kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспроизводство лесных насаждений (лесных полос) в Туркменском районе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Познакомить  с состоянием лесных полос в Туркменском районе;
  2. Раскрыть роль лесных насаждений в защите почв от ветровой эрозии, поглощении парниковых газов и снегозадержании;
  3. Создание экологически устойчивых экосистем и сохранение биологического разнообразия живой природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспроизводство лесных насаждений (лесных полос) в Туркменском районе».»

ХХVI-районная конференция членов школьных научных обществ муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района









Секция: география и географическое краеведение

Название работы: «Воспроизводство лесных насаждений (лесных полос) в Туркменском районе».



Автор работы:

Зикеев Максим,10 класс

Место выполнения:

МБОУ СОШ №1

с. Летняя Ставка

Туркменского района,

Ставропольского края

Руководитель:

Хаджимухаметова Г.Х

учитель географии

МБОУ СОШ №1



















с. Летняя Ставка

2020 г.



Оглавление





Введение

Глава 1. История организации и ведения

хозяйства лесных насаждений

Глава 2. Экологическая оценка лесных

насаждений вокруг Летней Ставки.

Глава 3. Оценка экологического

состояния почвы.

Глава 4. Цифры, факты, аргументы

Глава 5. План мероприятий по частичной

реконструкции лесных насаждений

Основная часть

Заключение

Библиографический список

























Цель проекта:

  1. Познакомить учащихся с состоянием лесных полос в Туркменском районе;

  2. Раскрыть роль лесных насаждений в защите почв от ветровой эрозии, поглощении парниковых газов и снегозадержании;

  3. Создание экологически устойчивых экосистем и сохранение биологического разнообразия живой природы.

Задачи:

  • Усилить региональную направленность экологического образования;

  • Сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

  • Воспитывать у школьников любовь к природе и родному краю;

  • Преобразовать имеющиеся лесные насаждения в районе;

  • Привлечь школьников к поиску механизмов решения актуальных проблем лестного сообщества через разработку и реализацию социально-значимых проектов;

  • Развивать исследовательскую деятельность учащихся, умение ставить и решать проблемы;

  • Развивать коммуникативные умения, социальную ответственность, творческие способности.

Этапы работы:

  1. Исследовать историю организации и ведения хозяйства лесных насаждений в окрестностях Летней Ставки;

  2. Произвести экологическую оценку лесополосы вокруг Летней Ставки;

  3. Оценка экологического состояния почвы;

  4. Разработка мероприятий по частичной реконструкции лесных насаждений.



Актуальность проблемы.

Наше село располагается в северо-восточной части Туркменского района.Климат района характеризуется сухим и жарким летом и малоснежной зимой, короткой весной, глубоким промерзанием почвы, большим количеством ветреных дней в году, преобладанием выпадения атмосферных осадков ливневого характера. Около 52% осадков приходится на летние месяцы. Почва по составу бедна, в основном лессовидные суглинки, палевато-желтого цвета. Природная растительность сохранилась лишь на склонных участках, которые не подвергались располке. В основном это разнотравье: ковыль, типчак, пырей, костер кровельный, курей лебеда, тысячелистник, бобовник, кермек. Древесные насаждения представлены лесными полосами, которые посадил человек. В последние годы уход за этими насаждениями отсутствовал, и сейчас они представляют собой жалкое зрелище. Высохшие и больные деревья и кустарники, груды мусора. Поэтому наша работа по выполнению этого проекта очень важна. Это и приобщение школьников к природе, воспитание бережного отношения к ней, на данный момент всё это очень актуально.

р оект должен стать эффективным средством формирования экологической культуры школьников.















Новизна

Реконструкция лесных полос требует больших материальных затрат. Но провести санитарные мероприятия и посадку деревьев это в силах школьников. У нас в школе уже стартовала акция « за чистоту лесных насаждений»

Мы выбрали эту проблему потому, что:

        • Лесные насаждения – это еще и место отдыха;

        • В нашей степной, засушливой зоне лесополосы играют большую экологическую роль;

        • Учащиеся имеют недостаточно высокий уровень природоохранной активности.

Методики исследования

  • Оценка состояния зеленых насаждений с использованием простейшей школы;

  • Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки;

  • Изучение специальной литературы;

  • Изучение статистических данных.

Практическая значимость проекта

Реализация идей проекта позволит нам осуществить частичную реконструкцию лесных насаждений, повысить уровень природоохранной активности учащихся.

Гипотеза

Изучив экологическое состояние лесных насаждений, в том числе состояние почв, мы планируем провести частичную реконструкцию лесополосы в районе братской могилы.

Участники проекта: учителя, учащиеся.

Сроки исполнения: 2020-2022 гг.

Финансовое обеспечение: лесничество, АТМР

Введение.

Зеленые насаждения играют большую роль в жизни человека. Они способны поглощать многие вредные вещества, в частности углекислый газ, тем самым играя роль живых фильтров. Многие токсичные газы поглощаются листьями, а часть веществ накапливаются в плодах, побегах, корнях. Растения очень эффективно очищают воздух, особенно летом. Одним из лучших пылеуловителей считается вяз, который задерживает пыль в шесть раз интенсивнее, чем, например, тополь с его гладкими листьями. По данным специалистов, запыленность воздуха под деревьями меньше, чем на открытой территории. Это очень важно, т. к. в нашей местности часто случаются пыльные бури.

В ажна роль растений в предотвращении водной и ветровой эрозии. Лесные полосы способствуют накапливанию влаги на полях, участвуя в снегозадержании. Также способствуют сохранению разнообразию животного и растительного мира.

















Глава 1. История организации и ведения хозяйства лесных насаждений

Наш районный центр, как и большинство сел Ставрополья, стоит в окружении лесополосного кольца, посаженного людьми в тяжелое послевоенное время. Была составлена программа преобразования природы, которую в то время назвали Сталинской, но разрабатывалась она выдающимися советскими учеными. Тысячи молодых энтузиастов были мобилизованы на реализацию этой программы.

Вот так и оказались в Летней Ставке молодые специалисты супруги Змихновские после окончания Борисоглебского лесного техникума, что в Воронежской области, где Петр Первый, между прочим, построил первые русские корабли. Андрей Кузьмич был определен на должность лесничего, а Анна Андреевна - его помощником. Вместе они создавали Сухо-Ярское лесничество в составе Дивенской лесозащитной станции. В Сухом Яру ветер гонял тогда по голой степи колючее перекати-поле, а сама Летняя Ставка была окружена серой пахучей полынью. Не пали духом молодые лесоводы. Вначале жили в вагончике, а затем в сборном щитовом домике. О бытовых удоб­ствах не думали. Надо было первым делом очистить поля от сорняков, подготовить почву, а затем заняться непосредственно закладкой лесных полос. Все это на­чиналось в 1949 году в районе сел Рагули и Каменная Балка. В 1953 году наши лесничие были переведены в Петровский лесхоз, а лесничество стало называться Туркменским. Контору себе построили только в 1954 году по улице Советской рай­центра, где во второй половине дома поселились и сами. Дом был обмазан глиной только изнутри. Печь топили кураем. Белить каждый раз приходилось самой Анне Андреевне с помощью П. П. Субботиной, которая навсегда осталась другом этой семьи.

Лесопосадки велись на всей территории района. В 1955 году посадили зеленое кольцо вокруг Летней Ставки. Приживаемость саженцев была стопроцентной. В этом же году лучшие работники лесничества за хорошие успехи были поощрены по­ездкой в Москву на ВДНХ, коллективу лесничества Петровским лесхозом было вручено переходящее Красное знамя за победу в районном соревновании.В селе Казгулак на базе колхоза «Первое мая» было создано опытное хозяйство под руководством В. А. Андрющенко. Там же действовала бригада по посадке и уходу за лесными культурами. Посажены зеленые кольца вокруг аул Чур, села Овощи, поселка Красная Поляна, озеленялись обочины трасс и проселочных дорог. Коллектив лесничества производил посадку деревьев по 100-300 гектаров в год, как и планировалось. За этот период посажено 2500 гектаров государственных лесополос, озеленено 1680 гектаров оврагов, балок и других неудобий. В колхозах и совхозах выросли лесополосы на 1670 гектарах, появился сад в 50 гектаров в ауле Чур, в 30 гектаров - в Летней Ставке.

Если сейчас с самолета посмотреть на результаты той работы, то можно увидеть, как четко по геометрии обрамляют поля лесные полосы. Этого и добивался наш хозяин леса Андрей Кузьмич Змихновский. Он часто сам садился за трактор, который тянул плуг, делая борозды, следил, чтобы на одинаковом расстоянии бросались в них махонькие саженцы размером 20-30 сантиметров. Человек темпераментный, он мог и поругать за ошибки тракториста или рабочего, но его слушались и уважали.34 года отдал Андрей Кузьмич своему делу.

Посаженные лесополосы стали зеленым памятником ему и тем, кто с ним трудился. Когда его не стало, Анна Андреевна несколько лет возглавляла лесхоз, а потом их сын Виктор стал у руля, продолжив семейную трудовую династию. Виктор Андреевич тоже оставил свой след. Под его руководством были посажены и выращены ряды смородины между деревьями, которые когда-то сажали отец с матерью. Она радует, сочными и полезными ягодами жи­телей райцентра по сей день. В общей сложности Змихновские отдали заботе о лесе 70 лет: отец, мать и сын. А рядом с ними трудилось очень много хороших людей.30 лет работал трактористом лесхоза Д. Т. Бочаров, который и обедал часто на ходу, чтобы не останавливать процесс. А. Т. Вдовенко тоже много лет был в лесхозе шофером. Сажали, растили, ухаживали и оберегали наши «зеленые легкие» ветераны отрасли А. С. Соколенко, Ф. И. Алейникова, Е. Г. Бочарова, М. Н. Яицкая, М. Н. Гаевая, А. Юсупалиева, С. Г. Курилов и многие другие.



Глава 2. Экологическая оценка лесных насаждений вокруг Летней Ставки.

Для изучения состояния древесных и кустарниковых пород мы исследовали участок лесополосы в 1 га. Определены основные виды деревьев и кустарников: акация белая, гледичия, дуб черешчатый, клен американский, вяз шершавый лох, кустарники: шиповник, акация желтая, скумпия, бирючина.Общее санитарное состояние насаждений, в основном удовлетворительное. Массового усыхания насаждений не наблюдается, но локальные участки с сухим древостоем встречаются. Из всех древесных пород акация белая и гледичия находятся в более менее хорошем состоянии. Больше всего сухостоя клена, ясеня, вяза, что создает условия для лесных пожаров.

Определены 5 основных видов деревьев, произрастающих в лесополосах: акация, вяз, гледичия, клен, лох. Шкала оценки по внешним признакам (шкала визуальной оценки) составлена в соответствии с требованием санитарных правил в лесах (РФ). Таблица 1.С помощью таблицы определены баллы состояния отдельных деревьев каждого вида и средний балл состояния каждого вида деревьев.

К1(гледичия) = 1,5 балла;

К2 (клен) = 2,8 балла;

К3 (акация) = 3,2 балла;

К4 (лох) = 3,0 балла;

К5 ( вяз) = 3,4 балла

Коэффициент состояния деревьев в целом на участке (К) определен как среднее арифметическое средних баллов состояния различных видов деревьев на всей площади исследуемого участка лесополосы.

К=(1,5+2,8+3,0+3,4)/5=2,8 б

Общее состояние деревьев было оценено по таблице 2.

Коэффициент состояния деревьев (К)

Балл состояния древостоя

Характеристика состояния древостоя

К1,5

I

Здоровые

К=1,6-2,5

II

Ослабленные

К=2,6-3,5

III

Сильно ослабленные

К=3,6-4,5

IV

Усыхающие

К4,6

V

Сухие

Так как полученный показатель К=2,8 соответствует интервалу К=2,6-3,5, то состояние деревьев в лесных насаждениях оценивается в III балла, то есть древостой относится к категории сильно ослабленных.


Глава 3. Оценка экологического состояния почвы.

В результате почвенного обследования участка выделили 2 почвенные разности: светло-каштановые и светло-каштановые солонцеватые. Мощность гумусного горизонта40-50 см. С глубиной содержание гумуса уменьшается.

Кислотность почвы – важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений. Нами были исследованы почвы двух участков. Мы приготовили вытяжку из почвы. Для этого в стакан поместили 30 г высушенной почвы, добавили к почве 1 н. р-р хлорида натрия в количестве 5 мл на 2 г почвы. Содержимое стакана тщательно перемешали стеклянной палочкой и оставили на 5 минут. Затем содержимое стакана отфильтровали. После этого в стакан с вытяжкой быстро опустили индикаторную бумажку. Через 1-2 сек. бумажку вынули и определили РН раствора.

№ пробы

Место отбора пробы

Внешний вид солевой вытяжки

РН солевой вытяжки

1.

Участок на окраине лесополосы

Прозрачная, бесцветная

6,5-7 нейтральная

2.

Участок в середине лесополосы

Прозрачная, бесцветная

8,5- щелочная


Таким образом, на исследованных участках почвы имеет нейтральную и щелочную среду. Следовательно, на таких почвах могут произрастать растения не требовательные к почве. Видовое разнообразие можно расширить, высадив в лесные полосы рябину обыкновенную, черемуху обыкновенную, осину дрожащую; из кустарников: боярышник восточный и кроваво-красный.

Глава 4. Цифры, факты, аргументы

Сейчас за Туркменским участковым лесничеством, а оно относится к ГУ «Дивенское лесничество», числится 2670 гектаров. Сюда входят зеленые зоны вокруг населенных пунктов, урочище Сухой Яр, так называемые лесополосы-трехсотки и государственные лесные полосы. За этим хозяйством ведут наблюдение и уход пять лесников. Вячеслав Анатольевич Шевчук отвечает за первый обход, что включает лесные насаждения в районе Летней Ставки. В течение года сотрудники лесничества пополняют гослесфонд на 10-20 га, выращивают в питомнике до 40 тысяч саженцев и проводят культивацию междурядий на площади до 150 га.

Глава 5. План мероприятий по частичной реконструкции лесных насаждений

  1. Очистка лесополос от бытового мусора

  2. Очистка лесополос от сушняка

  3. Закладка школьного питомника

  4. Совместно с работниками лесничества высадка саженцев в лесополосах.

Заключение

Есть у жителей Летней Ставки особо любимое место отдыха в лесных насаждениях. Это участок в районе братской могилы. В 1942 г. во время оккупации Ставрополья там фашистами были расстреляны местные жители. Школьники ухаживают за памятником и ежегодно на День Победы возлагают к памятнику цветы. Но возле памятника есть большая поляна. На ней и проходят общешкольное мероприятие День Здоровья. Очень удобно. А вот лесополоса, окружающая поляну почти сплошь состоит из сильно ослабленных и усыхающих деревьев. И конечно же брошенные банки, пакеты, бутылки.

Ежегодно нам лесничество выделяет саженцы для высадки на пришкольном участке. Вот и нам пришла в голову мысль об оказании помощи в реконструкции лесных насаждений. У нас в школе более трехсот учащихся. Если каждый из них посадит хотя бы одно дерево, то через годы будет шуметь листвой веселая роща. И это будет не только частичная реконструкция лесных насаждений, но и дань памяти людям, которые посвятили жизнь, выращивая лесные полосы в наших степных краях.














Библиографический список

  1. Авадяева Е.Н Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА – ПРЕСС, 2000.

  2. Лещинская В.В. Альпинарии и камни в саду, ООО Издательство Аделант, 2009.

  3. Шарафутдинова Н.С. Там, где гуще сплетаются ветви… Живые изгороди на школьном участке / Биология в школе – 2006 №1.

  4. Зосовина И.Э. Экологическое состояние пришкольного участка, его реконструкция / География и экология в школе XXI века, 2007, №2.

  5. Кузнецова Н.В. Ландшафтный дизайн вашего участка, ОЛМА Медиа Групп, 2012.

  6. Гладкий Н.В. Декоративное цветоводство на приусадебном участке, Колос, Л., 1977.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Воспроизводство лесных насаждений (лесных полос) в Туркменском районе».

Автор: Гульнахар Хасановна Хаджимухаметова

Дата: 25.07.2020

Номер свидетельства: 555054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства