Иследовательская проектная работа.Сравнительный анализ реки Трубеж.Органолептические исследования,химический анализ воды,исследование животных и растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ реки Трубеж»
Сравнительный анализизменения экологического состояния реки Трубеж в период с 2005 по 2014 годы
Работу подготовила и выполнилаученица 11 «Б» классаМОУ СОШ №1 Слободян Анна
Научные руководители: Васильева Наталья Николаевна, учитель биологии Новицкая Татьяна Вячеславовна, учитель географии
Переславль-Залесский, 2014г.
Цель:
Исследовать и проанализировать экологическое состояние реки Трубеж как одного из крупных притоков гидрологического объекта озера Плещеева.
Задачи:
Проанализировать итоги предыдущих работ
Снять новые показания экологического состояния, а именно:
Выявить загрязняющие ингредиенты в речной воде и определить их концентрации
Проанализировать соответствие качественных и количественных характеристик
Провести анкетирование с целью выявления мнения населения об экологическом состоянии реки
Сравнить результаты прошлых лет с полученными новыми и сделать вывод об изменении состояния Трубежа.
Методы исследования:
Наблюдение
Анкетирование
Опрос
Картографирование
Полевые исследования
Органолептический анализ
Составление диаграмм и графиков
Биоиндикация с помощью растений (ряски) и животных организмов, обитающих в воде.
Опрос населения
Места исследования на карте:
Точка 1: Грачковская слобода и железнодорожный мост
2005 г.
2014 г.
Точка 2: Главный мост у завода «Лит»
2005 г.
2014 г.
Точка 3: «Живой мост»
2005 г.
2014 г.
Точка 4: Устье
2014 г.
2005г.
Рогоз широколистный
Кубышка жёлтая
Осока пузырчатая
Уж обыкновенный
Лягушка остромордая
Ящерица живородящая
Водяной ослик
Жук- плавунец
Основные угрозы для реки в изученных точках:
Анализ воды:
Для исследования экологического состояния воды мы использовали следующие методики :
1. Оценка степени загрязнения по запаху и внешнему виду
2. Индекс Майера
3. Биоиндикация
4. Химический анализ
Индекс Майера
X*3+Y*2+Z*1=S
Обитатели чистых вод, Х
Организмы средней чувствительности,Y
Личинки веснянок
Бокоплав
Личинки подёнок
Обитатели загрязнённых водоёмов,Z
Речной рак
Личинки комаров звонцов
Личинки ручейников
Личинки вислокрылок
Личинки стрекоз
Пиявки
Личинки комаров-долгоножек
Двустворчатые моллюски
Водяной ослик
Моллюски-катушки, моллюски-живородки
Прудовики
Личинки мошки
Многощетинковые черви
Индекс Майера равен 17. Следовательно, вода в реке относится ко 2 классу качества.
Умеренное загрязнение
Метод биоиндикации по состоянию семейства рясковых: результаты
Вид ряски
Многогранник
Число ряски
обыкновенный
50
Число растений с повреждениями
Ряска тройчатая
% растений с повреждениями
10
80
Ряска горбатая
20
40
12
15
6
15
Оценка состояния водного объекта по ряске
Номер пробы
Кол-во особей
2005-2007
Кол-во щитков
70
2008-2010
Отношение щитков к числу особей
65
85
2011-2014
Кол-во щитков с дефектами
90
70
1,2
Процент от общего кол-ва щитков
1
17
90
14
6
1
Качество воды
4
19
3
2
17
3
Химический анализ воды
Сравнение за все периоды:
Работа с целевой аудиторией
Во всех классах с 5 по 11 производился показ видеоролика на уроках биологии. В результате 148 учеников нашей школы участвовали в обсуждении данной проблемы.
Результаты опроса:
1. Замечали ли вы что река обмелела?
2. Считаете ли вы это опасным для флоры и фауны реки?
3. Считаете ли вы воду в реке чистой?
4 . Появилось ли у вас желание изменить свой образ жизни?
5 . Полностью ли раскрыта тема в сообщении?
6 . Насколько эффективным вы считаете ее решение?
7 . Будете ли вы предлагать вашим родителям помочь вам?
Результаты опроса
Во время обсуждения учащиеся показали высочайшую заинтересованность в результатах работы. Во время дискуссий были выдвинуты следующие предложения:
Провести очистку реки учащимися
Провести экологический марш по нашему городу
Показать видеоролик учащимся других школ города
Способствовать продвижению видеоролика в социальных сетях
Обсудить с родителями данную проблему, с целью убедить их в помощи
Подать петицию в мэрию по дальнейшему углублению и очищению русла реки
Вывод:
1. Река Трубеж является умеренно загрязненным объектом, на который оказывается сильное антропогенное влияние.
2. Источники загрязнения:
Ливневые стоки с автомобильных дорог Отходы промышленных предприятий Неразлагающийся мусор и древесина
Ливневые стоки с автомобильных дорог
Отходы промышленных предприятий
Неразлагающийся мусор и древесина
3. За 9 лет река Трубеж не претерпела сильных изменений.
Пути решения проблемы:
Привлечь внимание населения посредством использования СМИ и Интернет-ресурсов к проблеме охраны реки Трубеж
Периодически осуществлять очистку реки от мусора (проводить марши школьных отрядов)
Ликвидировать свалку на берегу озера
Убрать затонувшие лодки, ветки деревьев
Ужесточить контроль за выбросом вредных веществ с фабрик
Запретить стоянки транспорта вблизи берега
Уборка территории учениками:
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
1. «Рекомендации по организации полевых исследований состояния малых водных объектов с участием детей и подростков». Москва – Переславль – Залесский. 2001г.
2. «Плещеево озеро: Гидрологический очерк» В. Л. Рохмистров - Ярославль: Издание ВВОРЭА.
3. Комплексная оценка качества поверхностных вод/под ред. А. М. Никонорова – Л. Гидрометеоиздат, 1984 г.
4. Алявдина КП «Определитель растений». Верхне-Волжская книжное издательство, 1972 г.
5. «Определитель высших растений Ярославской области». Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1986 г.
6. Гусева Т.В. «Как организовать общественный экологический мониторинг». Под редакцией М. В. Хотулевой – М.СоЭС, 1998 г.
7. [Электронный ресурс] http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=521 , «Методы исследования при написании курсовых и дипломных работ»
8. [Электронный ресурс] http://plesheevo-lake.ru/ «Река Трубеж как объект гидрологического наследия Переславля»
9. [Электронный ресурс] http://www.pereslavl.ru/ «Строительство моста через Трубеж завершено.»