kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологических карт �как средство развития самостоятельной деятельности обучающихся�(на примере преподавания географии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена применению модульных технологий обучения. Может быть использована в качестве мастер-класса, обобщения опыта. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологических карт �как средство развития самостоятельной деятельности обучающихся�(на примере преподавания географии)»

МБОУ Руднянская СОШ им. А.С. Пушкина        Использование технологических карт  как средство развития самостоятельной деятельности обучающихся  (на примере преподавания географии)     Работа выполнена  учителем географии  Скоромновой С.В.

МБОУ Руднянская СОШ им. А.С. Пушкина

Использование технологических карт как средство развития самостоятельной деятельности обучающихся (на примере преподавания географии)

Работа выполнена

учителем географии

Скоромновой С.В.

Актуальность  В настоящее время учебный процесс как в массовой школе, так и в образовательных учреждениях СПО продолжает сохранять неразрешенные противоречия : Между фронтальными формами обучения, с одной стороны, и индивидуальным способом усвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого учащегося - с другой; Между задачей дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; Между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера обучения.  Отдельные противоречия позволяют снять технологии модульного обучения.   Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной.

Актуальность

В настоящее время учебный процесс как в массовой школе, так и в образовательных учреждениях СПО продолжает сохранять неразрешенные противоречия :

  • Между фронтальными формами обучения, с одной стороны, и индивидуальным способом усвоения знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого учащегося - с другой;
  • Между задачей дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения;
  • Между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера обучения.

Отдельные противоречия позволяют снять технологии модульного обучения.

Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной.

Цель работы : обосновать целесообразность использования технологических карт как элементов модульного обучения для решения проблемы исследования. Задачи: Отбор и изучение соответствующей литературы:  - С.В. Кульневич, Т.П, Лакоценина. Современный урок. Ч.1.  - Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения/ В кн.: Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе.  - Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.  - Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. 2. Освоение технологии модульного обучения, теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин – Талызина). 3. Разработка технологических карт и внедрение элементов модульного обучения на занятиях.

Цель работы : обосновать целесообразность использования технологических карт как элементов модульного обучения для решения проблемы исследования.

Задачи:

  • Отбор и изучение соответствующей литературы:

- С.В. Кульневич, Т.П, Лакоценина. Современный урок. Ч.1.

- Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения/ В кн.: Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе.

- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.

- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.

2. Освоение технологии модульного обучения, теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин – Талызина).

3. Разработка технологических карт и внедрение элементов модульного обучения на занятиях.

Система действий преподавателя по переходу на модульное обучение Выделить основные научные идеи курса. Структурировать учебное содержание вокруг этих целей в определенные блоки. Сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ). Модульная программа (КДЦ) Модуль (ИДЦ) Учебный элемент (УЭ) (ЧДЦ)

Система действий преподавателя по переходу на модульное обучение

  • Выделить основные научные идеи курса.
  • Структурировать учебное содержание вокруг этих целей в определенные блоки.
  • Сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ).

Модульная программа

(КДЦ)

Модуль

(ИДЦ)

Учебный элемент (УЭ)

(ЧДЦ)

Принципы построения модульной программы

Принципы построения модульной программы

  • Целевое назначение информационного материала
  • Сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей
  • Полнота учебного материала
  • Относительная самостоятельность элементов модуля
  • Реализация обратной связи
  • Оптимальная передача информационного и методического материала
Общие критерии формирования содержания модуля  Интеграция Использование  внутри- и межпредметных связей в логике содержания ведущего учебного предмета  Дифференциация Базовый уровень соответствует обязательному минимуму содержания (должны знать и уметь). Продвинутый * включает дополнительные сведения (могут знать и уметь).  Структурирование Деятельность обучающегося структурируется в логике этапов усвоения знаний: восприятие – понимание – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Общие критерии формирования содержания модуля

Интеграция

Использование внутри- и межпредметных связей в логике содержания ведущего учебного предмета

Дифференциация

Базовый уровень соответствует обязательному минимуму содержания (должны знать и уметь).

Продвинутый * включает дополнительные сведения (могут знать и уметь).

Структурирование

Деятельность обучающегося структурируется в логике этапов усвоения знаний:

восприятие – понимание – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Роль преподавателя в учебном процессе Мотивация процесса обучения. Осуществление управления учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули. Консультирование учащихся. Формы работы с модулем

Роль преподавателя в учебном процессе

  • Мотивация процесса обучения.
  • Осуществление управления учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
  • Консультирование учащихся.

Формы работы с модулем

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
Типы учебных элементов модульных программ

Типы учебных элементов модульных программ

  • По носителю учебной информации:
  • По форме:
  • Текстовый.
  • Картографический
  • Табличный
  • Иллюстративный
  • Словесный
  • Компьютерный
  • Аудио-видео
  • Натурный
  • Смешанный
  • Академический
  • Игровой
Примерная структура составления  технологической карты

Примерная структура составления технологической карты

  • Тема раздела (урока, занятия)
  • Цели темы (урока, занятия)
  • Должны знать (1 уровень)
  • Должны уметь (1 уровень)
  • Учащиеся могут знать (2 уровень)
  • Учащиеся могут уметь (2 уровень)
  • Формируемая область понимания
  • Закрепление общеучебных и специальных умений и навыков (работа с учебником, атласом, дополнительной литературой; работа в группе, в паре; самоконтроль; составление характеристики по плану; сравнение, оценка, выводы, причинно-следственные связи)
  • Тип урока
  • Виды деятельности
  • Вид контроля
Структура учебных элементов (УЭ) Учебные элементы – алгоритмы работы обучающихся. УЭ-0 включает цели, которые необходимо достичь к концу занятия. УЭ-1 – это входной контроль, позволяющий обучающемуся понять степень своей готовности к уроку. УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4 – этапы повторения, закрепления материала. УЭ-6 – этап определения индивидуального домашнего задания. Все УЭ (кроме УЭ-0) в идеале должны содержать в себе следующие составные части :

Структура учебных элементов (УЭ)

Учебные элементы – алгоритмы работы обучающихся.

УЭ-0 включает цели, которые необходимо достичь к концу занятия.

УЭ-1 – это входной контроль, позволяющий обучающемуся понять степень своей готовности к уроку.

УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4 – этапы повторения, закрепления материала.

УЭ-6 – этап определения индивидуального домашнего задания.

Все УЭ (кроме УЭ-0) в идеале должны содержать в себе следующие составные части :

  • указание цели
  • задания
  • ссылки на источники (материалы для работы)
  • ссылки на приложения
  • указание на вид и форму работы
  • Формулировка промежуточного итога
Модульный блок по теме «Население Земли»   КДЦ: сформировать пространственные представления учащихся о населении Земли на 3 уровнях – глобальном, региональном, локальном. Модули:

Модульный блок по теме «Население Земли» КДЦ: сформировать пространственные представления учащихся о населении Земли на 3 уровнях – глобальном, региональном, локальном.

Модули:

  • «Расовый состав населения мира»
  • «Политическая карта мира»
  • «Народы мира и мировые религии»
  • «Основные типы населённых пунктов»
Модуль 1.  Расовый состав населения мира № УЭ Цели, содержание заданий УЭ-0 Рекомендации Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ): Должны знать :  понятия : расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; расовые признаки; ученые-этнографы; смешанные расы: мулаты, метисы, самбо; Называть : расовые признаки и представителей рас (народы); Показывать : основные территории распространения народов – представителей различных рас. Далее см. Приложение «Модуль 1».

Модуль 1. Расовый состав населения мира

№ УЭ

Цели, содержание заданий

УЭ-0

Рекомендации

Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ):

Должны знать :

понятия : расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; расовые признаки; ученые-этнографы; смешанные расы: мулаты, метисы, самбо;

Называть : расовые признаки и представителей рас (народы);

Показывать : основные территории распространения народов – представителей различных рас.

Далее см. Приложение «Модуль 1».

Какие ситуации могут возникнуть  в ходе работы?

Какие ситуации могут возникнуть в ходе работы?

  • Часть обучающихся уходит вперед, т.к. у них выше темп работы (в этом случае им можно предложить выполнить дополнительное задание или помочь своим товарищам).
  • Другая часть не успела выполнить всю программу (в этом случае они могут поработать с ней дома)
Что дает работа на уроке с применением технологических карт? Обучающимся: возможность работать самостоятельно, с дифференцированной по содержанию программой; возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость; возможность работать с программой в случае пропуска занятия или в случае заочной формы обучения; комфортную обстановку на занятии (индивидуальный темп, «мягкий контроль»); Преподавателю:

Что дает работа на уроке с применением технологических карт?

Обучающимся:

  • возможность работать самостоятельно, с дифференцированной по содержанию программой;
  • возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
  • возможность работать с программой в случае пропуска занятия или в случае заочной формы обучения;
  • комфортную обстановку на занятии (индивидуальный темп, «мягкий контроль»);

Преподавателю:

  • четкую структуру занятия;
  • возможность работать индивидуально с обучающимися;
  • возможность видеть всю группу (класс) и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
  • повышение качества обученности (в идеале).
Выводы: Модульная технология обучения, как и любая другая, имеет свои недостатки.  П. Юцявичене относит к ним дегуманизацию учебного процесса; Т.И. Шамова обращает внимание на то, что: трудно дифференцировать темп обучения; у школьников недостаточно сформировано чувство времени; несоответствие временных рамок урока объему и содержанию учебных заданий; трудности с размножением модулей. Для недопущения дегуманизации, как показывает опыт, на начальном этапе нужно использовать традиционную систему обучения с элементами модульной технологии. Особенно в тех случаях, когда учащиеся ещё не умеют достаточно успешно организовывать самообучение. Поэтому для самостоятельного усвоения лучше выбирать легкие и интересные темы. Когда же учащиеся лучше освоят работу с технологическими картами, научатся контролировать время, модульные уроки хорошо сочетаются с лекционной системой.  Т.о., элементы модульной технологии с применением технологических карт можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.

Выводы:

Модульная технология обучения, как и любая другая, имеет свои недостатки.

  • П. Юцявичене относит к ним дегуманизацию учебного процесса;
  • Т.И. Шамова обращает внимание на то, что:
  • трудно дифференцировать темп обучения;
  • у школьников недостаточно сформировано чувство времени;
  • несоответствие временных рамок урока объему и содержанию учебных заданий;
  • трудности с размножением модулей.

Для недопущения дегуманизации, как показывает опыт, на начальном этапе нужно использовать традиционную систему обучения с элементами модульной технологии. Особенно в тех случаях, когда учащиеся ещё не умеют достаточно успешно организовывать самообучение. Поэтому для самостоятельного усвоения лучше выбирать легкие и интересные темы. Когда же учащиеся лучше освоят работу с технологическими картами, научатся контролировать время, модульные уроки хорошо сочетаются с лекционной системой.

Т.о., элементы модульной технологии с применением технологических карт можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Скоромнова Светлана Викторовна

Дата: 21.05.2017

Номер свидетельства: 417353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства