Методический инструментарий повышения качества географических знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Методический инструментарий повышения качества географических знаний учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Данная разработка представляет собой материал по обобщению опыта работы. Используемые формы и методы работы по данной теме способствуют формированию у обучающихся предметной компетентности, учат применять на практике полученные знания, что позволяет вовлечь каждого ученика в учебный процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности; создаются условия для развития операционного мышления, так как современные профессии становятся всё более интеллектуальноёмкими. Развивается познавательный интерес к учебному предмету, актуализируются наиболее важные элементы знаний, что содействует успешному приобретению умений и навыков и является мотивом активной деятельности и всего обучения.
Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.
Обучающийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(развитие мыслительных умений- обработка информации, анализ, обобщение, выражение своего мнения)
Игровые технологии
(соответствие игровой ситуации возрастным особенностям учащихся)
Технология критического мышления
(интерес к предмету через самостоятельную творческую деятельность)
Модульно-редуктивное обучение
(сведение сложного к более простому, более доступному для анализа и решения)
Методический инструментарий организации компетентностного обучения
Уроки- лекции
Уроки- исследования
Уроки- путешествия
Уроки-конференции
Уроки-ярмарки
Уроки- семинары.
Бинарный урок (урок, сочетающий географию с любым другим предметом- география и история, география и биология, география и литература и т.д.)
Урок- характеристика
Урок-игра
Урок исторического чтения и др.
Формы организации уроков
Методический инструментарий организации компетентностного обучения
Постановка проблемного вопроса
Историческая загадка
Ключевые слова
Шифрограмма
Творческое задание
Кубик Блума
ПОПС-формула
Работа в малых группах
Обучающие игры
Использование общественных ресурсов
Экскурсии
Мозговой штурм
Приемы организации работы учащихся на уроке
Методический инструментарий организации компетентностного обучения
Работа с наглядным пособием
«Каждый учит каждого»
Шкала мнений
Составление документов
Выставки
Проектная деятельность
Ученик в роли учителя
Блуждающая пятерка
Разминки (различного рода) и др.
Географические задачи
Приемы организации работы учащихся на уроке
Методический инструментарий организации компетентностного обучения
Практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом;
Организация наблюдений за природными и социально-экономическими явлениями родного края и использование добытых учащимися краеведческих знаний в учебной и воспитательной работе;
Организация учебных и внепрограммных экскурсий, походов по родному краю, близких и дальних путешествий, тематических экспедиций;
Система групповых и индивидуальных самостоятельных заданий (письменно-графическое оформление краеведческого материала, составление отчетов, докладов, рефератов, альбомов) и поисково-исследовательских задач;
Организация общественно полезной деятельности учащихся и привлечение их к агитационно-пропагандистской работе краеведческого содержания.
Реализация краеведческого принципа в обучении географии
Методический инструментарий организации компетентностного обучения
Элективные курсы
Расширение содержания базового курса географии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (истории,политологии, обществознания, экономики) на профильном уровне,
получение дополнительной подготовки для сдачи экзамена по географии
Заключение
При подготовке к уроку нужно помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, что при проведении его главным действующим лицом – независимо от форм организации и используемых методов – остаётся УЧИТЕЛЬ, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависит настроение и качество знаний класса. И, конечно же, помнить всегда древнейшую педагогическую заповедь: «Учитель, подготовь ученика, у которого сможешь учиться сам!».