Просмотр содержимого документа
«Презентация,,Формы работы с одаренными детьми на уроках географии"»
Форма работы с одаренными детьми на уроках географии
Выполнила: учитель географии высшей категории Обдирщикова Н.М .
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одарённых детей. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.
Формы работы
Урочная
Внеурочная
творческие мастерские
групповые занятия с сильными учащимися
кружки по интересам;
Конкурсы
интеллектуальный марафон
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
научно-исследовательские конференции
урок-исследование
урок-игра
урок-путешествие
урок-семинар
урок- взаимообучение
урок-конференция
урок-беседа за круглым столом
урок-лекция
урок-дискуссия.
Мозговой штурм
«Мозговой штурм» – это метод, который предложил в 1937 году А.Ф. Осборн. В парах, небольших или больших группах быстро генерируются и фиксируются все идеи относительно заданной темы. Используются такие принципы: все утверждения принимаются, никакой критики, подходит все, никаких обсуждений, за исключением тех, которые касаются цели.
Мозговой штурм – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который достигается путем свободного выражения мыслей всех участников.
Учебная дискуссия
Слово «дискуссия» происходит от латинского «dicussio», что означает исследование. Это обсуждение определенного противоречивого вопроса, проблемы с целью их правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учеников между собой на уроке во время решения проблемной ситуации. Проблемную ситуацию, которая характеризуется ростом познавательной активности и желанием разобраться с поставленной проблемой. Если потребность разобраться в проблеме сопровождается сильным эмоциональным подъемом, желанием высказаться – возникает дискуссия.
Проблемное обучение
Проблемное обучение – обязательный признак урока, это способ воспитания у учеников самостоятельности в учебном познании, способ развития творческого мышления и способностей. Согласно с утверждением психологов, психическое развитие, особенно интеллектуальное, осуществляется только в условиях преодоления преград, интеллектуальных трудностей. Это утверждение грунтуется на том, что ученик не может выполнить задание известными ему способами и должен искать новый способ решения учетной задачи.
Игры
Викторина по теме «Гидросфера».
Что такое гидросфера? Что означает это слово?
Какой пролив соединяет два моря, два океана, разделяет два полуострова, два материка и две страны?
Можно ли самую большую гору «утопить» в океане?
Почему самый большой на земле океан называется Тихий?
Или, к примеру, учитель пишет на доске слово «Караганда». Какие географические названия можно получить из этого слова? Из букв названия «Караганда» можно составить следующие наименования: Канада, Ангара, Анкара, Кандагар.
Система заданий повышенной трудности.
На проведение сравнения .
Сравните материковую кору с океанической. Чем они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения земной коры и движения литосферных плит.
На проведение анализа с последующими выводами .
Пользуясь картой «строение земной коры» покажите материк, где нет областей новой складчатости, нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется?
Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений .
А) В пустынях мало рек. Почему?
Б) Что является причиной размещения крупнейших равнин на Земном шаре?
Задания на прогнозирование географических объектов .
А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста?
Б) Представьте, что Средиземное море, отделившее Евразию от Африки, образовалось в районе экватора. Как бы это повлияло на климат и рельеф вновь образовавшихся материков?
Урок-путешествие
География без путешествий – не география. Каждый ребёнок мечтатель, фантазёр, читая книги Ж.Верна представляет манящий тайнами неизвестный берег, мир дальних стран зовёт за собой, а сердце с грустью отзываются на строки Р. Рождественского: «Я жалею о том, что не видел лица всей Земли...». Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли.
Урок-семинар
Урок–семинар предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:
Организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося.
Учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.
Урок-исследование
Урок-исследование может проводиться с выдвижением гипотезы.
Формулируем гипотезу:
«На побережьях, вблизи которых проходит тёплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно».
Доказываем гипотезу.
И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».