибудь. Подумай, что было бы, если бы им пришлось обходиться вообще без погоды».
Что такое землетрясение?
Назовите специалиста, который предсказывает землетрясения.
Какая наука, изучает колебания земной коры.
Где на Земле чаще всего случаются землетрясения и почему?
Задача № 16
«Карлсон был готов к полету. Он нажал кнопку на животе, и мотор загудел. - Залезай скорее мне на плечи, - крикнул Карлсон, - мы сейчас взлетим! И правда, они вылетели из окна и набрали высоту».
Карлсон и Малыш решили совершить кругосветное путешествие.
Какое кругосветное путешествие короче: по 60-й параллели или по экватору?
Будет ли путешествие от полюса к полюсу по 30 – му меридиану короче, чем по 60 - му?
Задача № 17
«Ну, а теперь я хочу немного поразвлечься, - сказал Карлсон минуту спустя. - Давай побегаем по крышам и там уж сообразим, чем заняться».
Малыш и Карлсон вышли во двор. Решили поиграть. Если встать лицом на запад, то восток окажется у нас слева - сказал Карлсон. Прав ли он?
Задача №18.
«Между небом и землей существует более тесная связь, чем обычно думают, вот что я понял сегодня ночью, - сказал Карлсон серьезно».
Почему воздух, окружающий Землю, не уходит в открытый космос?
Что такое озоновый слой атмосферы и почему так опасно его разрушение для Земли?
В каких слоях атмосферы возникают северные сияния?
Задача №19
Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. Затем он прибавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт.
В городе температура воздуха + 20 0 С. Определите высоту, на которой летит Карлсон , если температура воздуха на этой высоте - + 1 0 С.
Вопрос для любознательных.
Назовите самое короткое название места — оно расположено и в Швеции и в Норвегии. На скандинавских языках означает «река».
Используемая литература:
1.Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
2.Учебник географии для 6 класса.
3.Картинки из сети Интернет.