Рабочая программа 10 класса к учебнику, под редакцией Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».
Рабочая программа 10 класса к учебнику, под редакцией Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».
Рабочая программа разработана к учебнику 10 класса, под редакцией Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».
Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний, которые уже есть у обучающихся о географии России и географии современного мира. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предполагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
Данный курс географии можно назвать курсом для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класса к учебнику, под редакцией Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира. М., «Просвещение».»
Ханты-Мансийский автономный округ- Югра
г. Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО на методическом совете приказом МБОУ СОШ № 6
Протокол №1 Протокол №1 от 29.08.2015г. №581-о
«28» августа 2015 г. «29» августа 2015 г.
Руководитель ШМО Председатель МС
____________ О. А. Багма ___________ Л.А. Бондаренко
Рабочая программа
по географии
10 класс
(базовый уровень)
Составитель: Е. В. Волкова,
учитель географии
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по географии составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 21.12.2012 г. с последующими изменениями.
Приказ Министерства образования от 2008 года «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 классы. Базовый уровень/В.И. Сиротин, И.И. Душина, Е.М. Домогацких. – М.: Просвещение, 2008.
Программа среднего (полного) образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии 6-10 кл. / Под редакцией В.И. Сиротина. – М.: Дрофа, 2008.
Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне)
Изучение географии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
от курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний, которые уже есть у обучающихся о географии России и географии современного мира. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предполагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
Данный курс географии можно назвать курсом для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Изменений в авторскую учебную программу внесено не было.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Согласно действующему учебному плану школы в 10-м и 11-м классах на изучение географии отводится 70 часов, из расчёта 1-го учебного часа в неделю.
Количество практических занятий:
10 класс – 10, из них оценочных-6.
Формой организации образовательного процесса является урок.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
отбор информации;
систематизация информации;
использование компьютера;
ресурсы сети Интернет;
презентации;
работа с текстом;
работа с атласом, картой, глобусом.
Виды и формы контроля:
индивидуальный опрос
фронтальный опрос
самостоятельная работа
тест
практическая работа
Планируемый уровень подготовки выпускников
В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
а) Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
б) Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
в) Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
г) Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
д) Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011 г.
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2011г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2011 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2009.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Календарно-тематический план 10 класс
№ п\п
Дата
Тема
Основное содержание
Основные знания и умения, формируемые на уроке
Программные практические работы
Тип урока
Виды деятельности
Примечание
План
Факт
Введение (1 час)
Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
Понятие экономической и социальной географии.
-
Вводный
Знакомство с учебником.
Часть 1. Общая характеристика мира (34 часа)
Современная политическая карта мира
Многообразие стран современного мира.
Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии.
Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.
Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий (Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия). Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку. 120 непризнанных государств, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Их примеры. Де-факто и де-юре этих стран.
Кол-во и группировка стран. Типология стран. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой.
-
Изучение нового материала
Работа с атласом и учебником, составление таблицы «Типология стран мира по уровню социально-экономическому»
Международные отношения и политическая карта мира.
Политическая карта мира после Второй мировой войны. Современный этап международных отношений и политическая карта мира.
-
Комбинированный урок
Работа с атласом и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Государственный строй стран мира. Практическая работа №1 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная.
Составление систематизированной таблицы «Государственный строй стран мира ».
Комбинированный урок
Работа с атласом и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»
Политическая география. Практическая работа №2 «Характеристика политико-географического положения страны»
География. Политическа карта мира. Международные отношения.
Характеристика политико-географического положения страны
Комбинированный урок
Работа с атласом и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Обобщающее повторение по теме: «Политическая карта мира».
Обобщить и уточнить знания обучающихся по теме «Политическая карта мира»
-
Проверка ЗУН
Работа с текстом проверочной работы
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Взаимодействие общества и природы.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Понятие о географической (окружающей) среде.
-
Урок-диалог
Работа с атласом
Мировые природные ресурсы.
Понятие о ресурсообеспеченности. Обеспеченность минеральными и земельными ресурсами.
-
Комбинированный урок
Работа с атласом и ресурсами сети Интернет
Мировые природные ресурсы. Практическая работа №3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира»
Обеспеченность водными и биологическими ресурсами. Ресурсы Мирового океана.
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира
Комбинированный урок
Работа с атласом и таблицами учебника
Загрязнение окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология
Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия. Решение природоохранных проблем. Природоохранная деятельность и экологическая политика.
-
Урок-семинар
Работа с атласом и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Обобщающее повторение по теме: «География мировых природных ресурсов».
Обобщить и уточнить знания обучающихся по теме: «География мировых природных ресурсов».
-
Урок-зачёт
Работа с текстом проверочной работы
География населения мира
Численность и воспроизводство населения.
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Демографический кризис. Демографический взрыв.
-
Урок-лекция
Работа с атласом и графиками учебника
Численность и воспроизводство населения.
Демографическая политика. Теория демографического перехода. Качество населения как новое комплексное понятие.
-
Комбинированный
Работа с атласом и таблицами учебника
Состав (структура) населения.
Половой состав: соотношение мужчин и женщин. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. Этнолингвистический состав. Религиозный состав: мировые и национальные религии.
-
Урок-лекция с элементами беседы
Работа с атласом и таблицами учебника
Размещение и миграции населения. Практическая работа №4 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира»
Размещение и плотность населения. Миграции населения: их виды и география.
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
Урок-беседа
Работа с атласом и статистическими материалами учебника
Городское и сельское население.
Городское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Население и окружающая среда.
-
Урок-семинар
Работа с атласом и таблицами учебника
Обобщающее повторение по теме: «География населения мира».
Обобщить и уточнить знания обучающихся по теме: «География населения мира».
-
Урок-зачёт
Работа с текстом проверочной работы
Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Научно-техническая революция.
Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология, производство, управление.
Эволюционный и революционный пути развития.
Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира.
Понятие о НТР. Характерные черты и составные части НТР. Рост наукоёмкости. Два пути развития техники и технологии. Шесть главных направлений развития производства. Глобальное информационное пространство. ГИС
-
Урок-лекция
Работа с дополнительной информацией
Мировое хозяйство.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда. Отрасль международной специализации. Международная экономическая интеграция. Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК.
-
Урок-лекция
Работа с атласом и текстом учебник.
Три типа структуры от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика.
-
Комбинированный
Работа с атласом и текстом учебник.
Факторы размещения.
Факторы размещения: старые и новые.
Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
Комбинированный
Работа с атласом и текстом учебник.
Обобщающее повторение по теме: «НТР и мировое хозяйство».
Обобщить и уточнить знания обучающихся по теме: «НТР и мировое хозяйство».
-
Обобщение знаний
Работа с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
География отраслей мирового хозяйства
География промышленности.
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Промышленность. Топливно-энергетическая промышленность: рост производства и потребления топлива, три этапа развития.
-
Урок-лекция
Работа с картами атласа.
География промышленности.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. Электроэнергетика – одна из отраслей «авангардной тройки»
-
Комбинированный
Работа с картами атласа.
География промышленности.
Горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность. Машиностроение: сдвиги в отраслевой и территориальной структуре.
-
Комбинированный
Работа с картами атласа.
География промышленности. Практическая работа №5 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира»
Лесная и деревообрабатывающая промышленность: два пояса. Лёгкая промышленность: сдвиги в географии. Промышленность и окружающая среда.
Построение картосхемы размещен.основных районов отраслей промышленности мира (по выбору)
Комбинированный
Работа с картами атласа, контурными картами.
География сельского хозяйства и рыболовства.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о «зелёной революции». Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства.
-
Комбинированный
Работа с картами атласа, материалами учебника.
География сельского хозяйства и рыболовства.
Растениеводство. Животноводство: три ведущие отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство.
-
Комбинированный
Работа с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
География транспорта.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Географические различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы.
-
Комбинированный урок
Работа с атласом и материалами учебника
География транспорта.
Сухопутный транспорт: три главных вида. Водный транспорт: особая роль морского транспорта. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.
-
Комбинированный урок
Работа с атласом и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Международные экономические отношения.
Всемирные экономические отношения. Страны с открытой экономикой. Свободные экономические зоны. Мировая торговля.
-
Комбинированный урок
Работа с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Международные экономические отношения.
Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.
-
Комбинированный урок
Работа с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
Обобщающее повторение по теме: «География отраслей мирового хозяйства».
Обобщить и уточнить знания обучающихся по теме: «География отраслей мирового хозяйства».
-
Проверка ЗУН
Работа с текстом проверочной работы
Обобщающее повторение по теме: «Общая характеристика мира»
Обобщить и уточнить знания обучающихся по теме
-
Проверка ЗУН
Работа с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет
а: 31.05
б,в: 27.05
Обобщающее повторение по теме: «Общая характеристика мира»
Проверка ЗУН
Работа с дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет