kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптационная программа элективного курса "Основы геоэкологии" ( 11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптационная программа разработана на базе элективного курса авторов Кочурова Б. И., Винокуровой Н. Ф. для обучающихся 11 классов, расчитана на 34 часа. В программе представлено содержание разделов, тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии оценивания, варианты проведения занятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационная программа элективного курса "Основы геоэкологии" ( 11 класс)»

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»











Адаптационная программа

«Основы геоэкологии»

по географии

для 11 класса

количество часов - 34 часа


учитель: Победаш Ольга Валерьевна

первая квалификационная категория

































2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Адаптационная программа разработана на базе программы элективных курсов авторов Кочурова Б. И., Винокуровой Н. Ф.. из сборника программ элективных курсов составителя Винокуровой Н.Ф.издательства «Дрофа» 2008 г.-96 с. В программу изменения не внесены.

Цель курса:

Становление эколого-гуманистического мировоззрения учащихся на основе развития системы знаний о пространственно-временных особенностях взаимодействия человека и природы, формирования важнейших черт экологического мышления, признания универсальной ценности и самоценности природы и ответственности за сохранение природных основ жизни в настоящем и будущем.

Задачи курса:

  • обобщить знания учащихся о современных ландшафтах, экологических проблемах и ситуациях на основе культурно-исторического, системно-средового, прогностического и гуманистических подходов;

  • развивать методологические знания о различных способах познания, в том числе методах научного изучения, оценки, моделирования и прогнозирования реальных экологических ситуаций различного территориального уровня;

  • формировать экологический стиль мышления и ценностного отношения к реальному природно-социальному окружению;

  • развивать у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.

Общая характеристика курса

В настоящее время геоэкология становится дисциплиной высоко интегрированной, объединяющей в себе концепции естественных и гуманитарных наук и с успехом использующей их в практической деятельности человека. В ней отчетливо видно сочетание и взаимосвязь естественнонаучной и социальной (экономической и политической) проблематики, без чего невозможно эффективно решить многие критические ситуации современности. В то же время геоэкология, оставаясь прежде всего интегрированной естественной наукой, требует к себе акцентированного внимания.

Геоэкология изучает Землю как глобальную экологическую систему. Кроме получения специальных знаний, при изучении дисциплины «Геоэкология» формируется междисциплинарный подход к явлениям материальной действительности, т.к. в их основе лежат экологические и биологические законы и закономерности. Она является теоретической основой рационального природопользования и управления развитием экосистем, биосферы.

Актуальность введения курса "Геоэкология " в учебный план школы в 11 классах связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей среде. В отличие от биологических организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окружающей человека среды. К тому же «гео­экология» - это наука, изучающая природу и деятельность человека в ком­плексе, во взаимосвязи и взаимодействии, в отличии от других экологического содержания курсов или модулей.

Кроме этого изучение геоэкологии предусмотрено минимумом содержания федерального компонента образовательного стандарта профильного уровня.

Место курса в учебном плане

Программа элективного курса профильной подготовки « Основы геоэкологии» предназначена для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 34 часа в год.

Итоговая форма контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся, результаты выполнения исследований.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания или защита реферата.



Содержание разделов и тем учебного курса.


Введение. (2 часа)

Что изучает геоэкология? Геоэкология как наука о пространственно-временных особенностях изучения общества и природы. Геоэкология и культура. Методы геоэкологических исследований.

Раздел I. Теоретические основы геоэкологии (8 часов)

Тема 1. История формирования геоэкологических взглядов. Практическая работа. Эволюция геоэкологических взглядов от Платона до наших дней.

Тема 2. Возникновение геоэкологических проблем. Происхождение название «геоэкология», соотношение географии и экологии в геоэкологических исследованиях. Системный характергеоэкологических проблем.

Тема 3. Численность населения как фактор геоэкологических изменений. Потребление природных ресурсов и его временная и пространственная динамика. Практическая работа. Анализ динамики земельного фонда планеты и численности населения Земли за последнии 100 лет.

Тема 4. Влияние деятельности человека на земные оболочки. Антропогенное изменение климата и его последствия. Деградация озонового слоя. Кислотные осадки. Воды суши и их изменения под влиянием человека. Загрязнения поверностных и подземных вод. Загрязнение вод мирового океана и истощение биологических ресурсов. Дефецит водных ресурсов и проблема качества воды. Современные ландшафты мира. Обезлесенье. Опустынивание. Сокращение биологического разнообразия. Сеть охраняемых территорий и экологический каркас. Здоровье населения как критерий состояния природной среды.

