Силлабус как средство организации самостоятельной деятельности учащихся
Силлабус как средство организации самостоятельной деятельности учащихся
Силлабус - учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы, требования преподавателя, критерии оценки, распределение часов по видам занятий и список литературы.
Силлабус составлен на основе ГОСО, типового учебного плана, типовой учебной программы, логической модели образования. При составлении силлабусов использован системный подход с учетом пререквизитов и постреквизитов дисциплины.
В начале каждого учебного года на моей личной цифровой стене (адрес известен всем учащимся), размещаются необходимые силлабусы, которые находятся в свободном доступе для каждого ученика, а также в распечатанном виде раздаются каждому. Это успешно оптимизирует совместную деятельность учителя и учащихся, при этом повышая уровень освоения курса за счет доступности.
Правильная организация самостоятельной работы учащихся - это залог
формирования умений и навыков в овладении, изучении, усвоении и
систематизации приобретенных знаний; обеспечения высокого уровня
успеваемости в процессе обучения. Самостоятельная работа учащихся не
является самостоятельной деятельностью учащихся по освоению дисциплины.
Это система особых условий, организованных преподавателем. Опыт моей работы в использовании силлабусов как формы самостоятельной работы студентов говорит об его эффективности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Силлабус как средство организации самостоятельной деятельности учащихся »
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Научно – практическая конференция
для учителей географии
«Проектирование образовательного процесса
в условиях реализации
Государственного общеобязательного стандарта
среднего образования»
Тема доклада
«Силлабус как средство организации самостоятельной деятельности учащихся»
Учитель географии
Закупова Марина Алексеевна
2014 год
«Силлабус как средство организации самостоятельной деятельности учащихся»
Автор: Закупова Марина Алексеевна
Место работы: КГУ «Ершовская средняя школа» Узункольского района, Костанайской области
Должность: учитель географии
В системе школьного образования предмет «География» играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения, формировании чувств патриотизма и национального самосознания, развитии общей и географической культуры, формировании функционально грамотной, творческой личности, формировании эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознанной ответственности перед природой и обществом за сохранение жизни на Земле, осмыслении места Казахстана в современном мире и включенности каждого в жизнь своей страны.
Цельюобучения географии на уровне основного среднего образования является формирование у учащихся представления естественнонаучных знаний, понятий и целостных представлений о Земле как уникальной планете, имеющей разумное сообщество, системной взаимосвязи природы, общества и экономики; о современной географической науке, ее достижениях и участии в решении важнейших проблем человечества; формирование географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов в Казахстане и мире в целом; формирование системы комплексных социально-ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве.
В соответствии с целями обучения определены следующие задачи обучения предмету «География»: овладение основами географической науки и смежных наук о Земле, формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, ее развитии, взаимодействии природы, общества и экономики; овладение знаниями и умениями, неоходимыми для бережного, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; оценивания, прогнозирования природной и экологической обстановки; изучение основных направлений современного мирового развития, вопросов и проблем, возникающих в процессе изменения природного комплекса и экономического развития, которые охватывают как отдельные регионы так и весь мир; формирование необходимых умений и навыков учебного труда, развитие исследовательских качеств, внимания и наблюдательности, логического мышления, памяти, речи и полиязычия, воображения, умения создавать образы территорий, эстетического восприятия окружающей среды, творческого отношения к жизни и стремления к постоянному развитию, самообразованию и совершенствованию; развитие навыков использования географической, политической, экономической, иной научной и методической информации, карт, изданий периодической печати, интернета, цифровых образовательных ресурсов; овладение знаниями, навыками и умениями для практического использования географических знаний в процессе своей жизни и деятельности; воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной жизненной позиции. Учащиеся могут использовать полученные знания при выполнении картографических работ, полевых исследований, практических работ, составлении различных диаграмм и таблиц, описании экономико-, историко-географических объектов и событий, наблюдений за природными, экономическими явлениями и процессами.
Практические работы, проводимые на уроке, направлены на формирование навыков оценивания, прогнозирования, объяснения, определения географических и экономических процессов, а также работе по карте с ее измерительными ресурсами. [1]
В настоящее время школа предъявляет повышенные требования к современному ученику, придавая большое значение его личностных качествам: умению самостоятельно пополнять и обновлять свои знания, вести исследовательские задачи, при этом самостоятельно организовывая пути их решения.
На своих уроках с 2012 года я успешно применяю силлабусы, как одно из средств организации самостоятельной работы учащихся.
Что такое силлабус?
Силлабус -учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы, требования преподавателя, критерии оценки, распределение часов по видам занятий и список литературы.
Силлабус составлен на основе ГОСО, типового учебного плана, типовой учебной программы, логической модели образования. При составлении силлабусов использован системный подход с учетом пререквизитов и постреквизитов дисциплины.
Примерное содержание силлабуса
Класс: 7
Предмет: «География материков и океанов»
Структура силлабуса
1. Сведения о преподавателе:
Учитель: Закупова Марина Алексеевна
Кабинет: физика
Контактная информация:
Раб. тел. 34-3-30
Дом. тел. 35-6-33
Сот. тел. 87053379801
2. Сведения об учебном предмете:
Предмет: география материков и океанов
Место и время проведения занятий: согласно расписанию
Консультационные часы: по индивидуальному графику
3. Пререквизиты:
Для наиболее оптимального усвоения учебного предмета «География материков и океанов» и для наилучшего восприятия логики данного предмета обучаемому необходимы знания основ по биологии, естествознанию и физической географии.
4. Постреквизиты:
После изучения предмета обучаемый должен
ЗНАТЬ:
соотношения площадей материков, частей света и океанов;
выдающихся исследователей, путешественников по периодам исследований и их заслуги;
понятие «картографическая проекция», виды проекций, виды карт;
строение земной коры, понятие о рельефе, зависимость рельефа от строения земной коры, основные формы рельефа суши и дна океана;
геологическое летоисчисление и геохронологическую таблицу;
основные положения теории литосферных плит;
зависимость климата от климатообразующих факторов;
климатические пояса Земли;
роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли;
географические очертания океанов, максимальную и среднюю глубину, особенности рельефа дна;
особенности температуры воды, основные холодные и теплые течения;
органический мир и значение океана;
понятия закономерностей географической оболочки, широтной, высотной зональности и азональности;
понятие о физико-географическом положении, его влиянии на природу материков;
первооткрыватели, исследователи материков и их отдельных частей;
главные черты рельефа в связи с тектоническим строением;
главные виды ресурсов материков и их частей;
климатообразующие факторы;
особенности климата, климатические пояса, воздушные массы, их сезонные перемещения, особенности внутренних вод по бассейнам;
расположение и своеобразие природных зон;
своеобразие природы и органического мира материков;
глобальное значение зоны экваториальных лесов;
антропогенные природные комплексы;
население и связь видов хозяйственной деятельности человека с природными условиями и ресурсами территорий;
характерные черты природы и экономики регионов, отдельных крупных стран и их значение для мирового хозяйства;
современный этап в исследовании Антарктиды;
вклад казахстанских ученых в изучение Антарктиды;
значение влияния природы Антарктиды, на глобальные процессы в природе Земли, влияющих на развитие человеческого общества;
экономические связи стран с Республикой Казахстан.
УМЕТЬ:
выделять и анализировать периоды географических исследований;
определять виды проекций карт и осуществлять математические действия при работе по картам: определение расстояний по масштабу, определение долготы, широты местности и пунктов, глубин и высот отдельных точек по шкале;
анализировать информацию тематических карт школьного атласа 7-класса;
объяснять причины разнообразия рельефа Земли, сравнивать физическую и тектоническую карту мира, выявлять закономерности;
показывать климатические пояса планеты, называть их основные климатообразующие факторы;
показывать по карте номенклатуру океанов;
объяснять измения в географической оболочке Земли;
выбирать карты нужного содержания, другие источники информации и на основе их анализа в зависимости от учебной задачи, устанавливать главные особенности компонентов природы и природных комплексов материков;
определять по карте физико-географическое положение материков;
давать характеристику природных условий, ресурсов, хозяйства отдельных территорий материков (на выбор ученика);
составлять сравнительную характеристику рек;
уметь вычерчивать профиль рельефа;
характеризовать по профилям и картам рельеф материков;
объяснять главные черты природы материков;
показывать на карте географические объекты материков.
5. Межпредметные связи:
С математикой – при выполнении расчетных практических работ, работе с картами, схемами, графиками, диаграммами, таблицами.
С химией – при изучении происхождения полезных ископаемых, образования почв.
С физикой - при изучении физического смысла движения литосферных плит в земной коре, сейсмических и вулканических явлений, атмосферной циркуляции и движения вод в океане, теплоемкости вещества, испаряемости, коэффициенте увлажнения, циклона, антициклона.
С биологией при изучении зависимости растений и животных от условий среды обитания, сезонных явлений в растительном и животном мире, природных зон, почв, глобального значения живого мира и его развитии, природных комплексов и их изменений под влиянием деятельности человека, геохронологической таблицы.
С историей при рассмотрении темы «Политическая карта и население», использовании исторических данных, характеризующих народы и государства, изучении размещения населения материков, колониальной эпохи, политики колониальных держав.
С черчением при построении профилей рельефа, диаграмм, заполнении контурных карт.
6. Содержание учебного предмета:
Распределение часов по видам занятий:
Таблица 1
№
раздел
Всего часов на раздел
Распределение часов
Контроль
лекций
семинаров
пр.
работ
зачет
тест
1
Введение
3
1
1
1
1
2
Литосфера
2
2
1
3
Атмосфера и климаты Земли
3
2
1
1
4
Мировой океан
4
2
2
1
5
Обобщение
1
1
1
6
Закономерности географической оболочки
2
2
1
7
Африка
10
9
1
1
8
Австралия и Океания
5
5
1
10
Арктика. Антарктида
2
1
1
1
11
Южная Америка
8
7
1
1
12
Обобщение
1
1
1
13
Северная Америка
8
7
1
1
14
Евразия
16
14
2
1
15
Обобщение
1
1
1
16
Земля – наш общий дом
2
2
1
Итого
68 часов
52 часа
10 часов
6 часов
3
12
Темы практических работ:
Характеристика карт атласа по плану
Комплексная характеристика отдельных территорий
Составление краткой сравнительной характеристики природы Южной Америки и Африки
Описание одной из рек материка
Определение типов климата двух частей материка, их сравнение
Краткое, комплексное описание одной из стран Евразии
7. Понятийный словарь:
Практическая работа – работа с текстом учебника, статистическими данными, атласом, картами, контурными картами, тезисами, схемами и т.д.. Способствует развитию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы). Выполняется в отдельной тетради и на контурной карте.
Образец заполнения п/р:
Практическая работа №__
Тема: __________________
Цель: __________________
Оборудование: _______________________________
Ход работы:
___________
___________
____________
№
Вывод: в результате выполнения практической работы, я пришел(а) к выводу, что … ______________________________________________
Лекция – метод обучения, используемый при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции).
Семинар – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством учителя.
Зачет – бывает нескольких видов: устный или письменный, по определениям или по геономенклатуре, смешанный
Тест - вид контроля, проводится после изучения каждого раздела. Выполняется в тетради для тестов.
Доклад- это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада можно использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на семинаре могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения.
Эссе – размышление над какой-нибудь проблемой. Собственное видение проблемы и ее решения.
Реферат - доклад по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Критерий оценки:
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
5. Отличное знание географической номенклатуры.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знание географической номенклатуры.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Оценка качества выполнения практических работ по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс. 1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы. 2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой. 3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра. 4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия. 5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Критерии оценки контурных карт.
Отлично
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Хорошо
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Удовлетворительно
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Неудовлетворительно
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Билеты на экзамен по географии.
БИЛЕТ №1
1. Внутреннее строение Земли. Материковая и океаническая земная кора. Материки, океаны, части света.
2. Население Северной Америки, Размещение населения по территории материка.
БИЛЕТ №2
1. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Приведите примеры, доказывающие наличие связи между строением земной коры и рельефом.
2. Население Африки. Размещение населения по территории материка.
БИЛЕТ №3
1. Климатическая карта. Распределение тепла и влаги по поверхности Земли.
2. Физико-географическое положение Африки. Крайние точки и их координаты.
БИЛЕТ №4
1. Основные типы воздушных масс и их движение. Влияние воздушных масс на климат.
2. Природные зоны Южной Америки. Характеристика одной из природных зон /по выбору/. Влияние человека на природу данной зоны.
БИЛЕТ №5
1. Постоянные ветры и условия их формирования. Направление движения пассатных ветровых потоков. Муссоны.
2.Основные речные бассейны Африки. Характер течения и режим рек.
БИЛЕТ №6
1. Зависимость температуры воздуха от географической широты. Примеры, доказывающие наличие этой зависимости.
2. История открытия, природные и климатические особенности Антарктиды. Современные исследования материка.
БИЛЕТ №7
1. Теория литосферных плит. Какое научное и практическое значение она имеет?
2. Основные речные бассейны Южной Америки. Характер течения и режим рек.
БИЛЕТ N8
1. Воды Мирового океана. Соленость вод, распределение солености по поверхности Мирового океана. Зависимость солености от климатов Земли.
2. Природные зоны Африки. Характеристика одной из природных зон /по выбору/. Влияние человека на природу данной зоны!
БИЛЕТ №9
1. Природная зона. Причина разнообразия природных зон.
2. Физико-географическая характеристика Северного Ледовитого океана.
БИЛЕТ №10
1. Роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
2. Особенности рельефа Евразии. Влияние рельефа на климат материка.
БИЛЕТ №11
1. Жизнь в Мировом океане. Распределение живых организмов в океане.
2. Особенности рельефа Северной Америки. Влияние рельефа на расположение природных зон материка.
БИЛЕТ №12
1. Воды Мирового океана: их происхождение. Температура поверхностных вод и ее изменение в зависимости от глубины.
2. Особенности рельефа Южной Америки. Влияние рельефа на климат материка.
БИЛЕТ №13
1. Природный комплекс - что это? Причины разнообразия природных комплексов на суше и в океане.
2. Характеристика одной из рек Евразии /по выбору/.
БИЛЕТ №14
1. Широтная зональность и высотная поясность - что это? /показать на примерах/.
2. Физико-географическая характеристика Тихого океана.
БИЛЕТ №15
1. Географическая оболочка, ее строение и свойства.
2. Растительный и животный мир Австралии. Его особенности и уникальность.
БИЛЕТ №16
1. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности населения.
2. Физико-географическое положение Евразии. Крайние точки и их координаты.
БИЛЕТ №17
1. Климатообразующие факторы. Их влияние на формирование климата конкретной территории /по выбору/.
2. Население Австралии. Размещение населения по территории материка.
БИЛЕТ №18
1. Роль климата и рельефа в формировании природного комплекса, /показать на конкретных примерах/.
2. Население Южной Америки. Размещение населения по территории материка.
БИЛЕТ №19
1. Взаимосвязь между компонентами природного комплекса. Роль тепла и влаги в формировании природных комплексов.
2. Население Евразии. Размещение населения по территории материка.
БИЛЕТ №20
1. Закономерности в размещении полезных ископаемых Земли. Привести конкретные примеры.
2. Сравнить климат отдельных территорий, лежащих в одном климатическом поясе. Объяснить причины различий /на примере Северной Америки/.
Алексеев В. П. Географические очаги формирования человеческих рас. — М.: Мысль, 1985.
Алексеев В. П. География человеческих рас. — М.: Мысль, 1974.
Алексеев В. П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984.
Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. — М.: Мысль, 1977.
Антропогенные изменения земельных ресурсов зарубежных стран / Под ред. А.М. Рябчикова. - М.: ВИНИТИ, 1981.
Апродов В. А. Вулканы. — М.: Мысль, 1982.
Берега / П.А. Каплин, О. К.Леонтьев, С.А.Лукьянова, Л. Г. Никифоров. — М.: Мысль, 1991.
Браун А. Африка. — М.: Прогресс, 1982.
Букштынов А.Д., Грошев Б. И., Крылов Г. В. Леса. — М.: Мысль, 1981.
Вернадский В. И. Биосфера. — М.: Мысль, 1967.
Водохранилища / А.Б. Авакян, В.П. Салтанкин, В.А. Шарапов и др. — М.: Мысль, 1987.
Гвоздецкий Н.А. Карст. — М.: Мысль, 1981.
Горнунг М. Б. Постоянновлажные тропики. — М.: Мысль, 1984.
Грацианский А. И. Природа Средиземноморья. — М.: Мысль, 1971.
Дорст Ж. Южная и Центральная Америка. — М.: Прогресс, 1977.
Ерамов Р. А. Физическая география зарубежной Европы. — М.: Мысль, 1971.
Залогин Б. С. Океаны. — М.: Просвещение, 1996.
В начале каждого учебного года на моей личной цифровой стене (адрес известен всем учащимся), размещаются необходимые силлабусы, которые находятся в свободном доступе для каждого ученика, а также в распечатанном виде раздаются каждому. Это успешно оптимизирует совместную деятельность учителя и учащихся, при этом повышая уровень освоения курса за счет доступности.
Правильная организация самостоятельной работы учащихся - это залог
формирования умений и навыков в овладении, изучении, усвоении и
систематизации приобретенных знаний; обеспечения высокого уровня
успеваемости в процессе обучения. Самостоятельная работа учащихся не
является самостоятельной деятельностью учащихся по освоению дисциплины.
Это система особых условий, организованных преподавателем. Опыт моей работы в использовании силлабусов как формы самостоятельной работы студентов говорит об его эффективности.
Список использованной литературы
Учебные программы по предметам образовательной области«Естествознание» для 5–9 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 102 стр.
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 181 с.
Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) . Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан 23 августа 2012 года № 1080