Прообразы капитана Татаринова (исследовательская работа)
Прообразы капитана Татаринова (исследовательская работа)
Задачи:
Найти материалы по данной теме, изучив и литературу о творчестве В. Каверина, и всевозможные краеведческие сайты, которые занимаются изучением творчества Каверина и истоками его произведений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прообразы капитана Татаринова (исследовательская работа)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №8
IV межрегиональные Мартыновские чтения.
«Прообразы капитана Татаринова»
Автор:Рыбалкина Ольга
9 б класс МБОУ «СОШ № 8
г.Петровска Саратовской области»
Руководитель: Гоголева Т.В.,
Учитель географии
МБОУ «СОШ № 8 г.Петровска
Саратовскойобласти»
Ф. Нансен:«Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты».
Ф.Нансен
Цель же нашей работы – найти прототипов капитана Татаринова
Задачи:
Найти материалы по данной теме, изучив и литературу о творчестве В. Каверина, и всевозможные краеведческие сайты, которые занимаются изучением творчества Каверина и истоками его произведений.
Обобщить изученный материал, сделав выборку по одному из главных героев, капитане Татаринове.
Объект исследования: роман Каверина, критическая литература по роману Каверина, краеведческие сайты, книги об истории открытия Арктики
Предмет исследования: прототипы капитана Татаринова
Гипотеза: Если в произведении упоминаются реальные географические открытия, то и прототипами героев романа должны быть реальные люди.
Глава 1. История открытия Севера
Кто же побывал первым из известных людей, в северных морях. Первым был в 4 веке до н.э. грек Пифей из Мессалини (ныне г. Марсель).
12 век - в морях Северного Ледовитого Океана появились поморы. Так называли русских людей, в основном выходцев из Новгорода, которые жили на берегах Белого и Баренцева морей. Здесь, на холодном севере селились смелые, дерзкие, свободолюбивые. Их суда, кочи и ладьи, продвигались на север и восток. Их влекла мясная рухлядь, кость, рыба, птица. Они освоили острова в этих морях, а с 14 века ходили за Урал.
Викинги
Поморы
20 и 30 г.г. интересны сквозными
плаваниями по Северному морскому
пути, челюскинской эпопеей, героями –
папанинцами, которые высадились на льдину,
чуть перелетев Северный полюс. Всё это
Взбудоражило воображение В. Каверина,
молодого, но уже известного литератора. Он
читает полярную литературу, мемуары,
сборники документов, слушает рассказы
художника Н.В. Пинегина, участника
экспедиции Г. Седова, видит находки,
сделанные в 1934-1936 г.г. на безымянных
островах в Карском море, и, наконец, во
время Великой Отечественной войны, будучи
корреспондентом «Известий» на Северном
флоте, сам писатель становится участником
событий.
Экспедиция В.А. Русанова в 1912 г.
В.А. Русанов был полярным геологом и мореплавателем. Его последняя экспедиция на парусно-моторном судне «Геркулес» вышла в Ледовитый океан в 1912г. Об экспедиции на «Геркулесе», о бесследном исчезновении, этого крошечного суденышка, о безвестной гибели всех одиннадцати членов его экипажа во главе с Русановым написано много книг, но до сих пор до конца не ясно, куда и зачем отправился Русанов в 1912г.
В. Русанов
В. А. Русанов, обосновывая необходимость освоения Северного морского пути неоднократно подчеркивал, что в Сибирь ведет не один, а пять путей Пятый проходит примерно на 78 градусе северной широты, огибая Новую Землю вдали, на расстоянии нескольких десятков миль от её берега. Именно этот путь Русанов считал самым перспективным. Поэтому, когда представилась такая возможность, он направился на восток в высокие широты - 77-78 градусов северной широты.
Экспедиция Г.Л. Брусилова на «Святой Анне»
Сын офицера (впоследствии вице-адмирала) Л.А.Брусилова и племянник известного генерала А.А.Брусилова.
Юнкер флота с 1900 года. В 1903 году держал экзамен в Морском кадетском корпусе (81-й по списку). Произведен в мичманы 21 февраля 1905 года.
В 1904 – 1905 годах участвовал в военно-морских операциях против японцев, сперва на миноносце, затем на крейсере «Богатырь».
В 1910 – 1911 годах участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», занимался картографированием берегов Чукотки. Первый маяк на Мысе Дежнева носил его имя — «Знак Брусилова».
Г.Л. Брусилов
В 1912 году Брусилов возглавил экспедицию на парусно-паровой шхуне «Святая Анна» (23 члена экипажа, водоизмещение около 1000 т) с целью пройти Северо-Восточным проходом из Атлантического океана в Тихий. Брусилов решил заниматься в пути зверобойным промыслом. Хотя ледовая обстановка того года сложилась чрезвычайно суровой, судно все же проникло в Карское море через Югорский Шар. У западного побережья полуострова Ямал шхуну затерли льды. Поврежденная, она вмерзла в них (конец октября) и вскоре была вовлечена в ледовый дрейф, вынесший «Святую Анну» в Полярный бассейн.
3 апреля 1914 года, когда «Святая Анна» находилась у 83° с. ш. и 60° в. д. с согласия Брусилова шхуну покинули штурман Валериан Иванович Альбанов и 14 моряков; трое вскоре вернулись. Пеший переход по дрейфующим льдам на юг, к Земле Франца-Иосифа, из-за ветров и течений «удлинился» до 420 км вместо предполагавшихся 160. Около двух с половиной месяцев Альбанов и его спутники тащили семь нарт с поклажей и лодками (каяками) общим весом до 1200 кг.
