kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптационная программа элективного курса "Урбоэкология" (10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптационная программа разработана на базе программы элективных курсов автора Камериловой Г. С. из сборника программ элективных курсов составителя Винокуровой Н. Ф. Цель курса: повышение экологической грамотности школьника.  Программа предназначена для обучающихся 10 классов, расчитана на 34 часа. Представлены содержание программы, тематический план, варианты занятий по курсу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационная программа элективного курса "Урбоэкология" (10 класс)»

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»














Адаптационная программа

«Урбоэкология»

по географии

для 10 класса

количество часов - 34 часа


учитель: Победаш Ольга Валерьевна

первая квалификационная категория
































2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

Адаптационная программа разработана на базе программы элективных курсов автора Камериловой Г. С. из сборника программ элективных курсов составителя Винокуровой Н.Ф.издательства «Дрофа» 2008 г.-96 с. В программу изменения не внесены.

Цели курса: повышение уровня экологической грамотности школьников.

Задачи курса:

1) развивать знания о городской среде, как среде жизни человека;

2) расширить знания об экологических проблемах городов;

3) развивать умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность;

4) активизировать социальную активность учащихся в заботе о природе;

5) настроить учащихся на создание комфортной среды собственного обитания;

6) помочь учащимся освоить навыки исследовательской деятельности.

Общая характеристика курса

Самыми выгодными во всем мире являются вложения в развитие человека, в его обучение, оздоровление, повышение качества жизни. Находясь в рамках модернизирующегося образования России, управление которым ориентировано на стандартизацию результатов и формирование целостного мировоззрения, обучению самореализации и самообразования, школа должна сочетать рациональность управления с гуманитарной направленностью самой педагогики.

Актуальность. в образовании большого города является необходимым компонентом, стимулирующим социальную и познавательную активность, формирующим уважение к своей «малой родине», повышающим эффективность коммуникаций, социальное ориентирование должно стать освоение знаний по урбоэкологии. Освоение учащимися экологических проблем общих и региональных делает их поступки более продуманными, предупреждающими обострение антропогенного влияния на окружающую их городскую среду. Общесоциальная направленность действий государства в этом направлении в последние годы активизировалась, а потому, и отношение учащихся к этому предмету стало более мотивированным.

Человечество в основном живет в городах и поэтому актуальным является формирование у учащихся знаний о городской среде, как экосистеме, в которой существуют экологические проблемы и путях их решения.

Новизна. Главной проблемой в настоящее время является исключение экологии из предметного перечня базисного учебного плана. Поэтому элективный курс для 10 класса «Урбоэкология» носит профориентационный, социализирующий и развивающий характер. При этом, если внимательно изучить содержательную сторону предлагаемых сейчас учебных программ и учебников, то очевидной становится их чрезмерная перегруженность терминами и понятиями, определения которых зачастую не приводятся вообще, излишняя теоретизированность материала, оторванность от жизни, отсутствует прикладной аспект экологии. Изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию к обучению предмету.

Место курса в учебном плане

Программа элективного курса профильной подготовки «Урбоэкология» предназначена для учащихся 10 классов. Программа расчитана на 34 часа.

Итоговая форма контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся, результаты выполнения исследований.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания или защита реферата.

Содержание разделов и тем курсов


Введение. (2 часа)

Урбоэкология как научная дисциплина. Цель и задачи урбоэкологии. Предмет урбоэкологии. История развития урбоэкологии. Научные основы урбоэкологии. Методологические подходы (территориально-градостроительный, комплексный, системный, биоэкономический). Понятие урбанизация. Основные тенденции процесса урбанизации.

Раздел I. Городская среда-среда жизни человека (6 часов)

Тема 1. Городская среда как урбосистема.

Городская среда - как урбосистема. Общая концепция систем. Свойства урбосистемы. Законы оптимального развития урбосистем. Закон необходимого разнообразия. Закон неравномерности развития урбосистем. Закон развития урбосистемы за счет окружающей её среды. Компоненты урбосистемы: техносфера, население (социум), природная абиотическая, природная биотическая среда. Ресурсный цикл. Города в цепи ресурсных циклов. Природные и технологические циклы.

Тема 2. Качество городской среды и его мониторинг.

Качество городской среды. Характеристики, по которым оценивается качество городской среды.

Раздел II. Факторы формирования городской среды (12 часов)

Тема 1.Географическое положение.

Понятие «географического положения». Макро-, мезо-, микроположение. Связь микроположения с планировочной структурой города.

Тема 2 Природный ландшафт и его компоненты.

Природный ландшафт как пространственный базис формирования городской среды. Концепция динамичного городского ландшафта. Геологическое строение, тектоника, рельеф, гидрогеология города. Поверхностные и подземные воды. Использование их для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Пути формирования биоты в городской среде. Проблемы охраны памятников природы.

Тема 3.Социально-экономические факторы формирования городской среды.

Функциональная структура города и городская среда. Города- крупные индустриальные центры. Массообмен современного промышленного города. Транспорт и его влияние на городскую среду. Рекреация. Строительная деятельность и архитектура. Природа и архитектура. Целостность городской среды.

Раздел III. Экологические проблемы городов ( 8 часов)

Тема 1 Экологические проблемы городов.

Общая характеристика экологических проблем городов. Природно-ландшафтные проблемы. Влияние городов на грунты. Оползни. Влияние городов на рельеф, на уровень грунтовых вод. Режим осадков. Особенность растительных сообществ городов. Ресурсно-хозяйственные проблемы. Использование ресурсов городов, их специфика. Влияние различных отраслей хозяйства городов на окружающую среду. Антропоэкологические проблемы городов. Адаптация человека к городской среде. Нарушения адаптационных возможностей горожан.

Тема 2 Пути решения экологических проблем.

Пути решения экологических проблем: технологические, экономические, архитектурно – планировочные, юридические, воспитательные.

Раздел IV. Исторические типы городов( 6 часов)

Основные исторические типы городов. Города Нового времени. Города будущего.



Учебно-тематический план

Название темы занятий

Количество часов

1

Что изучает урбоэкология?

1

2

Методы и способы урбоэкологических исследований.

1

3

Методы и способы урбоэкологических исследований.

1

4

Городская среда как урбосистема.

1

5

Основные закономерности и особенности развития урбосистем.

1

6

Компоненты урбосистемы.

1

7

Качество городской среды.

1

8

Мониторинговая служба города.

1

9

Факторы формирования городской среды.

1

10

Географическое положение.

1

11

Природный ландшафт.

1

12

Геологическое строение и рельеф территории.

1

13

Климат. Воды.

1

14

Диалог города с морем.

1

15

Особенности формирования городской биоты.

1

16

Растительный мир. Животный мир.

1

17

Функциональная структура и городская среда.

1

18

Коммуникационная сеть.

1

19

Города с рекреационными функциями.

1

20

Архитектура: музыка, застывшая в камне.

1

21

Общая характеристика экологических проблем города.

1

22

Экологические проблемы городов в исторической ретроспективе.

1

23

Природно-ландшафтные проблемы.

1

24

Ресурсно-экологические проблемы.

1

25

Антропоэкологические проблемы.

1

26

Урбоэкологическое зонирование территории города.

1

27

Загрязнение городской среды и здоровье человека.

1

28

Пути решения экологических проблем.

1

29

Города мира.

1

30

Древнейшие города: от египетских пирамид до Великой Китайской стены.

1

31

Средневековье: города, выросшие из замков.

1

32

Города эпохи Возрождения.

1

33

Города будущего.

1

34

От мегаполиса к экополису по пути устойчивого развития.

1

Итого 34 часа



Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся, прослушав курс «Урбоэкология», приобретают следующие знания:

– об урбоэкологии как новой научной области знаний;

– о методах и способах урбоэкологических исследований;

– о городской среде как урбосистеме;

– об экологических проблемах городов и путях их решения;

– о правилах составления проектов.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

– разрабатывать модель урбосистемы;

– составлять опросник горожан;

– готовить презентации;

– разрабатывать проекты.

В ходе написания рефератов и других видов отчетности, закреплять навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

текущий, промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся осуществляется в форме ИКТ-заданий, защиты проектов и презентации

работы.


Критерии оценивания различных видов работ:

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последо­вательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены су­щественные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных контрольных работ

 Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.





Перечень учебно-методического обеспечения курса

Основная литература

1. Атлас Иркутской области, 2010 год

2. Владимиров В.В. Урбоэкология. Курс лекций. – М: изд-во МНЭПУ, 1999.– 204 с.

3. Негробов О.П., Жуков Д.М., Фирсова Н.В. Экологические основы оптимизации и управления городской средой. – Воронеж: ВГУ, 2000.

4.Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года/Портал http://www.perepis-2010.ru

5. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования / Б.Б.Прохоров. – 6-е изд., перераб и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 368 с

6 Камерилова Г. С.Экология города . 10-11 классы:учебное пособие.-ООО «Дрофа», 2010.-287с.

7. Сазонов Э.В. Экология городской среды: учебное пособие. – СПб: ГИОРД, 2010. – 312 с. 10. Стольберг Ф.В. Экология города (урбоэкология): учебник. – К.: Либра, 2000. – 464 с.


Дополнительная литература

8.Атлас экономическая и социальная география мира.Омская картографическая фабрика, 2013.-57 с.


Перечень материально-технического обеспечения курса

Учебное и компьютерное оборудование:

Технические средства:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедиа проектор.

  3. Экран.

Диски:

  1. CD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

  2. CD«Мастер-класс учителя географии 10 класс, «ПЛАНЕТА»,2013 г.

  3. CD Библиотека наглядных пособий, 6-10 классы, Москва, 2005 г.


Календарно-тематический план



Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Форма подведе

ния итогов

Дата

Корректиров

ка

теория

практика



1

Введение

2


беседа

игра

05.09

12.09


2

Раздел I. Городская среда-среда жизни человека( 6 часов )




Тема 1. Городская среда как урбосистема.

2

1

Лекция

практикум

самостоятельная работа

19.09

26.09

03.10



Тема 2. Качество городской среды и его мониторинг.

2

1

беседа

мини-доклад

10.10

17.10

24.10


3

Раздел II. Факторы формирования городской среды (12 часов)




Тема 1

Географическое положение.

2

1

Урок-практикум

Проект

14.11

21.11

28.11



Тема 2 Природный ландшафт и его компоненты.

2

1

Интернет-экскурсия

Сообще

ния

05.12

12.12

19.12




Тема 3.Социально-экономические факторы формирования городской среды.

3

3

Семинар, практикум

проект

26.12

16.01

23.01

30.01

06.02

13.02


4

Раздел III. Экологические проблемы городов ( 8 часов)





Тема 1 Экологические проблемы городов.


3

1

Лекция,

конференция

реферат

20.02

27.02

06.03




Тема 2 Пути решения экологических проблем.


2

2

Игра-практикум

проект

13.03

20.03

03.04

11.04


5

Раздел IV. Исторические типы городов( 6 часов) зачет

24.04

01.05

09.05

16.05

23.05

30.05




Примерный вариант занятий по курсу

Занятие №1. Тема: Что изучает урбоэкология.

Цель: знакомство учащихся с понятием урбоэкология и урбанизацией как глобальным процессом.

Задачи:

1) дать понятие городской среды как продукта взаимодействия природы и человеческой деятельности;

2) определение научной области «урбоэкология»;

3) раскрыть интегрированный подход в изучении городской среды;

4) расширить понятие «урбанизация».

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний.

Как называются поселения, в которых живет большинство жителей мира? Что же представляет собой город как место жизни людей? Нам сегодня на занятии предстоит это узнать.

2.Изучение нового материала. Город – это особый мир, особая среда обитания человека. Эта среда полна противоречий. С одной стороны, жизнь в городе дает людям огромные возможности реализовать себя в сфере труда, образования, досуга, общения. Большинство шедевров мировой материальной и духовной культуры, высшие достижения человечества сосредоточены в городах. С другой стороны, именно в городах взаимодействие общества и природы приобретает особую остроту и драматизм. Концентрация промышленности, транспорта, населения до неузнаваемости преобразует природный ландшафт. Мощно и рельефно проявляются экологические проблемы. И на этом фоне люди всех возрастов и социальных слоев объединены гигантским круговоротом городского образа жизни.

Изучением городской среды, ее компонентов, факторов и истории формирования занимается новая научная область знания – урбоэкология. Термин «урбоэкология» происходит от слияния двух слов: латинского urbahus – городской и греческого oikos- дом. Дословный перевод: город как дом, как среда жизни горожан.

Городская среда – сложное образование, продукт взаимодействия природы и человеческой деятельности. Проблемы и пути ее развития нельзя понять, оценить и решить в рамках, какой – либо одной области знания, сколь бы обширной она не была. Зарождение, специфика становления, особенности проявления экологических проблем связаны с географическим положением города, природным ландшафтом, функциональной структурой, градостроительной планировкой, уровнем социально – экономического развития. Важным является изучение взаимосвязи между экологической ситуацией, сложившейся в городе, и здоровьем его жителей.

Следовательно, изучение городской среды требует интегрированного подхода, т.е. использования закономерностей, принципов, концепций, методов, разработанных в экологии, биологии, географии, градостроительстве, гигиене, эстетике, истории.

Города существуют с глубокой древности. В процессе исторического развития их ряды пополнялись, сами они делались все крупнее, достигая порой фантастических размеров. Рост численности городов и городского населения представляет собой неотъемлемую черту развития человеческой цивилизации. В 20 веке начался небывалый рост крупных городов и формирование новых городских форм расселения. Урбанизация (от лат. Urbos – город) процесс роста городов и городского населения, сопровождаемый повышением роли городов и широким распространением городского образа жизни. 20 век можно в полной мере назвать веком урбанизации.

Теперь опираясь на знания об урбанизации из курса географии, давайте заполним схему.

Причины урбанизации:

1. развитие промышленного производства;

2. развитие непроизводственной градообразующей деятельности;

3. интенсификация сельского хозяйства;

4. межфункциональное взаимодействие (интеграция различных видов деятельности)

5.влияние мирового хозяйства, развитие международной торговли.



Признаки урбанизации:

рост числа городов и городского населения;

развитие групповых форм городского расселения – агломераций, мегаполисов;

усложнение функций городов;

развитие инфраструктуры.



Давайте вспомним, что такое агломерация. Что такое мегаполис?



Таким образом, на колоссальных территориях, покрытых бетоном и асфальтом, формируется особый тип среды жизни людей. Эта урбанизированная среда насыщена промышленными предприятиями, транспортными средствами, объектами жилищно – коммунального хозяйства, которые воздействуют на природный ландшафт и человека, определяя обострение всех экологических проблем: ресурсно – хозяйственных, природно – ландшафтных, антропоэкологические.

  1. Закрепление. Подведение итогов занятия. Подведение итогов с помощью компьютерный презентации.



Занятие №7. Качество городской среды

Тема: Качество городской среды.

Цель: знакомство учащихся с понятием качество городской среды.

Задачи:

  • дать понятие качество и как оно применимо к городской среде;

  • определить факторы, влияющие на качество городской среды;

  • показать влияние качества среды на здоровье человека.


Тип занятия: изучения нового материала и применения знаний.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний посредством «Мозгового штурма»

Из изученных вами курсов биологии вспомните, каким образом поддерживается необходимое разнообразие в природных системах.

Почему В.И. Вернадский обращал особое внимание на организующую и стабилизирующую роль биоты?

Можно ли сформировать урбосистему из абсолютно одинаковых компонентов? Ответ объясните на примерах.

2. Практическое задание Учитель раздает карточки с заданиями. После выполнения карточки собираются и анализируются совместным обсуждением.

Перед вами типы прямых и обратных связей в системе. Проанализируйте их.

3.Изучение нового материала.



Что такое качество любого объекта или явления? Это набор его свойств и характеристик. Описание их – первый шаг. А вот второй шаг – оценка – уже зависит от того, кто и с какой целью эту оценку производит. Вполне понятно: что хорошо для одного, может быть плохо для другого.

Городскую среду создает человек для самого себя. Следовательно, интересы человека – та позиция, с которой нужно оценивать качество этой среды. С этой точки зрения мы не ошибемся, если поставим во главу угла физическое и социальное здоровье человека, а для характеристики качества городской среды будем оценивать совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) здоровье.

Вспомним, какие компоненты образуют городскую среду. Во- первых, это природная среда, в той или иной степени измененная человеком. Она характеризуется показателями энергетического состояния (тепловое, электромагнитное поле), состояние атмосферы, вод, характера поверхности, биоты, пейзажа местности.

Качество природной среды часто оценивают по степени отклонения ее физико-химических характеристик от некоторого «эталонного» состояния, т.е. в идеальных условиях.

Например, качество воздуха можно оценить по соотношению в слоях атмосферы газообразных составляющих, концентрации загрязняющих ее газов и частиц. В атмосфере города соотношение газов нарушено за счет уменьшения содержания кислорода, увеличения доли углекислого газа и появления различных других соединений (диоксида серы, углеводородов, радиоактивных веществ).

На качество городской среды оказывает влияние площадь и состояние зеленых насаждений. Растения (прежде всего деревья и кустарники) наряду с другими функциями способствует оздоровлению городской среды – снижению уровня шума и содержания пыли в воздухе, поглощению токсичных выбросов.

Помимо чисто утилитарного, зеленые зоны города имеют большое эстетическое значение. В идеале в них должны быть соединены в единую композицию особенности геопластики рельефа, растительности, внутренних вод. В целом создается определенный художественный образ.

Во–вторых, городская среда включает весь искусственный мир, созданный человеком в городе (техносфера). Он не имеет аналогов в естественной среде и, как правило, либо совсем не вписывается в природные циклы, либо входит в них с большим трудом. Это и технологическое оборудование предприятий, и транспорт, и жилье, и сфера обслуживания, и архитектурно – планировочный облик города.

Современного человека, главным образом, окружает именно такая среда. В одних случаях она смягчает воздействие на человека природных условий (например, в районах Севера улучшает микроклимат). В других, будучи искусственной, к тому же и резко ухудшенной, она отрицательно влияет на здоровье человека.

В–третьих, в городскую среду включается социальные компоненты – население, сфера обслуживания материальных потребностей населения и социальные институты общества (религиозные, культурные, образовательные единицы – удовлетворение духовных потребностей населения):



Особо следует выделить потребность в хорошем здоровье. Повторим определение «Здоровья», данное ВОЗ. Различают здоровье индивидуальное и общественное (например, населения города).

Здоровье индивида оценивается степенью сохранения и развития его психических, физических функций, оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни.

Здоровье общественное определяется социально – историческим развитием жизнеспособности населения, преемственности поколений при возрастающих темпах жизни.

Для характеристики здоровья населения города используют следующие показатели: уровень рождаемости, смертности, перинатальная и общая заболеваемость и демографические показатели: возрастная структура, продолжительность жизни, основные причины смерти.

Анализ качества среды предусматривает оценку не только утилитарно – полезного, но и утилитарно – бесполезного (создающего ощущение прекрасного, возвышенного) окружения человека.

Таким образом, природная, техногенная и социальная составляющие образуют комплекс условий городской среды. Все факторы здесь тесно взаимосвязаны и составляют объективные и субъективные стороны качества городской среды. Именно их совокупность оказывает общее воздействие на человека.



4.Практическая работа.

Опираясь на изученный материал, составьте опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству городской среды. Для этого работайте в парах. Если не успеете, то задание закончите дома.

Практикум по теме: Качество городской среды.

Содержание практической работы.

Ключевые слова: здоровье, ландшафт, биота, антропогенное воздействие, социологический опрос.

Работая в парах, учащиеся составляют опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству среды, в которой они живут.

После завершения работы, обсуждаются предложенные опросники, и составляется общий, наиболее удовлетворяющий всех участников обсуждения.

  1. Итог занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Адаптационная программа элективного курса "Урбоэкология" (10 класс)

Автор: Победаш Ольга Валерьевна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 275183


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства