kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока по географии в 8 классе по теме: Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пезентация создана для проведения урока с использованием деятельностной технологии, на кототором закрепляются навыки работы с географическими картами разного масштаба. Применяются методы для развития метапредметных УУД.:регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по географии в 8 классе по теме: Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России»»

Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России Попова Т.Я.

Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России

Попова Т.Я.

Цель урока:  применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач.
  • Цель урока: применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач.
Задачи урока: Образовательные: ознакомление с многообразием озер России; повышение мотивации к изучению предметов школьного курса; применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов. Воспитательные: организация учебной деятельности в группах; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность; формирование интереса к поисковой деятельности; формирование навыков контроля и оценки своей деятельности. Развивающие:

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомление с многообразием озер России; повышение мотивации к изучению предметов школьного курса; применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.

Воспитательные:

  • организация учебной деятельности в группах; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность; формирование интереса к поисковой деятельности;
  • формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.

Развивающие:

  • расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
  • повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
  • развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.
Метапредметные УУД:    Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; Познавательные: формировать навыки применения  математического определения масштаба, вырабатывать  навыки решения задач по данной теме; формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы; определение типов озерных котловин. Коммуникативные:  воспитывать любовь к математике, географии, истории; воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления. Личностные:

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • формировать навыки применения  математического определения масштаба, вырабатывать  навыки решения задач по данной теме;
  • формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы;
  • определение типов озерных котловин.

Коммуникативные: 

  • воспитывать любовь к математике, географии, истории;
  • воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Личностные:

  • осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
  • осознание важности любви к Родине;
  • проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.
Кого бы вы на свете не спросили,  Любой вам скажет - есть страна Россия  И если к карте мира подойти,  Легко вам будет там её найти. Вы здесь увидите бескрайние просторы,  Зеленые леса, поля, хрустальные озера,  Величие широких русских рек,  Места, где еще не был человек. И посмотрев на карту, вы поймете  В какой великой и большой стране живете! 
  • Кого бы вы на свете не спросили, Любой вам скажет - есть страна Россия И если к карте мира подойти, Легко вам будет там её найти.
  • Вы здесь увидите бескрайние просторы, Зеленые леса, поля, хрустальные озера, Величие широких русских рек, Места, где еще не был человек.
  • И посмотрев на карту, вы поймете В какой великой и большой стране живете! 
Учитель: В процессе изучения тем курса вы получили теоретические знания. Должны давать определения понятиям. Сейчас вы ответите на вопросы и постараетесь сформулировать тему и задачи урока. Поскольку карта – это не вольное живописное изображение Земли, а строгий чертёж. То в ней заложена определённая математическая основа.
  • Учитель: В процессе изучения тем курса вы получили теоретические знания. Должны давать определения понятиям. Сейчас вы ответите на вопросы и постараетесь сформулировать тему и задачи урока. Поскольку карта – это не вольное живописное изображение Земли, а строгий чертёж. То в ней заложена определённая математическая основа.

  • Назовите математическую основу карты.
Математическая основа карты

Математическая основа карты

  • картографическая проекция
  • масштаб
  • географические координаты .
Какую математическую основу применяют для того, чтобы такая большая страна, как наша, поместилась на карте?
  • Какую математическую основу применяют для того, чтобы такая большая страна, как наша, поместилась на карте?
Что называется масштабом?

Что называется масштабом?

Масштаб

Масштаб

  • Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.

  • Как может выражен масштаб?
Масштаб может быть выражен дробью, у которой числитель равен единице (см), а знаменатель – это число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение на карте
  • Масштаб может быть выражен дробью, у которой числитель равен единице (см), а знаменатель – это число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение на карте
Какие виды масштабов  вы знаете?

  • Какие виды масштабов

вы знаете?

виды масштабов

виды масштабов

  • численный
  • именованный
  • линейный.
Задание № 1  Время выполнения 1 минута

Задание № 1 Время выполнения 1 минута

  • Преобразовать численный масштаб в именованный или именованный масштаб в численный
Задание № 2  Время выполнения 2 минуты Определите масштаб карты . Преобразуйте численный масштаб в именованный. (по указанной странице в атласе)

Задание № 2 Время выполнения 2 минуты

  • Определите масштаб карты . Преобразуйте численный масштаб в именованный.