Географический результат похода, стоившего жизни почти всем морякам, таков: появившиеся на картах после австро-венгерской экспедиции Пайера—Вайпрехта (1872-1874) земли «Петермана» и «Короля Оскара» не существуют. Альбанов и матрос Александр Эдуардович Конрад были спасены экипажем «Святого Фоки» во главе с Г. Я. Седовым.
Валериан Иванович Альбанов
Ерминия Александровна Жданко
Альбанов доставил некоторые материалы экспедиции Брусилова, позволившие охарактеризовать подводный рельеф северной части Карского моря и промеры северной части, выявить меридиональную впадину на дне длиной около 500 км (желоб «Святой Анны»). Российский океанолог В. Ю. Визе, используя данные Брусилова, в 1924 рассчитал местоположение, а в 1930 открыл остров, получивший имя «расчетчика».
Шхуна с Брусиловым, сестрой милосердия Ерминией Александровной Жданко, первой женщиной, участницей высокоширотного дрейфа, и 11 членами экипажа пропала бесследно. Есть предположение, что в 1915, когда судно было вынесено в Гренландское море, его потопила немецкая подводная лодка.
Остров Визе
Лучшие черты характеров арктических исследователей, а так же их ошибки, просчеты, исторические реалии экспедиций с которыми нас познакомили географы - все это связано с любимым героем Каверина. Таким образом, образ Татаринова обобщенный, собирательный, вымышленный. Это право дает автору художественный стиль, а не научный. Какова цель экспедиции капитана Татаринова? Пройти во Владивосток Северными берегами.
Известно, что экспедиция Татаринова по роману потерпела неудачу. В чем причины неудач? Амундсен говорил: «Удача любой экспедиции полностью зависит от ее снаряжения» .
Экспедиция Седова Г.Я. на «Святом Фоке».
СЕДОВ Георгий Яковлевич (1877-1914), российский гидрограф, полярный исследователь. Сын бедного рыбака с Азовского моря, он закончил Ростовское мореходное училище, стал изыскателем, военным гидрографом. Верой и правдой служил отечеству на Дальнем Востоке, командовал миноносцем в период Русско-японской войны, охраняя вход в устье Амура. Работал как гидрограф на Колыме, на архипелаге Новая Земля. И замыслил собственную экспедицию на Северный полюс, первую русскую национальную экспедицию. Северный полюс доселе не покорен – значит, надо водрузить там российский флаг. Цель была поставлена благородная, но средств для ее осуществления было явно недостаточно …
Седов Г.Я.
Седов был мужественным, верным офицерскому слову и долгу человеком, что он
и доказал собственной героической гибелью. Экспедиция вышла весной 1914
года в поход по льдам.
Седов покинул вмерзшее в лед у берегов Земли Франца-Иосифа судно и в
сопровождении двух матросов, тоже тяжело больных, отправился в путь.
Путь этот был недолгим. 5 марта 1914 года, пройдя чуть больше ста километров
по тысячекилометровому маршруту к полюсу (да еще тысяча километров на
обратную дорогу!), Седов умер недалеко от острова Рудольфа, самого северного
в архипелаге, на руках едва живых матросов.
Заключение
В небольшой промежуток времени - весь Х I Х в. и начало ХХ в. –путешественники и мореплаватели многих национальностей выполнили большую исследовательскую работу. Среди этих работ много таких, которые были выполнены именно русскими первооткрывателями.
В 1984 году в Полярном на улице Лунина появился необычный памятник - гранитная глыба, а на ней огромный древний церковный колокол. Годами позже памятник изменил свой вид - колокол стал висеть между тремя опорами. Под ним была установлена памятная мраморная плита: "Под звон этого колокола уходили из Екатерининской гавани в северные широты знаменитые полярные экспедиции В. Русанова (1912), Г. Брусилова (1912)".Автор "Двух капитанов" написал тогда в Полярный: "Спасибо за памятник, единственный в своем роде"…
Литература
Алексеев Д. А. П.А. Новокшонов. По следам таинственных путешествий. - М.: Мысль, 1988, с. 45-72
Антокольский П. Вениамин Каверин // Антокольский П. Собр. соч.: В 4 т.: Т. 4. — М.: Худож. лит., 1973. — С. 216-220.
Бегак Б. Беседа двенадцатая. Судьба соседа — твоя судьба // Бегак Б. Правда сказки: Очерки. — М.: Дет. лит., 1989. — С. 95 - 101.
Борисова В. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»: (О романе В.Каверина «Два капитана») // Каверин В.А. Два капитана: Роман. — М.: Худож. лит., 1979. — С. 5-18.
Галанов Б. Клятва Сани Григорьева // Галанов Б. Книжка про книжки: Очерки. — М.: Дет. лит., 1985. — С. 93-101.
Каверин В.А. Освещенные окна: Трилогия. — М.: Сов. писатель, 1978. — 544 с.: ил.
Каверин В.А. Очерк работы: [Предисловие] // Каверин В.А. Собр. соч.: В 8 т. — М.: Худож. лит., 1980-1983. — Т. 1. — С. 5- 34.
Каверин В. А. Два капитана: Роман / Переизд. – Рис. Б. Чупрыгина. – М.: Дет. Лит., 1987. –560 с., ил. – (Тебе, юность).