Просмотр содержимого документа
«Путешествие по городу Санкт-Петербург»
Град Петра
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы держаное теченье,
Береговой её гранит…
Работу выполнилаКомарова Валентина Васильевнаучитель МБОУ СОШ№10 с. Юца Предгорного р-на Ставропольского края
Санкт - Петербург
Памятник Петру I
Невский проспект
Санкт- Петербург – город
особый, удивительный и
непостижимый. Он не вырос
естественным образом, а был
создан волей одного человека –
Петра Великого. Город был основан в
1703 г., а уже в 1712 г.стал новой
столицей России. Современный
Петербург – культурная столица
нашей Родины. Он никого не оставляет
равнодушным, и каждый, попав в него
впервые, навсегда оказывается в плену у
этого удивительного города.
Петропавловская
крепость
Исаакиевский собор
Дворцовая площадь
Казанский собор
Зимний дворец
Спас-на-Крови
Васильевский
остров
Мосты Невы
Кунсткамера
Петергоф
Марсово поле
Царское село
Памятник Петру I. Медный всадник
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полон,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслась; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
В центре площади Декабристов стоит шедевр монументальной скульптуры – памятник Петру Великому,
открытый в 1782 г. и называемый обычно, по меткому определению А. С. Пушкина, «Медным всадником».
Этот памятник, первый в России, решила воздвигнуть в северной столице Екатерина II, поручив разработку
проекта французскому архитектору Э.-М. Фальконе. Скульптор отошёл от общепринятых канонов и показал
царя –реформатора не в парадном мундире, а в простой одежде, восседающим не на богатом седле, а на
звериной шкуре. Пьедесталом для монумента стала целая «дикая скала».
Памятник Петру стал символом города.
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость – исторический центр Санкт-Петербурга. Её возводили по проекту Д.Трезини с 1703г. до его кончины в1734г. Крепость, построенная как оборонительное сооружение от врагов внешних, никогда не использовалась по своему прямому назначению. По печальной иронии судьбы ей выпала роль русской Бастилии – места заключения для врагов внутренних, и первым из них был царевич Алексей, сын Петра Великого.
На территории крепости, ставшей теперь историко-архитектурным музеем-заповедником, сосуществуют постройки разного времени и назначения: бастионы – мощные пятиугольные укрепления на углах крепостной ограды; казематы, бывшие тюремными камерами; стены-куртины, гауптвахта, Монетный двор и другие сооружения – музейные «экспонаты», образующие целостный ансамбль.
Его доминанта – Петропавловский собор, который до сих пор остается самым высоким архитектурным сооружением в Петербурге: высота его многоярусной колокольни с
золоченым шпилем достигает 122,5 метра. Этот шпиль, увенчанный фигурой летящего ангела, - один из известных символов Петербурга. Каменный собор по проекту Д. Трезини заложили в 1712 году, а завершили и освятили его в 1733 году. Собор стал местом захоронения российских императоров.
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь, по замыслу её создателя архитектора К. И. Росси, размахом и величием достойна римлян. Её строгие торжественные здания, служили достойной оправой для
Зимнего дворца – главного украшения площади. Триумфальная арка, объединяющая два крыла здания Главного штаба, вместе с самой высокой
в мире триумфальной Александровской колонной образует мемориал подвигу русского народа в войне 1812 г.
Зимний дворец
Зимний дворец, праздничный
центр города и дворцовой
площади, был главной
императорской резиденцией в
Санкт-Петербурге. Он так
велик, что охватить его
взглядом можно только с
Невы или со стрелки
Васильевского острова.
Последнее монументальное сооружение в стиле барокко,
дворец был возведён «для
одной славы всероссийской».
Зимний дворец – это
целостный архитектурный
ансамбль, город в городе. Двухсотметровая длина его
фасада определяет размеры
Дворцовой площади. По
замыслу её создателя К.И.Росси, Дворцовая площадь
размахом и величием достойна древних римлян. Её строго-торжественные здания,
славившие неколебимую мощь империи, служили достойной оправой для Зимнего
дворца – главного украшения площади. Фантазия Б.-Ф.Растрелли была неистощима,
и все фасады дворца он сделал по-разному, каждому придав неповторимый облик.
В 1922 г. Зимний дворец был передан музею – Эрмитажу. Сегодня каждый посетитель
музея может посмотреть дворцовые парадные залы, в которых происходили
церемониальные выходы государей, и полюбоваться представленными в них
великолепными сокровищами.
Васильевский остров
Васильевский остров – самый крупный в дельте Невы: он занимает площадь больше тысячи гектаров. В прежние времена здесь водились лоси, и потому старым финским названием было Хирвасаари, что значит Лосиный остров. Трудно сказать достоверно, имя какого Василия носит остров: одного из новгородских посадников, владевших местными землями в XV веке, или кого-то другого. Пётр I хотел сделать на острове центр новой столицы и устроить здесь русский Амстердам с сетью каналов-улиц. О несбыточной мечте Петра напоминают геометрические линии проспектов и улиц острова. Мосты, перекинутые через Большую и Малую Неву, соединяют стрелку с левым берегом Невы и Петроградской стороной. Большой проспект острова ведёт к морю, к «морским воротам» города – пассажирскому морскому порту.
Особую парадность стрелке
Васильевского острова придают 32-метровые ростральные колонны, возведенные в 1810 г. Тома де Томоном. Колонные напоминают о древнем римском обычае – возводить в честь морских побед триумфальные колонны
и украшать их рострами – носовыми
частями захваченных кораблей. До
1855 г. колонны служили маяками: винтовые лестницы внутри них ведут
на верхние площадки, где зажигали сигнальные огни.
На Васильевском острове существует
своеобразный «Латинский квартал»
Санкт-Петербурга. С концаXVIII - начала
XIX века здесь сосредоточены многие
научные и учебные учреждения города
Здесь же, на Университетской
набережной, находится первый
российский музей, основанный в 1714 г.
Петром Великим на базе его личных
коллекций, приобретенных им во время
путешествия в западную Европу.
Специально для музея в 1718-1734 годах
по проекту Г.И. Маттарнови было
выстроено здание Кунсткамеры –
«Палаты редкостей». Сейчас это –
одно из немногих сохранившихся
строений петровского барокко.
В нем разместились Музей
антропологии и этнографии Петра
Великого и Музей М.В.Ломоносова.
Кунсткамера
Марсово поле
Марсово поле – самая большая площадь
Санкт-Петербурга, протянувшаяся на 500 м с севера на
юг и на 300 м с запада на восток. Во времена ПетраI здесь простиралось топкое болото. Царь приказал болото осушить, а на осушенном месте построить дворец для
его супруги Екатерины I. По сторонам поля проведены два прямых канала, соединяющие Мойку с Невой . Тогда его называли Царицыным лугом. Ещё при Петре здесь проходили смотры гвардейских полков, позже это стало традицией. Поэтому луг переименовали в Марсово поле, в честь Марса – бога войны. На фоне Марсова поля эффектно смотрится памятник А.В.Суворову: изображённый в виде бога войны Марса, он воспринимается как символ военной славы России.
Невский проспект
Н.В.Гоголь: «Нет ничего лучше
Невского проспекта, по
крайней мере, в Петербурге».
Невский проспект- главная улица
Санкт-Петербурга. Проспект
протянулся почти на 4,5 км и, как
тетива, стянул дугу, образуемую Невой
в черте города. История его
возникновения восходит к первым
годам существования северной
столицы. В царствование Екатерины II
Невский проспект стал главной
магистралью города. Здесь возводили
дворцы, особняки, храмы, торговые
ряды, здания общественного
назначения. С начала XIX века на
проспекте появились гостиницы и
доходные дома, а потом и банки. К
началу XX века на Невском
сосредоточились наиболее крупные
банки, и он стал финансовым
центром России. Облик современного
проспекта переменчив и разнообразен:
дома XVIII века соседствуют с более поздними строениями. Его пересекают улицы,
реки и каналы, так что прогулка по Невскому проспекту может превратиться в
захватывающее путешествие.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор –одновременно
и храм, и музей. Его золотой купол
виден со стороны Финского залива, а с
обзорной площадки собора открывается
великолепная круговая панорама
города. Собор - главное творение
французского архитектора
О.Монферрана. Собор строили 40 лет –
с 1818 г. по 1858г., с частыми
остановками и изменениями проекта.
Во внутренней его отделке использовано
более 40 пород ценных камней: малахит,
лазурит, порфир, яшма, мраморы
всевозможных оттенков и др. В соборе
можно увидеть многочисленные
произведения живописи и мозаичные работы, исполненные талантливыми русскими
художниками. Собор украшен скульптурой таких известных ваятелей, как
И.П.Витали, Н.С.Пименов, П.К.Клодт. Общая площадь специально созданных для
храма мозаичных картин – около 600 м². Живопись, мозаика, скульптура, эффектное
сочетание камней и позолоты, сложные орнаменты и детали создают богатейшую цветовую гамму. Уникален и крупный, но в то же время изящный и конструктивно лёгкий купол собора – единственный в своём роде не только в России, но и в Европе.
Главный кафедральный собор Северной столицы и самый вместительный в городе:
в нём одновременно могут находиться около 14 тысяч человек.
Казанский собор
Каждая европейская столица
имела свой кафедральный собор,
подобный знаменитому римскому
собору св. Петра. В начале XIX в.
получил такой собор и
Санкт-Петербург – Казанский
собор, построенный зодчим
А.Новоронихиным, крепостным
графа А.С.Строганова. Один из
первых памятников русского
классицизма, собор сливается
с Невским проспектом: могучая
коринфская колоннада с северного,
бокового, фасада, полукружием
развёрнутая в сторону главной улицы города, обрамляет широкую площадь. Не нарушив в главном церковного канона, зодчий построил собор, непохожий на русские православные храмы: у него один купол, а не пять; нет и колокольни – колокола помещались в крыльях колоннады, под портиками. Конструкция лёгкого и стройного купола впервые в мире была собрана целиком из кованого железа. Снаружи собор богато украшен скульптурой – рельефными панно на библейские темы, лепными фризами, статуями в нишах, созданными лучшими скульпторами того времени.
Храм Спас- на- Крови
С Невского проспекта хорошо виден храм Воскресения Христова, непохожий на другие петербургские храмы. Он стилизован в духе узорочной русской архитектуры. Храм неслучайно возведен на набережной Екатерининского канала: именно здесь 1 марта 1881 года террорист из «Народной воли» И.Н.Гриневский смертельно ранил императора-освободителя Александра II, и потому храм чаще называют «Спас-на-Крови».
Место трагического происшествия включено во внутренний объем собора; именно поэтому
он поставлен прямо на набережной канала, часть русла которого использована под фундамент собора. До нас в неприкосновенности дошел гранитный участок набережной, где произошло цареубийство.
Самый высокий купол собора поднимается на высоту 81 м. Фасады собора с колонками, наличниками, карнизами, кокошниками облицованы мрамором, гранитом и кирпичом нескольких тонов, а купола кровли шатров, крылец и апсид – поливной разноцветной
черепицей. На месте, где была пролита кровь императора, сооружена великолепная сень, которую венчает крест из топаза. Сень и киоты храма являются уникальными произведениями ювелирного и камнерезного искусства. На двадцати досках, укрепленных на цоколе, высечены главные события и указы царствования Александра II.
Мосты Невы
Неповторимый облик Невскому проспекту,
как и всему городу, придают реки и каналы,
пересекающие его, и живописные мосты,
повисшие над их водами. Петербург называют
иногда музеем мостов: по их количеству –
около 350 – он занимает едва ли не первое
место в мире. Каменные, чугунные, стальные
и железобетонные, разводные и неразводные,
они великолепны и разнообразны по силуэтам
и придают северной столице чарующую и
романтическую красоту.
Недалеко от Невского проспекта через
Екатерининский канал перекинут висячий
пешеходный мост, названный Банковским, оттого
что оказался по соседству с Ассигнационным
банком. По обеим сторонам моста восседают
грифоны – фантастические существа с головой
льва и позолоченными крыльями; в пастях они
держат цепи моста. В греческой мифологии
грифоны считались самыми надёжными стражами
кладов. Они должны были охранять мост и золотые
банковские запасы.
Петергоф
Петергоф – столица фонтанов – напоминает редкий по красоте искрящийся бриллиант. Он кажется волшебным и производит впечатление ожившей сказки, словно рождаясь из пены морской. Здесь всё подчинено морю – любимой стихии Петра.Большой каскад возвеличивал славу России и победу Петра в Северной войне. Большой каменный грот, три водопадные лестницы и фонтаны с буйным ликованием водной стихии, многочисленные золочёные статуи богов и героев древности – всё складывается в грандиозную, сказочно-прекрасную, праздничную феерию.
Одно из главных украшений Большого каскада – фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва». Фонтан воздвигли в ознаменование победы в Полтавской битве. Скульптор Б.-К. Растрелли, создавая этот монумент, изобразил Петра в виде Самсона, победившего льва (лев присутствовал в гербе Швеции). В годы Великой Отечественной войны скульптуру похитили гитлеровцы; её судьба неизвестна до сих пор. В 1947 г. В. Симонов и Н. Михайлов отлили новый бронзовый памятник, не уступающий утраченному шедевру.
Фонтаны Петергофа
ПётрI, любивший фонтаны, ввёл этот вид искусства в русскую жизнь, до этого Россия не знала фонтанов. “Водяные игрища”, как и архитектурные сооружения в Петергофе, должны были символизировать обретённую Россией власть над берегами Балтики. Фонтаны – душа Петергофа; они принесли ему заслуженную мировую славу.
Царское село
Царскосельский Екатерининский дворец был самым большим зданием периода расцвета русского барокко. Парадная лестница и сплошная анфилада роскошных залов были убраны золочёной резьбой, зеркалами и янтарём. Жемчужиной дворца был Янтарный кабинет, стены которого украшали наборные панели из разных сортов янтаря Её называли «восьмым чудом света».
Пётр получил её в качестве дипломатического дара от короля Пруссии ФридрихаI. Янтарные панно сначала украсили стены Зимнего дворца, а потом с царскими почестями их перенесли на руках в Царское село. В октябре 1941 года гитлеровцы, захватив Царское село, похитили Янтарную комнату. Поиски её
продолжаются по сей день, однако прежний облик янтарной комнаты уже восстановлен.