kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнительный анализ реки Трубеж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иследовательская проектная работа.Сравнительный анализ реки Трубеж.Органолептические исследования,химический анализ воды,исследование животных и растений.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ реки Трубеж»

Сравнительный анализ  изменения экологического состояния реки Трубеж в период с 2005 по 2014 годы Работу подготовила и выполнила  ученица 11 «Б» класса  МОУ СОШ №1 Слободян Анна Научные руководители:  Васильева Наталья Николаевна, учитель биологии  Новицкая Татьяна Вячеславовна, учитель географии Переславль-Залесский, 2014г.

Сравнительный анализ изменения экологического состояния реки Трубеж в период с 2005 по 2014 годы

Работу подготовила и выполнила ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ №1 Слободян Анна

Научные руководители: Васильева Наталья Николаевна, учитель биологии Новицкая Татьяна Вячеславовна, учитель географии

Переславль-Залесский, 2014г.

Цель: Исследовать и проанализировать экологическое состояние реки Трубеж как одного из крупных притоков гидрологического объекта озера Плещеева.

Цель:

Исследовать и проанализировать экологическое состояние реки Трубеж как одного из крупных притоков гидрологического объекта озера Плещеева.

Задачи: Проанализировать итоги предыдущих работ Снять новые показания экологического состояния, а именно: Выявить загрязняющие ингредиенты в речной воде и определить их концентрации Проанализировать соответствие качественных и количественных характеристик Провести анкетирование с целью выявления мнения населения об экологическом состоянии реки Сравнить результаты прошлых лет с полученными новыми и сделать вывод об изменении состояния Трубежа.

Задачи:

  • Проанализировать итоги предыдущих работ
  • Снять новые показания экологического состояния, а именно:
  • Выявить загрязняющие ингредиенты в речной воде и определить их концентрации
  • Проанализировать соответствие качественных и количественных характеристик
  • Провести анкетирование с целью выявления мнения населения об экологическом состоянии реки
  • Сравнить результаты прошлых лет с полученными новыми и сделать вывод об изменении состояния Трубежа.

Методы исследования: Наблюдение Анкетирование Опрос Картографирование Полевые исследования Органолептический анализ Составление диаграмм и графиков Биоиндикация с помощью растений (ряски) и животных организмов, обитающих в воде.

Методы исследования:

  • Наблюдение
  • Анкетирование
  • Опрос
  • Картографирование
  • Полевые исследования
  • Органолептический анализ
  • Составление диаграмм и графиков
  • Биоиндикация с помощью растений (ряски) и животных организмов, обитающих в воде.

Опрос населения

Опрос населения

Места исследования на карте:

Места исследования на карте:

Точка 1: Грачковская слобода и железнодорожный мост 2005 г. 2014 г.

Точка 1: Грачковская слобода и железнодорожный мост

2005 г.

2014 г.

Точка 2: Главный мост у завода «Лит» 2005 г. 2014 г.

Точка 2: Главный мост у завода «Лит»

2005 г.

2014 г.

Точка 3: «Живой мост» 2005 г. 2014 г.

Точка 3: «Живой мост»

2005 г.

2014 г.

Точка 4: Устье 2014 г. 2005г.

Точка 4: Устье

2014 г.

2005г.

Рогоз широколистный Кубышка жёлтая Осока пузырчатая

Рогоз широколистный

Кубышка жёлтая

Осока пузырчатая

Уж обыкновенный Лягушка остромордая Ящерица живородящая

Уж обыкновенный

Лягушка остромордая

Ящерица живородящая

Водяной ослик Жук- плавунец

Водяной ослик

Жук- плавунец

Основные угрозы для реки в изученных точках:

Основные угрозы для реки в изученных точках:

Анализ воды: Для исследования экологического состояния воды  мы использовали следующие методики : 1. Оценка степени загрязнения  по запаху и внешнему виду 2. Индекс Майера 3. Биоиндикация 4. Химический анализ

Анализ воды:

Для исследования экологического состояния воды мы использовали следующие методики :

1. Оценка степени загрязнения по запаху и внешнему виду

2. Индекс Майера

3. Биоиндикация

4. Химический анализ

Индекс Майера X*3+Y*2+Z*1=S    Обитатели чистых вод, Х  Организмы средней чувствительности,Y  Личинки веснянок Бокоплав Личинки подёнок Обитатели загрязнённых водоёмов,Z  Речной рак Личинки комаров звонцов Личинки ручейников Личинки вислокрылок Личинки стрекоз Пиявки Личинки комаров-долгоножек Двустворчатые моллюски Водяной ослик Моллюски-катушки, моллюски-живородки Прудовики Личинки мошки Многощетинковые черви Индекс Майера равен 17. Следовательно, вода в реке относится ко 2 классу качества. Умеренное загрязнение

Индекс Майера

X*3+Y*2+Z*1=S

Обитатели чистых вод, Х

Организмы средней чувствительности,Y

Личинки веснянок

Бокоплав

Личинки подёнок

Обитатели загрязнённых водоёмов,Z

Речной рак

Личинки комаров звонцов

Личинки ручейников

Личинки вислокрылок

Личинки стрекоз

Пиявки

Личинки комаров-долгоножек

Двустворчатые моллюски

Водяной ослик

Моллюски-катушки, моллюски-живородки

Прудовики

Личинки мошки

Многощетинковые черви

Индекс Майера равен 17. Следовательно, вода в реке относится ко 2 классу качества.

Умеренное загрязнение

Метод биоиндикации  по состоянию  семейства рясковых: результаты Вид ряски Многогранник Число ряски обыкновенный 50 Число растений с повреждениями Ряска тройчатая % растений с повреждениями 10 80 Ряска горбатая 20 40 12 15 6 15

Метод биоиндикации по состоянию семейства рясковых: результаты

Вид ряски

Многогранник

Число ряски

обыкновенный

50

Число растений с повреждениями

Ряска тройчатая

% растений с повреждениями

10

80

Ряска горбатая

20

40

12

15

6

15

Оценка состояния водного объекта по ряске Номер пробы Кол-во особей 2005-2007 Кол-во щитков 70 2008-2010 Отношение щитков к числу особей 65 85 2011-2014 Кол-во щитков с дефектами 90 70 1,2 Процент от общего кол-ва щитков 1 17 90 14 6 1 Качество  воды 4 19 3 2 17 3

Оценка состояния водного объекта по ряске

Номер пробы

Кол-во особей

2005-2007

Кол-во щитков

70

2008-2010

Отношение щитков к числу особей

65

85

2011-2014

Кол-во щитков с дефектами

90

70

1,2

Процент от общего кол-ва щитков

1

17

90

14

6

1

Качество воды

4

19

3

2

17

3

Химический анализ воды

Химический анализ воды

Сравнение за все периоды:

Сравнение за все периоды:

Работа с целевой аудиторией Во всех классах с 5 по 11 производился показ видеоролика на уроках биологии.  В результате 148 учеников нашей школы участвовали в обсуждении данной проблемы. Результаты опроса:

Работа с целевой аудиторией

Во всех классах с 5 по 11 производился показ видеоролика на уроках биологии. В результате 148 учеников нашей школы участвовали в обсуждении данной проблемы.

Результаты опроса:

1. Замечали ли вы что река обмелела? 2. Считаете ли вы это опасным для флоры и фауны реки? 3. Считаете ли вы воду в реке чистой?

1. Замечали ли вы что река обмелела?

2. Считаете ли вы это опасным для флоры и фауны реки?

3. Считаете ли вы воду в реке чистой?

4 . Появилось ли у вас желание изменить свой образ жизни? 5 . Полностью ли раскрыта тема в сообщении?

4 . Появилось ли у вас желание изменить свой образ жизни?

5 . Полностью ли раскрыта тема в сообщении?

6 . Насколько эффективным вы считаете ее решение? 7 . Будете ли вы предлагать вашим родителям помочь вам?

6 . Насколько эффективным вы считаете ее решение?

7 . Будете ли вы предлагать вашим родителям помочь вам?

Результаты опроса  Во время обсуждения учащиеся показали высочайшую заинтересованность в результатах работы. Во время дискуссий были выдвинуты следующие предложения:

Результаты опроса

Во время обсуждения учащиеся показали высочайшую заинтересованность в результатах работы. Во время дискуссий были выдвинуты следующие предложения:

  • Провести очистку реки учащимися
  • Провести экологический марш по нашему городу
  • Показать видеоролик учащимся других школ города
  • Способствовать продвижению видеоролика в социальных сетях
  • Обсудить с родителями данную проблему, с целью убедить их в помощи
  • Подать петицию в мэрию по дальнейшему углублению и очищению русла реки
Вывод: 1. Река Трубеж является умеренно загрязненным объектом, на который оказывается сильное антропогенное влияние. 2. Источники загрязнения: Ливневые стоки с автомобильных дорог Отходы промышленных предприятий Неразлагающийся мусор и древесина Ливневые стоки с автомобильных дорог Отходы промышленных предприятий Неразлагающийся мусор и древесина 3. За 9 лет река Трубеж не претерпела сильных изменений.

Вывод:

1. Река Трубеж является умеренно загрязненным объектом, на который оказывается сильное антропогенное влияние.

2. Источники загрязнения:

  • Ливневые стоки с автомобильных дорог Отходы промышленных предприятий Неразлагающийся мусор и древесина
  • Ливневые стоки с автомобильных дорог
  • Отходы промышленных предприятий
  • Неразлагающийся мусор и древесина

3. За 9 лет река Трубеж не претерпела сильных изменений.

Пути решения проблемы:

Пути решения проблемы:

  • Привлечь внимание населения посредством использования СМИ и Интернет-ресурсов к проблеме охраны реки Трубеж
  • Периодически осуществлять очистку реки от мусора (проводить марши школьных отрядов)
  • Ликвидировать свалку на берегу озера
  • Убрать затонувшие лодки, ветки деревьев
  • Ужесточить контроль за выбросом вредных веществ с фабрик
  • Запретить стоянки транспорта вблизи берега
Уборка территории учениками:

Уборка территории учениками:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы: 1. «Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков». Москва – Переславль – Залесский. 2001г. 2. «Плещеево озеро: Гидрологический очерк» В. Л. Рохмистров - Ярославль: Издание ВВОРЭА. 3. Комплексная оценка качества поверхностных вод/под ред. А. М. Никонорова – Л. Гидрометеоиздат, 1984 г. 4. Алявдина КП «Определитель растений». Верхне-Волжская книжное издательство, 1972 г. 5. «Определитель высших растений Ярославской области». Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1986 г. 6. Гусева Т.В. «Как организовать общественный экологический мониторинг». Под редакцией М. В. Хотулевой – М.СоЭС, 1998 г. 7. [Электронный ресурс] http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=521 , «Методы исследования при написании курсовых и дипломных работ» 8. [Электронный ресурс] http://plesheevo-lake.ru/ «Река Трубеж как объект гидрологического наследия Переславля» 9. [Электронный ресурс] http://www.pereslavl.ru/  «Строительство моста через Трубеж завершено.»

Список использованной литературы:

1. «Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков». Москва – Переславль – Залесский. 2001г.

2. «Плещеево озеро: Гидрологический очерк» В. Л. Рохмистров - Ярославль: Издание ВВОРЭА.

3. Комплексная оценка качества поверхностных вод/под ред. А. М. Никонорова – Л. Гидрометеоиздат, 1984 г.

4. Алявдина КП «Определитель растений». Верхне-Волжская книжное издательство, 1972 г.

5. «Определитель высших растений Ярославской области». Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1986 г.

6. Гусева Т.В. «Как организовать общественный экологический мониторинг». Под редакцией М. В. Хотулевой – М.СоЭС, 1998 г.

7. [Электронный ресурс] http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=521 , «Методы исследования при написании курсовых и дипломных работ»

8. [Электронный ресурс] http://plesheevo-lake.ru/ «Река Трубеж как объект гидрологического наследия Переславля»

9. [Электронный ресурс] http://www.pereslavl.ru/ «Строительство моста через Трубеж завершено.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сравнительный анализ реки Трубеж

Автор: Новицкая Татьяна Вячеславовна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367303

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства