Презентация для урока по географии в 8 классе по теме: Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России»
Презентация для урока по географии в 8 классе по теме: Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России»
Пезентация создана для проведения урока с использованием деятельностной технологии, на кототором закрепляются навыки работы с географическими картами разного масштаба. Применяются методы для развития метапредметных УУД.:регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по географии в 8 классе по теме: Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России»»
Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России
Попова Т.Я.
Цель урока: применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
ознакомление с многообразием озер России; повышение мотивации к изучению предметов школьного курса; применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Воспитательные:
организация учебной деятельности в группах; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность; формирование интереса к поисковой деятельности;
формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.
Развивающие:
расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
Познавательные:
формировать навыки применения математического определения масштаба, вырабатывать навыки решения задач по данной теме;
формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы;
определение типов озерных котловин.
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, географии, истории;
воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Личностные:
осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
осознание важности любви к Родине;
проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.
Кого бы вы на свете не спросили,Любой вам скажет - есть страна РоссияИ если к карте мира подойти,Легко вам будет там её найти.
Вы здесь увидите бескрайние просторы,Зеленые леса, поля, хрустальные озера,Величие широких русских рек,Места, где еще не был человек.
И посмотрев на карту, вы пойметеВ какой великой и большой стране живете!
Учитель: В процессе изучения тем курса вы получили теоретические знания. Должны давать определения понятиям. Сейчас вы ответите на вопросы и постараетесь сформулировать тему и задачи урока. Поскольку карта – это не вольное живописное изображение Земли, а строгий чертёж. То в ней заложена определённая математическая основа.
Назовите математическую основу карты.
Математическая основа карты
картографическая проекция
масштаб
географические координаты .
Какую математическую основу применяют для того, чтобы такая большая страна, как наша, поместилась на карте?
Что называется масштабом?
Масштаб
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
Как может выражен масштаб?
Масштаб может быть выражен дробью, у которой числитель равен единице (см), а знаменатель – это число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение на карте
Какие виды масштабов
вы знаете?
виды масштабов
численный
именованный
линейный.
Задание № 1Время выполнения 1 минута
Преобразовать численный масштаб в именованный или именованный масштаб в численный
Задание № 2Время выполнения 2 минуты
Определите масштаб карты . Преобразуйте численный масштаб в именованный.
(по указанной странице в атласе)
Дайте определение понятию «озеро»
Озером называется природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.
Что называется ПТК?
(природно-территориальный комплекс)
Природно-территориальный комплекс
территория, в пределах которой существует закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов.
сформулируйте тему урока нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?
Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России
Практическая работа в группахВремя выполнения 10 минут
Работа с технологическими карточками
Задания 1 группе
Задание № 1.
Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:2000
1. Определите географическое положение озера Байкал: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность озера Байкал с юга на север (длину) и с запада на восток (ширину).
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до озера Байкал (город Иркутск).
Задание № 3
Определите: географические координаты озера Байкал (между какими параллелями и меридианами в градусах).
Домашнее задание I группы: сообщение об озере Байкал.
Задания 2 группе
Задание № 1.
Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:15000000
Задание № 2
Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:
Атлас - стр. 18.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1.
По карте на стр. 58-59.
1. Определите географическое положение Ладожского озера: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность Ладожского озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Ладожского озера (место впадения реки Волхов).
Задание № 3
Определите: географические координаты Ладожского озера (между какими параллелями и меридианами в градусах).
Домашнее задание II группы: сообщение о Ладожском озере .
Задания 3 группе
Задание № 1.
Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км
Задание № 2.
Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:
Атлас - стр. 58.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1
По карте на стр. 62.
1. Определите географическое положение Телецкого озера: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность Телецкого озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Телецкого озера (северная оконечность) .
Задание № 3
Определите: географические координаты Телецкого озера (между какими параллелями и меридианами в градусах).
Домашнее задание III группы: сообщение о Телецком озере.
Задания 4 группе
Задание № 1.
Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 500м .
Задание № 2.
Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:
Атлас - стр. 62 .
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1
По карте на стр. 58-59.
1. Определите географическое положение Онежского озера: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность Онежского озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Онежского озера (южная оконечность).
Задание № 3
Определите: географические координаты Онежского озера (между какими параллелями и меридианами в градусах).
Домашнее задание IV группы: сообщение о Онежском озере.
Задания 5 группе
Задание № 1.
Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 350 км.
Задание № 2.
Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:
Атлас - стр. 64.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Задание № 1
По карте на стр. 63.
1. Определите географическое положение озера Таймыр: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность озера с севера на юг и с запада на восток.
Задание № 2
С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до озера Таймыр (место впадения реки Верхняя Таймыра) .
Задание № 3
Определите: географические координаты озера Таймыр (между какими параллелями и меридианами в градусах).
Домашнее задание V группы: сообщение о озере Таймыр.
Задания
Правильность выполнения (+) или (-)
1. Преобразовать численный масштаб в именованный
2. Определение масштабы карты
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Эталон выполнения заданий. 1 группа
Задания
Правильность выполнения
1. Преобразовать численный масштаб в именованный:1:2000
в 1 см – 20 м
2. Определение масштабы карты
Числ. масштаб . 1: 20 000 000,
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание № 1
Имен. масштаб. в 1 см. – 200 км;
Озеро Байкал расположено на материке Евразия, в части света Азия, в России, в южной части Восточной Сибири.
Задание № 2
Протяженность озера с севера на юг 636 км и с запада на восток наибольшая 79 км. (Примерно.)
Примерно. 1440 км
Задание № 3
Между 51° с.ш. и 55° с.ш., 103° в.д. и 110° в.д.
(допускается (+), (-) 1 градус.)
Эталон выполнения заданий. 2 группа
Задания
Правильность выполнения
1. Преобразовать численный масштаб в именованный::15000000
в 1 см – 150 км
2. Определение масштабы карты
Числ. Масштаб. 1: 30 000 000.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание № 1
Имен. масштаб. в 1 см – 300 км.
Ладожское озеро расположено на материке Евразия, в части света Европа, в России, в северо – западной части Восточно-Европейской равнины. Протяженность озера с севера на юг 219км и с запада на восток наибольшая 125 км. (Примерно.)
Задание № 2
Примерно. 3500 км
Задание № 3
Между 59° с. ш. и 61° с.ш. 29° в.д. и 32° в. д.
(допускается (+), (-) 1 градус.)
Эталон выполнения заданий. 3 группа
Задания
Правильность выполнения
1. Преобразовать именованный масштаб в численный:в 1 см – 30 км
1:3000000
2. Определение масштабы карты
Числ. Масштаб. 1: 85 00 000.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание № 1
Имен. масштаб. в 1 см – 85 км.
Телецкое озеро расположено на материке Евразия, в части света Азия, в России, в южной части Западной Сибири. Протяженность озера с севера на юг 77км и с запада на восток наибольшая 5 км. (Примерно.)
Задание № 2
Примерно. 460 км
Задание № 3
51°20 ʹ с. ш. и 51° 48ʹ с. ш. 87° 51 ʹ в.д. и 87°15в.д.
(допускается (+), (-) 1 градус.)
Эталон выполнения заданий. 4 группа
Задания
Правильность выполнения
1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 500м
1:50000
2. Определение масштабы карты
Числ. Масштаб. 1: 125 00 000.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание № 1
Имен. масштаб. в 1 см – 125 км.
Онежское озеро расположено на материке Евразия, в части света Европа, в России, в северо – западной части Восточно-Европейской равнины. Протяженность озера с севера на юг 245км и с запада на восток наибольшая 80км. (Примерно.)
Задание № 2
Примерно. 2800 км
Задание № 3
Между 61° с. ш. и 63° с.ш. 34° в.д. и 36° в. д.
(допускается (+), (-) 1 градус.)
Эталон выполнения заданий. 5 группа
Задания
Правильность выполнения
1. Преобразовать именованный масштаб в численный:в 1 см – 350 км
1: 350 00 000
2. Определение масштабы карты
Числ. масштаб . 1: 150 00 000.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание № 1
Имен. масштаб. в 1 см – 150км.
Озеро Таймыр расположено на материке Евразия, в части света Азия, в России, на севере Восточной Сибири. Протяженность озера с севера на юг 170 км и с запада на восток наибольшая 22 км. (Примерно.)
Задание № 2
Примерно. 2350 км
Задание № 3
Между 71° с. ш. и 72° с. ш. . 99° в. д. и 106°в.д.
(допускается (+), (-) 1 градус.)
Самооценка групповой работы
Проверка (ключи )
10 -9 баллов - «5»
8-7 баллов - «4»
6-5 баллов – «3»
Подведение итогов. Рефлексия
Чему мы учились сегодня на уроке?
Самооценка
Лист самооценки
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе на уроке?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.