Обобщающий урок по теме: «Внутренние воды России».
Цели урока: Обобщить и закрепить знания по изученной теме: (основные понятия и термины, особенности и типы внутренних вод, их размещение по территории России ). Задачи урока 1) Организовать деятельность учащихся по применению и закреплению изученной темы. 2) Развивать навыки работы с картой.. 3) Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: «Внутренние воды и моря России». 4) Формировать навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в группах, умение слушать.
Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чем грустят глаза её степные
Над камышами всех её озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, терпенью, к правде, доброте
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней –
Россия не с рек берет начало, а с тебя!
В. Боков
Путешествие: Кол-во баллов
1.Станция Разминка 6+5=11
2.Станция Терминологическая 10
3.Станция Картографическая 3
4.Станция Физкультминутка 1
5.Станция Познавательная 5
6.Станция Поэтическая 5
7.Станция Математическая 3
8.Станция Итоговая Всего
Баллы Отметка Уровень 28 и выше 5 Высокий 20-28 4 Средний 10-20 3 Низкий менее 10 2 Неудовлетворит.
? 4
1.Станция Разминка 1вариант
Внутренние воды
? 1
? 6
? 2
? 5
? 3
А) Высота снеговой линии
Б) Зона сплошного распространения
В) Уклон и падение
Г) Сточные и бессточные Д) Артезианский бассейн
Е) Избыточное увлажнение ,торф
?1
?2
?4
1.Станция Разминка. 2вариант
Внутренние воды
?6
?5
?3
Внутренние воды 1вар.
6 многолетняя мерзлота
Б) зона сплошного распространения
1 реки
В) уклон и падение
2 озера
Г) сточные и бессточные
5 подземные воды
4 ледники
Д)Артезианский бассейн
А) высота снеговой линии
3 болота
Е) избыточное увлажнение, торф
4ледники
Внутренние воды (2 вар).
1реки
5 подземные
воды
3болота
6 многолетняя
мерзлота
2озера
Ключ (тест)
Ответы:
1 вариант: 1Б ; 2Б ; 3В ; 4Б ; 5Б.
Ответы:
2 вариант: 1Б ; 2В ; 3А ; 4Б ; 5А,Г.
2.Станция Терминологическая
- 1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
- 2. падение реки - превышение истока реки над устьем.
- 3.наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
- 4.сель – грязекаменные потоки.
- 5. межень – низкий уровень воды в реке.
- 6. исток-место , где река берёт своё начало
- 7 . водные ресурсы - воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
- 8.многолетняя мерзлота –слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
- 9.болото – переувлажненный участок местности
- 10. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.
3.Станция Картографическая
Третий лишний
1.Баренцево, Карское, Охотское.
2.Балтийское, Черное, Каспийское.
3.Ладожское, Онежское, Байкал.
4.Обь, Енисей, Волга.
5.Рыбинское,Куйбышевское, Братское.
6.Лена, Индигирка, Волга.
7.Амур, Печора, Чудское.
« Суша и вода»
Объекты суши- руки вверх
Водные объекты- приседание
Западно-Сибирская Урал
Енисей Камчатка
Онежское Амур
Верхоянский Алтай
5.Станция Познавательная .
6.Станция Поэтическая
7.Станция математическая
1) вариант
Река Ангара. Уровень воды в озере Байкал – 456м, высота места впадения реки в Енисей – 76м, длина реки – 1826км.
(Падение :456м – 76м = 380м или 38000см ;
Уклон: 38000см : 1826км = 20,8см/км ).
2 ) вариант
Река Нева. Уровень воды в Ладожском озере – 4м, Финского залива – 0м, длина реки – 74км.
( Падение: 4м - 0м = 4м или 400см ;
Уклон: 400см : 74км = 5,4 см/км ).
8.Станция Итоговая ( Кол-во баллов, оценка)
- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»
Антуан де Сент-Экзюпери
Домашнее задание по выбору:
1)Составить кроссворд по изученной теме.
2)Сочинение из 10-15 предложений о любом понравившемся водном объекте изученной темы.