Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предпрофильному курсу «Демографические проблемы России»»
Рабочая программа
по предпрофильному курсу
«Демографические проблемы России»
9 класс
Составитель: Волкова Евгения Владимировна,
учитель географии
Пояснительная записка.
Главной целью курса является формирование систематизированного и целостного представления об особенностях развития демографической ситуации в России, о демографических проблемах и путях их решения за счет реализации демографической политики в России и Ханты-Мансийском АО, о роли географии в познании этих проблем и определения ряда территориальных особенностей, присущих регионам нашей страны.
Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Задачи курса:
1.Выйти за рамки личностной сферы по отношению к рассматриваемым проблемам в более глобальную (субъекта федерации и государства), ответить на вопрос «почему» и «что надо делать».
2.Рассмотреть демографические проблемы России как результат человеческой деятельности.
3.Выстроить знания о современной демографической ситуации в стройную схему, понять пространственную логику развития человеческого общества и выявить место человека в ней.
4.Развить умения учащихся самостоятельно анализировать документы и статистические материалы и мыслить пространственно.
5.Расширить кругозор учащихся.
6.Развивать любознательность
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов. Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по географии. Он расширяет базовый курс по географии, является предметно ориентированным и дает возможность учащимся работать с документами, статистическими материалами и мультимедийными программами. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания.
Планируемые результаты обучения.
1. Создание проектов на основе краеведческого материала и исследовательских работ по одной из тем курса (н-р «Динамика изменения естественного прироста в ХМАО-Югре», «Факторы рождаемости Ханты-Мансийского АО», «Демографическая политика, проводимая в ХМАО-Югре», социальный проект «Твои дети – это твой образ жизни», «Новое поколение против абортов» и т.д. )
2. Создание мультимедийных презентаций.
Проекты и работы будут представлены в работе секции естественно-научного направления на школьном и городском конкурсе «Шаг в будущее».
Мультимедийные презентации будут использованы в преподавании темы «Население России» в 9 классе
Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.
Содержание элективного курса предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:
- объектов изучения;
- форм и видов текущих и итоговой работы;
- тем и форм представления итоговой работы.
Основное содержание курса.
1. Введение в курс и проектную деятельность
Введение в тематику курса. Деление на группы. Первичный выбор темы проекта (мозговой штурм)
2. Введение. Заселение славянами Восточно-Европейской равнины. Выход к берегам Северного Ледовитого океана. Присоединение Поволжья, продвижение в степь. Освоение Сибири. Выход к Тихому океану.
3. Из истории переписей населения в России.
Начало учета населения в Руси в 9 веке. "Ревизии" населения в 12 веке в период татаро- монгольского ига. Переписи населения в отдельных городах и селах после реформы 1861 года. Первая перепись в Российской империи в 1897 году. Всесоюзная перепись 1926, 1937, 1980, 1989 г.г. Перепись населения России 2002.
4. Современная демографическая ситуация в России.
Численность населения. Естественное движение, показатели, его характеризующие (рождаемость, смертность, естественная убыль). Демографическая ситуация в РФ.
5. Современная демографическая ситуация в Ханты-Мансийском автономном округе.
Численность населения.Рождаемость, смертность, естественный прирост. Факторы рождаемости и смертности, проявляющиеся в ХМАО.
6. Продолжительность жизни в России.
Средняя продолжительность жизни. Повышение смертности. Долгожительство. Детская смертность.
7. Половозрастной состав населения.
Половой и возрастной состав населения, преобладание женщин. Причины, влияющие на состав населения. Половозрастная пирамида.
8. Изменение численности городского и сельского населения.
Соотношение городского и сельского населения. Типы поселений. Урбанизация. Особенности урбанизации в России. Городские агломерации. Функции городов. Проблемы крупных городов. Городское и сельское население РФ.
9. Миграции населения, их влияние на численность населения.
Виды миграций. Понятия "миграция", "эмиграция", "мигранты", "иммигранты", "реэмиграция". Реэмиграция в связи с распадом СССР. Миграции и численность населения.
10.Демографическая ситуация и трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Трудоспособный возраст. Сокращение численности трудоспособного населения. Качество трудовых ресурсов. Требования к современному работнику в условиях рынка. Рынок труда РФ.
11. Миграции населения и трудовые ресурсы ХМАО-Югры.
Экономически активное население области. Труд и трудоспособный возраст. Качество трудовых ресурсов Югры. Рынок труда и организации, занимающиеся трудоустройством.
12. Демографическая политика, проводимая в ХМАО-Югре. .
Законопроекты, принимаемые администрацией. Реализация законопроектов на местах. Национальные приоритетные проекты «Здравоохранение» и «Молодая семья»
13. Заключительное занятие.
Презентация проектов.
Учебно-тематическое планирование и методическое обеспечение
№
Тема занятия
Часы
Форма занятий
Использование на занятиях приёмов технологии
критического мышления
1
Введение в курс и проектную деятельность. Особенности выполнения проектов. Деление на творческие группы
1
практикум//мозговой штурм
«верные – неверные утверждения»
2
Исторические особенности заселения и освоения территории России
1
лекция
«перепутанные логические цепочки»
3
Из истории переписи населения России
1
лекция
4
Современная демографическая ситуация в России
2
семинар
5
Современная демографическая ситуация в нашем округе: численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост.
2
урок- диалог, дебаты
«ключевые термины»
6
Продолжительность жизни в России.
1
круглый стол
7
Половозрастной состав населения России
1
урок- диалог, работа с половозрастными пирамидами
8
Изменение численности городского и сельского населения
1
урок – диалог, работа с картами и статистическим материалом
«синквейн»
9
Миграции населения, их влияние на численность населения
1
урок – диалог, работа с картами и статистическим материалом
«кластер»
10
Демографическая ситуация и трудовые ресурсы
1
Практикум
«тонкие и толстые вопросы»
11
Миграции населения и трудовые ресурсы ХМАО- Югры.
1
работа со статистическим материалом, урок - диалог
12
Демографическая политика, проводимая в ХМАО- Югре.
2
изучение нормативно – правовых документов
13
Заключительное занятие
2
Практикум
Итого 17 часов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Дата
Примечание
Дата корректировки
Кол-во часов
Тема занятия
1
1
Введение в курс и проектную деятельность. Особенности выполнения проектов. Деление на творческие группы
2
1
Исторические особенности заселения и освоения территории России
3
1
Из истории переписи населения России
4
2
Современная демографическая ситуация в России
5
2
Современная демографическая ситуация в Ханты-Мансийском АО- Югра: рождаемость, смертность, естественный прирост, половозрастной состав
6
1
Продолжительность жизни в России. Демографическая "гангрена", охватившая Крайний Север
7
1
Половозрастной состав населения России
8
1
Изменение численности городского и сельского населения
9
1
Миграции населения, их влияние на численность населения
10
1
Демографическая ситуация и трудовые ресурсы
11
1
Миграции населения и трудовые ресурсы ХМАО- Югры.
12
2
Демографическая политика, проводимая в ХМАО- Югре.
13
2
Заключительное занятие
Список литературы:
1.В.П.Дронов, В.Я.Ром. "Население и хозяйство России", М. Дрофа. 2020 год.
2.Г.М. Лаппо. "Рассказы о городах".М. "Мысль",1986 год.
3.В.В.Прокшишевский "География мирового процесса урбанизации", М. Просвещение, 1986 год.
4.В.Я. Ром. "Новое в России. Цифры и факты." Дополнительные главы к учебнику " География
России" М. Дрофа, 2020 год.
5.В.П. Максаковский «Современная географическая картина мира», т.1, «Просвещение», 2004 г.
6.География Ханты-Мансийского автономного округа : Учеб. пособие для 8-9-х кл. / [Бакулин В. В. и
др.]. - М. : Центр экол. просвещения и развития "Экопрос", 1996.
7.Ханты - Мансийский автономный округ /брошюра/ - Ханты-Мансийск, ГУИПП «Полиграфист»,
2007 год;
8. Информационный демографический бюллетень «О состоянии демографической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2021 году». – Ханты-Мансийск: 2022. – с. 70
Приложение: Приёмы критического мышления, как формы работы на занятиях предпрофильного курса «Демографические проблемы России»
1 занятие: Тема «Введение в курс и проектную деятельность. Особенности выполнения проектов. Деление на творческие группы»
Прием «Верные – неверные утверждения»: перед изучением материала учащимся предлагается 10-12 фиксированных утверждений (верные – неверные). Они ставят + или -. Этот прием направлен на стимуляцию познавательного интереса учащихся, повышение внимания при чтение текста.
Утверждение: Проектная деятельность это…
Верно-неверно (+ или -)
целенаправленное изменение образа будущего или создание продукта, решающего проблему
+
поиск ответа на неизвестный вопрос
-
в результате у каждого, кто выполнил задание, получается реальный продукт, оформленный стандартным образом, который может содержать: (тексты; схемы; фотографии; рисунки; макеты; данные, представленные в виде таблиц, диаграмм и графиков)
+
ключевой вопрос данного задания - Что я могу узнать, но пока не знаю/не могу найти прямого ответа в доступных источниках информации?
-
это работа ученика, завершающихся созданием продукта, и его представления в рамках устной или письменной презентации
+
ключевой вопрос данного задания - Как достигнуть предполагаемого результата?
+
это работа по выработке новых знаний для ученика
-
подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку
-
гипотеза может быть не всегда
+
выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений
+
выбор методов и методики проведения
-
формулирование выводов и оценка полученных результатов
-
2 занятие: Тема «Исторические особенности заселения и освоения территории России»
Приём «Перепутанные логические цепочки»
На отдельные листы выписываются события из текста:
-формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь;
-современное развитие страны;
-формирование и развитие Русского централизованного государства;
-развитие и крушение Российской империи;
- распад Киевской Руси на отдельные княжества и монголо-татарское завоевание
Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления.
Исходный текст лекции кратко:
Первый период - формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX-XII вв.).
Второй период - распад Киевской Руси на отдельные княжества и монголо-татарское завоевание (XIII-XV вв.).
Третий период - формирование и развитие Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.).
Четвертый период - становление Российской империи (XVIII - начало XIX в.).
Пятый период - развитие и крушение Российской империи (середина XIX - начало XX в.).
Шестой период - советский (1917-1991 гг.). Седьмой период - современное развитие страны (начиная с 1992 г.).
6 занятие: Тема «Современная демографическая ситуация в нашем округе Югра: численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост»
Приём «Ключевые термины».
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых терминов (демографическая ситуация, численность населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, половозрастной состав) и выписывает их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих слов и предположить, как они будут фигурировать в после
дующем тексте.
Текст для последующей работы: Численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2022 года составила 1 702 240 человек, увеличившись на 14 586 человек или на 0,9% (на 1 января 2021 года – 1 687 654 человека).
Количество родившихся в 2021 году составило 19 683 человека, что на 915 человек или 4,4% меньше, чем в 2020 году (2020 год – 20 598 человек).Коэффициент рождаемости в 2021 году составил 11,6 промилле (на 1000 населения), снизившись на 0,7 промилле по сравнению с 2020 годом (12,3 промилле).Количество умерших в 2021 году составило 14 429 человек, что на 1 570 человека или 12,2% больше, чем в 2020 году (2020 год – 12 859 человек).
Коэффициент естественного прироста населения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2021 году составил 3,1 на 1000 населения, снизившись с 2020 года на 1,6 промилле (2020 год – 4,7 промилле).
10 занятие: Тема «Изменение численности городского и сельского населения
Приём «Синквейн»
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейны обязательно анализируются. Их интересно использовать в качестве средства творческой выразительности.
Первая строка - одно существительное, которое называет тему;
Вторая строка – описание темы двумя прилагательными;
Описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
Синоним первого существительного, который повторяет суть темы.
На занятии учащимся предлагается написать синквейн о своём городе.
Например: Пыть-Ях
Молодой, энергичный
Растёт, строится, добывает
Южные ворота нашей Сибири
Город.
11 занятие: Тема «Миграции населения, их влияние на численность населения»
Приём «кластер».
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Например:
12 занятие: Тема «Демографическая ситуация и трудовые ресурсы»
Приём «тонкие и толстые вопросы».
Может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.
Толстые ?
Тонкие ?
Объясните, почему не всё население России реально участвует в производстве материальных и нематериальных благ?
Почему Вы думаете что естественный прирост влияет на уровень безработицы?
В чем различие между трудовыми
ресурсами и экономически активным
населением?
Может ли низкий спрос на рабочую силу повлиять на уровень безработицы?
Что такое наука демография?
Между кем на рынке труда возникают
отношения?
Когда человек вступает в трудоспособный возраст?
Кого называют – люди старше
трудоспособного возраста ?
Согласны ли Вы что увеличение человеческого капитала в нашей стране связано с улучшением качества жизни Россиян?