Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии на тему "Речной транспорт России" (9 класс)»
Речной транспорт России
Особенности речного транспорта
Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.
Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3—5 раз — автомобильных.
В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).
Грузовые перевозки
Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.
Пассажирские перевозки
Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.
На втором месте по объему грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками.
(Речной вокзал Архангельска)
В нем кроме строительных материалов долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень.
Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.
Перспективы
Дальнейшее развитие речного транспорта связано с улучшением судоходных условий на внутренних водных путях; совершенствованием портового хозяйства; продлением навигации; увеличением пропускной способности водных путей; расширением смешанных железнодорожно-водных перевозок и перевозок типа «река — море».
Экология
Загрязнение среды обитания водным транспортом происходит по двум каналам: во-первых, речные суда загрязняют биосферу отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случаях аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов.
В условиях обычной эксплуатации основными источниками загрязнения являются судовые двигатели и прежде всего главная энергетическая (силовая) установка, а также вода, используемая для мойки грузовых танкеров, и балластная вода, сливаемая за борт из грузовых танкеров.
Энергетические установки судов загрязняют отработавшими газами, прежде всего, атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в реки.
В настоящее время подавляющее число судов отечественного
(и мирового) флота оборудовано дизельными двигателями. Небольшую долю составляют суда с паротурбинными установками, число которых в последние годы сокращается (в связи с меньшей экономичностью по сравнению с дизелями). И пока единицами исчисляются газотурбинные установки.