kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочного курса по географии "Мир-природа-общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Мир – природа – общество» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 9 классов в условиях реализации ФГОС ООО и направлен на формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочного курса по географии "Мир-природа-общество"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»




СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

__________Н.В.Тарасюк

«___»_______2021

Заместитель директора

__________Н.А. Коваленко

«___»______2021


Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утверждённой приказом от «24» августа 2021 г. № 388




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: общественно-научные предметы

Внеурочный курс: «Мир – природа – общество»

Класс: 9

Составитель: Маленкова Л.А.



Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

г. Нефтеюганск

Аннотация к рабочей программе курса

«Мир – природа – общество» 9 класс

Рабочая программа курса «Мир – природа – общество» составлена в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

Используемый УМК:

1. Крылова О.В. География. Сборник заданий и упражнений. 9 класс. - М.: Просвещение/Дрофа, 2020.

2. В помощь выпускнику. ОГЭ. География. Справочник с комментариями ведущих экспертов. - М.: Просвещение, 2020.


Курс «Мир – природа – общество» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 9 классов в условиях реализации ФГОС ООО и направлен на формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Место предмета в учебном плане

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

9 класс

1

34

34




34 часа за курс


Планируемые предметные результаты

Выпускник научится:

Выпускник научится:

• ориентироваться в источниках географической информации, находить и извлекать необходимую информацию;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; использовать эти знания для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


Пояснительная записка


I. Нормативные документы

Данная рабочая программа внеурочного курса «Мир – природа – общество» для 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

Используемый УМК:

1. Крылова О.В. География. Сборник заданий и упражнений. 9 класс. - М.: Просвещение/Дрофа, 2020.

2. В помощь выпускнику. ОГЭ. География. Справочник с комментариями ведущих экспертов. - М.: Просвещение, 2020.


Курс «Мир – природа – общество» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 9 классов в условиях реализации ФГОС ООО и направлен на формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


II. Место курса в учебном плане

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

9 класс

1

34

34




34 часа за курс


III. Планируемые результаты освоения внеурочного курса

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

  • формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления;

Метапредметные:

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

  • Регулятивные УУД

  • Умение планировать решение задачи

  • Умение формулировать проблему

  • Умение формулировать познавательную цель

  • Умение выдвигать гипотезу

  • Умение оценивать степень и способы достижения цели

  • Познавательные УУД

  • Умение искать и выделять информацию

  • Умение подводить под понятие, выводить следствия

  • Умение понимать информацию в неявном виде, в виде таблиц, схем, рисунков

  • Умение устанавливать причинное – следственные связи

  • Умение использовать знаково – символические средства

  • Умение анализировать с целью выделения признаков

  • Умение моделировать

  • Умение выстраивать логическую цепь рассуждений

  • Умение синтезировать (как восполнение целого из частей, восполнение недостающих компонентов)

  • Умение выбирать основания и критерия для сравнения сериации и классификации

  • Коммуникативные УУД

  • Умение понимать цель, суть текста

  • Умение выражать свою точку зрения

  • Умение разрешать конфликты

  • Умение инициировать сотрудничество

  • Умение использовать речевые средства адекватные ситуации общения.

Планируемые предметные результаты освоения внеурочного курса

Ученик научится:

  • Объяснять, сравнивать и оценивать особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

  • сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

  • cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;

  • оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов России;

  • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


Система оценки достижений планируемых результатов:

Текущий контроль усвоения программы курса осуществляется при выполнении практических работ и решении задач. Итоговым контролем является итоговая беседа по всем темам курса «круглый стол».


IV. Содержание внеурочного курса (34 часа)

Раздел 1. Введение. Особенности экзамена по географии в 9 классе (2 ч).

Особенности экзамена в 9 классе. Основные требования и особенности его проведения. Теоретические знаний и практические умения, необходимые для подготовки к экзамену. Виды заданий. Психологический настрой. Правила оформления работ.

Раздел 2. Основы теории и практики физической географии (24 ч).

Тема 1. Источники географической информации (5 ч)

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

Практикум: 1. Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России. 2. Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану; 3. Построение профиля рельефа местности

Тема 2. Природа Земли (6 ч)

Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Климатообразующие факторы.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Практикум: 1. Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон. Описание рельефа, климата, природных комплексов. 2. Описание элементов погоды и климата, их зависимость друг от друга, и их влияние на природные комплексы и хозяйственную деятельность человека. 3. Определение высот географических объектов на физической карте; 4. Определение сейсмически-активных зон мира, выявление причин возникновения;

Тема 3. Природа материков (5 ч).

Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.

Практикум: 1. Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности». 2. Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран. 3. Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам; 4. Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

Тема 4. Природа России (8 ч).

Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России. Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы.

Практикум: 1. Определение крайних точек России, пограничных государств; 2. Определение типов климата на территории России; 3. Определение территорий распространения неблагоприятных природных явлений, причин их возникновения; 4. ООПТ России; 5. Выявление зависимости между тектоническими структурами, рельефом и размещением полезных ископаемых. 6. Определение климатических показателей по синоптической карте;

Раздел 3. Экономическая география (8 ч.).

Тема 1. Население России (2 ч.).

Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Тема 2. Хозяйство России (6 ч.).

Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение.

Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Хозяйство района, его специализация и крупные центры производства. Региональные различия внутри района. Проблемы района. Обобщение по курсу.

Практикум: 1. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. 2. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. 3. Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, их влияние на специализацию.


Организация деятельности по духовно – нравственному развитию учащихся: предлагаемая рабочая программа составлена с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и включает в себя уроки, построенные в соответствии с календарем образовательных событий, а именно проводятся уроки, посвященные памятным датам и событиям российской истории и культуры:

2021 – 570 лет со времени рождения Христофора Колумба (1451–1506), испанского мореплавателя;

2021 – 570 лет со времени рождения Америго Веспуччи (1451–1512), итальянского мореплавателя;

2021 – 340 лет со времени рождения Витуса Ионассена Беринга (1681–1741), российского мореплавателя;

27 сентября – Всемирный день туризма;

30 сентября – 130 лет со дня рождения Отто Юльевича Шмидта (1891‒1956), российского советского полярного исследователя, математика, геофизика;

10 октября ‒ 160 лет со дня рождения Фритьофа Нансена (1861‒1930), норвежского полярного исследователя;

12 декабря – 70 лет со дня рождения Фёдора Филипповича Конюхова (1951), российского профессионального путешественника

22 марта - Всемирный день воды;

22 апреля – Всемирный день Земли (отмечается с 1990 г. по решению ЮНЕСКО с целью объединения людей в деле защиты окружающей среды);

16 июля – 50 лет со дня рождения Руаля Амундсена (1872–1928), норвежского полярного путешественника и исследователя;

5 июня - Всемирный день окружающей среды.


Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Перечень тем проектов, исследовательских работ:

  1. Влияние мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. на российскую экономику.

  2. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?

  3. Древние корни молодого города (экскурсионный маршрут по городу).

  4. Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистралей нашего города? Их влияние на наше здоровье.

  5. Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?

  6. Есть ли необходимость в ликвидации ВПК?

  7. Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?

  8. Историко-культурные памятники нашего района.

  9. Как изменить структуру экспорта России?

  10. Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?

  11. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения моего района?

  12. Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?

  13. Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?

  14. Непризнанные государства. Общие особенности и проблемы.

  15. Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?

  16. Проект создания мирового центра туризма в округе.

  17. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?

  18. Легкая промышленность мира у нас в шкафу.








V. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

коли чество часов

тема

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата

1

Раздел 1.

Введение

2

1.Особенности экзамена по географии в 9 классе.

Слушание учителя,

самостоятельная работа с текстом в научно-популяр-ной литературе

2.Как правильно подготовиться к экзамену по географии. Типы заданий и правила их оформления.

2

Раздел 2. Основы теории и практики физической географии Тема 2.1 Источники географичес-кой информации

24






5

1.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

Практикум: Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

Слушание учителя, выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом в учебнике, просмотр познавательных фильмов, просмотр презентаций,

слушание и анализ докладов одноклассников, работа с картой, анализ таблиц, графиков, схем, работа с коллекциями образцов, решение задач, систематизация

2.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

Практикум: Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану.

3.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

Практикум: Построение профиля рельефа местности.

4.Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

5.Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

Викторина «Вокруг света»

3

Тема 2.2. Природа Земли

6

1.Литосфера.

Практикум: Определение высот географических объектов на физической карте.

Слушание учителя, выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом в учебнике и его анализ, просмотр познавательных фильмов,

работа с картой, анализ таблиц, графиков, схем, систематизация,

написание рефератов,

анализ возникающих проблемных ситуаций,

анализ данных, отбор материала из нескольких источников, просмотр презентаций

2.Литосфера.

Практикум: Определение сейсмически-активных зон мира, выявление причин возникновения.

3.Атмосфера.

Практикум: Описание элементов погоды и климата, их зависимость друг от друга, и их влияние на природные комплексы и хозяйственную деятельность человека.

4.Гидросфера. Экскурсия в музей реки Обь.

5.Биосфера.

6.Географическая оболочка Земли.

Практикум: Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон. Описание рельефа, климата, природных комплексов.

4

Тема 2.3. Природа материков

5

1.Происхождение материков и впадин океанов.

Слушание учителя, слушание и анализ докладов одноклассников,

выполнение практической работы, самостоятельная работа с текстом в учебнике, просмотр познавательных фильмов,

работа с картой, анализ таблиц, графиков, схем, систематизация

написание рефератов,

анализ данных, отбор материала из нескольких источников, просмотр презентаций

2.Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Викторина по теме.

3.Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Практикум: Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».

4.Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Практикум: Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

5.Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Практикум: Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам. Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

5

Тема 2.4. Природа России

8

1.Особенности географического положения России.

Практикум: Определение крайних точек России, пограничных государств.

Решение различных экспериментальных задач, анализ таблиц, графиков, схем, решение отбор материала из нескольких источников, наблюдение за погодой, самостоятельная работа с текстом в учебнике, научно-популярной литературе, выполнение практической работы, просмотр познавательных фильмов,

написание рефератов

2.Рельеф и недра России.

Практикум: Выявление зависимости между тектоническими структурами, рельефом и размещением полезных ископаемых.

3.Рельеф и недра России.

4.Климат. Внутренние воды.

Практикум: Определение типов климата на территории России.

5.Климат. Внутренние воды.

Практикум: Определение климатических показателей по синоптической карте.

6.Почвы, природные зоны России.

Практикум: ООПТ России.

7.Почвы, природные зоны России.

Викторина «ООПТ ХМАО-ЮГРЫ».

8.Характеристика природных объектов.

Практикум: Определение территорий распространения неблагоприятных природных явлений, причин их возникновения.

6

Раздел 3 – Экономическая география

Тема 3.1. Население России

8



2

1.Население России.

самостоятельная работа с текстом, просмотр познавательных фильмов, работа с картой

2.Население России.

Викторина по теме.

7

Тема 3.2. Хозяйство России

6

3.Основные межотраслевые комплексы.

Экскурсия на предприятие.

Слушание учителя, защита проекта, самостоятельная работа с текстом в учебнике, моделирование, работа с картой, анализ таблиц, графиков, схем, отбор материала из нескольких источников, просмотр презентаций,

систематизация

4.Основные межотраслевые комплексы.

Практикум: Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

5.Географические особенности экономических районов России.

Практикум: Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

6.Географические особенности экономических районов России.

Практикум: Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, их влияние на специализацию.

7.Обобщение по курсу.

8.Обобщение по курсу.

Круглый стол «Земля у нас одна»


Итого

34




VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Литература для учащегося и учителя

1.1. Крылова О.В. География. Сборник заданий и упражнений. 9 класс. - М.: Просвещение/Дрофа, 2020.

1.2. В помощь выпускнику. ОГЭ. География. Справочник с комментариями ведущих экспертов. - М.: Просвещение, 2020.

1.3. География. Мой тренажёр. 5-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.В.Николина; М.: Просвещение, 2019.

1.4. География. Поурочные разработки.5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В.В.Николина; М.: Просвещение, 2020.

1.5. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е.Е.Гусева; М.: Просвещение, 2020.

1.6. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В.В.Николина, Е.К.Липкина; М.: Просвещение, 2020.

1.7. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии 6-10 классы): Пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2019

1.8. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2016.

2. Дидактические материалы

2.1. Серия справочных таблиц по географии 5-9 классы.

2.2. География. Атласы и контурные карты. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2019.

3. Электронные ресурсы, обеспечивающие учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности

3.1. Библиотека видеоуроков школьной программы «InternetUrok.ru»: https://interneturok.ru/

3.2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР): https://school-collection.edu.ru/


3.3. Географические обучающие модели

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/?interface=catalog&class[]=48&subject[]=28

3.4. Географический атлас http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/

3.5. Мир карт http://www.mirkart.ru/

3.6. Открытый банк заданий ОГЭ (fipi.ru)/ http://www.fipi.ru/

3.7. Официальный портал ГИА http://gia.edu.ru/ru/graduates_classes/exam/

3.8. Интерактивные карты http://mygeog.ru/rubrica/interaktivnye-karty/

4. Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы

4.1. Карты настенные.

4.2. Таблицы по темам программы.

4.3. Глобусы.

4.4. Коллекции минералов и горных пород.

4.5. Компасы.

4.6. Портреты «Путешественники и мореплаватели».

4.7.Электронные наглядные пособия. Мультимедийная обучающая программа: География 7-9 классы;

4.8. Компьютер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


VII. Календарно – тематическое планирование

Тема раздела, с указанием количества часов, отводимых на изучение

Тема урока с указанием количества часов, отводимых на усвоение

Дата

План

Факт

Раздел 1.

Введение

2 часа

1.Особенности экзамена по географии в 9 классе.

1 час



2.Как правильно подготовиться к экзамену по географии. Типы заданий и правила их оформления.

1 час



Раздел 2. Основы теории и практики физической географии - 24 часа

Тема 2.1 Источники географичес-кой информации- 5 часов

1.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

Практикум: Определение элементов градусной сетки, географических координат, направлений и расстояний по карте полушарий и физической карте России.

1 час



2.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

Практикум: Определение расстояний, направлений, оценка территории по топографическому плану.

1 час



3.Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

Практикум: Построение профиля рельефа местности.

1 час



4.Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

1 час



5.Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

Викторина «Вокруг света»

1 час



Тема 2.2. Природа Земли – 6 часов

1.Литосфера.

Практикум: Определение высот географических объектов на физической карте.

1 час



2.Литосфера.

Практикум: Определение сейсмически-активных зон мира, выявление причин возникновения.

1 час



3.Атмосфера.

Практикум: Описание элементов погоды и климата, их зависимость друг от друга, и их влияние на природные комплексы и хозяйственную деятельность человека.

1 час



4.Гидросфера. Экскурсия в музей реки Обь.

1 час



5.Биосфера.

1 час



6.Географическая оболочка Земли.

Практикум: Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон. Описание рельефа, климата, природных комплексов.

1 час



Тема 2.3. Природа материков - 5 часов

1.Происхождение материков и впадин океанов.

1 час



2.Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Викторина по теме.

1 час



3.Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Практикум: Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам: «Формы рельефа, их строение, характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материков», «Особенности населения и его хозяйственной деятельности».


1 час



4.Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Практикум: Составление сравнительных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

1 час



5.Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии.

Практикум: Определение основных показателей климата и типа климата по климатограммам. Определение положения пункта, климат которого соответствует представленной климатограмме.

1 час



Тема 2.4. Природа России – 8 часов

1.Особенности географического положения России.

Практикум: Определение крайних точек России, пограничных государств.

1 час



2.Рельеф и недра России.

Практикум: Выявление зависимости между тектоническими структурами, рельефом и размещением полезных ископаемых.

1 час



3.Рельеф и недра России.

1 час



4.Климат. Внутренние воды.

Практикум: Определение типов климата на территории России.

1 час



5.Климат. Внутренние воды.

Практикум: Определение климатических показателей по синоптической карте.

1 час



6.Почвы, природные зоны России.

Практикум: ООПТ России.

1 час



7.Почвы, природные зоны России.

Викторина «ООПТ ХМАО-ЮГРЫ».

1 час



8.Характеристика природных объектов.

Практикум: Определение территорий распространения неблагоприятных природных явлений, причин их возникновения.

1 час



Раздел 3 – Экономическая география 8 часов

Тема 3.1. Население России – 2 часа

1.Население России.

1 час



2.Население России.

Викторина по теме.

1 час



Тема 3.2. Хозяйство России – 6 часов

3.Основные межотраслевые комплексы.

Экскурсия на предприятие.

1 час



4.Основные межотраслевые комплексы.

Практикум: Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

1 час



5.Географические особенности экономических районов России.

Практикум: Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

1 час



6.Географические особенности экономических районов России.

Практикум: Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, их влияние на специализацию.

1 час



7.Обобщение по курсу.

1 час



8.Обобщение по курсу.

Круглый стол «Земля у нас одна»

1 час




Итого

34 часа




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочного курса по географии "Мир-природа-общество"

Автор: Маленкова Лилия Анатольевна

Дата: 02.11.2021

Номер свидетельства: 590275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства