Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности слабослышащих учащихся на уроках географии»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ».
Учитель географии :
Горячева Мария Александровна
2019 год
Содержание
1. Введение …………………………………………………………….3
2. Цели и задачи активизации познавательной деятельности…………..5
3. Методы активизация познавательной деятельности…………………6
учащихся на уроках.
4. Заключение 18
5. Литература 20
Ученик на уроке устает не от деятельности ,
а от ее однообразия.
К.Д. Ушинский
1. Введение
Главным направлением развитие средней школы является повышение качества образования.
Урок есть и остается основной формой получения учащимися знаний. Главную роль здесь должна выполнять - активизация познавательной деятельности учащихся.Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на любом этапе каждого урока, употребляя для этого различные методы, формы : дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, использования ИКТ и другие методы и приемы для активизации деятельности учащихся. Одна из главных проблем – низкая учебная мотивация школьников. Значительная часть учащихся не хочет и не любит учиться. Одна из главных причин потеря интереса к учебе. Из моего опыта работы могу сказать, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
В настоящее время в сфере образования действует федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу новых стандартов положена Программа развития универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, направлена на то, чтобы научить ученика самостоятельности, умению учиться и получать большую часть знаний по своей инициативе[1].А для этого нужно активизировать познавательную деятельность обучающихся. В отечественной педагогике основополагающий вклад в исследование проблем познавательной деятельности учащихся внесли работы психологов и педагогов: Г.И. Щукиной , Т.И. Шамовой, С.Н. Ярошенко.В их трудах раскрыта решающая роль познавательной деятельности в развитии мышления и способностей школьников, обоснованы возможность и необходимость обучения учеников приемам умственной деятельности, выявлена взаимосвязь обучения, воспитания и развития .Существует три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая [3].
Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения [4].
Познавательные универсальные учебные действия имеют следующую структуру:
- общеучебные действия – умение поставить учебную задачу, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
- логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
- постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ решения.
Как того отмечается в работе Г.И. Щукиной «Формирование познавательных интересов учащихся» [2], познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодых поколений к жизни.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Цель: активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через использование нетрадиционных методов обучения.
распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Актуальность:
Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Новизна: Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил.
Практическая значимость:
В последние годы наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности. Работа над проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
3. Методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
Существуют большое количество разнообразных методов активизации познавательной деятельности на уроках. Я стараюсь использовать их на своей работе на любом этапе урока. Нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков. Всегда стараюсь как больше разнообразить урок применяя различные типы и формы работы.
1.Создание проблемных ситуаций
«В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема»
(М.Н. Махмутов)
Согласно словарю русского языка ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Проблемные задания как правило возникают из опыта и потребностей самих учеников. Возникновения вопроса на который ответ достигается различными путями.
В решении проблем учащимися можно выделить следующие этапы:
- осознание проблемы,
- формулирование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- общий вывод.
Проблемная ситуация может создаваться на различных этапах урока. Элементы проблемного обучения использую начиная с начального курса географии. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так. В начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»
-Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, выпадет меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары?
-Австралия единственный материк на котором нет действующих вулканов и оледенения. Почему?
-В чём причина своеобразия органического мира Австралии? Почему именно в Австралии много эндемиков.
-Ее так много -ее так мало –о проблемах пресной воды.
- Метод алгоритмизированного обучения.
Ребята даются алгоритмы для выполнения различных заданий или решения расчётных задач, но бывают и случаи когда дети самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.
- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).
- Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.
- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
При обучении школьников большое значение имеет применение ИКТ, использования которого- сделать этот процесс интересным и увлекательным.
Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся.
При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.
Большое значение, например, имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, надо естественно подводить учащихся к необходимости изучения материала урока.
Кроме того, учитель должен попытаться вызвать у учащихся интерес к теме: привести интересные факты, связанные с историей установления закона; показать опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения и т.д. Перед объяснением учитель должен вместе с учениками не только назвать и записать тему урока, но и определить цели и задачи (познавательные), которые на данном уроке будут решаться.
При организации учебной деятельности учащихся, направленной на решение творческих задач на уроках химии, целесообразно применять групповые формы работы, которые создают атмосферу творческого сотрудничества между учителем и учеником и учащимися в группах между собой. При коллективном решении задач реализуются все интеллектуальные возможности членов группы.
Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Можно выделить ролевые игры (КВН, уроки-суды, викторины) и игры-тренажеры они более просты в реализации (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.)
Дидактические игры:
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.
Я привожу примеры некоторых игровых моментов, которые очень часто использую на своих уроках в 6- 7 классах.
«Снежный ком»
В 6-м классе при изучении темы «Внутренние воды», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я использую следующую цепочку вопросов:
1. Кто из вас летом бывал на озере Байкал?
2. Кто хоть раз был на море?
3. Кто любит прогулки в дождь?
4. Кто пил когда-нибудь воду из источника?
5. Кто любит минеральную воду?
6. И, наконец, кто любит лимонад?
Какого понятия касаются все вопросы?
«Найди меня »
Для проверки или закрепления знаний по теме «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
1. 59 с.ш. 11 в.д. Осло
2. 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран
3. 13 ю.ш. 76 з.д Лима
4. 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск
5. с.ш. 115 в.д. Чита
6. 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк
7. 46 с.ш. 75 з.д. Оттава
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.
«Лото»
Этап урока: проверка домашнего задания.
Для использования этого методического приёма необходима предварительная подготовка. На листе плотной бумаги или на картоне большими буквами записывают формулы (условные знаки, словарные слова и т.д.), которые были изучены на предыдущих уроках. Затем лист бумаги разрезают так, чтобы на каждой части бумаги остались отдельные цифры, буквы, географические знаки. Разрезанные части лото ((в двух экземплярах) перемешивают на столе. Учитель вызывает двух учеников к столу и предлагает составить формулы (слова). Побеждает тот, кто это сделает быстрее и правильнее.
Этот приём подходит и для индивидуальной работы (тихого опроса). Положите на стол перед учеником, который по определённым причинам стесняется отвечать при всех, лото и попросите собрать его за определённое время. Тем самым вы проверите его знания.
«Слова в словах»
Учитель пишет на доске географическое название, например: "Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова "Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
«Пароль»
Данную игру можно использовать как в начале урока, так и при его завершении. Прежде чем сесть на свои места учащиеся должны назвать «пароль». В зависимости от пройденных тем это могут быть республики РФ и их столицы, страны мира и их столицы, названия морей, островов и т.д. По окончании урока учащиеся должны назвать «пароль», чтобы выйти из класса.
«Белая ворона»
Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.
Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.
«По морям, по волнам!» (под музыку)
Учащиеся передают бумажный кораблик друг другу; когда музыка останавливается, ученик, у которого оказался кораблик, должен назвать и показать объект географической номенклатуры Мирового океана.
«Да и нет»
Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что «это» находится в Африке. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
«Флюгер»
Применяется при изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу( т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся. «Штиль». Все стоят спокойно.
«Паутина»
Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.
«Казаки-разбойники»
Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.
«Правильно отбери»
Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.
«Крокодил»
Суть игры в следующем: надо объяснить какой-либо термин без слов, жестами, а остальные должны этот термин угадать. Как правило, использование данного приёма вызывает положительные эмоции у учащихся, а эмоционально окрашенные моменты запоминаются всегда лучше. Этот приём можно использовать при организации физкультминуток.
«Поиск общего»
Даются два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их признаков. Например: п-ов Калифорния –г. Волгоград. На первый взгляд ничего общего между ними нет. Но при более тщательном размышлении можно найти несколько общих признаков:
1. Оба лежат в Северном полушарии.
2.Среднегодовое количество осадков от 300 до 400мм.
3.И в том и в другом слове по одной букве «А», «Л», «Р».
4. И то и другое является сушей. Как показывает практика нечто общее можно найти практически у любой пары объектов. Лучше это задание давать в виде соревнования на время. Это хорошая гимнастика для ума.
“Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Угадай” и т.д. . «Третий лишний» - игра предусматривает тренировку умения учащихся
выделять лишнее в группе слов слово и объяснять причины такого выделения. Спрашиваю, какое из этих понятий лишнее. учащиеся определяют лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.
А) Кто лишний (пингвин – житель Антарктиды)
Б) Тибет, Гималаи, Кордильеры, Джомолунгма, Кавказ (Джомолунгма – отдельная гора)
В) Каспийское море, Чёрное море, Средиземное море, Саргассово море (Каспийское море – озеро)
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.
Творческие работы
Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление кроссвордов, изготовление аппликаций, сообщения, доклады, презентации и т.д.
Использование на уроке дополнительной литературы
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.
При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.
Буря мглою небо кроем, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
При объяснении темы Северный Кавказ.8 класс
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной.
При объяснении темы Реки России.8 класс.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
М.Лермонтов
По теме «Биосфера и человек» мотивирует следующая сказка.
Сказка о Земле. Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аэра подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Феи Флора и Фауна подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.
Помогает усвоению материала на уроках составлению таблиц (большой материал можно компактно уложить в таблице), схем, кластеров, рисунков.
Работа с картой
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2).
Проектная деятельность
Еще хочу поделиться опытом проектной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Со временем идея метода проектов изменилось. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Индивидуальный итоговый проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
План выполнения проектной работы:
Тема.
Цель исследования.
Гипотеза.
Задачи исследования.
Актуальность темы.
Методы исследования.
Собственные данные, полученные при исследовании.
Выводы (по задачам)
Заключение.
Список литературы.
В этом году из учащихся 9 х классов 28 учеников выбрали итоговые проекты по географии .Темы самые разнообразные начиная с демографической ситуации в школе до глобального потепления.
4.Заключение
Каждый учитель в своей педагогической деятельности при накоплении опыта работы может сделать обобщающие выводы и дать различные рекомендации по этому вопросу. Успех в работе по активизации познавательной деятельности, будет зависит от того в какой мере учитель может заинтересовать ученика на любом этапе урока.
Активизация познавательной деятельности в обучении географии, у учеников позволяет достигнуть следующих результатов: пробудить интерес к предмету, формировать мышление, выполнять задания исследовательского характера, развивать коммуникативные способности, работать с дополнительной литературой.
Рекомендации:
Для решения задачи активизации познавательной деятельности учащихся нужны различные методы и формы обучения, чтобы они не столько получали готовые знания, но и с большим интересом самостоятельно добывали их.
Задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Ещё Н.А. Добролюбов призывал «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям»,потому что «когда занимаются с охотой, то дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-за палки».
Выводы:
1. Только стимулируя, познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к географии;
2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;
3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по предметам.
4. Методическое мастерство учителя должно стимулировать процесс обучения. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.
5.Литература
Библиографический список:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:отдействий к мысли: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.
2. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся. – М.: