внеурочная работа по географии: "Горные породы и минералы"
Внеурочная работа по географии: "Горные породы и минералы"
ТИП ЗАНЯТИЯ : урок практического конструирования
Алгоритм урока достаточно прост. Смысл его в общих чертах таков.
Мы стараемся создать такие условия на уроке, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний.
Звенья научного творчества:
1.Постановка проблемы
возникновение проблемной ситуации - осознание противоречия - формулировка проблемы
Проблема - вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для решения
2. Поиск решения
выдвижение гипотез - проверка гипотез
Решение - понимание нового знания
3.Выражение решения
Выражение нового знания научным языком в принятой форме
Продукт - рукопись книги, статьи, доклада, карты, практические работы…
4.Реализация продукта
Представление продукта людям через публикацию, выступление
Реализованный продукт -книга, статья, доклад
Посредством четырех звеньев творческой учебной деятельности проблемный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«внеурочная работа по географии: "Горные породы и минералы" »
В убогой келье в час ночной сидел монах один седой.Свеча горела перед ним, он пальцем тощим и сухимв фолианте лист уж пожелтелый ворочал тихо и несмело.Потом реторту робко взял и горн с усильем раздувал.Кипела жидкость; смрад и дым носились в воздухе над ним.Но труд, надеждою богатый, был тщетен, вновь - не вышло злата.Еще бледнее стал старик и головой на грудь поник."Я целый век мой с юных лет жить для науки дал обет.Я сердца сжал в себе движенья, отверг любовь и наслажденья.Да судит Бог! Я не искал, когда я злато добывал, ни денег, ни людских похвал.В природе лишь узнать желал я пульса каждое биенье и тайный ход всего творенья.Трудился днем, не спал ночей! И черный лоск моих кудрей уже давным-давно сбежал,и ничего я не узнал!К чему ж я был влеченью верен? Надежды нет - мой труд потерян!"Старик средь гнева и тоски разбил реторту на куски;И книгу сжег, и на пол пал, закрыл глаза и не вставал:И только смрадный дым из горна над ним носился клубом черным.
А) Многокамерные раковины фораминифер, которые почти сплошным слоем покрывают дно моря Лаптевых, состоят из соединений этого элемента.
Б) В организме человека содержится примерно 1 кг этого элемента.
В) Потребляя молоко, мы примерно на 80 % удовлетворяем потребность в этом элементе.
Г) Его можно обнаружить в " сталактитовом" лесу среди " сталагмитовых деревьев"
Д) Соединением этого элемента мы пишем на доске.
«Корзина загадок»
ЗАГАДКИДля 7-классников
А) В организме человека его содержится около 3 г, преимущественно в жидкой соединительной ткани.
Б) Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его в чистом виде.
В) В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.
Г) По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
Д) Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н.э.
ЗАГАДКИдля 7-классников
ЖЕЛЕЗО
Люблю я камни! Их в шкатулке много... И каждый камень нежно берегу! Одни в горах искали очень долго, Других нашли на дальнем берегу. Вот солнцем сердолик в ладонь ложится, А бирюза - прохладой вод морских, Пером павлиньим лабрадор искрится, А яшма это средство от тоски...
Виртуальное путешествие к тайнамминералов и горных пород
Бажов «Малахитова шкатулка»
«Гранатовый браслет» Куприна
«Похитители бриллиантов» Бусенара
«Бриллианты для диктатуры пролетариата»,
«Лунный камень» Коллинза
«Волшебник изумрудного города» Волкова
«Голубой карбункул» Конан-Доила
«Рубиновые бусы»,
«Жемчужное ожерелье»,
«Колечко с бирюзой»
«Аквамарин»;
«Карл у Клары украл кораллы»
«Жемчужное зерно»
«Балтийский берег. Рыжая заря упала в небо гроздью янтаря»,
«Осенний поцелуй - цвет рубиновой вишни».
Хранишь ты или нет колечко с бирюзой?»,
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть".Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом - свернул с места камень. Открылся под камнем глубокий погреб - богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
ОПЫТ:
Взвешиваем гранит на электронный весах;
Ставим его в муфельную печь на несколько минут;
ВЕС КАМНЯ: ___гр.
Классификация горных пород
Горные породы
Работа по вариантам
Из чего состоит земная кора? Какие горные породы вы знаете? Где они используются? Какие породы использовали строители при строительстве нашей школы? А какие используете вы в быту? Есть ли что-то общее между карандашом и алмазом?
Определите твердость пород, лежащих на вашем столе:
1 вариант:
Возьмите в руки породу белого цвета
Проведите по ней ногтем
Проведите породой по предметному стеклу
Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
Определите называние вашей породы
2 вариант:
Возьмите в руки породу с вкраплениями черного, розового, блестящего цвета
2. Проведите по ней ногтем
3. Проведите породой по предметному стеклу
4. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
5. Определите называние вашей породы
Работа по вариантам
Определите твердость пород, лежащих на вашем столе:
1 вариант:
Возьмите в руки породу белого цвета
Проведите по ней ногтем
Проведите породой по предметному стеклу
Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
Определите называние вашей породы
2 вариант:
Возьмите в руки породу с вкраплениями черного, розового, блестящего цвета
2. Проведите по ней ногтем
3. Проведите породой по предметному стеклу
4. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
5. Определите называние вашей породы
МНОГОЛИКИЙ УГЛЕРОД
КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА АЛМАЗА
КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА ГРАФИТА
ФУЛЕРЕНС60 ,С70
ЭТО РАЗЛИЧНЫЕ МОДИФИКАЦИИ УГЛЕРОДА
СТРУКТУРА КРИСТАЛЛАОПРЕДЕЛЯЕТСВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА
Изготовление искусственного камнягруппа №1(фотографии как делали)
Можно ли получить искусственный камень в домашних условиях?
Искусственный
камень
Акрил
Минералогическая шкала твердости
Метод определения твердости путем царапанья принадлежит венскому минерологу Фридриху Моосу (1773-1839)
Баллы твердости
Минерал
Твердость по Моосу
1
Скоблится ногтем
Тальк
Царапается ногтем
Гипс
2
Кальцит
3
Царапается медной монетой
Флюорит
Легко царапается перочинным ножом
4
5
С трудом царапается перочинным ножом
Апатит
Ортоклаз
Царапается напильником
6
7
Кварц
Царапает оконное стекло
Легко царапает кварц
Топаз
8
9
Корунд
Легко царапает топаз
10
Алмаз
Не царапается ничем, легко царапает корунд.
Работа по вариантам
Определите твердость пород, лежащих на вашем столе:
1 вариант:
Возьмите в руки породу белого цвета
Проведите по ней ногтем
Проведите породой по предметному стеклу
Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
Определите называние вашей породы
2 вариант:
Возьмите в руки породу с вкраплениями черного, розового, блестящего цвета
2. Проведите по ней ногтем
3. Проведите породой по предметному стеклу
4. Что вы наблюдаете? Чем это можно объяснить?
5. Определите называние вашей породы
Из чего состоит земная кора?
- МАГМА и РУДЫ -
Чтоб снять в земной коре напряг, Где твердь её волнуется - В ней магматический очаг Местами образуется. Текучесть магмы ей дает Возможность к продвижению К земной поверхности, Чтоб там - случиться извержению. Застывши же на глубине (отнюдь не по своей вине) Рождает магма дивные Массивы интрузивные, Которых газами и жаром Для нас, людей, великим даром - Родятся, крепнут и растут Скопления различных руд.
Опыт: извержение вулкана
ОПЫТ:
Взвешиваем гранит на электронный весах;
Ставим его нагреваться на несколько минут;
ВЕС КАМНЯ: ___ гр.
Снимаем гранит и снова взвешиваем.
ВЕС КАМНЯ: ___ гр.
ИЗЛИВШИЕСЯ
ГЛУБИННЫЕ
БАЗАЛЬТ
ПЕМЗА
ПРОВЕДИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТ:
1 вариант
Возьмите химический стакан, заполненный водой.
Опустите в него по очереди магматическую породу (пемзу и гранит)
Опишите, что произошло и ПОЧЕМУ?
2 вариант
Рассмотрите горные породы под лупой.
Из чего они состоят?
Чем они отличаются друг от друга, ПОЧЕМУ?
Из чего состоят горные породы?
Все горные породы
состоят из минералов
Гранит
Полевой шпат
Слюда
Кварц
- Что такое минерал?
- Можно ли их вырастить искусственным путем?
- От чего зависти размер кристалла?
Классификация горных пород
Горные породы
Магматические
глубинные
излившиеся
гранит
Базальт
Пемза
От чего зависит размер кристаллов?
турмалин
Как вырастить кристалл в домашних условиях
В стакан с насыщенным раствором поваренной соли или медного купороса помещаем нитку с«затравкой»для роста кристаллов.
Стакан поставим в открытом виде в темное место.
Нитка превратилась в «ожерелье» из кристаллов хлорида натрия.
Через трое суток после начала опыта на нитке появился кристалл медного купороса похожий на драгоценный камень.
Так выглядит кристалл медного купороса, выращенный из раствора.
ЖК мониторы
Несколько лет назад начала прогрессировать новая линия мониторов, строение которых основано на ЖК.
У моря стоит нелюдимый Обветренный каменный бог. И камни – его пилигримы, Внучата у дедовых ног. Он шепчет им странные сказки, Где золото – мелкий песок, Где все диадемы прекрасны, Где рыцари – прах да порок. Никто не притомится слушать, Лишь часом шуршат меж собой. И млеют их вечные души, И лижет им пятки прибой…
-Подумайте, а под действием каких сил природы образовались эти породы?
- К какой группе по происхождению вы их отнесёте?
Осадочные горные породы
обломочного происхождения
Глина
Торф
Бурый
уголь
Горючий сланец
Осадочныегорные породы
органическогопроисхождения
Практическая часть:
1 вариант: 1. Взять стакан №1
2. Налить в него воды и тщательно размешать содержимое стеклянной палочкой
3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло?
4. Какой по-вашему минерал был в вашем стакане?
2 вариант: 1. Взять стакан №2
2. Налить воды и размешать содержимое стеклянной палочкой
3. Что вы наблюдаете? ПОЧЕМУ это произошло ?
4. Какой по-вашему минерал был в вашем стакане?
16
Кстати, есть очень простой метод, как запомнить, что называть сталактитом, а что сталагмитом - в слове "сталагМит" есть букваМ, как и в слове "земля".
Значит:сталагмит- это то, что растёт на земле
Осадочные
горные породы
химического
происхождения
16
Классификация горных пород
Горные породы
Магматические
Осадочные
Излившиеся
Глубинные
Химические
Органические
Обломочные
гранит
соли, гипс
базальт
песок, глина,
гравий, валуны
торф, уголь,
мел, известняк
Метаморфические горные породы образуются в глубинах Земли в условиях высокой температуры и давления.
В каких условиях образуются метаморфические горные породы?
Эксперимент:
Возьмите порошок железа и серы
Смешайте стеклянной палочкой
Попробуйте разделить два минерала с помощью магнита.
Что вы наблюдаете? Чем вы это можете объяснить?
+ + + + + +
+ + + + +
+ + + + + + +
++ + + + + + + + ++ ++ + +
+ + + +
«Метаморфоза» - превращение
+ + + + + ++ ++ ++ ++
+ + + + + ++++ ++++ ++ +++ + +++ +
+ + + + + + + + + + + +
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
+ + +
+ + +
Классификация горных пород
Горные породы
Магматические
Метаморфические
Осадочные
мрамор, гнейс, алмаз
Органические
Глубинные
Излившиеся
Обломочные
Химические
гранит
соли, гипс
базальт
торф, уголь,
мел, известняк
песок, глина,
гравий, валуны
горные породы различаются
по химическому составу:
Горные породы различаются
по химическому составу:
Сода: пищевая, каустическая
Соль: натриевая, калийная, поваренная…
Горные породы Мордовии
песок
песчаник
глина
торф
известняк
фосфорит
доломит
Чем больше вглядываешься в камень,
тем глубже он затягивает вас
в глубину очарования.
Репин И.Е
Практическая работа
Название породы
Плотная или пористая
1.
Масса
2.
Блеск
Твёрдость
Растворимость
Иные камни в те уносят измеренья, Где Инь и Ян ещё не знали разделенья, Где в диком хаосе гармония рождалась. Застыла в нём. И с ним переплеталась.
В минуту грусти и тревоги,Чтобы печали сбросить бремя,Кладите камни на ладони,У вас в руках застынет время.
Ученики!
Я желаю вам поближе познакомиться с удивительным и прекрасным миром камней.
Каждый камень имеет собственную жизнь и душу.
Сумеет ли человечество познать её?
Может это удастся вам…
Попробуйте узнать:
2 . Можно ли по растительности, преобладающей (или отсутствующей в данном месте)
в определенных местах «предсказать» и найти залежи минералов?
По таблице Менделеева, какие химические элементы имеют связь с географией?