(по указанной странице в атласе)

Дайте определение понятию «озеро»  

Дайте определение понятию «озеро»  

Озером называется природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

  • Озером называется природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.

Что называется ПТК? (природно-территориальный комплекс)

Что называется ПТК?

(природно-территориальный комплекс)

Природно-территориальный комплекс   территория, в пределах которой существует закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов.

Природно-территориальный комплекс

  • территория, в пределах которой существует закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов.

сформулируйте тему урока нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?
  • сформулируйте тему урока нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?

Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России

Математическая основа карты и озёра России, как природные комплексы России

Практическая работа в группах  Время выполнения 10 минут Работа с технологическими карточками

Практическая работа в группах Время выполнения 10 минут

Работа с технологическими карточками

Задания 1 группе        Задание № 1.   Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:2000             Задание № 2.   Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный: Атлас - стр. 15.     ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задания 1 группе  

 

  • Задание № 1.

  Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:2000        

 

  Задание № 2.

  Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный: Атлас - стр. 15.

 

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Задание № 1
  • По карте на стр. 63.
  • 1. Определите географическое положение озера Байкал: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность озера Байкал с юга на север (длину) и с запада на восток (ширину).
  • Задание № 2
  • С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до озера Байкал (город Иркутск).
  • Задание № 3
  • Определите: географические координаты озера Байкал (между какими параллелями и меридианами в градусах).
  • Домашнее задание I группы: сообщение об озере Байкал.
Задания 2 группе     Задание № 1.   Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:15000000       Задание № 2 Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный: Атлас - стр. 18.     ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Задания 2 группе

  •  
  • Задание № 1.

  Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:15000000    

 

  • Задание № 2

Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:

  • Атлас - стр. 18.
  •  

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  • Задание № 1.
  • По карте на стр. 58-59.
  • 1. Определите географическое положение Ладожского озера: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность Ладожского озера с севера на юг и с запада на восток.
  • Задание № 2
  • С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Ладожского озера (место впадения реки Волхов).
  • Задание № 3
  • Определите: географические координаты Ладожского озера (между какими параллелями и меридианами в градусах).
  • Домашнее задание II группы: сообщение о Ладожском озере .
Задания 3 группе      Задание № 1.   Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км                     Задание № 2.   Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:  Атлас - стр. 58.    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.   Задание № 1

Задания 3 группе  

  • Задание № 1.  
  • Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км                    
  • Задание № 2.  
  • Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:

Атлас - стр. 58. 

  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  Задание № 1

  • По карте на стр. 62.
  • 1. Определите географическое положение Телецкого озера: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность Телецкого озера с севера на юг и с запада на восток.
  • Задание № 2
  • С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Телецкого озера (северная оконечность) .
  • Задание № 3
  • Определите: географические координаты Телецкого озера (между какими параллелями и меридианами в градусах).
  • Домашнее задание III группы: сообщение о Телецком озере.
Задания 4 группе         Задание № 1.   Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 500м .                     Задание № 2.   Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный: Атлас - стр. 62 .    

Задания 4 группе  

 

  • Задание № 1.

  Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 500м .                 

  

  • Задание № 2.

 

  • Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:
  • Атлас - стр. 62 .

   

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
  • Задание № 1
  • По карте на стр. 58-59.
  • 1. Определите географическое положение Онежского озера: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность Онежского озера с севера на юг и с запада на восток.
  • Задание № 2
  • С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до Онежского озера (южная оконечность).
  • Задание № 3
  • Определите: географические координаты Онежского озера (между какими параллелями и меридианами в градусах).   
  • Домашнее задание IV группы: сообщение о Онежском озере.
Задания 5 группе   Задание № 1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 350 км.

Задания 5 группе

  • Задание № 1.

Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 350 км.

