Идея работы над данным проектом у меня возникла примерно полгода назад. Волею случая ко мне в руки попала небольшая брошюра с историческими очерками. Одна из статей была посвящена событиям в районе Теснины Аргов начиная со средневековья до наших дней. Общаясь со взрослыми и своими сверстниками, рассказывая им о своих небольших открытиях, я сделала для себя вывод, что окружающие, так же, как и я когда-то, почти ничего не знают об истории Эльхотовских ворот.
В настоящее время для осетинского общества стала особенной значимой задача сохранения нашей культуры. Народ, язык которого признан мировым сообществом, как умирающий, должен воспринимать это не как приговор, а как предупреждение. Предупреждён - значит вооружён! Чтобы сохраниться как народ, кроме знания родного языка необходимо знать и уважать историю своего народа. В последнее время, желающих проводить свой досуг на лоне природы становится всё больше и больше. По иронии судьбы излюбленными местами отдыха местных жителей являются древние святилища и места массовых захоронений. Весёлые пикники, горы мусора и разрушительная деятельность предпринимателей в скором времени уничтожат и то малое, что ещё осталось нам в память о героической и трагической истории этой земли. Незнание рождает неуважение. Земля, на которой мы живём, заслужила более уважительного отношения к себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В 1829 году на Татартупе побывал Пушкин.В своем «Путешествии в Азрум» он пишет: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Справа сиял снежный Кавказ, впереди возвышалась огромная лесистая гора; за нею находилась крепость: кругом ее видны следы разоренного аула, называющегося Татартупом и бывшего некогда главным в Большой Кабарде. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы.
Обширная плодородная долина между хребтом и Тереком некогда была занята богатым городом, где ключом била жизнь».
Верхний Джулат
ВX–XIIвеках на левом берегу Терека, там, где стоял минарет, возникло аланское поселение. Находясь на большом и оживленном пути, поселение быстро разрослось и превратилось в крупный населенный пункт. Можно полагать, что поселение в «Теснине аргов» стало кXIIIвеку местным экономическим и политическим центром.
В 1238 – 1239 годах на Аланию обрушились монголы. Поселение в «Теснине аргов» было разрушено. Но вскоре после ухода основных монгольских сил население возвращается на родные пепелища, город отстраивается вновь и к концу ХIIIвека, несмотря на владычество татаро-монголов, приобретает немалое значение в жизни Северного Кавказа.
Остановка № 2
Змейские катакомбы
В станице Змейской находится памятник федерального значения –аланский катакомбный могильник 10- 14 веков. Это некрополь, оставленный населением одного из крупнейших городских центров средневековых алан- городища «Джулат». Здесь встречаются погребения разных эпох, вплоть до первого века до нашей эры
Остановка № 3 :
Минареты Татартупа
Минареты Татартупа
Минареты Татартупа
Минареты Татартупа
Утвердив своё господство над Татартупом, татары стали насаждать здесь ислам. Особенно активно исламизация происходила при хане Узбеке(1312- 1342) Именно в это время в городе строятся 2 мечети с минаретами. Одна из них, расположенная в центре города на берегу текущего с гор ручья, была соборной. Службы в ней проходили по пятницам и большим праздникам. Вторая мечеть меньших размеров удовлетворяла повседневные нужды жителей мусульманских кварталов.
До июня 1981г. Татартупский минарет был единственным и поэтому уникальным, сохранившимся на Северном Кавказе архитектурным памятником Золотой Орды. В 1981 г. В результате неквалифицированных попыток, приглашенных из Узбекистана реставраторов, выпрямить наклонившийся ствол, минарет был обрушен, памятник погиб. К счастью, он был описан в литературе.
Остановка № 4
Христианские церкви
Церковь(14век)
Христианская колония Татартупа существовала долго, до затухания жизни в городе. В начале 15 века на Северном Кавказе побывал немецкий путешественник Иоанн Шильтбергер. Следуя из Дербента в Татарию, он посетил «гористую страну Джульд, населенную большим числом христиан, которые там имеют епископство. Священники их принадлежат к ордену кармелитов…»
Католичество у местного населения не привилось, а католических памятников в районе Татартупа пока не найдено.
Церковь
О наличии христианских храмов на Верхнем Джулате было известно давно. Остатки четырёх церквей на городище отмечают не только путешественники прошлого, но и археологические экспедиции 20 века.
Алания приняла христианство в начале 10 века из рук византийских миссионеров . Ни о каком русском миссионерстве на Северном Кавказе в 14в. не было и речи.
Основным погребальным сооружением является подземный кирпичный склеп в 2,5 м юго-восточнее церкви. Склеп состоял из камеры и дромоса. Дромос был так же кирпичный, изнутри покрытый серой штукатуркой, с 4-мя кирпичными ступеньками. Высота выходного проёма 0,93 м, завершение оформлено в виде стрельчатой арки
Вокруг церкви располагалось христианское кладбище, состоящее из двух ярусов. Могилы нижнего яруса дали материал кобанской эпохи 1 тыс. до н.э.
Остановка № 5
Эльхотовский крест
НАДМОГИЛЬНАЯ ПЛИТА-Эльхотовский крест
Недалеко от Татартупа академик Гильденштедт нашел каменный крестообразный памятник с рельефными изображениями людей и животных. В конце 40-х или начале 50-х г. Прошлого века этот памятник был доставлен в Пятигорск, а в последствии- в Государственный Исторический Музей, где и находится по сей день.
Восстановлена греческая надпись на памятнике “ до второго пришествия...господа нашего…..Христа покоится раб Божий Георгий ”
Памятник отражает горские религиозные верования, представляющие смешение христианства с язычеством
У котла изображен небесный кузнец Курдалагон и выше него святой Георгий, едущие на пир. Среди фигур – небесный дух Барыстыр, начальник населения загробного мира.
В. Ф. Миллер считает, что эти сцены изображают картины о загробной жизни: “посвящение коня” заклание животных и т.п. На узкой стороне - св.Георгий (Уастырджи), покровитель мужчин, путешественников.
Дата на памятнике исчезла, но приблизительно это 16 век
Остановка № 6 :
Памятник защитникам Эльхотовских ворот.
В рядах защитников Эльхотовских ворот были представители многих братских советских народов, проявившие образцы преданности Родине и солдатского мужества. В результате боёв было уничтожено по разным источникам, от 100 до 300 немецких танков, более 5 тыс. немецких солдат и офицеров. Понеся тяжёлые потери, враг так и не смог сломить защитников Эльхотовских ворот. Через эти ворота путь на Каспий для немецко-фашистских войск был закрыт.