Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности школьников (из опыта работы)»
Из опыта работы
Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности школьников
Учитель:Скабелкина Наталия Ивановна
«Гимназия № 1 имени Н. И. Борцова» г. Лебедянь
Задачи общеобразовательной школы
сформировать определенный объем знаний по экологии,
способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы,
способствовать осмыслению процесса взаимодействия общества и природы,
способствовать осознанию значимости своей практической помощи природе.
Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, которая является одним из методов проблемного обучения.
Учебно-исследовательская деятельность
способствует закреплению полученных и приобретению новых знаний, умений и навыков;
способствует воспитанию у школьников
самостоятельности,
инициативности,
добросовестности,
активной жизненной позиции,
патриотических чувств и др.;
увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края;
сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм и т. д.;
должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
В процессе исследовательской деятельности ученик учится сам
формулировать изучаемую проблему,
выдвигать и обосновывать причины ее возникновения,
разрабатывать и проводить эксперимент,
делать выводы и предложения.
Исследовательская деятельность по экологии способствует
формированию у учащихся экологических знаний по общим, региональным и локальным проблемам,
углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественно-научным предметам.
Учебно-исследовательская работа
оказывает на учащихся эмоциональное воздействие,
возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности, к изучению проблем своей местности,
вызывает чувство удовлетворения полученными результатами,
возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края.
В процессе такой деятельности учащиеся учатся
находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем;
участвовать в работе, приносящей пользу природе;
понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.
Цель:
Опираясь на личностно-ориентированный подход в обучении, повысить эффективность образования и воспитания школьников
Актуальность:
Формирование экологического мировоззрения в современных условиях требует применения новых методических разработок, создания в ходе обучения нестандартных ситуаций, в решении которых реализуется экологическая компетенция как личностное свойство
Практическая значимость:
Результаты полученных исследований используются на уроках географии и при проведении внеклассных занятий, направленных на повышение образовательного уровня детей и воспитание у них экологической культуры
Положительные стороны учебно-исследовательской деятельности:
Обучение ведётся по индивидуальным образовательным траекториям.
Повышается образовательный уровень школьников по географии и экологии.
В ходе исследовательской деятельности приобретаются прочные практические умения и навыки.
Формируются экологическое мировоззрение и активная жизненная позиция.
Повышается активность детей, направленная на пропаганду экологических знаний.
Высокая доля самообразования, базирующегося на личностных потребностях и интересах детей.
Самореализация и самосовершенствование школьников и др.
Положительные стороны учебно-исследовательской деятельности:
Обучение ведётся по индивидуальным образовательным траекториям.
Повышается образовательный уровень школьников по географии и экологии.
В ходе исследовательской деятельности приобретаются прочные практические умения и навыки.
Формируются экологическое мировоззрение и активная жизненная позиция.
Повышается активность детей, направленная на пропаганду экологических знаний.
Высокая доля самообразования, базирующегося на личностных потребностях и интересах детей.
Самореализация и самосовершенствование школьников и др.
Объекты исследования
Компоненты природного
комплекса г. Лебедяни,
их изменение в
результате хозяйственной
деятельности людей:
водные объекты:
р. Дон,
малые реки - притоки Дона,
родники,
почвы;
атмосферный воздух;
древесная и кустарниковая растительность;
геологический памятник «Лебедянский девон» и др.
Работа с методической, научно-популярной и краеведческой литературой
Полевые работы
Комплексная экологическая экспедиция
Обработка результатов полевых работ
Обсуждение исследовательских работ
Создание презентаций
Экологические десанты
Всероссийские конкурсы
Всероссийский фестиваль «Пою моё Отечество»
Всероссийский научно-технический конкурс ученических исследовательских работ «Открытый мир. Старт в науку!»
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «ЮНЭКО»
Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды
Всероссийский конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»
Всероссийский конкурс «Юниор» по направлению «Экология»
Участие в Российском Водном конкурсе Старшеклассников.
Всероссийский этап конкурса юных фотолюбителей «Юность России»
Региональные конкурсы и научно – практические конференции
Региональный отборочный тур Всероссийского научно-технического конкурса «Открытый мир. Старт в науку»
Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся имени Д. И. Менделеева
Региональный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
Региональный этап Всероссийского конкурса «Зелёная планета».
Областной конкурс исследовательских работ, посвящённый памяти П. П. Семёнова Тян-Шанского.
Региональный тур Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России»
Региональный этап Ежегодного Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России»
Региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «ЮНЭКО»
Районные конкурсы и научно – практические конференции
Районный конкурс «Страницы прошлого листая».
Муниципальный этап областного конкурса виртуальных экскурсий по Липецкой области.
Муниципальный тур Всероссийского конкурса юных фотолюбителей «Юность России»