Коучинг-занятие на тему: "Применение стратегии критического мышления". Занятие рассчитано на 12-15 учителей. Цель: Применение стратегий критического мышления в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель применения технологии развития критического мышления:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Трёхфазовая структура урока:
Трёхфазовая структура урока:
Вызов
Цели:
Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
Активизация деятельности учащихся.
Формирование мотивации на учебную деятельность.
Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности.
Вызов
Приемы:
«Мозговой штурм»
Прогнозирование
Альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания)
Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
Корзина идей
Кластер
Таблица «З–Х–У»
Осмысление (реализация)
Цели:
Получение обучаемыми нового знания.
Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым.
Освоение способа работы с информацией.
Поддержка целей, поставленных на стадии Вызова.
Осмысление (реализация)
Чтение текста с маркировкой по методу insert;
Выделение ключевых слов подчёркиванием;
Таблица «З–Х–У»
Приемы:
Рефлексия
Цели:
Присвоение нового знания.
Создание целостного представления о предмете изучения.
Постановка новых целей в учебной деятельности.
Оценка и самооценка развития обучаемых в теме.
Рефлексия
Приемы:
Творческая работа – синквейн
Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
Ведение дневника
Письмо другу
Достраивание кластера из ключевых слов
Перепутанные логические цепи
… .
Функции трех фаз технологии
развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Осмысление содержания
Информационная(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Информационная(получение новой информации по теме)
Рефлексия
Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)
Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)
Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации)
Информационная(приобретение нового знания)
Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Приемы ТКРМ:
Корзина идей
Пересказ наперебой
Свободное письмо
Авторское кресло
Синквейн
Взаимоопрос
Лови ошибку
Верю - не верю
…
Приемы ТКРМ:
Кластеры
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют « наглядным мозговым штурмом » .
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является « сердцем » идеи, темы.
2. Вокруг « накидать » слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель « планеты и ее спутники » )
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из « спутников » в свою очередь тоже появляются « спутники » , устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила :
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как « поле идей » , следует конкретизировать направления развития темы.
треугольник
Приемы ТКРМ:
Кластеры
Пример:
Участники
Содержание
Образовательный процесс
Предметные области
Методы
Приемы ТКРМ:
Инсерт (чтение с пометками)
«V» - информация мне известна
«+» - узнал что-то новое
«--» - противоречит тому, что знаю; думал иначе, не согласен
«?» - хочу узнать подробнее
Приемы ТКРМ:
«З-Х-У»(«Знаю–Хочу знать–Узнал»)
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики « Знаю » , « Хочу узнать » .
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу « Узнали » .
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – « источники информации » , « что осталось не раскрыто » .
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Приемы ТКРМ:
Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии«осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Приемы ТКРМ:
Кубик. Грани
Дай описание.
Сравни с чем-нибудь.
Проассоциируй (на что похоже).
Проанализируй (из чего состоит).
Примени это.
Приведи примеры.
Дай описание.
Приемы ТКРМ:
Прием“Верю-не верю”
Вопрос
“+” верю,
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
“-” не верю
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?
Приемы ТКРМ:Синквейн
(от англ. «путь мысли»или от французского «пять»)
1 строка- 1 существительное (тема)
2 строка- 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка– фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка- 1 слово – резюме (синоним темы)
Например:
Математика.
Интересная, увлекательная.
Думает, решает, проверяет.
Математика ум в порядок приводит.
Расчет.
Работа в группах.
1 группа – составление задания на стадии «Вызова» с использованием стратегии КМ ( Бірінші кезең «Қызығушылықты ояту»).
2 группа - составление задания на стадии «Осмысления» с использованием стратегии КМ ( «Екінші кезең «Мағынаны ашу»).