Отработка функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе
Отработка функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе
Презентацию можно использовать для отработки функциональной грамотности на уроках естественно-научного цикла на этапах объяснения или закрепления материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отработка функциональной грамотности на уроках географии в 8 классе»
Отработка функциональной
грамотности на уроках
географии
в 8 классе
ФГ ЕНЦ
8 кл.
вокруг нас
Загадки
природы
1
5
3
Загрязнение атмосферы
2
4
7
Багдадтская батарейка
1
4
1
5
3
Красный прилив
2
5
4
2
2
4
1
3
4
3
7
4
1
1
3
5
3
2
2
4
4
5
Кто быстрее
Сапоги-скороходы
1
Багдадская батарейка
Месопотамский артефакт парфянского или сасанидского периодов, который вслед за его первооткрывателем - немецким археологом Вильгельмом Кёнигом, директором Национального музея Ирака, - иногда интерпретируется как гальванический элемент, созданный в древности - за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта. Находится в Национальном музее Ирака.
Удалив смоляную пробку и заглянув внутрь, исследователи обнаружили там тонкий медный лист, свёрнутый трубкой. Его длина была девять сантиметров, а диаметр равнялся двадцати пяти миллиметрам. Именно через него был пропущен металлический стержень, нижним концом не доходивший до дна, а верхним выходивший наружу. Но самое странное заключалось в том, что вся эта конструкция удерживалась в воздухе, надёжно заизолированная смолой, покрывавшей дно сосуда и закупоривавшей горловину. -
1
ЧТО БЫ ЭТО МОГЛО БЫТЬ?
Сам Кёниг высказал предположение, что «багдадские сосуды» представляют из себя гальванические элементы. Заполненные кислотой или щёлочью, они могли создавать электрическое напряжение около одного вольта.
К какой группе источников тока можно отнести «багдадскую батарейку»?
Отметьтеодинверный вариант ответа.
Тепловые
Световые
Химические
Механические
1
2
СИЛА БАГДАДСКОЙ БАТАРЕЙКИ
Восьмиклассники вдохновились создать действующую модель археологического артефакта и испытать её действие. Согнули медную пластинку, взяли стальной гвоздь, зафиксировали их, продев через полиуретановую пенку, вставили в глиняный горшочек с уксусом и, действительно, зафиксировали электрическое напряжение. Измерения проводили по нижней шкале вольтметра.
Какие выводы можно сделать из проведённых восьмиклассниками исследований?
2
Отметьтевсеверные варианты ответа.
Результаты исследований приведены в таблице ниже.
1 .Чем кислее среда, тем больше напряжение.
2 .Чем больше площадь медного электрода, тем больше напряжение.
3. Напряжение не зависит от концентрации кислоты.
4. Напряжение батарейки с разными электролитами одинаковое в пределах погрешности прибора.
5 .Чем выше температура, тем больше напряжение.
Электролит
Температура
9 % раствор уксусной кислоты
комнатная
70 % раствор уксусной кислоты
Напряжение
0,5 В
Медный электрод
комнатная
Яблочный уксус 6 %
Полуцилиндр площадью 50 см 2
комнатная
0,5 В
Раствор лимонной кислоты
Раствор лимонной кислоты
комнатная
0,6 В
Полуцилиндр площадью 50 см 2
Полуцилиндр площадью 50 см 2
80 о С
Винный уксус
0,6 В
комнатная
Винный уксус
0,6 В
Полуцилиндр площадью 50 см 2
Полуцилиндр площадью 50 см 2
комнатная
0,5 В
Варёный картофель
Полуцилиндр площадью 50 см 2
0,6 В
комнатная
Цилиндр площадью 100 см 2
0,6 В
Цилиндр площадью 100 см 2
1
3
БАТАРЕЙКА В РАЗРЕЗЕ
В источнике тока Алессандро Вольта в качестве электродов использовал медную и цинковую пластинки и разделял их смоченной в кислоте тряпочкой. Для увеличения эффекта такое сочетание повторялось много раз, образуя высокий столб (на рисунке – в середине). Крайняя цинковая пластина была отрицательным полюсом батареи, а крайняя медная пластина – положительным полюсом.
Медный цилиндр в багдадской батарейке тоже мог служить положительным полюсом, а железный гвоздь выступать отрицательным полюсом.
Современные элементы питания выглядят совсем не похоже на багдадскую батарейку. На рисунке (внизу справа) показано устройство самых распространенных гальванических элементов – угольно-цинковых: между положительно заряжающимся графитовым стержнем и отрицательно заряжающимся цинковым цилиндром находится пастообразный электролит из хлорида аммония и оксида марганца.
Несмотря на отличия, принцип действия этих батареек один и тот же.
Выберите в каждом выпадающем меню тот элемент багдадской батарейки, который выполняет ту же функцию, что и элемент в современном угольно-цинковом источнике тока.
3
Выберите нужные варианты ответа в выпадающих меню.
Выпадающие меню
Пастообразный электролит из хлорида аммония и оксида марганца
Железный стержень
Цинковый цилиндрический стакан
Медный цилиндр
Железный стержень
Графитовый стержень
Медный цилиндр
Винный уксус
Железный стержень
Медный цилиндр
Винный уксус
Винный уксус
1
4
ЗАЧЕМ ПАРФЯНАМ БАТАРЕЙКИ?
До сих пор в научном мире нет четкого представления о назначении Селевкийских ваз, как ещё называют багдадские батарейки. Одна из версий состоит в том, что ещё в древнем Египте было электрическое освещение, и багдадские батарейки были его источником. Основной аргумент исследователей, которые придерживаются этой версии, – рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры.
На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы накаливания.
Однако существует многочисленная группа скептически настроенных учёных, утверждающих, что сегодня нет доказательств функционирования селевкийских ваз как электрических батарей. Они предполагают, что эти сосуды использовались для хранения священных свитков из пергамента или папируса.
Какие из приведённых ниже аргументов опровергают гипотезу использования багдадских батареек в качестве источника тока для осветительных ламп?
4
Отметьтедваверных варианта ответа.
1. В найденной «багдадской батарейке» не было обнаружено остатков какого-либо электролита.
2. Во время раскопок в Селевкии рядом с «багдадскими батарейками» были обнаружены бронзовые и железные иглы.
4. Чтобы питать лампочку мощностью один ватт, пришлось бы составить вместе сорок «багдадских батареек».
5. Железный стержень внутри «багдадской батарейки» должен был быстро «съедаться» коррозией.
1
1
Осенью 2020 года стало известно о массовой гибели морских животных в одной из бухт Тихого океана у берегов Камчатки. Люди, побывавшие на месте экологического бедствия, увидели изменение цвета воды в бухте. Такие явления уже наблюдались в разных морях земного шара, они носят название «красный прилив». Вода не всегда становится именно красно-бурой, известны случаи изменения цвета на зелёный или коричневый. Но из-за опасности этого процесса его стали называть «красным». Цвет – это сигнал, который подаёт природа. На самом деле происходит вредоносное «цветение» – быстрое размножение планктонных микроскопических водорослей динофлагеллят. Это простейшие одноклеточные организмы, способные к фотосинтезу.
КРАСНЫЙ ПРИЛИВ
Микроводоросль под микроскопом
1
В процессе мощного цветения одни виды динофлагеллят сменяют другие. «Отцветающие» водоросли оседают на дно. На дне образуется слой гниющей массы, разлагаемой бактериями. Именно поэтому среди погибших животных большая часть относится к обитателям, живущим на дне океана, например, морские звёзды и ежи. Они погибают из-за недостатка кислорода
Почему обитатели, живущие на дне океана, испытывают недостаток кислорода?
Отметьтеодинверный вариант ответа.
1 . При окислении гниющих микроводорослей поглощается кислород.
2 . Живые микроводоросли дышат кислородом.
3 . Микроводоросли осуществляют фотосинтез.
4. Проникновению кислорода в воду из воздуха мешает слой микроводорослей.
1
Некоторые виды динофлагеллят выделяют токсины, например, яды нервнопаралитического действия. Это могло быть ещё одной причиной гибели морских животных. Эти ядовитые вещества опасны не только для морских обитателей, но и для человека. Известны даже смертельные случаи в результате попадания ядов, выделяемых микроводорослями, в человеческий организм.
2
Объясните, каким образом яды, выделяемые микроводорослями,
могут попасть в человеческий организм.
1
яды могут попасть в человеческий
организм, если люди съедают морских животных, в которых попали токсины (яды), выделяемые микроводорослями.
3
Микроводоросли постоянно присутствуют в водах океана. Но время от времени в разных частях мира начинается бурное размножение микроводорослей – это и есть «красные приливы». Учёные считают, что «красные приливы» будут происходить всё чаще, и причина этого – глобальное потепление климата.
Каким образом глобальное потепление может быть причиной более частого повторения «красных приливов»?
Глобальное потепление может быть причиной более частого повторения «красных приливов», если микроводоросли более интенсивно размножаются в более тёплой воде.
Пример ответа:
«Чем теплее вода, тем быстрее размножаются микроводоросли».
2
говорится только, что из-за потепления водорослей
станет больше.
1
4
Вначале предполагалось, что причиной массовой гибели морских животных могло быть попадание ядохимикатов в океан. Действительно, в нескольких десятках километров от океана находится захоронение ядовитых отходов. Спустя примерно месяц после катастрофы учёные тщательно исследовали возможность попадания ядовитых веществ в океан из подземного хранилища
Какие из исследований должны были провести учёные, чтобы проверить гипотезу о попадании ядохимикатов из хранилища в океан?
Отметьтедваверных варианта ответа.
1 .Имеются ли близко от хранилища какие-то реки и ручьи.
2 .Какие деревья преобладают в лесном массиве, окружающем хранилище.
3. Каков состав воздуха в районе хранилища.
4. Насколько превышены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в реках и ручьях в районе хранилища.
5 .Каков состав почвы рядом с хранилищем.
Фотография захоронения ядохимикатов,
расположенного в лесном массиве
1
1
Сапоги-скороходы существуют не только в сказках. В реальности они называются джамперы. С виду этот снаряд напоминает ходули. Он надёжно крепится к ногам спортсмена. На нём можно ходить, бегать или прыгать. Во время движения джамперы пружинят, что позволяет человеку, отталкиваясь от твёрдой поверхности,
взлетать, как кузнечик.
Сила тяжести
Сила упругости
Сила давления
Сила трения
1
Благодаря какой силе человеку на джамперах удаётся так высоко и далеко прыгать?
Отметьтеодинверный
вариант ответа.
2
Джамперы производятся из алюминия или его сплавов с каким-то другим металлом. Но главный элемент джампера, пружинящие рессоры, изготавливаются из стеклопластика.
Какими характеристиками должен обладать материал, из которого сделаны рессоры джампера? Запишите не менеедвуххарактеристик.
прочность
лёгкость
упругость
гибкость
1
3
Прыгуны на джамперах говорят, что во время прыжка они испытывают чувство невесомости.
1.Во время взлёта вверх
2.Во время спуска к земле
3.При приземлении
4.В верхней точке прыжка
Вкакой стадии полёта тело прыгуна действительно находится в состоянии невесомости?
1
Отметьтеодинверный
вариант ответа.
4
Конкретные джамперы подбираются под вес человека. Для того чтобы определить нужные характеристики джампера для каждого веса, нужно проводить настоящие исследования. Но можно провести и другое исследование: определить, как изменяются возможности джампера в зависимости от веса прыгуна.
Отметьтеодин
верный вариант ответа.
Выберите наиболее надёжный способ, с помощью которого можно определить, как меняется высота прыжка на джампере в зависимости от веса человека.
1. Предложить одному и тому же человеку с утяжелителями разного веса прыгать на одном и том же джампере.
2. Предложить людям с разным весом прыгать на одном и том же джампере.
3. Предложить людям с разным весом прыгать на одинаковых джамперах.
4. Предложить одному и тому же человеку прыгать на разных джамперах, рассчитанных на людей с разным весом.
1
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
«У нас в городе экологическое проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?»
Природные процессы и деятельность людей могут сильно влиять на состав воздуха. Ежегодно в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных примесей: СО, СО2 , NO2 , SO2 , твёрдые частицы и др. Они образуются при извержении вулканов, в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий и транспорта. Газы – загрязнители атмосферы наносят большой вред окружающей среде.
1
Загрязнение воздуха в г. Липецке
Загрязнение воздуха в Москве
Это крупнейший в Европе центр чёрной металлургии.
Город Москва – самый большой город и главный транспортный узел страны.
1
Какие вещества являются главной причиной загрязнения воздуха в Липецке, в Москве?
Выберите нужные варианты ответа в выпадающих меню.
Из-за загрязнения воздуха могут стать опасными и атмосферные осадки. Такими осадками являются, например, «кислотные дожди». Это явление возникает, когда в атмосфере содержится значительное количество газов, способных взаимодействовать с водяными парами и образовывать капельки растворов сильных кислот, которые попадают на землю в виде дождя. Выпадение «кислотных дождей» чаще происходит в странах с развитой тяжёлой промышленностью.
2
1.СО
2.SO2
3.NH3
4.NО2
5.CH4
1
Какие газы могут стать причиной «кислотного дождя»?
Отметьтедваверных варианта ответа.
«Кислотные дожди» опасны для окружающей природы. Они могут вызвать гибель некоторых живых организмов в водоёмах, повреждают растения. Также они разрушают горные породы, металлические конструкции и строительные материалы.
Статуи и строения, которые веками простояли без повреждений, в последние десятилетия стали разрушаться под действием кислотных дождей.
3
Отметьтедваверных варианта ответа.
1. Увеличивается содержание в воде примесей тяжёлых металлов.
2. Возникает «парниковый эффект» в атмосфере.
3. Происходит гибель рыбы в озёрах.
4. Уменьшается видовое разнообразие растений.
5. Уменьшаются площади ледников.
1
Разрушение скульптуры под действием кислотных дождей
Какие экологические проблемы не связаны с выпадением
«кислотных» осадков, а имеют другие причины?
На практическом занятии школьники изучали явления, которые происходят в природе при образовании «кислотного дождя». Оля и Маша работали в паре.
На первом этапе они сжигали в колбе кусочек серы, предварительно налив в неё немного воды и добавив несколько капель лакмуса.
Когда дым, образовавшийся после сгорания серы, в колбе рассеялся, они наблюдали результат реакции .
4
Какую цель ставили Оля и Маша, когда проводили опыт на первом этапе работы?
цель опыта:
получить SO2в результате сжигания серы и доказать образование кислоты при растворении газа в воде.
2
цель опыта
1
–доказать (показать), что в результате получается раствор кислоты.
Сжигание
серы
5
На втором этапе исследователи решили моделировать воздействие «кислотных дождей» на мрамор. Для этого они добавили в раствор, полученный в предыдущем опыте, кусочек мрамора.
Какую гипотезу проверяли исследователи в этом опыте, иначе говоря, какой результат они предполагали увидеть?
Реакция мрамором
мрамор растворится в растворе кислоты с выделением углекислого газа.
2
1
мрамор растворится.
В суровое зимнее время птицам трудно прокормиться. Поэтому на зиму ребята решили устроить кормушку для синиц. Однако встал вопрос, какую пищу лучше давать птицам. И ребята очень удивились, когда узнали, что кроме семечек подсолнечника и тыквы, в кормушку рекомендуется класть мелкие кусочки сала любых животных.
1
Действительно, в течение года птицы могут переходить на другие корма. В природе осенью и зимой большие синицы питаются в основном растительными кормами: семенами сосны и ели, липы и берёзы, но могут находить и съедать мелких насекомых.
Холодной зимой они могут охотиться даже на мелких птичек. А в период размножения синицы переходят, как правило, на питание насекомыми (жуки, мухи, комары, гусеницы и др.). Словом, в зависимости от обстоятельств синицы могут питаться и растительной, и животной пищей.
1
Почему большие синицы в период насиживания и выкармливания птенцов переходят с растительной на животную пищу?
Отметьтевсеверные варианты ответы.
1. Животная пища более калорийная.
2. Животная пища содержит больше витаминов.
3. Возрастает энергетическая нагрузка на родителей.
4. Растительная пища плохо переваривается.
5. Потребность потомства в белковой пище.
1
Орнитологи (учёные, изучающие птиц) считают, что птиц нужно всего лишь подкармливать, то есть не давать им много еды. И вообще, кормить их нужно только в холодное время года. Если делать это на постоянной основе летом, то можно даже навредить некоторым видам.
2
Почему подкармливание птиц в тёплое
время года может навредить птицам?
Отметьтеодинверный вариант ответа.
1. Корм испортится из-за высокой температуры.
2. Птицы разучатся сами добывать пищу.
3. Летом пищи и так достаточно в природе.
4. Птицы разных видов передерутся между собой из-за пищи.
1
3
Зимой птицам трудно прокормиться. Орнитологи предположили, что это связано не только с холодами, но и с сокращением светового дня, за который птицам надо найти достаточное количество корма. В заповеднике «Красноярские столбы» наблюдатели в течение нескольких дней подсчитывали количество увиденных больших синиц за каждый час в интервале с 7 до 20 часов. В среднем они получили те результаты, которые показаны ниже на графике.
Подтверждают ли данные, представленные на графике, предположение (гипотезу) учёных, что зимой птицам труднее прокормиться из-за сокращения светового дня?Обоснуйте свой ответ.
3
Подтверждают ли данные, представленные на графике, предположение (гипотезу) учёных, что зимой птицам труднее прокормиться из-за сокращения светового дня?Обоснуйте свой ответ.
данные на графике подтверждают гипотезу, поскольку из этих данных следует, что синицы в основном активны в светлое время суток. Зимой светлое время суток короче, поэтому у синиц остается меньше времени для поиска пищи.
2
данные на графике подтверждают гипотезу, поскольку из этих данных следует, что синицы в основном активны в светлое время суток, но НЕ говорится, что светлое время суток зимой
короче, и у синиц остается меньше времени для поиска пищи.
1
4
А сколько же может съесть птица за день? Один немецкий ученый выяснил, что за день птица съедает в среднем столько пищи, сколько весит сама, или чуть больше.
Но некоторое время спустя учёные решили провести исследование в условиях, близких к естественным, то есть когда птицы могли свободно летать. И оказалось, что большие синицы массой от 18 до 20 граммов съедали до 50 граммов пищи в день, то есть в 2,5 раза больше собственной массы.
Как учёные могли объяснить большое отличие их результатов от данных, полученных ранее немецким учёным?
в естественных условиях птица тратит гораздо больше энергии для полета и поиска пищи, поэтому ей требуется намного больше корма, чтобы восполнить эти потери энергии.
1
5
Синица не считается перелётной птицей, но почему-то в городах мы видим её только в холодное время года. А где же скрывается синица летом? Для этого используется метод кольцевания птиц. На ножку птицы надевают лёгкое колечко, которое птица даже не замечает. Потом окольцованных птиц выпускают на свободу. На кольце выбиты серия, номер и название города, где находится научное учреждение, выпустившее кольца. Возврат кольца происходит, когда наблюдателю попадается в руки живая или мёртвая
птица, на ножку которой надето алюминиевое колечко.
Кольцевание птиц должно быть массовым. Чем больше окольцуют птиц одного вида, тем лучше изучат этот вид. Дело в том, что много птиц гибнет при длительных перелётах, во время зимовок, в местах, не доступных для человека, над океанами, в густых лесах, и в руки людей попадает не так уж много возвратов. Для охотничьих птиц из ста окольцованных бывает не более двадцати возвратов, а для мелких птиц, на которых не охотятся, – всего два-три из ста окольцованных!
5
Какую информацию о жизни птиц можно
получить с помощью метода кольцевания?
Отметьтевсеверные варианты ответа.
1. Сколько пищи съедает птица в день
2. Пути миграции
3. Скорость полёта
4. Средняя продолжительность жизни
5. Места зимовок
2
1
Выбраны любые два варианта
ответа из трех вариантов, указанных выше.
1
Два друга, Никита и Артём, катались на беговых лыжах. У них были примерно одинаковые лыжи, и смазку на лыжи друзья наносили одну и ту же. Однако Артём, который был полегче, чем Никита, почему-то всё время обгонял друга. Ребята решили выяснить, не связано ли это с разным скольжением лыж.
Когда они подъехали к небольшой горке, то решили использовать именно горку для того, чтобы узнать, чьи лыжи всё-таки скользят лучше. Они выбрали такой способ: одновременно съехать с горки, не отталкиваясь палками, и посмотреть, кто из них проедет дальше после спуска.
Они скатились с горки, но при этом Никита спускался, почти выпрямившись, а Артём – присев на корточки. В результате до полной остановки Артём проехал дальше, чем Никита. После этого Никита сказал, что эксперимент ( эксперимент № 1 ) был проведен некорректно.
1
Почему Никита считает, что эксперимент № 1 по определению качества скольжения лыж был проведен некорректно?
Артём может проехать дальше, чем Никита, потому что в такой позе на него действует меньшее сопротивление воздуха, чем на Никиту.
1
2
Вновь поднявшись на гору, ребята решили, что кроме скольжения лыж могут быть и другие факторы, влияющие на расстояние, которое лыжник проезжает после спуска.
Влияние какого фактора хотели выяснить ребята с помощью эксперимента № 2?
Отметьтеодинверный вариант ответа.
Чтобы выяснить влияние одного из таких факторов, они провели следующий эксперимент ( эксперимент № 2 ). С горы сначала спустился Никита, а потом на его лыжи встал Артём и спустился с того же места и в такой же позе.
1. Физическая сила лыжника
2. Масса лыжника
3. Качество лыж
4. Крутизна горки
1
3
Вновь поднявшись на гору, ребята решили, что кроме скольжения лыж могут быть и другие факторы, влияющие на расстояние, которое лыжник проезжает после спуска.
Как можно усовершенствовать эксперимент № 2, чтобы повысить надежность выводов?
Отметьтедваверных варианта ответа.
1. Спуститься с горы одновременно параллельными курсами.
2. Повторить эксперимент № 2 несколько раз.
3. Провести такой же эксперимент, но теперь уже на лыжах Артёма.
4. Спуститься с горы по очереди, каждый на своих лыжах.
5. Поменяться лыжами и спуститься с горы по очереди на чужих лыжах.
Чтобы выяснить влияние одного из таких факторов, они провели следующий эксперимент ( эксперимент № 2 ). С горы сначала спустился Никита, а потом на его лыжи встал Артём и спустился с того же места и в такой же позе.
1
Результат проведённого эксперимента № 2 немного удивил ребят, и они решили усовершенствовать свой эксперимент, чтобы сделать из него более надёжные выводы.
4
Закончив свои эксперименты, которые принесли довольно неожиданные результаты, ребята задались странным вопросом: «А что было бы, если бы они съезжали с точно такой же горки, но на другой планете, сила тяжести на которой раза в три меньше, чем на Земле?»
Быстрее или медленнее скатывался бы лыжник с горки, если бы сила тяжести уменьшилась в три раза?Обоснуйте свой ответ.
1) лыжник скатывался бы с такой же скоростью
2
2) при уменьшении силы тяжести во столько же раз уменьшилась бы и сила трения и сила (составляющая силы тяжести), заставляющая лыжника скатываться вниз.
скорость осталась бы такой же,
но объяснение не дается.
1
А я всё-таки люблю больше прыгать с трамплина, – сказал Артём. – Когда летишь, всё время чувствуешь себя в состоянии невесомости, как космонавт.
Неужели всё время, пока летишь? – недоверчиво спросил Никита.
5
1. На поднимающейся части траектории
2. На спускающейся части траектории
3. При приземлении
4. В самой верхней точке траектории
1
На какой части траектории тело прыгуна с трамплина действительно находится в состоянии невесомости?