kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса по географии "Планета и ее обитатели" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить возможность увидеть и познать яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать предметом география и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса по географии "Планета и ее обитатели" 5 класс»

























































Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………......

..2

Общая характеристика курса……………………………….........................................................

..2

Цели и задачи факультативного курса "Планета и ее обитатели"…………………….................

Место курса в учебном плане ………..........................................................................................

..3

..3

Формы организации учебного процесса....................................................................................

..4

Формы текущего контроля..............................................................................................

..4

Требования к уровню подготовки 5 класс........................................................................

. 5

Критерии оценки выполнения тестового задания и уровни усвоения программы факультативного курса...................................................................................................


.6

Учебно-тематический план..............................................................................................

.7

Содержание факультативного курса по географии "Планета и ее обитатели"....................

.8

Календарно-тематическое планирование ..........................................................................……

.9

Материально-техническое обеспечение.....................................................................................

13

Список литературы.......................................................................................................................

13

Лист корректировки программы…………………………………………………………………

14





























Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по географии "Планета и ее обитатели" для 5-х классов общеобразовательного учреждения, разработана учителем 1КК Лярской Ириной Сергеевной в соответствии с:

  • Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья 7, 9, 32);

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РЫ от "17" декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru);

  • программой В.Н.Семеновой "Планета и ее обитатели". - М.: Дрофа. - 2007;

  • Учебным планом МОУ СОШ № 7 имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича, г. Комсомольска-на-Амуре на 2015-2016 уч. год;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования;

  • требованиями к уровню подготовки учащихся 5-9-х классов и с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет.

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Именно внеурочная деятельность по предмету способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов обучающихся.



Общая характеристика предмета


Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить возможность увидеть и познать яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать предметом география и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У обучающихся формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Программа призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, более полно раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Программа рассчитана на углубленное изучение географии и для подготовки учащихся к олимпиадам, экзаменам. Материал программы построен на увлекательном материале, что позволит мотивировать школьников при ее реализации.


Цели и задачи факультативного курса "Планета и ее обитатели"


Цель программы: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи:

  • формирование знаний о многообразии природных объектов Земли, причин и значимости этого многообразия;

  • создание условий в необходимости сохранения биоразнообразия, столь важного не только для человечества, но и для планеты в целом;

  • формирование навыков самостоятельной творческой деятельности учащихся при выполнении заданий повышенного уровня сложности, а также работы над проектами;

  • формирование умения школьников работы с источниками географической информации и навыков исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географической науки;

  • воспитание географической культуры школьников.


Отличительные особенности рабочей программы факультативного курса "Планета и ее обитатели" состоит в том, что соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.

Программа призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.


Место курса в учебном плане


Факультативный курс «Планета и ее обитатели» относится к части формируемой участниками образовательных отношений учебного плана общеобразовательного учреждения и рассчитан на 1 час в неделю.

Срок реализации рабочей программы факультативного курса: 1 год - это 35 часов.


Используемый учебно-методический комплекс


Данный курс не предусматривает использование УМК, поскольку является факультативным курсом. Для учащихся предлагается перечень литературы, позволяющий успешно освоить данный курс.








Формы организации учебного процесса


Основной формой организации факультативных занятий является классно – урочная. В программе запланированы внеаудиторные занятия (библиотечные занятия, экскурсии).

В ходе работы по реализации программы факультатива запланированы индивидуальные консультации с учащимися.

Для реализации задач программы факультатива «Планета и ее обитатели», используются технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения.

Основными методами являются частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, проблемный, метод проектов.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

В процессе изучения курса предполагается разнообразная деятельность учащихся поискового характера с источниками информации (научная, научно-популярная, художественная литература, Интернет, видеофильмы и т.д.), экскурсии, «круглые столы», дискуссии.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков


Текущий контроль осуществляется в форме оценочной практической работы по материалам практикума, самостоятельных работ и различных практических заданий.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока/темы. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы, предполагает проведение тестирования по завершению темы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении курса.








Требования к уровню подготовки 5 класс


Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций.

В этом направлении приоритетами для программы факультатива являются:

  • учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение диаграмм, графиков, таблиц, создание презентаций);

  • коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;

  • информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм в письменных отчетах и электронных презентациях;

  • проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.


Содержание программы факультатива способствует развитию ОУУН и способов деятельности:

познавательная деятельность:

- использование для познания окружающего мира различных естественно – научных

методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

источников информации;

рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением выдвигать возможные результаты своих действий;

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства.

В процессе занятий по программе «Развитие исследовательской деятельности учащихся» учащиеся должны:

Знать:

1. Вклад Великих учёных в развитие науки;

2. Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их

географических последствий;

3. Природные рекорды на материках и океанах;

4. Особенности стран мира и народонаселения;

5. Приёмы работы с источниками географической информации;

6. Географическая терминология.

Уметь:

1. Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;

2. Проводить исследование на основе накопленных фактов;

3. Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;

4. Решать географические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Ориентирования в потоке географической информации;

2. Умения решать географические задачи

3. Повышения собственной географической культуры.


Критерии оценки выполнения тестового задания и уровни усвоения программы

факультативного курса


Показательные оценки

Шкала оценки

Шкала оценки

0 50% 60%

Операция теста (баллы) для определения «-»

и «+» отметок, (для примера в тексте максимальное количество баллов)

0 18 баллов

_____ «-» _____ _______ «+» ________

30 баллов

Отметка за текст:

Менее75%

75%

83%

93%

0-20

21-24

25-27

28-30


"2"

"3"

"4"

"5"

Определение уровня усвоения учебной программы по процентному соотношению «-» и «+» отметок

0 60% 100%

Уровень освоения учебной программы по

предмету

0 60% 80%

Критический допустимый оптимальный



Учебно-тематический план



Темы и формы проведения занятий


Количество часов

1. Земля – планета уникальная

Игра-соревнование «Знаете ли вы Землю?»

1

2. Биосфера. Биосферные заповедники

Видеофильмы (просмотр и обсуждение)

Практическая работа с контурной картой

Заочная экскурсия по заповедным местам

Слайды, видеофильм, сообщения учащихся

3+1

3. Мировой океан

3.1. Океаны и моря. Океанология

Глубины океана, таящие загадки

Ролевая игра «Морские волки» (рассказы мореплавателей)

3.2. Саргассово море и его обитатели

Уфолог, океанолог, эколог, биолог, орнитолог за «круглым столом»

4 +1





4. Природа Арктики и Антарктиды

2+2

5. Острова

Географическая игра «Острова»

Сообщения учащихся

2

6. Степи. Почва как среда обитания

6.1. Заповедник Аскания-Нова: ковыльно-типчаковая степь. Обитатели степей. Целинные земли

Практикум по решению экологических задач

6.2. Почвоведение и его основоположник В.В.Докучаев. Плодородие почв

Экскурсия в музей (краеведческий музей)

4






7. Национальные парки

7.1.Голосеменные растения

Игра «Знаешь ли ты голосеменные растения?»

Слайды, видеофильмы, сообщения, коллекции, гербарии

7.2. Тайга. Национальное дерево России.

Экскурсия

4





8. Комнатные растения – посланцы материков Земли

Экскурсия (заочная экскурсия) в ботанический сад

2

9. Животные мира

«Круглый стол» «По страницам Красной книги»

2

10. Люди в поиске путей сохранения биологического разнообразия

Презентация проекта проведения праздника

2


11. Ноосфера- сфера разума

Видеофильм (сообщение)

Защита творческих работ (сочинения, стихи, рисунки ит.д.)

4

Резерв

1

Всего:

35

Содержание факультативного курса по географии "Планета и ее обитатели"

Общее количество часов – 35


1. Земля – планета уникальная (1 ч)

Глобус; карты; океаны; моря; суша; вершины гор; впадины; сферы Земли; биосфера.


2. Биосфера. Биосферные заповедники (3 ч) +1

Примеры, значение, сохранение условий жизни и самих организмов в естественном состоянии. Озеро Байкал: уникальность, охрана. Первый (1969 г.) в России Баргузинский заповедник


3. Мировой океан (4 ч) +1

Океанология. Марианская впадина. Исследование и загадки океанических глубин. Саргассово море, его обитатели. Миграция угрей. Загадки Бермудского треугольника. Аномальные явления.


4. Природа Арктики и Антарктиды (2 ч)+2

Арктика, её влияние на климат Земли. Изучение Арктики. Белые медведи. Заповедник – остров Врангеля. Антарктида. Экспедиция Беллинсгаузена. Суша и озеро под слоем льда. Пингвины и другие обитатели Антарктиды.


5. Острова (2 ч)

Галапагосские острова. Флора и Фауна островов. Путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль», его открытия, значения трудов.


6. Степи. Почва как среда обитания (4 ч)

Старейший (1918 г.) заповедник Аскания-Нова. Освоение целинных земель; гибель плодородных почв. Почвоведение. Работы В.В. Докучаева.


7. Национальные парки (4 ч)

Секвойи – гиганты с именами. Голосеменные растения. Тайга. Национальное дерево России. Линдуловская роща.


8. Комнатные растения – посланцы материков Земли (2 ч)

Путешествие с комнатными растениями. Приспособленность и её относительный характер.


9. Животные мира (2 ч)

Многообразие, численность, критические показатели. Животный мир в опасности: причины, возможности сохранения.


10. Люди в поиске путей сохранения биологического разнообразия (2 ч)

Международный день биологического разнообразия.


11. Ноосфера – сфера разума (4 ч)

В.И. Вернадский: жизнь и деятельность ученого. Будущее природы на планете Земля.


12. Резерв - 1 ч.























































Календарно – тематические планирование

Дата

Тема занятия

Содержание деятельности

Понятия

1. Земля – планета уникальная (1 ч)



1

02.09

Земля - планета уникальная.


Организация занятий по теме фа-культатива. Определение требо-ваний к учебной организации учащихся в ходе реализации программы факультатива. ЭОР «Уникальная планета»

Глобус; карты; океаны; моря; суша; вершины гор; впадины; сферы Земли; биосфера.

2. Биосфера. Биосферные заповедники (3 ч) +1


2

09.09

Примеры, значение, сохранение условий жизни и самих организмов в естественном состоянии

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объ-яснение значения сохранения условий жизни и самих орга-низмов в естественной среде

Биосфера, экология, экологизация, экологический кризис

3

16.09

Озеро Байкал


ХКК ГОС

(Проект 1 "Жемчужина России")

Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Озеро Байкал - жемчужина России. Визитная карточка "Озеро Байкал"

Байкал, озеро,

4

23.09

Первый (1969 г.) в России Баргузинский заповедник

Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особо охраняемые места, заповедники, заказники РФ

Заповедник, заказник, особо охраняемые места

5

30.09

Работа с контурной картой

3. Мировой океан (4 ч) +1

6

07.10

Океанология. Марианская впадина.





ОБЖ, ТБ

работать с разными источниками информации, называть и показы-вать на карте части Мирового океана; осознавать значение воды для жизни на Земле, необходи-мость бережного отношения к воде; личностные – оценка действий и поведения людей и своего собственного. ЭОР "Тайны Марианской впадины"

Океанология, желоб, впадина

7

14.10

Исследование и загадки океанических глубин.




Проект 2 "Тайны океанических глубин"

показывать океаны и моря, зали-вы, проливы, острова, полуост-рова по карте и наносить их на к/карту; по карте описывать океа-ны, делать выводы о соотноше-нии площадей океанов; раскрыть идею единства и целостности Мирового океана. ЭОР "Загадки океанических глубин"

Бермудский треуголь-ник, аномальные зоны, подводные землетрясения и вулканизм

8

21.10

Саргассово море, его обитатели.

море Саргассово - «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скопленийплавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).

Северо-Американская впадина, водоросли,  медузы, сифонофоры, актинии, мшанки, летучие рыбы, стайные рыбы

9

28.10

Загадки Бермудского треуголь-ника. Аномальные явления.

Район является сложным для навигации: здесь большое количество отмелей, часто зарождаются циклоны и штормы

Бермудская аномалия, блуждающие волны

10

11.11

«Морские волки» (рассказы мореплавателей)

Морские легенды и поверья


4. Природа Арктики и Антарктиды (4 ч)

11

18.11

Арктика, ее влияние на климат Земли. Изучение Арктики.






ОБЖ, ТБ

Проект 3 "Тайны арктических пустынь"

представление об особенностях климата зоны арктических пус-тынь, знакомство с животным и растительным миром этой зоны, взаимосвязями в природе, значе-нием природы данной зоны для человека, и её использования; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Северный Ледовитый океан, Арктика, аркти-ческие пустыни,  моря Северного Ледовитого океана: Баренцево море, Карское море, море Лап-тевых, Восточно-Си-бирское море, Чукотс-кое море. острова: Земля Франца Иосифа, Север-ная Земля, Новосибирс-кие острова и остров Врангеля; узкая полоса материка, п-ов Таймыр

12

25.11

Заповедник – остров Врангеля

государственный природный заповедник

Арктические тундры и горы, эндемики

13

02.12

Экспедиция Беллинсгаузена.

Объяснять результаты выдаю-щихся географических открытий и путешествий, влияние путе-шествий на развитие геогра-фических знаний. Определять причины и следствия географи-ческих путешествий и открытий. Определять и описывать по карте маршруты путешествий. Состав-лять описание жизни и деятель-ности Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева.

Первая русская антарктическая экспедиция

14

09.12

Пингвины и другие обитатели Антарктиды.

приводить примеры животных холодных районов, характеризовать  Северный Ледовитый океан и Антарктиду,

Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы

5. Острова (2 ч)

15

16.12

Галапагосские острова. Флора и Фауна островов.

причины различий  флоры  и  фауны материков, особенности рельефа

Флора, фауна

16

23.12

Путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль», его открытия, значения трудов.

6. Степи. Почва как среда обитания (4 ч)

17

13.01

Старейший (1918 г.) заповедник Аскания-Нова.

знакомство со степями и пусты-нями умер.пояса, их особеннос-тями и обитателями; изучение взаимосвязи организмов – членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них

Засушливые зоны умеренного пояса, засуха, пустыни, полупустыни

18

20.01

Освоение целинных земель; гибель плодородных почв.

формировать знания об эколо-гической целостности природы, освоение земель и развитие оросительного земледелия

Целина, плодородные почвы, деградация почв, перегной, глина, песок

19

27.01

Почвоведение. Работы В.В. Докучаева.


ХКК ГОС,

углубление представлений уча-щихся о почве как верхнем пло-дородном слое земли; в процессе опытов установить состав почвы; подвести учащихся к выводу о круговороте жизни на земле

Кладовая земли, виды почвы, состав почвы, Докучаев В.В.

20

03.02

Экскурсия в музей (краеведческий музей)



7. Национальные парки (4 ч)

21

10.02

Секвойи – гиганты с именами.


Проект 4 "Растения -гиганты"

формировать знания об эколо-гической целостности природы, освоение земель и различных растениях, заселяющих разные уголки земного шара

Секвойя, растения-гиганты, вечнозеленые растения

22

17.02

Старейший (1918 г.) заповедник Аскания-Нова.

Биосферный заповедник Аска-ния-Нова объединил в себе естественные степи

Охрана природы, экология

23

24.02

Тайга.




ХКК ГОС, ОБЖ, ТБ

сформировать представления о лесе, как о природном сообщест-ве, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Смешанные, широколиственные леса

24

02.03

Линдуловская роща.

сформировать представление о заповеднике, заказниках, нацио-нальных парках, памятниках природы

Искусственные насаж-дения лиственницы сибирской

8. Комнатные растения – посланцы материков Земли (2 ч)

25

09.03

Путешествие с комнатными растениями.

ХКК ГОС, ОБЖ, ТБ

Знакомство с декоративными и комнатными растениями их происхождением,  воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, прививать интерес к цветоводству

Комнатные растения, горшечные, бонсай,

26

16.03

Приспособленность и ее относительный характер.

9. Животные мира (2 ч)

27

23.03

Многообразие, численность, критические показатели.

Охрана и рациональное исполь-зование животного мира, позна-комиться с Красной книгой России, определять признаки охраняемых территорий.

Рациональное использование животных, эндемики

28

06.04

Животный мир в опасности: причины, возможности сохранения.

10. Люди в поиске путей сохранения биологического разнообразия (2 ч)

29

13.04

Люди в поиске путей сохранения биологического разнообразия

ХКК ГОС, ОБЖ, ТБ

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения

Биологическое разнообразие

30

20.04

Международный день биологического разнообразия.

11. Ноосфера – сфера разума (4 ч)

31

27.04

В.И. Вернадский: жизнь ученого.



32

04.05

В.И. Вернадский: жизнь и деятельность ученого.


33

11.05

Будущее природы на планете Земля.



34

18.05

Защита творческих работ (сочинения, стихи, рисунки и т.д.)



35

25.05

Резерв





Материально-техническое обеспечение


  • Географический атлас по географии: География. 5 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2012;

  • Контурные карты по географии: География. 5 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2012;

  • http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.3   Единое окно доступа к образовательным ресурсам. География;

  • http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования. Журнал «Учитель географии»;

  • http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28   раздел «География».


Список литературы


1. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2012;

2. Селищев Е.Н «География для любознательных или о чем ты не узнаешь на уроках географии», Ярославль, Академия Развития, 2011;

3. Андреев А. А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 3-11;

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8-4;





























Лист корректировки учебной программы



урока в теме

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки











































































































24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса по географии "Планета и ее обитатели" 5 класс

Автор: Лярская Ирина Сергеевна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 273982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства