kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время по географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются основные формы организации деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочное время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время по географии»

СОГБУ ДО «Станция юннатов» города Смоленска   «Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по географии» Зайцева Ирина Ивановна, Методист СОГБУ ДО «Станция юннатов» города Смоленска Смоленск 2020г.

СОГБУ ДО «Станция юннатов» города Смоленска

«Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по географии»

Зайцева Ирина Ивановна,

Методист СОГБУ ДО «Станция юннатов» города Смоленска

Смоленск 2020г.

Что такое учебно-исследовательская и проектная деятельности?

Что такое учебно-исследовательская и проектная деятельности?

  • Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
  • Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результатов – создание проекта.
Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • Практически значимые цели и задачи.
  • Структура включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов.
  • Компетентность в выбранной сфере, творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация участников деятельности.
Различия учебно-исследовательской и проектной деятельности

Различия учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • Логика построения учебно-исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
  • Реализацию проектной деятельности предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроке

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроке

  • Урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёном, урок - защита исследовательского проекта, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей.
  • Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов.
  • Домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

  • Исследовательская практика учащихся.
  • Образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии.
  • Факультативные занятия.
  • Ученические научно-исследовательские общества.
  • Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Формы организации проектной деятельности

Формы организации проектной деятельности

  • Виды проектов : информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
  • По содержанию : монопредметный, метапредметный, относящийся к одной области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности.
  • По количеству участников : индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете).
  • По длительности : от проект-урока до многолетнего проекта.
  • По дидактической цели : ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности .
Научно-исследовательская деятельность на уроке географии в 11 классе при изучении темы «Общая характеристика Африки. Население», фрагмент

Научно-исследовательская деятельность на уроке географии в 11 классе при изучении темы «Общая характеристика Африки. Население», фрагмент

  • Тема, творческое название работы или основополагающий вопрос : территория, границы, положение: большие внутренние различия, государственный строй. «Африка – регион широкого распространения территориальных споров и пограничных конфликтов».
  • Актуальность (проблема исследования) : ЭГП и размеры территории, как правило, становятся решающим фактором развития страны.
  • Цель: выявить положительные и отрицательные стороны стран Африки.
  • Объект исследования : факторы ЭГП и территории.
  • Предмет исследования : влияние факторов ЭГП и территории на развитие отношений между странами Африки.
  • Гипотеза: на развитие отношений между странами Африки влияет ЭГП, особенности территорий и границ.
Научно-исследовательская деятельность на уроке географии в 11 классе при изучении темы «Общая характеристика Африки. Население», фрагмент

Научно-исследовательская деятельность на уроке географии в 11 классе при изучении темы «Общая характеристика Африки. Население», фрагмент

  • Задачи : изучить текст параграфа, отобрать статистический материал из приложения учебника, проанализировать ЭГП стран по картам атласа.
  • Методы исследования : сравнение ЭГП по картам атласа, анализ статистических данных о размерах территорий, подбор дополнительного материала по исследуемой проблеме для создания конечного продукта (домашнее задание).
  • Формы представления конечного результата : мультимедийная презентация, таблица, схема, справочник, сочинение-эссе и другие формы.
  • Подведение итогов и рефлексия : наглядность, целесообразность выбранной формы предоставления результатов работы, соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам работы, демонстрация глубоких знаний по теме исследования, выступление последовательное, грамотное – критерии для оценивания. Самооценка деятельности.
Характеристика учебного проекта Проблема Почему? Цель Актуальность проекта Зачем? Задачи Что? Целеполагание Методы и способы Постановка задач Как? Результат Что получим? Планирование Ожидание результата

Характеристика учебного проекта

Проблема

Почему?

Цель

Актуальность проекта

Зачем?

Задачи

Что?

Целеполагание

Методы и способы

Постановка задач

Как?

Результат

Что получим?

Планирование

Ожидание результата

Проект в рамках внеурочной деятельности  «Моя малая Родина», 5 класс, по теме  «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее», фрагмент Проблема Почему? Цель Почему здания исторического значения в Смоленске уже не выполняют прежних функций? Зачем? Задачи Что? Овладеть системой знаний о исторических зданиях города Смоленска, которые и в настоящее время служат городу и его жителям.

Проект в рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина», 5 класс, по теме «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее», фрагмент

Проблема

Почему?

Цель

Почему здания исторического значения в Смоленске уже не выполняют прежних функций?

Зачем?

Задачи

Что?

Овладеть системой знаний о исторических зданиях города Смоленска, которые и в настоящее время служат городу и его жителям.

  • Научиться работать с источниками информации.
  • Собрать, проанализировать и обработать информацию.
  • Представить результат деятельности в виде презентации.
  • Учиться планированию и взаимодействию в ходе работы над проектом.
  • Продолжить формирование интереса к географии и истории города Смоленска.
Проект в рамках внеурочной деятельности  «Моя малая Родина», 5 класс, по теме  «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее», фрагмент  Методы и способы   Результат  Как? Поиск информации, анализ и синтез (источники интернета, литература по проблеме)  Что получим? Представить презентацию «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее».

Проект в рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина», 5 класс, по теме «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее», фрагмент

Методы и способы

Результат

Как?

Поиск информации, анализ и синтез (источники интернета, литература по проблеме)

Что получим?

Представить презентацию «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее».

Бывший дом Дворянского Собрания находится в самом центре Смоленска, на улице Глинки, прямо напротив Сада Блонье и возведён по проекту губернского архитектора Михаила Слепнёва. В настоящее время – Смоленская Областная филармония

Бывший дом Дворянского Собрания находится в самом центре Смоленска, на улице Глинки, прямо напротив Сада Блонье и возведён по проекту губернского архитектора Михаила Слепнёва. В настоящее время – Смоленская Областная филармония

Бывший дом Смоленских губернаторов построен в 1781 году и находится на улице Октябрьской революции. В начале августа 1812 года, после захвата Смоленска французами, почти неделю в доме жил император Наполеон. Сейчас это здание Детской художественной школы.

Бывший дом Смоленских губернаторов построен в 1781 году и находится на улице Октябрьской революции. В начале августа 1812 года, после захвата Смоленска французами, почти неделю в доме жил император Наполеон. Сейчас это здание Детской художественной школы.

Дома-коммуны (имени Парижской коммуны) расположено на улице Коненкова, названо в народе «Чайником», построено в 1931-33 годах по проекту архитектора О.А. Вутке, позднее репрессированного и расстрелянного.

Дома-коммуны (имени Парижской коммуны) расположено на улице Коненкова, названо в народе «Чайником», построено в 1931-33 годах по проекту архитектора О.А. Вутке, позднее репрессированного и расстрелянного.

Здание гостиницы «Смоленск» расположено на площади Победы (Смирнова), построено в 1937-39 годах. Во время оккупации (1941-43 годов) фашисты устроили в ней Дом германской армии. 25 сентября 1943 года на здании было водружено Красное Знамя, которое ознаменовало освобождение Смоленска.

Здание гостиницы «Смоленск» расположено на площади Победы (Смирнова), построено в 1937-39 годах. Во время оккупации (1941-43 годов) фашисты устроили в ней Дом германской армии. 25 сентября 1943 года на здании было водружено Красное Знамя, которое ознаменовало освобождение Смоленска.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва, 2003.
  • Проказова, О.Г. Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации. – Волгоград, 2003.
  • Спутникова, А.Д. Учебно-исследовательская работа как средство реализации деятельностного подхода в географическом образовании. – Волгоград, 2008.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – Москва, 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зайцева Ирина Ивановна

Дата: 15.10.2020

Номер свидетельства: 560173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства