Просмотр содержимого документа
«Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время по географии»
СОГБУ ДО «Станция юннатов» города Смоленска
«Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по географии»
Зайцева Ирина Ивановна,
Методист СОГБУ ДО «Станция юннатов» города Смоленска
Смоленск 2020г.
Что такое учебно-исследовательская и проектная деятельности?
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результатов – создание проекта.
Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
Практически значимые цели и задачи.
Структура включает общие компоненты: целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов, планирование, проведение исследования, оформление результатов, представление результатов.
Компетентность в выбранной сфере, творческая активность, собранность, целеустремлённость, высокая мотивация участников деятельности.
Различия учебно-исследовательской и проектной деятельности
Логика построения учебно-исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Реализацию проектной деятельности предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроке
Урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об учёном, урок - защита исследовательского проекта, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей.
Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов.
Домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях
Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях, интеллектуальных марафонах.
Формы организации проектной деятельности
Виды проектов : информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
По содержанию : монопредметный, метапредметный, относящийся к одной области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности.
По количеству участников : индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете).
По длительности : от проект-урока до многолетнего проекта.
По дидактической цели : ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности .
Научно-исследовательская деятельность на уроке географии в 11 классе при изучении темы «Общая характеристика Африки. Население», фрагмент
Тема, творческое название работы или основополагающий вопрос : территория, границы, положение: большие внутренние различия, государственный строй. «Африка – регион широкого распространения территориальных споров и пограничных конфликтов».
Актуальность (проблема исследования) : ЭГП и размеры территории, как правило, становятся решающим фактором развития страны.
Цель: выявить положительные и отрицательные стороны стран Африки.
Объект исследования : факторы ЭГП и территории.
Предмет исследования : влияние факторов ЭГП и территории на развитие отношений между странами Африки.
Гипотеза: на развитие отношений между странами Африки влияет ЭГП, особенности территорий и границ.
Научно-исследовательская деятельность на уроке географии в 11 классе при изучении темы «Общая характеристика Африки. Население», фрагмент
Задачи : изучить текст параграфа, отобрать статистический материал из приложения учебника, проанализировать ЭГП стран по картам атласа.
Методы исследования : сравнение ЭГП по картам атласа, анализ статистических данных о размерах территорий, подбор дополнительного материала по исследуемой проблеме для создания конечного продукта (домашнее задание).
Формы представления конечного результата : мультимедийная презентация, таблица, схема, справочник, сочинение-эссе и другие формы.
Подведение итогов и рефлексия : наглядность, целесообразность выбранной формы предоставления результатов работы, соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам работы, демонстрация глубоких знаний по теме исследования, выступление последовательное, грамотное – критерии для оценивания. Самооценка деятельности.
Характеристика учебного проекта
Проблема
Почему?
Цель
Актуальность проекта
Зачем?
Задачи
Что?
Целеполагание
Методы и способы
Постановка задач
Как?
Результат
Что получим?
Планирование
Ожидание результата
Проект в рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина», 5 класс, по теме «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее», фрагмент
Проблема
Почему?
Цель
Почему здания исторического значения в Смоленске уже не выполняют прежних функций?
Зачем?
Задачи
Что?
Овладеть системой знаний о исторических зданиях города Смоленска, которые и в настоящее время служат городу и его жителям.
Научиться работать с источниками информации.
Собрать, проанализировать и обработать информацию.
Представить результат деятельности в виде презентации.
Учиться планированию и взаимодействию в ходе работы над проектом.
Продолжить формирование интереса к географии и истории города Смоленска.
Проект в рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина», 5 класс, по теме «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее», фрагмент
Методы и способы
Результат
Как?
Поиск информации, анализ и синтез (источники интернета, литература по проблеме)
Что получим?
Представить презентацию «Исторические здания Смоленска – их прошлое и настоящее».
Бывший дом Дворянского Собрания находится в самом центре Смоленска, на улице Глинки, прямо напротив Сада Блонье и возведён по проекту губернского архитектора Михаила Слепнёва. В настоящее время – Смоленская Областная филармония
Бывший дом Смоленских губернаторов построен в 1781 году и находится на улице Октябрьской революции. В начале августа 1812 года, после захвата Смоленска французами, почти неделю в доме жил император Наполеон. Сейчас это здание Детской художественной школы.
Дома-коммуны (имени Парижской коммуны) расположено на улице Коненкова, названо в народе «Чайником», построено в 1931-33 годах по проекту архитектора О.А. Вутке, позднее репрессированного и расстрелянного.
Здание гостиницы «Смоленск» расположено на площади Победы (Смирнова), построено в 1937-39 годах. Во время оккупации (1941-43 годов) фашисты устроили в ней Дом германской армии. 25 сентября 1943 года на здании было водружено Красное Знамя, которое ознаменовало освобождение Смоленска.
Список использованной литературы
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – Москва, 2003.
Проказова, О.Г. Из опыта организации учебно-исследовательской деятельности учащихся: методические рекомендации. – Волгоград, 2003.
Спутникова, А.Д. Учебно-исследовательская работа как средство реализации деятельностного подхода в географическом образовании. – Волгоград, 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – Москва, 2007.