Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО) (РТС: VASOP ) — авиастроительное предприятиев Воронеже. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолётостроительное общество».
Решение об организации завода было принято в апреле 1929 года на XVI партийной конференции, утвердившей первый пятилетний план развития СССР. В соответствии со специальным решением Совета труда и обороны СССР от 29.10.1929 г. в 1930 году началось строительство завода в Воронеже. Воронежский авиационный завод основан в 1932 году: именно тогда был подписан правительственный акт о вводе в строй предприятия. В отраслевом реестре заводу первоначально был присвоен № 18. Первенцем серийного производства стал бомбардировщик ТБ-3 в 1934 году.
В 1933 году выпускался АНТ-25
В 1937 году началось внедрение в серийное производство дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4), спроектированного вОКБ Ильюшина. Сборка бомбардировщиков продолжалась параллельно с выпуском штурмовиков Ил-2.
В 1939 году штурмовики ИЛ-2
На заводе выпускались САМ-5 для местных авиалиний и АНТ-25, на котором был совершен беспосадочный перелет изМосквы через Северный полюс в Америку с экипажами В. П. Чкалова и М. М. Громова.
Во время Великой Отечественной войны завод выпускал фронтовые штурмовики Ил-2 , Во время наступления гитлеровских войск на Воронеж в операции Блау, авиационный завод 18 на один год с 1942 по 1943 был эвакуирован в город Куйбышев,. За годы войны было произведено 36 163 самолета этого типа, из них 15 099 на куйбышевском (воронежском) авиастроительном заводе № 18 (сейчас самарский авиационный завод «Авиакор»).
В августе 1941 года завод был награждён орденом Ленина.
После освобождения Воронежа весной 1943 года на базе бывшего завода №18 появился новый "почтовый ящик" - № 64. Уже вскоре на заводе было выпущено два штурмовика нового поколения - Ил-8 и Ил-10. После испытаний обеих машин в НИИ ВВС в августе 1944 года предпочтение отдали Ил-10. От "двойки" он отличался предельно "обжатыми" формами, большой энерговооруженностью и вдвое меньшим лобовым воздушным сопротивлением. Уже в октябре 1944 года новый Ил появился на фронте и отличился в битве за Берлин.[6]
С 1947 года начался выпуск штурмовика повышенной маневренности Ил-10. В это же время ведется переоборудование под пассажирский самолёт Ил-12.
В 1949 году было начато производство первого реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28, а с 1954 — турбореактивного бомбардировщика Ту-16.
В конце 50-х годов началось серийное производство турбовинтовых пассажирских самолетов Ан-10 и военно-транспортных Ан-12, разработанных в КБ Антонова.
В 1960 году году авиазавод построил серию тяжелых перехватчиков Ту-128. Технологический задел позволил предприятию перейти к освоению такой сложной машины, как первого сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Заводу было поручено освоить выпуск сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и 31 декабря 1968совершил первый полет Ту-144.
В 1966 году предприятие было награждено орденом Ленина.
Одновременно с Ту-144 готовился выпуск широкофюзеляжного самолета-аэробуса Ил-86 (1976 г.), разработанного в ОКБ Ильюшина. В ходе подготовки производства завод провел коренную реконструкцию, были построены новые сборочные цеха производственной площадью 48 тыс.кв.м., освоена технология производства деталей изкомпозиционных материалов, групповая клепка панелей, механическая обработка длинномерных заготовок и многое другое.
Первый полет Ил-86 состоялся 24 декабря 1977 года. С декабря 1980 года Ил-86 начал регулярные пассажирские перевозки внутри страны, а с июля 1981 — на международных авиалиниях. Всего за 8 лет цеха авиазавода покинуло более сотни Ил-86.
В 1986 году завод начал производство дальнемагистральных пассажирских самолетов Ил-96-300, первый полет которого состоялся в 1989 году.
В 1993 году завод прошёл процесс приватизации и получил наименование Открытое акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО).
В 1995 году начато производство транспортного самолета Ил-96Т.
С 2006 года входит в состав государственного ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».
C 2008 года производит некоторые детали для самолетов А-320 и А-380.
В феврале 2009 года с предприятия было уволено около 1 тыс. человек.
Самолёт «Ил-96-400Т», построенный на предприятии, демонстрировался на авиационном салоне МАКС-2009
С 2011 года на заводе планируется начать выпуск лёгкого транспортного самолёта Ил-112, однако по состоянию на август 2010 года государственное финансирование этого проекта приостановлено.В августе 2013 года работы по Ил-112 были возобновлены.
авод производит воздушные суда Ил-96-300, Ил-96-400Т, Ан-148, а также обтекатели пилонов для Airbus A320, отдельные агрегаты для самолётов SSJ 100. Также возобновлены работы по самолёту Ил-112.
Производство Ил-96 различных модификаций составило: 1, 0, 4, 0 и 1 единиц за 2007-2011 годы. Ан-148 выпущено: 2, 5, 5 и 3 штук соответственно за 2009-2012 годы.
Испытательные полёты проводятся на экспериментальном аэродроме «Придача».