Просмотр содержимого документа
«Этногеографическая характеристика русского этноса»
ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОГО ЭТНОСА
Работа выполнена:
студенткой 2 курса
специальности географии
Воропаевой Вероники
План
Этногенез русских.
Динамика численности и современная численность в городской и сельской местности.
Показатели воспроизводства.
География населения русских.
Конфессиональная принадлежность.
Русские традиции и обычаи.
1.Этногенез русского народа
Ру́сские — восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной народ России (по данным Всероссийской переписи 2010 года составляет более 80 % населения), самый многочисленный европейский народ.
История ранних славян может изучается с помощью различных наук — лингвистики, ономастики, археологии, антропологии, этнографии и фольклористики. Где располагалась древнейшая родина индоевропейцев сейчас определить трудно, на этот счет существуют несколько гипотез, но в любом случае, по крайней мере к 1500 году до нашей эры, уже был сформирован ареал индоевропейцев. Он располагался на обширной площади около 6 миллионов кмІ, простираясь от Гималайских гор до Западной Европы и от Прибалтики до Палестины. Индоевропейцы изначально представляли из себя однородное население, с одинаковыми антропологическими данными, единым языком, верой и культурой.
Около XII века в результате слияния восточнославянских племенных союзов формируется древнерусская народность. Её дальнейшей консолидации помешал феодальный распад Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для дальнейшего распада её на три современных народа: русских, украинцев и белорусов. Следует отметить, что не все учёные полностью согласны с предложенной схемой, а некоторые не признают существование на каком бы то ни было историческом этапе единой древнерусской народности
Русский этнос в основном формировался из потомков следующих восточнославянских племён: кривичи, словене, вятичи, а также из значительного количества переселенцев из среднего Поднепровья XII—XIII веков. В меньшей степени на формирование русского народа сказалась ассимиляция немноголюдных финно-угорских племён (меря, мещера, мурома, чудь заволоцкая) живших на колонизируемых славянами северо-восточных территориях и скандинавов Гардарики. Кроме того, восточными славянами, в основном вятичами, было предположительно ассимилировано балтоязычное племя голядь и финноугорское племя меря.
2.Динамика численности и современная численность в городской и сельской местности
С образованием Русского централизованного государства происходит непрерывное расширение этнической территории русского этноса преимущественно за счёт слабозаселённых восточных, северных и южных районов. Особенно значительно расширились границы Русского государства в XVI—XVII вв., когда в состав его были включены территории Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Русские начинают заселение и хозяйственное освоение Среднего и Нижнего Поволжья, Северного и Южного Приуралья, Северного Кавказа и Сибири. Несмотря на вхождение в состав государства сравнительно многочисленных народов Поволжья — татар, башкир, ногайцев и др., русские в последней четверти XVII в. составляли почти 3/4 всего населения страны
По подсчетам разных исследователей в середине XVI века в Российском государстве проживало — от 6,5 до 14,5 млн. человек, в конце XVI века — от 7 до 15 млн., а в XVII веке — до 10,5–12 млн. человек
90% 70—89% 50—69% 30—49% 15—29% 5—14%
Русские в Российской империи в 1897 году, основываясь на данных по родному языку.
90%
70—89%
50—69%
30—49%
15—29%
5—14%
Процент этнических русских в районах РСФСР по переписи 1989
Процент русских по регионам РФ в 2010 году.
На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские 115 млн. человек или 80% населения страны
Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.
Сельское население
Сельское расселение — распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. При этом сельской местностью считается вся территория, расположенная за пределами городских поселений. В начале XXI в. в России насчитывается примерно 150 тыс.сельских населенных пунктов, в которых проживает около 38,8 млн человек. Из них русских около 76%.
В 2002 году статистики впервые зафиксировали массовое опустынивание российских сел, и в последующие годы этот процесс продолжился. С 2002 года число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тысячи. Часть сел де-факто живы. Просто они вошли в состав соседних городов и поменяли статус. Но часть была ликвидирована, потому что из-за отъезда жителей в города и «естественной убыли» они опустели. Сельских населенных пунктов, которые де-юре еще существуют, но реально там никто не живет, переписчики насчитали еще больше - 19,4 тысячи. По сравнению с прошлой переписью это на 48 процентов больше.
3.Показатели воспроизводства.
Меняются взаимоотношения женщин и мужчин и, соответственно, портрет семьи. Число супружеских пар в 2010 году составило 33 миллиона (в 2002 году - 34 миллиона). Из них 13% состоят в незарегистрированном браке (в 2002 году - 9,7 процента). Растет число разводов, официальных и неофициальных. А вот малолетних супругов заметно поубавилось. Если в 2002 году 3,7 тысячи человек в возрасте моложе 16 лет заявили, что состоят в браке, то сейчас таких вдвое меньше.
Среднее число рожденных детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).
4.География расселения
5.Конфессиональная принадлежность
Православие (от греческого "правильное служение", "правильное учение") — одна из основных мировых религий, представляет собой направление в христианстве. Православие оформилось в первом тысячелетии от Р. Х. под предводительством кафедры епископа Константинополя — столицы восточной Римской империи. В настоящее время православие исповедуют 225–300 миллионов человек во всём мире.
Православие в России
Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад.
Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает из рода в род спасительную проповедь Божественного учения.
6.Традиции и обычаи
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.
Пасха
Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.
И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».
Масленица
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
Обряды
Множество преданий славянской старины сохранилось в бытовых приметах, связанных с домом и покойниками. После смерти человеку закрывают глаза медными пятаками: древние славяне верили, что мертвец с открытыми глазами будет высматривать, кого бы еще утащить на тот свет. Часто можно услышать очень старое присловье: «О мертвых плохо не говорят». Почему, в самом деле, нельзя говорить плохо об умерших? По представлениям славян, души умерших незримо присутствовали дома и даже могли вмешиваться в дела живых. Услышав плохое про себя, они могли рассердиться и отомстить сказавшему, наслав на него болезнь или устроив какие-нибудь неприятности
Обычаи
Не принято здороваться или прощаться через порог, потому что власть домового, хранителя мира и тепла семейного очага, простирается только до дверей дома, а за порогом властвуют чуждые силы, могущие помешать дружеским пожеланиям и вызвать ссору. Принято на новоселье первой запускать через порог в новую квартиру кошку. Славяне считали кошку животным, посвященным домовому, часто она даже олицетворяла хозяина дома, и по ее поведению в новом жилище судили, какое будет житье.
Наконец, многие и сегодня прибивают над дверью дома подкову — «на счастье», едва ли зная, что тем самым они передают дом под защиту Дажьбога-Солнца и его коней, которые и должны были, по поверьям славян, привезти в дом удачу