  •     Задание № 2.
  •   Определите масштаб карты. Преобразуйте численный масштаб в именованный:
  • Атлас - стр. 64.
  •   ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
  • Задание № 1
  • По карте на стр. 63.
  • 1. Определите географическое положение озера Таймыр: на каком материке, части света, на территории какого природного района, в какой его части. 2. Используя масштаб карты, определите протяженность озера с севера на юг и с запада на восток. 
  • Задание № 2
  • С помощью карты стр. 14-15, используя масштаб карты, определите расстояние от города Новосибирска до озера Таймыр (место впадения реки Верхняя Таймыра) .
  •  
  • Задание № 3
  • Определите: географические координаты озера Таймыр (между какими параллелями и меридианами в градусах).  
  • Домашнее задание V группы: сообщение о озере Таймыр.
Задания   Правильность выполнения (+) или (-) 1. Преобразовать численный масштаб в именованный   2. Определение масштабы карты     3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 1         Задание № 2     Задание № 3    

Задания

 

Правильность выполнения (+) или (-)

1. Преобразовать численный масштаб в именованный

 

2. Определение масштабы карты

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1

 

 

 

 

Задание № 2

 

 

Задание № 3

 

 

Эталон выполнения заданий. 1 группа   Задания   Правильность выполнения 1. Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:2000                                   в 1 см – 20 м 2. Определение масштабы карты   Числ. масштаб . 1: 20 000 000, 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 1     Имен. масштаб. в 1 см. – 200 км;   Озеро Байкал расположено  на материке Евразия, в части света Азия, в России, в южной части Восточной Сибири. Задание № 2 Протяженность озера с севера на юг 636 км и с запада на восток наибольшая 79 км. (Примерно.)   Примерно. 1440 км Задание № 3   Между 51° с.ш. и 55° с.ш., 103° в.д. и 110° в.д. (допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 1 группа

Задания

 

Правильность выполнения

1. Преобразовать численный масштаб в именованный: 1:2000                                  

в 1 см – 20 м

2. Определение масштабы карты

 

Числ. масштаб . 1: 20 000 000,

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1

 

 

Имен. масштаб. в 1 см. – 200 км;

 

Озеро Байкал расположено  на материке Евразия, в части света Азия, в России, в южной части Восточной Сибири.

Задание № 2

Протяженность озера с севера на юг 636 км и с запада на восток наибольшая 79 км. (Примерно.)

 

Примерно. 1440 км

Задание № 3

 

Между 51° с.ш. и 55° с.ш., 103° в.д. и 110° в.д.

(допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 2 группа   Задания   Правильность выполнения 1. Преобразовать численный масштаб в именованный: :15000000                           в 1 см – 150 км 2. Определение масштабы карты   Числ. Масштаб. 1: 30 000 000. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 1     Имен. масштаб. в 1 см – 300 км.   Ладожское озеро расположено  на материке Евразия, в части света Европа, в России, в северо – западной части Восточно-Европейской равнины. Протяженность озера с севера на юг 219км и с запада на восток наибольшая 125 км. (Примерно.) Задание № 2   Примерно. 3500 км Задание № 3   Между  59° с. ш.  и 61° с.ш.  29° в.д. и 32° в. д.  (допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 2 группа

Задания

 

Правильность выполнения

1. Преобразовать численный масштаб в именованный: :15000000                          

в 1 см – 150 км

2. Определение масштабы карты

 

Числ. Масштаб. 1: 30 000 000.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1

 

 

Имен. масштаб. в 1 см – 300 км.

 

Ладожское озеро расположено  на материке Евразия, в части света Европа, в России, в северо – западной части Восточно-Европейской равнины. Протяженность озера с севера на юг 219км и с запада на восток наибольшая 125 км. (Примерно.)

Задание № 2

 

Примерно. 3500 км

Задание № 3

 

Между  59° с. ш.  и 61° с.ш.  29° в.д. и 32° в. д.

(допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 3 группа   Задания   Правильность выполнения 1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км                   1:3000000 2. Определение масштабы карты   Числ. Масштаб. 1: 85 00 000. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 1     Имен. масштаб. в 1 см – 85 км.   Телецкое озеро расположено  на материке Евразия, в части света Азия, в России, в южной части Западной Сибири. Протяженность озера с севера на юг 77км и с запада на восток наибольшая 5 км. (Примерно.) Задание № 2   Примерно. 460 км Задание № 3   51°20 ʹ с. ш.  и 51° 48ʹ с. ш.  87° 51 ʹ в.д. и 87°15в.д.  (допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 3 группа

Задания

 

Правильность выполнения

1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 30 км                  

1:3000000

2. Определение масштабы карты

 

Числ. Масштаб. 1: 85 00 000.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1

 

 

Имен. масштаб. в 1 см – 85 км.

 

Телецкое озеро расположено  на материке Евразия, в части света Азия, в России, в южной части Западной Сибири. Протяженность озера с севера на юг 77км и с запада на восток наибольшая 5 км. (Примерно.)

Задание № 2

 

Примерно. 460 км

Задание № 3

 

51°20 ʹ с. ш.  и 51° 48ʹ с. ш.  87° 51 ʹ в.д. и 87°15в.д.

(допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 4 группа   Задания   Правильность выполнения 1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 500м                   1:50000   2. Определение масштабы карты   Числ. Масштаб. 1: 125 00 000. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 1      Имен. масштаб. в 1 см – 125 км.   Онежское озеро расположено  на материке Евразия, в части света Европа, в России, в северо – западной части Восточно-Европейской равнины. Протяженность озера с севера на юг 245км и с запада на восток наибольшая 80км. (Примерно.) Задание № 2   Примерно. 2800 км Задание № 3   Между  61° с. ш.  и 63° с.ш.  34° в.д. и 36° в. д.  (допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 4 группа

Задания

 

Правильность выполнения

1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 500м                  

1:50000  

2. Определение масштабы карты

 

Числ. Масштаб. 1: 125 00 000.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1

 

 

Имен. масштаб. в 1 см – 125 км.

 

Онежское озеро расположено  на материке Евразия, в части света Европа, в России, в северо – западной части Восточно-Европейской равнины. Протяженность озера с севера на юг 245км и с запада на восток наибольшая 80км. (Примерно.)

Задание № 2

 

Примерно. 2800 км

Задание № 3

 

Между  61° с. ш.  и 63° с.ш.  34° в.д. и 36° в. д.

(допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 5 группа   Задания   Правильность выполнения 1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 350 км 1: 350 00 000 2. Определение масштабы карты   Числ. масштаб . 1: 150 00 000. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание № 1     Имен. масштаб. в 1 см – 150км.   Озеро Таймыр расположено  на материке Евразия, в части света Азия, в России, на севере Восточной Сибири. Протяженность озера с севера на юг 170 км и с запада на восток наибольшая 22 км. (Примерно.) Задание № 2   Примерно. 2350 км Задание № 3   Между 71° с. ш. и 72° с. ш. . 99° в. д. и 106°в.д.  (допускается (+), (-) 1 градус.)

Эталон выполнения заданий. 5 группа

Задания

 

Правильность выполнения

1. Преобразовать именованный масштаб в численный: в 1 см – 350 км

1: 350 00 000

2. Определение масштабы карты

 

Числ. масштаб . 1: 150 00 000.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задание № 1

 

 

Имен. масштаб. в 1 см – 150км.

 

Озеро Таймыр расположено  на материке Евразия, в части света Азия, в России, на севере Восточной Сибири. Протяженность озера с севера на юг 170 км и с запада на восток наибольшая 22 км. (Примерно.)

Задание № 2

 

Примерно. 2350 км

Задание № 3

 

Между 71° с. ш. и 72° с. ш. . 99° в. д. и 106°в.д.

(допускается (+), (-) 1 градус.)

Самооценка групповой работы  Проверка (ключи ) 10 -9 баллов - «5» 8-7 баллов - «4» 6-5 баллов – «3»

Самооценка групповой работы

Проверка (ключи )

10 -9 баллов - «5»

8-7 баллов - «4»

6-5 баллов – «3»

Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов. Рефлексия

  • Чему мы учились сегодня на уроке?
Самооценка

Самооценка

  • Лист самооценки
  •  
  • Фамилия и имя _________________________________________________
  •  
  •  
  • Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
  •  
  • Все ли члены группы принимали участие в работе на уроке?
  •  А. Да, все работали одинаково.
  •  Б. Нет, работал только один.
  •  В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
  •  
  • Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
  •  А. Работали дружно, ссор не было.
  •  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
  •  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
  •  
  • Тебе нравится результат работы группы?
  •  А. Да, все получилось хорошо.
  •  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
  •  В. Нет, не нравится.
  •  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Яковлевна Попова

Дата: 27.04.2020

Номер свидетельства: 548092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства