Мастер класс: «Групповая работа на уроках географии»
Учитель географии: Пивоварова Г. И.
Уроки 5 класс ФГОС
- Уроки 1–2 География — одна из наук о планете Земля.
- Урок 3 Наблюдения — метод географической науки.
- Урок 4 Земля среди других планет Солнечной системы.
- Урок 5 Движение Земли по околосолнечной орбите.
- Урок 6 Движение Земли по околосолнечной орбите.
- Урок 7 Суточное вращение Земли
- Урок 8 Слои «твёрдой» Земли.
- Урок 9 Вулканы Земли.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
5. Структура урока контроля знаний и умений
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
7. Структура комбинированного урока.
Суточное вращение Земли Урок №7
5 класс
Структура урока по ФГОС
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .
- 1) Организационный этап.
- 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- 4) Первичное закрепление
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
- 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- 6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Этап 1. Организационный этап.
Этап 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Домашнее задание №1
1 группа -Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? А если бы Земля не вращалась? Какие последствия произошли на Земле?
Смена времён года
2 группа - На что ещё влияет орбитальное движение Земли? На всей Земле, кроме полюсов, продолжительность дня и ночи равна….
На продолжительность дня и ночи. 12 часов.
3группа - На дворе ноябрь. Какой особый день ждёт нас в декабре?– Осенью и зимой в Северном полушарии продолжительность какого времени суток больше ?
День зимнего солнцестояния. Ночь.
4группа - Как будет располагаться Солнце над горизонтом зимой? На какую звезду указывает Северный конец земной оси?
Низко. Полярную.
Домашнее задание №2 Выбери правильное суждение. Измени неправильное суждение на правильное
1 . Земля вращается вокруг своей оси как огромный волчок, совершая 1 оборот примерно за 24 часа. Этот промежуток времени называется «день».
2. Если бы Земля не вращалась, то на стороне, обращённой к Солнцу, всегда был бы день, а на противоположной стороне - была бы ночь.
3. Примерно за 300 с четвертью суток Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Что составляет календарный год.
4 Вместе солнцем и всей солнечной системой наша планета обращается вокруг центра нашей звёздной системы-ГАЛАКТИКИ
5. Смена времён года вызвана движением Земли по орбите вокруг Луны и наклоном её оси к плоскости орбиты
Физкультминутка
- Ветер веет над полями,
- И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
- Облако плывет над нами,
- Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
- Ветер пыль над полем носит.
- Наклоняются колосья —
- Вправо-влево, взад-вперёд,
- А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
- Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
- Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Этап 3. Организационно-мотивационный этап урока.
Эта картина нарисована художником Николаем Петровичем Крымовым в учебном пейзаже под названием…
"Изменение в пейзаже по тону и цвету в разное время суток ".
Этап 4. Формулирование темы и цели урока
Как Вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня дать ответ на уроке? Давайте попробуем сформулировать задачи урока с помощью вопросов: Что? Зачем? Как? – Что мы будем изучать сегодня на уроке? – Зачем нам знать о суточном вращении Земли?
Этап 5. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала
- 1. С помощью какого астрономического инструмента определяли высоту солнца над горизонтом?
- 2. Меняется ли высота Солнца над горизонтом?
- 3. Одинаковый ли угол падения солнечных лучей на Землю?
- 4. Почему на Земле выделяются пояса освещенности? Сколько их? Чем они отличаются?
- /учебник стр. 24-25, рис 10-11./
Задание №1 Тетрадь «Географа - следопыта» Урок 7 стр.13 «Пояса освещенности Земли». 3.
- Ответы: Впиши пропущенные слова.
- Лето наступает в северном полушарии, а зима в южном . Солнце находиться в зените над линией северного тропика , и не заходит за горизонт над линией северного полярного круга . В северном полушарии продолжительность дня длиннее , чем ночи. Дата: 22 июня . День летнего солнцестояния
- В каком направлении, и за какое время Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?
- Как влияет суточное вращение на природу Земли?
- Как называется промежуток между восходом и заходом Солнца?
Долготой дня
Задание №2 Тетрадь «Географа следопыта» Урок 7 стр.13 «Вращение Земли вокруг своей оси».
- Ответ: Впиши пропущенные слова.
- Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа . Если в вашем населённом пункте сейчас день, то через 12 часов будет ночь . За 24 часа Земля повернётся на 360 градусов , а за час на 15 градусов .
Этап 6. Проверка полученных результатов. Коррекция .
1. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?
а/ с запада на восток;
б/ востока на запад;
В/ с севера на юг.
2. В каком направлении надо перемещаться по поверхности Земли, чтобы всё время наблюдать восход Солнца?
а/ на запад;
б/ на восток;
в/ на юг.
3. В каком поясе освещённости находиться Астрахань?
а/ тропическом;
б/ умеренном;
в/ полярном;
г/ экваториальном.
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Сегодня на уроке я узнал… я научился… я не понял…
Этап 8. Домашнее задание
- Базовый уровень – Параграф 5, вопросы стр. 28.
- Повышенный уровень – Составить кроссворд по теме «Пояса освещённости»
- Высокий уровень – Составьте презентацию о полярном дне и полярной ночи.