Презентация разработана для использования при изучении темы "Общая характеристика Восточного макрорегиона". Презентация состоит из 21 слайда, в которых последовательно раскрывается ЭГП региона, его состав, характеристика населения, развитие экономики. При составлении презентации использованы карты, таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Общая характеристика Восточного макрорегиона"»
Общая характеристика Восточного макрорегиона
Учитель географии
Высшей квалификационной категории: Чугунова О.В.
Г. Барнаул Алтайский край
КГБОУ «АКПЛ»
Цель:
-познакомиться с историей ВМР, ЭГП, его составом, ресурсами, проблемами и перспективами развития макрорегиона;
-продолжить отрабатывать умения и навыки работы с атласом, учебником и контурной картой;
-продолжить формировать умение добывать информацию с информационных и педагогических сайтов.
Что мы изучим….
1.Состав территории.
2.ЭГП района.
3.Природные условия и ресурсы. 4.Характеристика населения.
5.Отрасли специализации промышленности, факторы специализации, крупнейшие центры. 6.Структура сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы и отрасли специализации сельского хозяйства. 7.Особенности транспорта, виды, основные магистрали, крупнейшие транспортные узлы. 8. Проблемы и перспективы развития района.
- Назовите первопроходцев, чьи имена связаны с исследованиями Сибири и Дальнего Востока.
.
Ермак Тимофеевич, Фёдор Попов, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, С. Челюскин, братья Лаптевы и многие другие.
Ерофей Хабаров
Состав Восточного макрорегиона
Состав:
Западно-Сибирский экономический район;
Восточно-Сибирский экономический район;
Дальневосточный экономический район.
ЭГП
Восточный макрорегион простирается от Урала до Тихого океана и занимает площадь 12,8 млн. км2, что составляет почти 75% территории нашей страны. Это значительно больше территории любой страны мира.
Особенности ЭКГ
*Территория ВМР на западе граничит с Уралом и Европейским Севером;
*на юге государственные границы с Казахстаном, Монголией и с Северной
Кореей;
* На севере и востоке окраины омывается водами Северного Ледовитого и Тихого океанов;
* имеет водные границы с США и Японией.
Положительное
Отрицательное
омывается водами двух океанов
удален от центра;
имеет большую протяженность с севера на юг, с запада на восток;
нехватка железных и автомобильных дорог в северных регионах;
большие по площади экономические районы; (Площадь всего региона составляет 75% площади страны (12 млн. км2).
имеет железную и автомобильную дороги, соединяющие запад и восток
суровый климат и вечная мерзлота;
нехватка трудовых ресурсов отдельных территорий Азиатского макрорегиона;
имеет громадные запасы минерального сырья;
наличие крупных водных ресурсов;
.
.
Вывод: Таким образом, регион занимает огромную площадь, имеет периферическое положение. Чем дальше от европейской части, тем труднее осуществлять межрегиональные связи.
Природные условия
Природные условия неблагоприятные (они не способствуют, а затрудняют освоение территории). Суровость природы и удалённость территории от освоенных районов приводит к увеличению стоимости работ в регионе в 2-5 раз. Оплата труда работников на Севере в 1,5-3 раза выше (северный коэффициент).
Природные ресурсы
Районы
Основные природные ресурсы
Западно-Сибирский
Нефть, газ, уголь, торф, железная руда, полиметаллы, древесина
Вывод: Территория региона имеет огромные запасы природных ресурсов. Природные ресурсы Западной Сибири активно используются в западных районах и даже экспортируются. Нефть и газ Западной Сибири транзитом идёт в страны Европы. Перевозить руду, уголь, лес с Дальнего Востока на Запад экономически невыгодно. Для межрайонных перевозок используют уникальные ресурсы и продукты рыбной промышленности
Население
По сравнению с другими территориями России число жителей Восточного макрорегиона невелико. Если в Европейской части страны плотность населения достигает 27 чел/км 2 , то в Азиатской в 10 раз меньше (2,5 чел/км2). Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Здесь в отдельных районах плотность повышается иногда в десятки раз по сравнению со средним показателем.
Выборочный характер освоения, сложные условия для ведения сельского хозяйства предопределили преобладание городского населения. В целом, в макрорегионе доля горожан составляет 73%.
В отдельных субъектах федерации доля городского населения достигает 85-90% (Кемеровская обл., Ханты-Мансийский АО, Магаданская обл., Сахалинская обл.). В настоящее время здесь расположено 230 городов. Крупнейшими городами макрорегиона являются города-миллионеры — Новосибирск (третий по численности в стране) и Омск (седьмой по численности).
Размещение населения.
Вывод: В целом регион имеет низкую плотность населения и слабо обеспечен трудовыми ресурсами.
Отрасли специализации
Роль региона в экономике страны постоянно возрастает. В 70—80-е годы Восточный макрорегион стал главной топливно-энергетической базой страны, основным производителем алюминия, поставщиком руд цветных, редких металлов, рыбы и лесопродуктов. Именно здесь началось формирование мощных ТПК, концентрирующих важнейшие производства (например, добычу более 70% нефти и 91% газа).Восточный макрорегион при его громадной территории слабо
освоен транспортом.
Транспорт
В Восточном макрорегионе в 70—80-е годы осуществлялось большое транспортное строительство -БАМ, дороги на западносибирский Север, -Амуро- Якутская магистраль- АЯМ.
На его территории концентрируются -более 80% энергетических ресурсов, 80% запасов спелой древесины,75% водных, 81,5% гидроэнергетических ресурсов, цветные и редкие металлы, крупные запасы химического сырья.
Экономические районы
Районы
Территория
Западно-Сибирский
млн. км 2
Население
2,4
Восточно-Сибирский
4,1
млн. чел
Основные природные ресурсы
14,6
Дальневосточный
6,2
8,2
Нефть, газ, уголь, торф, железная руда, полиметаллы, древесина
Развитие региона, обладающего такой крупной ресурсной базой, сдерживается не только суровостью климата, но и крайней удаленностью от европейской части России. Поэтому развитие транспорта — жизненно важный вопрос для макрорегиона.