kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный презентационный материал можно использовать при изучении темы "Урал" на уроках географии в 8-9 классах. В данной презентации показано использования материалов из смежных дисциплин (экология, история, география). Цель урока - дать полную экономико-географическую характеристику одного из главных регионов Российской Федерации. Представлен фрагмент творческого задания для учащихся по истории формирования индустрии Урала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района»

Тема:  «Экономико-географическая  характеристика Уральского  экономического района» Автор: В.Н.Симаков.,  учитель географии МБОУ СОШ №29 г.Сургута 2015-2016 учебный год

Тема: «Экономико-географическая

характеристика Уральского

экономического района»

Автор: В.Н.Симаков., учитель географии МБОУ СОШ №29 г.Сургута

2015-2016 учебный год

Тип урока: урок изучения нового материала  Форма урока: урок с элементами интегрирования географии, истории, экологии

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с элементами интегрирования географии, истории, экологии

Краткая аннотация урока: Предложенная модель урока позволяет обучающимся: выявить значимость Уральского района для хозяйства России, оценить природные ресурсы для развития хозяйства региона, выделить основные этапы освоения территории Урала, установить специфические черты населения, определить отрасли специализации территории, сформулировать основные проблемы Уральского района и наметить пути их решения.

Краткая аннотация урока:

  • Предложенная модель урока позволяет обучающимся: выявить значимость Уральского района для хозяйства России, оценить природные ресурсы для развития хозяйства региона, выделить основные этапы освоения территории Урала, установить специфические черты населения, определить отрасли специализации территории, сформулировать основные проблемы Уральского района и наметить пути их решения.

Краткая аннотация урока: При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке., предполагается смена деятельности детей на уроке, четко распределяется время на каждый этап урока, каждый вид деятельности учащихся. На уроке применяются различные технологии: коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемно-исследовательская, дифференцированного подхода и др. Используются виды работ: с картой, контурной картой, учебником, схемами, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, заслушивание сообщений , работа в группах, индивидуальные сообщения и др.

Краткая аннотация урока:

  • При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке., предполагается смена деятельности детей на уроке, четко распределяется время на каждый этап урока, каждый вид деятельности учащихся.
  • На уроке применяются различные технологии: коммуникативная, здоровьесберегающая, проблемно-исследовательская, дифференцированного подхода и др.
  • Используются виды работ: с картой, контурной картой, учебником, схемами, просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов, заслушивание сообщений , работа в группах, индивидуальные сообщения и др.

Учебно-методический комплекс: Физическая карта Урала; Экономическая карта Урала; Политико-административная карта России; Раздаточный материал: (коллекция минеральных ресурсов Урала); Атласы 8 и 9 класса; Рабочая тетрадь (В.И.Сиротин ); ТСО: (телевизор, дивиди-плеер, диски с фрагментами фильмов); Учебники: «География: население и хозяйство РФ», авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина; «География России : население и хозяйство», авторы: В.Я.Ром., В.П.Дронов.

Учебно-методический комплекс:

  • Физическая карта Урала;
  • Экономическая карта Урала;
  • Политико-административная карта России;
  • Раздаточный материал: (коллекция минеральных ресурсов Урала);
  • Атласы 8 и 9 класса;
  • Рабочая тетрадь (В.И.Сиротин );
  • ТСО: (телевизор, дивиди-плеер, диски с фрагментами фильмов);
  • Учебники: «География: население и хозяйство РФ», авторы: А.И.Алексеев, В.В.Николина; «География России : население и хозяйство», авторы: В.Я.Ром., В.П.Дронов.

Цель урока: (для учителя) Дать общую экономико-географическую характеристику Уральского экономического района

Цель урока: (для учителя)

Дать общую экономико-географическую характеристику Уральского экономического района

Задачи урока: (для учителя) Учебные:  Выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала; установить специфические черты населения Уральского района; определить отрасли специализации Урала; сформулировать проблемы и выявить пути их решения. Воспитательные:  Формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала; воспитание географо-экологической культуры и эстетического восприятия географического объекта через применение ТСО (фрагменты фильмов); воспитание у обучающихся гражданско-патриотических чувств к Родине. Развивающие: Развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся; коммуникативные навыки при работе в группах; умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Задачи урока: (для учителя)

  • Учебные: Выявить особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала Урала; установить специфические черты населения Уральского района; определить отрасли специализации Урала; сформулировать проблемы и выявить пути их решения.
  • Воспитательные: Формирование экологического сознания школьников на примере проблем Урала; воспитание географо-экологической культуры и эстетического восприятия географического объекта через применение ТСО (фрагменты фильмов); воспитание у обучающихся гражданско-патриотических чувств к Родине.
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся; коммуникативные навыки при работе в группах; умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Цель урока: (для учащихся) Сформировать  географический образ «лицо» Урала.

Цель урока: (для учащихся)

Сформировать географический образ «лицо» Урала.

Задача урока: (для учащихся) Доказать, что Урал- «Опорный край державы!»

Задача урока: (для учащихся)

  • Доказать, что Урал- «Опорный край державы!»

План урока: (1-й урок) Проверка знаний и умений учащихся (Д/З) Оценка ЭГП Урала; Практическая работа на контурной карте; Фрагмент видеофильма «Природные ресурсы Урала»; Оценка природных условий и ресурсов УЭР; (Физкультминутка) Сообщение по истории формирования региона (творческое задание) Характеристика населения УЭР; (2-й урок) Фрагмент видеофильма «Роль Урала в ВОВ»; Характеристика отраслей специализации УЭР (Физкультминутка) Проблемы Урала (творческое задание) Закрепление и Д/З

План урока:

(1-й урок)

  • Проверка знаний и умений учащихся (Д/З)
  • Оценка ЭГП Урала;
  • Практическая работа на контурной карте;
  • Фрагмент видеофильма «Природные ресурсы Урала»;
  • Оценка природных условий и ресурсов УЭР;
  • (Физкультминутка)
  • Сообщение по истории формирования региона (творческое задание)
  • Характеристика населения УЭР;

(2-й урок)

  • Фрагмент видеофильма «Роль Урала в ВОВ»;
  • Характеристика отраслей специализации УЭР
  • (Физкультминутка)
  • Проблемы Урала (творческое задание)
  • Закрепление и Д/З

Содержание и ход урока: Проверка знаний обучающихся: (Д/З) - Охарактеризовать ЭГП Поволжского района; -Оценить природные условия и ресурсы Поволжья; -Дать характеристику населения района; -Кратко охарактеризовать отрасли специализации Поволжья; -Осветить проблемы Поволжья и наметить пути их решения. (краткий вывод, оценки обучающихся с комментариями)

Содержание и ход урока:

  • Проверка знаний обучающихся: (Д/З)

- Охарактеризовать ЭГП Поволжского района;

-Оценить природные условия и ресурсы Поволжья;

-Дать характеристику населения района;

-Кратко охарактеризовать отрасли специализации Поволжья;

-Осветить проблемы Поволжья и наметить пути их решения.

(краткий вывод, оценки обучающихся с комментариями)

Беседа учителя с обучающимися: По какому плану изучаются экономические районы? (Предполагаемый ответ учащихся: 1.Состав района;2.Оценка ЭГП; 3.Оценка природных условий и ресурсов района; 4.Характеристика населения района; 5.Характеристика отраслей специализации хозяйства района; 6.Проблемы района и пути их решения). Почему характеристика района начинается с оценки его ЭГП? (Предполагаемый ответ учащихся: Потому, что без оценки местоположения района на карте невозможно оценить все остальные пункты плана характеристики района). Сегодня мы будем изучать уральский экономический район. (учитель сообщает тему урока)  «Урал- опорный край державы, её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы, и славы нынешней творец!» (учитель сообщает цель урока: Доказать, что Урал- опорный край державы). Почему Урал- опорный край державы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны:

Беседа учителя с обучающимися:

  • По какому плану изучаются экономические районы? (Предполагаемый ответ учащихся: 1.Состав района;2.Оценка ЭГП; 3.Оценка природных условий и ресурсов района; 4.Характеристика населения района; 5.Характеристика отраслей специализации хозяйства района; 6.Проблемы района и пути их решения).
  • Почему характеристика района начинается с оценки его ЭГП? (Предполагаемый ответ учащихся: Потому, что без оценки местоположения района на карте невозможно оценить все остальные пункты плана характеристики района).
  • Сегодня мы будем изучать уральский экономический район. (учитель сообщает тему урока)
  • «Урал- опорный край державы, её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы, и славы нынешней творец!» (учитель сообщает цель урока: Доказать, что Урал- опорный край державы).
  • Почему Урал- опорный край державы?
  • Для того, чтобы ответить на этот вопрос мы должны:

Задачи для учащихся: Выявить значимость УЭР для хозяйства РФ; Оценить ПУ и Р УЭР; Выделить этапы освоения и развития УЭР; Оценить роль УЭР в победу в ВОВ; Охарактеризовать население УЭР; Определить отрасли экономики УЭР; Сформулировать проблемы УЭР и наметить пути их решения.  Что такое УРАЛ? (предполагаемые ответы обучающихся: горная система; граница м/д Европой и Азией;)

Задачи для учащихся:

  • Выявить значимость УЭР для хозяйства РФ;
  • Оценить ПУ и Р УЭР;
  • Выделить этапы освоения и развития УЭР;
  • Оценить роль УЭР в победу в ВОВ;
  • Охарактеризовать население УЭР;
  • Определить отрасли экономики УЭР;
  • Сформулировать проблемы УЭР и наметить пути их решения.
  • Что такое УРАЛ? (предполагаемые ответы обучающихся: горная система; граница м/д Европой и Азией;)

Оценка ЭГП УЭР: (работа с учебником и картами атласа) Задание: Дать оценку ЭГП Уральского района по плану: 1.Состав района; 2.Положение по отношению к государственным границам; 3.На территории страны; 4.Соседское положение; 5.Транспортное положение; 6. Вывод о выгодности ЭГП. (Примерные ответы обучающихся: в состав района входит 2 республики, 4 области, 1 край; граничит: с Северным районом, Поволжским,Казахстаном,Западно-Сибирским;транзитный район м/д Западом и Востоком РФ; широтно обеспечен ж/д , автодорогами, трубопроводами, по системе каналов и рек Камы и Урала имеет выход в Азовское, Чёрное, Каспийское море. ЭГП весьма выгодное).

Оценка ЭГП УЭР: (работа с учебником и картами атласа)

  • Задание: Дать оценку ЭГП Уральского района по плану:

1.Состав района;

2.Положение по отношению к государственным границам;

3.На территории страны;

4.Соседское положение;

5.Транспортное положение;

6. Вывод о выгодности ЭГП.

(Примерные ответы обучающихся: в состав района входит 2 республики, 4 области, 1 край; граничит: с Северным районом, Поволжским,Казахстаном,Западно-Сибирским;транзитный район м/д Западом и Востоком РФ; широтно обеспечен ж/д , автодорогами, трубопроводами, по системе каналов и рек Камы и Урала имеет выход в Азовское, Чёрное, Каспийское море. ЭГП весьма выгодное).

Практическая работа на контурной карте: Задание: 1.Нанести границы УЭР; 2.Нанести и подписать состав УЭР; 3.Подписать пограничные территории.

Практическая работа на контурной карте:

  • Задание:
  • 1.Нанести границы УЭР;
  • 2.Нанести и подписать состав УЭР;
  • 3.Подписать пограничные территории.

Оценка ПУ и Р УЭР: Задание: 1.Просмотреть отрывок из х/ф «Демидовы» и назвать природные ресурсы УЭР; 2.Оценить природные условия УЭР. 3.Нанести на контурную карту полезные ископаемые УЭР. (Предполагаемые ответы обучающихся: Урал богат полезными ископаемыми осадочного(нефть, природный газ, соли) и магматического происхождения(рудные, драгоценные, полудрагоценные металлы).Уникальное сочетание: на западном склоне -осадочные, на восточном -магматические; (5 тысяч минералов, 15 тысяч месторождений, 50 химических элементов таблицы Д.И.Менделеева);Природные условия сложные: более благоприятные на западе, мало благоприятные на востоке. Физкультурная минутка

Оценка ПУ и Р УЭР:

  • Задание:
  • 1.Просмотреть отрывок из х/ф «Демидовы» и назвать природные ресурсы УЭР;
  • 2.Оценить природные условия УЭР.
  • 3.Нанести на контурную карту полезные ископаемые УЭР.
  • (Предполагаемые ответы обучающихся: Урал богат полезными ископаемыми осадочного(нефть, природный газ, соли) и магматического происхождения(рудные, драгоценные, полудрагоценные металлы).Уникальное сочетание: на западном склоне -осадочные, на восточном -магматические; (5 тысяч минералов, 15 тысяч месторождений, 50 химических элементов таблицы Д.И.Менделеева);Природные условия сложные: более благоприятные на западе, мало благоприятные на востоке.
  • Физкультурная минутка

Гимнастика для глаз: Движения по четырем направлениям и диагоналям . Совершается в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. Движения по четырем направлениям и диагоналям с дыханием . На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком . Движения глазами по четырем направлениям с привлечением движения языка : глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох и т. д.

Гимнастика для глаз:

  • Движения по четырем направлениям и диагоналям . Совершается в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях.
  • Движения по четырем направлениям и диагоналям с дыханием . На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком .
  • Движения глазами по четырем направлениям с привлечением движения языка : глаза и язык вправо - вдох, пауза, в исходное положение - выдох и т. д.

История освоения УЭР: Задание: 1.Просмотреть отрывок из д/ф. «Россия в войне, кровь на снегу -эвакуация»; 2.Заслушать сообщение «Этапы освоения Урала»; 3.Выделить основные этапы освоения УЭР, определить вклад Урала в победу в ВОВ. (предполагаемые ответы обучающихся: (1-й этап- «Петровская эпоха»; 2-й этап- «Послереформенная Россия»; 3-й этап- «19-й век»; 4-й этап -«начало 20-го века»; 5-й этап –»ВОВ»; 6-й этап «послевоенная эпоха»). (Вклад УЭР в ВОВ: 830 предприятий было эвакуировано; УЭР давал: 5000 САУ; 731 танк «Т-34»; 11.1 млн. штук винтовок; 7000 пушек; 213000 пулеметов; и др.)

История освоения УЭР:

  • Задание:
  • 1.Просмотреть отрывок из д/ф. «Россия в войне, кровь на снегу -эвакуация»;
  • 2.Заслушать сообщение «Этапы освоения Урала»;
  • 3.Выделить основные этапы освоения УЭР, определить вклад Урала в победу в ВОВ.
  • (предполагаемые ответы обучающихся: (1-й этап- «Петровская эпоха»; 2-й этап- «Послереформенная Россия»; 3-й этап- «19-й век»; 4-й этап -«начало 20-го века»; 5-й этап –»ВОВ»; 6-й этап «послевоенная эпоха»).
  • (Вклад УЭР в ВОВ: 830 предприятий было эвакуировано; УЭР давал: 5000 САУ; 731 танк «Т-34»; 11.1 млн. штук винтовок; 7000 пушек; 213000 пулеметов; и др.)

Характеристика населения УЭР: Задание: 1.Прочитать § 53 (учебник В.П.Дронов; В.Я.Ром); 2.Дать краткую характеристику населения УЭР (по плану): - численность;  - национальный состав;  - естественный прирост;  - крупнейшие города. (Предполагаемые ответы обучающихся: 20 миллионов человек; многонациональный район- русские,татары,марийцы,башкиры,коми,казахи, ненцы , удмурты и др.; Екатеринбург, Пермь,Челябинск,Уфа; Естественный прирост отрицательный- миграции, экология, климат, экономическая ситуация).

Характеристика населения УЭР:

  • Задание:
  • 1.Прочитать § 53 (учебник В.П.Дронов; В.Я.Ром);
  • 2.Дать краткую характеристику населения УЭР (по плану): - численность;

- национальный состав;

- естественный прирост;

- крупнейшие города.

(Предполагаемые ответы обучающихся: 20 миллионов человек; многонациональный район- русские,татары,марийцы,башкиры,коми,казахи, ненцы , удмурты и др.;

Екатеринбург, Пермь,Челябинск,Уфа; Естественный прирост отрицательный- миграции, экология, климат, экономическая ситуация).

Отрасли специализации УЭР:  (работа в 2-х группах) Задание: 1.Рассмотреть в § 54 (учебник А.И.Алексеева)стр.№276 схему «Доля Урала в России»; Выделить основные отрасли специализации промышленности;  (1-я группа) Выделить основные отрасли специализации сельского хозяйства; (2-я группа) (предполагаемые ответы учащихся: 1-я группа : металлургия  – чугун, сталь, медь, цинк,свинец,никель,титан,алюминий,магний,хром и др.;  Машиностроение -сельскохозяйственное,автомобилестроение,тяжелое,ВПК; химическая: удобрения, сода, продукты нефте и лесохимии, 2-я группа: АПК - зерно, картофель, овощи, крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, разведение коз, пчеловодство, коневодство, мукомольно-крупяная ,мясная промышленность). Физкультурная минутка

Отрасли специализации УЭР: (работа в 2-х группах)

  • Задание:
  • 1.Рассмотреть в § 54 (учебник А.И.Алексеева)стр.№276 схему «Доля Урала в России»;
  • Выделить основные отрасли специализации промышленности;

(1-я группа)

  • Выделить основные отрасли специализации сельского хозяйства; (2-я группа)

(предполагаемые ответы учащихся: 1-я группа : металлургия – чугун, сталь, медь, цинк,свинец,никель,титан,алюминий,магний,хром и др.;

Машиностроение -сельскохозяйственное,автомобилестроение,тяжелое,ВПК; химическая: удобрения, сода, продукты нефте и лесохимии,

2-я группа: АПК - зерно, картофель, овощи, крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, разведение коз, пчеловодство, коневодство, мукомольно-крупяная ,мясная промышленность).

Физкультурная минутка

Двигательная гимнастика: Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. •  Ухо - нос .  Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши.  •  Мельница.  Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. •  Перекрестное марширование .  Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями

Двигательная гимнастика:

Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Ухо - нос . Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши.

Мельница. Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Перекрестное марширование . Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями

Проблемы УЭР и пути их решения: Задание: 1.Прослушать сообщение «Главные проблемы на Урале»; 2.Выделить причины проблем; 3.Почему вокруг многих городов Урала сформировались рукотворные «техногенные» пустыни? 4.Наметить пути решения главных проблем. ( предполагаемые ответы учащихся : главная проблема -экологическая; Причины: историческая, концентрация «грязных» производств, радиоактивное загрязнение, огромное количество «могильников», нерациональное природопользование, отсутствие современных методов очистки воздуха, почвы, воды, металлоёмкость производства; неконтролируемые выбросы; Пути решения: рациональное природопользование; отселение населения из «грязных районов»; применение современных очистных сооружений и процессов, технологий.)

Проблемы УЭР и пути их решения:

  • Задание:

1.Прослушать сообщение «Главные проблемы на Урале»;

2.Выделить причины проблем;

3.Почему вокруг многих городов Урала сформировались рукотворные «техногенные» пустыни?

4.Наметить пути решения главных проблем.

( предполагаемые ответы учащихся : главная проблема -экологическая; Причины: историческая, концентрация «грязных» производств, радиоактивное загрязнение, огромное количество «могильников», нерациональное природопользование, отсутствие современных методов очистки воздуха, почвы, воды, металлоёмкость производства; неконтролируемые выбросы; Пути решения: рациональное природопользование; отселение населения из «грязных районов»; применение современных очистных сооружений и процессов, технологий.)

ИТОГИ УРОКА:  Мы познакомились с Уральским экономическим районом. Что такое УРАЛ для вас сейчас? Чем знаменит Урал в России? Назовите главные отрасли хозяйства Урала? Что составляет современное «ЛИЦО» Урала? Докажите ,что Урал- «ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ!» Комментарий оценок . Домашнее задание : прочитать § 52-54; (по желанию) написать сочинение на тему : «Урал-опорный край державы!» ;подготовиться к зачету «Западная экономическая зона».

ИТОГИ УРОКА:

  • Мы познакомились с Уральским экономическим районом. Что такое УРАЛ для вас сейчас?
  • Чем знаменит Урал в России?
  • Назовите главные отрасли хозяйства Урала?
  • Что составляет современное «ЛИЦО» Урала?
  • Докажите ,что Урал- «ОПОРНЫЙ КРАЙ ДЕРЖАВЫ!»

Комментарий оценок .

Домашнее задание : прочитать § 52-54; (по желанию) написать сочинение на тему : «Урал-опорный край державы!» ;подготовиться к зачету «Западная экономическая зона».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района

Автор: Симаков Вячеслав Николаевич

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства