Презентация по географии по теме "Наука ковала Победу"
Презентация по географии по теме "Наука ковала Победу"
Внеклассное мероприятие по географии
Цель: развивать знания учащихся по предмету, выходящие за рамки программы; навыки работы с ИКТ, умение выбирать главное, делать обобщение, выводы: воспитание интереса к профессиям географического цикла, уметь применять знания на практике
Оборудование: ИКТ, компьютер, дополнительные материалы: песни, фотоматериалы и др.
Форма проведения: защита творческих работ обучающихся
Тип урока: систематизация и обоющение материала; внеклассное мероприятие
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии по теме "Наука ковала Победу"»
Наука ковала Победу
Руководитель студии Профи - life – Сулимов Г.В.
Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев
Велика была и роль географов в годы войны на фронте и в тылу. Они тоже внесли свой вклад в дело разгрома врага. Каждое передвижение отдельных войсковых частей, целых армий зависит от понимания и знания географии земной поверхности, от проходимости отдельных участков, от свойств рек и речушек.
Уже в начале войны в Академии наук СССР были созданы комиссии по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. Одним из руководителей был Александр Ферсман.
Основные задачи географии в годы войны заключались в следующем. На фронте определялась территория военных действий, проходимость дорог, погодно-климатические условия и их военная оценка
В тылу ученые географы проводили учет и анализ природных и экономических ресурсов, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий.
Мы - топографы – глаза армии. Ни одна военная операция не проходила без карт. Запасы карт, сосредоточенные на складах в западных приграничных районах оказались частично утраченными, часть из них пришлось уничтожить.
Были приняты срочные меры по печатанию новых карт, созданию полевых отрядов, занимающихся съемкой местности. Особенно трудно нам пришлось осенью 1941 - ранние морозы, снегопады, туман, отсутствие зимнего обмундирования – все это сильно затрудняло работу.
Мы выполняли разведывательные и артиллерийские карты, водных рубежей, танковые карты и др. Содержание наносилось по данным разведки в тылу противника, материалам аэрофотосъемки. Только при подготовке и наступлении в 1942 наших войск под Сталинградом расходовалось до 16 тыс. экземпляров каждой местности.
Огромного напряжения и полной отдачи сил потребовала война от картографов, топографов и геодезистов. Многие из них выполняя задания, пали смертью храбрых и свыше 5 тыс. награждены медалями и орденами СССР.
Мы – геологи. На Западном, Юго-Западном фронтах составляли карты строительных материалов, изучали вопросы маскировки, решали другие задачи, связанные с инженерным обеспечением войск, глубине залегания подземных вод, источниках водоснабжения.
Ученый – геолог Ферсман вспоминал: «Мы занимались тогда поисками минеральных красок, пригодных для целей маскировки. Я вспомнил о зеленой глине, которую местные жители употребляли для окрашивания домов. Опрыскивая его оконные сооружения, можно замаскировать их под цвет растительности. Эффект был очень яркий».
Геологи занимались поисками строительных материалов, необходимых для ремонта и устройства дорог, обходных путей. Когда госпитали нуждались в гипсе и барите, геологи нашли и указали те месторождения, которые можно было разрабатывать сравнительно легко. Ученые подготовили
характеристики проходимости и
естественных преград, т.е. давали
сведения о свойствах пород,
качестве озерных и болотных вод,
расположении лесов.
Геологи в тылу занимались поисками стратегического сырья: нефти, железной руды и др. полезных ископаемых, необходимых для работы
оборонной
промышленности
Мы – гидрологи. Мы помогали преодолевать водные рубежи, давали сведения о ширине и глубине реки,
наличии бродов, скорости
течения, характере берегов,
заболоченности рек
характерябереговзаболоченности поймы рек.
Летом 1944 года 65 армия в составе 1-го Белорусского фронта принимала участие в операции «Багратион». Как пройти по болоту разведчикам и изучить положение у немцев. Мы использовали «мокроступы» - лыжи из лозы. Шагаешь и грязь в решетках не задерживается. Разведчики изготовили мокроступы и вместе с офицерами гидрологами инженерных войск пошли в разведку и доложили о слабой обороне противника
Началась подготовка к операции, которую Жуков назвал «инженерной операцией». Вначале в тылу проводили опыты провода танков через гать. А потом тайком проложили гать через болото. Началось
наступление и танки болото
прошли за 10 мин. И вышли в
тыл врага. Операция была
завершена за трое суток
вместо восьми.
В гидрометеорологическую службу СССР входили и метеорологи. Их главной задачей было обеспечение всех родов войск гидрометеорологической информацией и прогнозами погоды. Сведения о погоде и сами
прогнозы были засекречены и
передавались секретными
кодами, так же как и в других
воюющих странах.
При составлении прогнозов нам помогали наблюдательность, интуиция, обостренная нервной обстановкой войны и теоретические знания. Гидрологи и
метеорологи обеспечивали
надежность проведения
военных операций.
Мужество и самоотверженность отличали гидрографов во всех их действиях, но особенно ярко они проявились в десантных операциях, где гидрографы первыми высаживались на занятый противником берег,
устанавливали ориентиры,
выставляли буи у берега,
устанавливали сигнальные огни.
Никогда не забудется подвиг личного состава Ладожской военной флотилии, выполнявшего важное правительственное задание по созданию и обеспечению бесперебойной работы «Дорога жизни». Первопроходцами исторической дороги были гидрографы Чуров и Дмитриев. Уже 12 сентября 1941 года по проложенному под огнем противника
форватеру в Ленинград пошли первые транспорты с продовольствием.
Гидрографы вместе с физиками определили прочность льда, рассчитали проходимость и грузоподъемность ледяного покрова. И «Дорога жизни» прочно связала Ленинград с Большой Землей. Всего в обоих направлениях было переведено 2 млн. 335 тыс. различных грузов, около 2 млн. человек.
Навсегда в народной памяти останется подвиг географов,