Раздел II Природопользование (8 часов)

Тема 1 Виды природопользования в прошлом и настоящем

Понятие «природопользование». Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы, кризисы и катастрофы как проявление нерационального природопользования на различных этапах взаимоотношений человека и природы.

Тема 2 Современные проблемы природопользования

Экологические проблемы ресурсного природопользования и идея ресурсных циклов. Экологические проблемы энергетики. Проблемы лесопользования. Городская среда и экологические проблемы городов.

Тема 3 Природопользование: от природопокорения к устойчивому развитию

Антропогенные нагрузки и нормы. Экологическое воспитание. Экологические ценности и ответственность. Понятие устойчивого(самоподдерживающего) развития. Принципы и направления устойчивого развития.

Раздел III Экологические ситуации (10 часов)

Тема 1 Понятие, критерии и виды экологических ситуаций и проблем

Тема 2 Экологические ситуации в России

. Природа России и ее роль в поддержании экологического равновесия. Леса – регуляторы состояния атмосферы. Реки и озера одни из самых больших резервуаров пресной воды. Современное состояние окружающей среды на территории России. Предпосылки возникновения главных геоэкологических проблем на территории России. Объекты всемирного природного и культурного наследия на территории России. Зональные особенности антропогенного воздействия на природную среду России. Аридные территории: антропогенное опустынивание. Виды загрязнения природной среды. Радиационное загрязнение и его последствия. Загрязнение водной и воздушной среды.

Тема 3 Экологические ситуации в мире

Поляризация экологических ситуаций и проблем мира. Понятие о природно-социальных проблемах человечества и их взаимосвязи. Экологические ситуации в развитых и развивающихся странах. Глобальная экологическая ситуация. Международная деятельность по решению глобальных экологических проблем.

Раздел IV На пути к устойчивому развитию (6 часов)

Тема 1 Что такое устойчивое развитие?

История становления представлений об устойчивом развитии. Принципы устойчивого развития. Особо охраняемые природные территории их роль в достижении устойчивого развития.

Тема 2 Современный гуманизм и экологическая этика

Экология человека как наука и круг её проблем. Восприятие человеком окружающей среды. Основы биосферной этики.

Тема 3 Образование для устойчивого развития

Экологическая культура и её особенности. Что может сделать каждый для устойчивого развития?



Учебно-тематический план

№ п.\п.

Название темы занятий

Количество часов

1

Введение (2 часа)Что изучает геоэкология?

1

2

Методы геоэкологических исследований.

1

3

Раздел I. Теоретические основы геоэкологии ( 8 часов )

История формирования геоэкологических взглядов

1

4

Эволюция геоэкологических взглядов отплатона до наших дней.

1

5

Системный характер геоэкологических проблем.

1

6

Соотношение географии и экологии в геоэкологических исследованиях.

1

7

Численность населения как фактор геоэкологических изменений.

1

8

Потребление природных ресурсов.

1

9

Влияние деятельности человека на земные оболочки.

1

10

Здоровье человека как критерий состояния природной среды.

1

11

Раздел II. Природопользование (8 часов)

Понятие «природопользование»

1

12

Проявления нерационального природопользования.

1

13

Экологические проблемы ресурсного природопользования

1

14

Природоохранные проблемы

1

15

Антропогенные нагрузки и нормы.

1

16

Экологическое воспитание.

1

17

Экологические ценности и ответственность.

1

18

Понятие устойчивого развития.

1

19

Раздел III. Экологические ситуации( 10часов)

Понятие экологической ситуации.

1

20

Классификация экологических ситуаций.

1

21

Экологическая ситуация в России: прошлое и настоящее.

1

22

Острые экологические ситуации.

1

23

Зоны экологического бедствия.

1

24

Инновационные экологически ориентированные проекты.

1

25

Поляризация экологических ситуаций и проблем мира.

1

26

Экологические ситуации в развитых и развивающихся странах мира.

1

27

Глобальная экологическая ситуация.

1

28

Международная деятельность по решению глобальных экологических проблем.

1

29

Раздел IV. На пути к устойчивому развитию ( 6 часов)

История становления представлений об устойчивом развитии.

1

30

Роль ООТ в достижении устойчивого развития

1

31

Экология человека как наука и круг её проблем.

1

32

Гуманизация отношений человека и природы.

1

33

Экологическое образование в России.

1

34

Что может сделать каждый для устойчивого развития?

1

Итого 34 часа

Требования к уровню подготовки обучающихся

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

– методические и теоретические основы глобальной и региональной геоэкологии; – основные глобальные и региональные экологические проблемы; – критерии оценки экологического состояния; – классификацию экологических состояний и ситуаций; – основные методы проведения геоэкологических исследований

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

– анализировать факторы антропогенного воздействия и рассчитывать антропогенную нагрузку на глобальном и региональном уровнях; – оценивать антропогенные изменения экосферы и региональных территорий; – использовать основные экологические критерии для оценки экологического состояния геоэкосистем разного уровня; – на основе полученных знаний студент должен уметь самостоятельно собрать необходимую информацию об экологическом состоянии территории регионального и локального уровня, дать анализ и оценку этого состояния, обосновать пути оптимизации функционирования геоэкосистем в условиях данной геоэкологической ситуации.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений обучающихся осуществляется в форме ИКТ-заданий, защиты проектов.

Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

 Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.





Перечень учебно-методического обеспечения курса

Основная литература

1. Иркутсковедение: Учебник для общеобразовательных учреждений /

Иркутск: Издательство БелГУ, 2010. –

2. Голдьдфарб С.Иркутск.- Иркутск.- 2007

3. Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в Ирк. области

4. Ерёмина О.А. Экология и здоровье: викторина для 10-х классов/ О.А.Ерёмина, Биология 1 сентября: газ. 2001. - №7.

5. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России/ Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. - М.: АО МДС, 1996.

6.Розанов.-Экология-географи. Словарь-справочник, 2002

7. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу /Биология в школе/ В.А. Самкова. – 2002. – № 3. – С. 12-14.

8. . Савельев С.И., Карасева Л.Н., Голованова Е.А., Ватажицина С.С.

Проблемы экологической безопасности окружающей среды и пути их решения // Региональные и гигиенические проблемы и стратегия охраны здоровья населения: Научные труды Федерального научного центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, вып. 10. – Старый Оскол, 2004. – С. 188-192.

Дополнительная литература

1.Интернет-ресурсы http:// wiki web.ru/ wiki/ Геоэкология

2. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. М.: Академия. 2003.



Перечень материально-технического обеспечения курса

Учебное и компьютерное оборудование:

Технические средства:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедиа проектор.

  3. Экран.

Диски:

  1. CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

  2. CD«Мастер-класс учителя географии 10 класс, «ПЛАНЕТА»,2013 г.

  3. CD Библиотека наглядных пособий, 6-10 классы, Москва, 2005 г.



Календарно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Форма оганизации занятия

Виды контро

ля

Дата

Корректиров

ка

теория

практика


1

Введение

2


беседа


01.09

08.09


2

Раздел I. Теоретические основы геоэкологии ( 8 часов )




Тема 1. История формирования геоэкологических взглядов

1

1

Лекция


Самос

тоятельная работа

15.09

22.09



Тема 2. Возникновение геоэкологических проблем.

1

1

беседа

мини-доклад

29.09

06.10



Тема 3. Численность населения как фактор геоэкологических изменений

1

1

Лекция, практикум


13.10

20.10



Тема 4. Влияние деятельности человека на земные оболочки.


2

конференция

Рефе

рат

27.10

10.11


3

Раздел II. Природопользование (8 часов)




Тема1.Виды природопользования в прошлом и настоящем

2


Урок-лекция

Проект

17.11

24.11



Тема 2 Современные проблемы природопользования


2


семинар

сообщения

01.12

08.12



Тема 3 Природопользование: от природопокорения к устойчивому развитию

2

2

Семинар, практикум

проект

15.12

22.12

29.12

12.01


4

Раздел III. Экологические ситуации( 10часов)




Тема 1 Понятие, критерии и виды экологических ситуаций и проблем

1

1

Лекция


Рефе

рат

19.01

26.01



Тема 2 Экологические ситуации в России

2

2

Игра-практикум

Самос

тоятельная работа

02.02

09.02

16.02

26.02




Тема 3 Экологические ситуации в мире

1

3

Решение задач

зачет

02.03

09.03

16.03

30.03


5

Раздел IV. На пути к устойчивому развитию ( 6 часов) зачет




Тема 1. Что такое устойчивое развитие?



1

1

Игра-практикум

проект

06.04

13.04



Тема 2 Современный гуманизм и экологическая этика

1

1

Круглый стол

Творческая работа

20.04

27.04



Тема 3 Образование для устойчивого развития

2


лекция


04.05

18.05




Примерный вариант занятий по курсу

Лекция 1. Тема: Что изучает геоэкология?

План лекции:

Междисциплинарный, системный подход к изучению проблем геоэкологии. Основные понятия геоэкологии: окружающая среда, природная среда, геосфера, экосфера, географическая оболочка, геологическая среда, ноосфера, техносфера, социосфера. Биосфера и ноосфера. Геосистема. Эволюция представлений о понятиях «экология» и «геоэкология». Отношение человека к природе в разные исторические эпохи. Основные типы хозяйствования человека в историческом аспекте. Этапы усложнения взаимоотношений человека и природной среды. Современные концепции о взаимодействии природы и общества. Современная трактовка актуальных проблем.

Основные понятия и положения:

Термин геоэкология впервые использовал немецкий географ К.Тролль в 1939г. применительно к изучению ландшафтов. В отечественную науку его в 1970 г ввел В.Б.Сочава в рамках того же ландшафтно-экологического подхода.

Разночтения о родовой принадлежности ГЭ связаны с разграничением сфер влияния и объектов исследования геологии, географии и почвоведения.

По В.В.Денисову (2002), наиболее правильным выходом из спорной ситуации может быть трактовка геоэкологии как экологической (природно-антропогенной) географии. Определение Денисова: Экологическая география является междисциплинарной наукой, широко опирающейся на методологию и инструментарий физической и социально-экономической географии, принципы экологической экономики и управления, а также на результаты комплексных исследований, проводимых в рамках программ мониторинга глобальных изменений геосфер и биосферы Земли.



Геоэкология в своем наиболее широком и одновременно прикладном определении есть наука о взаимодействии географических, биологических и социально-производственных систем. Данному определению ГЭ соответствует методологический принцип равнозначности системообразующей роли элементов каждой группы множеств: гео-, эко-, и социосистемы взаимосвязаны и взаимно определяют друг друга.

Геоэкология подразделяется на общую геоэкологию и прикладную (современное природопользование).








Геоэкология (общая)

Современное природопользование

(прикладная геоэкология)

Изучает

Наука о комфортности географиче-ской среды, т.е. об оптимальных (благоприятных) условиях жизни и деятельности человека. Дает теоре-тические (научные) основы практи-ческой деятельности (т.е. основы эксплуатации ПР)

Исследует общие принципы рационального использования ПР и ГЭ услуг человеческим обществом

Слабо дифференцированы



Возникают ГЭ проблемы

Человеческая деятельность строится на материальном производстве

Общее

(сходство)

Комплексные научные дисциплины. Междисциплинарные направления, относящиеся и к естественным, и к общественным наукам и к философским. Двуединство теории и практики: ГЭ как теоретическая основа природо-пользования в рамках концепции устойчивого развития – гармонизация (отптимизация) жизнедеятельности человеческого общества в антропогенно измененной среде

Различие (основное)

Направлена на понимание сверх-сложной системы – экосферы (обл. интеграции природы и об-ва, по Голубеву)

Ориентировано на рациональное использование ПР


Больше основана на естественных науках о Земле

Больше базируется на экономических науках



Методологической основой ГЭ является системный анализ и многофакторный (синергический) подход к изучению окружающей среды (тесная связь изуч атмо-, гидро-, био- и техносферы). Т. е. ГЭ как междисциплинарное направление наук о Земле, объединяет все знания об экологических проблемах геосфер. Система – вещественно-энергетическая совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных прямыми и обратными связями в некоторое единство. Геоэкологические проблемы носят, как правило, системный характер. Прежде всего это вытекает из того обстоятельства, что они сами – результат взаимодействия сложных систем, - как геосфер между собой, так и между геосферами и обществом, т. е. они суть естественных, социальных, экономических и политических проблем.

В геоэкологии возникает много задач системного характера, отличающихся следующими чертами (Голубев,1999, 30-31):

  1. Взаимодействие естественных и общественных процессов и закономерностей.

  2. Междисциплинарность задач, требующая интеграции различных наук.

  3. Обычно существует не один пользователь ресурса или системы, а несколько, причем зачастую с различными интересами.

  4. Многие критерии носят качественный характер и тем более не могут исчисляться в денежном выражении.

  5. Одновременно встречаются явления, хорошо описываемые качественно и плохо описываемые количественно.

  6. Состояние системы или проблемы не может быть описано одним показателем, и необходимо разработать систему геоэкологических индикаторов.



Необходимо отметить комплексный характер изучения геоэкологических проблем.

Понятийная и терминологическая база ГЭ геологической и географич направленности основывается на общеэкологических терминах: биогеоценоз, экосистема, биоценоз, фитоценоз, эколог ниша, био- и экосфера. Кроме этого ГЭ использует и собственные термины – географическая оболочка, геологическая среда, геосистема.

В экологии объектами исследования явл экосистемы - комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией и информацией. В географии и геоэкологии применяется понятие «геосистемы» - для обозначения множества взаимосвязанных элементов живой и неживой природы. По Исаченко и Селиверстову, модель геосистемы охватывает больше связей, чем модель экосистемы. Откуда следует, что экосистему нужно рассматривать как систему частную по отношению к геосистеме.

Геоэкология отлич от биологической экологии тем, что имеет дело с пространственными закономерностями изучаемых антропогенных процессов. География имеет конечной целью установить роль людей в преобразоваии поверхности Земли, а геоэкология исследует процессы организации пространства обществом, приводящие к формированию антропогенных ландшафтов.

Окружающая среда – система взаимосвязанных природных или антропогенных объектов и явлений, в пределах которых протекает вся жизнедеят человека и животных. Окружающую среду составляют геосферы Земли.

Земн кора, атмо- и гидросфера входят в состав биосферы – сложной прерывистой оболочки Земли, являющейся средой обитания биоты – живого вещества планеты. С термином биосфера тесно смыкается термин экосфера, которую Одум (1971) определил как сферу деятельности живых организмов и окружающую их среду. Т. о. экосфера и биосфера – синонимы, поэтому предпочитают не пользов термином экосфера. Голубев определил экосферу как общемировую область интеграции природы и общества.

Природные условия – элементы природы, влияющие на жизнедеятельность общества, но в материальном производстве не участвуют.

Географическая оболочка – пространство, в котором взаимодейств и взаимопроникают лито-, гидро- и атмосфера, целостность которой обусловлена непрерывн обменом веществом и энергией между ее составными частями. Это открытая система, получающая поток энергии в виде солнечн излучения и частично за счет геофизических процессов в недрах Земли. Она формируется в результате взаимодействия перечисленных геосфер и гл. образом за счет деятельности организмов и под воздействием солнечной энергии.

Техносфера – часть биосферы, созданная деятельностью человека среда обитания. Сюда относятся все хозяйственные объекты – природно-технические, геотехнические, инженерно-геологические, технические системы и функционирующие в них процессы. Техносфера развивается, и в результате разумнных целенаправленных действий человека заставляет биосферу переходить в качественно новое состояние – ноосферу или сферу разума.

Социосфера или антропосфера – вторая составная часть биосферы после техносферы – это сфера Земли и Ближнего Космоса, которая в наибольшей степени видоизменена деятельностью человека.



Исторически так сложилось, что до сих пор сосуществуют и противостоят друг другу различные представления о взаимоотношении человека с окружающей средой. Это концепции природоохранной деятельности, технократического оптимизма, экологического алармизма и паритета между природой и обществом. Все концепции имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Вопросы для самоконтроля.

        1. Наиболее широкое и прикладное значение понятия «геоэкология».

        2. Общность и отличие понятий «геоэкология» и «природопользование».

        3. Дать определение понятия «экосистема», «геосистема», «открытая система».

        4. Определить понятия «природные условия», «окружающая среда», «географическая среда», «техносфера», «социосфера».

        5. Современные концепции о взаимодействии природы и общества.

        6. Актуальные глобальные современные проблемы.

        7. Системный анализ – методологическая основа геоэкологии.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Адаптационная программа элективного курса "Основы геоэкологии" ( 11 класс)

Автор: Победаш Ольга Валерьевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства