Внеклассное мероприятие
по географии и экологии
« Земля просить о
помощи»
(для учащихся 5-7 классов)
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Работа с надписями".]
Разработала :
учитель географии и биологии МБОУ
«Нижнебишевская СОШ» Заинского
муниципального района РТ
Мирсаитова Земфира Данисовна.
Первая квалификационная категория
В зале установлен экран с видеопроектором, компьютер. Во время выступления каждой из «оболочек» на экране появляются слайды презентаций.
«Оболочки Земли» одеты в соответствующие костюмы. За правильные ответы они раздают детям свои эмблемы, в конце можно посчитать эмблемы и определить победителя.
Гидросфера. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Вы меня узнали? Я – водная оболочка. Как меня зовут? Кто скажет?
( Гидросфера) Правильно! Держи мою эмблему. Есть у меня сестры. Мы друг без друга не можем жить, потому что мы взаимосвязаны, хотя часто спорим, не можем определить - кто из нас важнее.Слайд№ 4
Литосфера. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я – самая твердая оболочка Земли. Как меня зовут? ( Литосфера) Молодцы! Держи мою эмблему.Слайд№ 2
Атмосфера. ( Стучится) Здравствуйте, ребята! Ах, такая я легкая, так и хочется улететь.
Литосфера. Садись! Давай я тебя привяжу, а то кто- то из ребят дунет, и ты опять улетишь. Ты ведь у нас такая легкая и летучая.
Атмосфера. Я так хочу, чтобы ребята мне сказали, как меня зовут.Слайд №5-6
( Атмосфера) Молодцы! Вот вам моя эмблема Меня все знают, потому что, я - источник жизни.
Биосфера. ( стучится) Здравствуйте! Вы познакомились с моими сестрами? Я думаю, что вы, ребята меня сразу узнали по моему костюму. Как меня зовут? ( Биосфера) Правильно! Держите мою эмблему. Я - живая оболочка Земли. Слайд№ 3
Гидросфера. Ребята, вот вы познакомились с моими сестрами. Мы часто спорим, кто из нас главнее.
Может вы поможете нам разрешить спор.
Атмосфера. Скажите , кто из нас важнее? ( ответы из зала)
Литосфера. Я думаю , я важнее , потому что на моей поверхности живут все живые существа.
Биосфера. Нет, ошибаешься, мои компоненты живут не только на твоей поверхности, но и в гидросфере и атмосфере.
Атмосфера. Я - здесь самая важная, потому что без воздуха не было бы живых организмов
Гидросфера. А без воды как они проживут?
Литосфера. Не надо спорить - все знают , что я- самая сильная и нужная оболочка Земли. Посмотрите на экран - какие чудеса творятся на моей поверхности. Не злите меня, от волнения я начинаю трястись. Может произойти неисправимое. Разрушатся целые города, Твои воды Гидросфера, выльются из берегов. Твои поля, леса останутся под водой, Биосфера. Вулканические газы попадут в твои слои , Атмосфера. Слайд № 8-9
Атмосфера. Ой-ой, напугал ты нас! Посмотри на экран, если я подую, то с твоей поверхности поднимутся в мои слои даже камни! Так закружусь - мало не покажется. Ребята, а вы знаете что такое торнадо и смерч? Слайд № 8-9
Гидросфера. Хватит Вам спорить, сестры. Чтобы вы не делали, страдаем мы - Я и Биосфера. От ваших капризов сестры, бывают засухи, наводнения, погибают растения и животные. Уничтожаются поля и луга. Слайд № 11-12
Биосфера. А ведь, чем меньше зеленых растений, тем меньше у тебя кислорода, Атмосфера.
Гидросфера. Я тоже могу иногда быть коварной. Помните этим летом, что я натворила? Сколько бед принесла. Сколько людей в результате наводнений остались без жилья, пищи, дорог. До сих пор стыдно мне. Слайд № 10
Атмосфера. Сестра, зачем ты переживаешь за людей? А они тебя жалеют?
Литосфера. Правильно! Люди нас не ценят, не берегут.
Биосфера. Мы тут спорим между собой, пытаемся доказать свою важность. Хотя сами знаем - что друг без друга не может прожить не дня. А люди на планете думают, что мы им не нужны.
( Вдруг слышится плач. Вбегают «Река» и «Озеро»)
Гидросфера. Что случилось мои дорогие? Почему плачете?
Река. Вы тут между собой спорите, кто из вас главный. А люди на нас ни во что не ставят. Моя вода уже не такая прозрачная, как раньше, на моем дне не уютно жить моим друзьям, потому что оно завалено мусором, чего только там нет. Я могу тоннами сдавать металлолом, стекло, резину, пластмассу и многое другое.
Озеро. У меня гибнет вся рыба, потому что им не хватает кислорода. Мои берега и дно тоже завалено мусором. Люди приезжают отдыхать на мой берег, но после себя оставляют все свои отходы. Почему люди такие жестокие, я им всей душой, а они… (плачет)
Атмосфера. Вот видишь, Гидросфера, ты не такая уж важная, если люди к тебе так относятся.
( Опять слышно, что кто- то плачет)
Входит Тропосфера.
Биосфера. Подружка, что ты здесь делаешь? Чем это от тебя так воняет?
Тропосфера. Вот наверху послушала ваш спор, и решила присоединиться. Атмосфера, наверное, мы с тобой уже не такие уж важные.
Атмосфера. Это почему же?
Тропосфера. Я раньше думала, что люди без воды могут прожить некоторое время, а без кислорода всего несколько секунд. Сейчас ,наверное придумали другое вещество для дыхания.
Биосфера. Почему ты так говоришь?
Тропосфера. Вот вы сказали что, от меня воняет. Это все люди выпускают в мои слои эти вредные и вонючие газы , ядовитые вещества из своих заводов и фабрик. Они накапливаются во мне и разрушают мою одежду. Например, над Антарктидой мое платье совсем тонкое, если оно порвется, то губительные лучи солнца, достигнут до поверхности Земли. Слайд № 13-14
Биосфера. Ой-Ой, не надо, не пугай меня. Что тогда будет со мной? Ведь я существую на Земле только благодаря Вам, атмосфера и Тропосфера!
Атмосфера .А. А-А, поняла теперь, кто из нас главнее?!
Литосфера. Хватить, сестры мои дорогие, спорить. Я тоже сдаюсь, наверное, я тоже не главная и не нужна уже людям.
Атмосфера. А ты почему так говоришь?
Литосфера. Я тоже утратила свой прежний облик. С каждым годом люди все больше и больше выкапывают из моих недр полезные ископаемые, выкачивают нефть, а вместо нее заливают воду.
Гидросфера. Да-да, это нечистая вода сливается моими подземными водами, и их состав меняется, туда попадают вредные вещества. Слайд №17
Биосфера. Эти вещества губительны для моих компонентов - погибают почвенные бактерии, черви и насекомые, которые живут в почве и на воде.
Литосфера. Строят новые заводы, дороги. Если бы вы знали, какие раны они наносят моему телу своей могучей техникой. Я вся в шрамах.
Биосфера. Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли еще нас спасти? ( Ответы учеников)
Литосфера. Как, подскажите? (ребята рассказывают о природоохранных мероприятиях)
Атмосфера. А вы сами нас любите, бережете? (Ответы)
Гидросфера. Спасибо! Надеюсь, летом вы купались на реке ЗЫЧА? (ответы). Видели вы там, сколько мусора оставляют на берегу? Кто-нибудь из вас, сделал замечание отдыхающим?
Ребята, весной помогите, пожалуйста, очисть мои берега от мусора, договорились? (ответы)
Биосфера. Дорогие ребята, вы сегодня услышали в каком состоянии оболочки нашей планеты. Природа в опасности, она просит Вас помочь ей - беречь и восстановить ее богатства. Любите природу, Землю - ведь она у нас ОДНА!
Заключительное слово учителя об экологической ситуации в мире, России, в селе. Показ презентации и обсуждения проблемы.