kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса географии 5-9 класс к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5-9 класс к учебнику линии "Полярная звезда" к учебнику А. И. Алексеева.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса географии 5-9 класс к учебнику линии «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева.»

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Пыть-Ях

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6














Рабочая программа

курса географии 5-9 класс

к учебнику линии «Полярная звезда»

под редакцией А.И.Алексеева.
































Оглавление



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Реквизиты нормативно-правовых документов.

1.2. Учебно-методический комплекс (УМК).

1.3. Описание места учебного предмета, курса (в каких классах изучается курс, и за какое количество часов может быть реализована разработанная рабочая программа).


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (личностные, метапредметные и предметные), цели (результаты), освоения учебного предмета.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Реквизиты нормативно-правовых документов.

Рабочая программа по предмету «География.5- 6 класс» разработана

в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7)

- Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») от 26 августа 2010 г. № 761н.

на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 6;

- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго поколения);

- Программы курса географии в соответствии с ФГОС, разработанной к учебникам линии «Полярная звезда» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования и науки РФ под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной - М.: Просвещение, 2014;

соответствует:

- Федеральному перечню учебников по учебному предмету «География».

- Учебному плану МБОУ СОШ № 6 основного общего образования на текущий учебный год.

- Положению о рабочей программе МБОУ СОШ № 6.

1.2. Учебно-методический комплекс.

При составлении рабочей программы использовались следующие источники:

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN978-5-09-023273-9;

- примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 484 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5;

- авторская программа: География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина.- М. : Просвещение, 2014. - 144 с. - IЗВN 978-5-09-023994-3;

Рабочая программа ориентирована на использование учебников серии «Полярная звезда» А. И. Алексеев.

География 5-6 класс. Природа и люди,

География 7 класс. Страны и континенты,

География 8 класс Россия М. Просвещение,

География 9 класс Россия М. Просвещение.

- География 5-6 классы: учебник для общеобразовательных. учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. Под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М.: Просвещение, 2016. (Полярная звезда);

- География. 7 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, Е. К. Липкина и др. Под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2016. (Полярная звезда);

- География. 8 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. Под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2014. (Полярная звезда);

- География. Россия. 9 класс: учебник для общеобразовательных. учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. Под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, М.: Просвещение, 2014. (Полярная звезда);

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:

  1. А. И. Алексеев и др. География. 5-6,7,8, классы (учебники)

  2. В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5-6,7,8,9 классы (рабочие тетради)

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5-6,7,8,9 классы (пособие для учителя)

4.Сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии.

Глобус, термометр, барометр, гигрометр, флюгер и др.

Физические, политические карты полушарий, мира, России, карта природных зон,

народы и плотность населения, климатическая карта и др.

Таблицы, картины.

Атласы.

Электронные ресурсы

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Интерактивная доска.

4. География 6-10 классы библиотека электронных наглядных пособий.

5. Электронные карты.

6. Планета Земля. Электронное издание для 6-7 класса.

7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Комплект цифровых образовательных ресурсов

Сайты:

● rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля. –

● geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"

● geo.1september.ru - газета "География"

● my-geography.ru

● georus.by.ru - "География России".

● geo.historic.ru - географический on-line справочник "Страны мира

● afromberg.narod.ru

● geografia.ru - География.ру

● nature.worldstreasure.com - "Чудеса природы"

● basni.narod.ru "Странник"

● terrus.ru "Территориальное устройство России"

1.3. Описание места учебного предмета.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основных ценностных ориентиров современного российского образования, заключающихся в  формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей  как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В 5-6 классе по 35 ч (1 ч в неделю) и в 7, 8 и 9 классах по 70 ч (2 ч в неделю).


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты можно обобщенно представить в виде формул «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.


Метапредметные результаты изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.


Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.


Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.


Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД представляют собой систему способов познания окружающего мира, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.


Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.


Выявлять причины и следствия простых явлений.


Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).


Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.


Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД позволяют самостоятельно организовывать речевую деятельность, использовать правила общения в различных учебных и внеучебных ситуациях.


Выстраивать высказывания в устной и письменной формах;


Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;


учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);


уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций


Предметные результаты

Выпускник научится

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;


устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

использовать знания особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой; функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов; влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Выпускник получит возможность научиться

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

работать с компасом;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

описывать погоду своей местности;

составлять описание природного комплекса;объяснять расовые отличия разных народов мира;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику рельефа своей местности;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

приводить примеры современных видов связи;выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 5-9 класс.

ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ 5-6 класс.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуаль ной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков.


X. Колумба, Ф. Магеллан. А. Тасман, Дж.Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, С.Дежнёв. Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.


Практикум. 1. Анализ источников географической информации. 2. Составление таблицы «Путешественники и учёные». 3. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».


Тема 2. Земля – планета Солнечной системы

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости.


Практикум. 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной». 2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. 3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».


Тема 3. План и карта

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.


Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта и её отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.


Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способны создания карт. Часовые пояса.


Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Ориентирование по плану города. 4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте. 5. Составление описания местности по планам и картам, чтение космических снимков и аэрофотоснимков.


Тема 4. Человек на Земле

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и го рода мира. Сравнение стран мира по политической карте.


Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.


Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли


Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды по лезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр.


Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жи зни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Горячие источники. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо.


Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнин по карте.


Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Менее крупн ые формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их происхождение. Овраги, сели. Барханы. Описание гор по карте.


Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.


Значение литосферы для жизни на Земле. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.


Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. 4. Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.


Тема 6. Гидросфера – водная оболочка Земли


Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Их соотношение. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.


Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Остро ва и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Методы изучения океанских глубин. Свойства воды. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в


Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Жизнь в океане. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.


Воды суши. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система. Речной бассейн, водораздел. Питание рек. Режим рек его зависимость от климата. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площадей водосборных бассейнов, направления течения рек.


Озера их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища, болота, их хозяйственное значение и рациональное использование. Описание озера по карте.


Подземные воды. Их происхождение и виды, возможности использования человеком. Минеральные воды.


Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники.


Качество воды и здоровье людей. Ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. Природные памят ники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.


Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.


Тема 7. Атмосфера – воздушная оболочка Земли


Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути сохранения качества воздушной среды.


Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура и её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам.


Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. Зависимость атмосферного давления от температуры воздуха и высоты местности над уровнем моря. Изменение атмосферного давления и температуры воздуха с высотой. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.


Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность и её влияние на погоду. Облака и их виды . Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние на жизнь и деятельность человека. Метеорологические приборы и инструменты.


Погода. Элементы и явления погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; условия их формирования и свойства.


Климат и климатические факторы. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.


Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды.


Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.


Тема 8. Биосфера – живая оболочка Земли


Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания.


Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.


Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Типы почв. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом сво ей местности. Описание почвы.


Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Человек – часть биосферы. Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.


Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности. Тема 9. Географическая оболочка Земли


Понятие «географическая оболочка». Состав, границы, строение географической оболочки и взаимосвязи между её составными частями.

Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Закономерности развития географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Зональные и азональные природные комплексы. Понятие «природная зона». Природные зоны — зональные природные комплексы. Смена природных зон от экватора к полюсам. Карта природных зон Земли. Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Природное наследие. Положительное и отрицательное влияние человека на ландшафт.


Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.


ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ 7 класс. (70 ч - 2 ч в неделю)

      Введение (4 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Тема 1. Население Земли (6 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

 Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

 Тема 2. Природа Земли (14 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

 Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

 Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

 Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (38 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.

Оценочные практические работы.

1. Определение по картам географических координат.

Тема «Африка»

2. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

3.Описание по климатической карте климата отдельных пунктов.

4.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и полезных ископаемых.

Тема «Южная Америка».

5. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

6. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

7. Составление описания природы Бразилии, населения и его хозяйственной деятельности.

Тема «Северная Америка»

8. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности человека.

9. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности.

Тема «Евразия»

10. Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

11. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.


«ГЕОГРАФИЯ РОСИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. Хозяйство». 8 класс (70ч – 2ч в неделю)

Тема 1. Россия в мире (5 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России.

2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

3. Ориентирование по физической карте России.

4. Сравнение способов райони­рования (природного и экономического).

5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население. Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Ре­лигии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум.

1. Анализ графиков рождаемости и смерт­ности в России.

2. Построение графика численности населе­ния своего района (области).

3. Анализ половозрастных пи­рамид России и отдельных ее регионов.

4. Анализ карты народов России.

5. Выявление на основе опроса рейтинга про­фессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

Тема 3. Природа (17 ч)

1.История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ис­копаемых.

Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум.

1. Описание рельефа России по плану.

2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.

3. Изуче­ние по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные истори­ческие периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона.

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум.

1. Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, средних темпера­тур января и июля, годового количества осадков по терри­тории России.

2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.

3. Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Ана­лиз агроклиматических ресурсов своей местности для раз­вития сельского хозяйства.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте мо­рей, омывающих берега России.

2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупней­шие реки России. Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.

Болота. Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Мор­ские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразо­вание рек.

Практикум.

1. Обозначение на контурной карте круп­ных рек России.

2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).

3. Описание одной из рос­сийских рек с использованием тематических карт; выявле­ние возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

16. Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.

17. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум.

1. Анализ земельных и почвенных ресур­сов по картам атласа.

2. Ознакомление с образцами почв своей местности.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства.

Практикум.

1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России».

2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с се­вера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны Рос­сии» Приложения.

3. Описание особенностей жизни и хозяй­ственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического поло­жения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава. Особенности та­ежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны сме­шанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ре­сурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жите­лей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная пояс­ность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум.

1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.

2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (при­родная зона по выбору).

3. Описание природно-хозяйствен-ной зоны вашей местности.

Тема 5. Хозяйство (19 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыноч­ных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратье­ва». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «от­расль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Практикум.

1. Выделение циклов в развитии экономи­ки своего региона.

2. Составление схемы «Виды предпри­ятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особеннос­ти топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяй­стве страны. Типы электростанций, энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факто­ров, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы « Структура ТЭК ».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.

Практикум. Установление основных факторов разме­щения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Сос­тав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машино­строительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями. Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышлен­ного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделыва­ния технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комп­лекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум.

  1. Обозначение на контурной карте глав­ных сельскохозяйственных районов страны. 2

  2. Установле­ние по материалам периодической печати проблем сельс­кого хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населе­ния на примере вашей местности.

Тема 6. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разра­ботка проекта «Сохранение природного и культурного

Оценочные практические работы:

Практическая работа № 1. Определение поясного времени по карте.

Практическая работа № 2. Описание рельефа России по плану.

П/р 3. Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, темпера­тур и осадков.

Практическая работа №4Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности.

Практическая работа №5. Характеристика одной из российских рек по плану.

Практическая работа № 6. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану


ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ. 9 класс. (70 ч; 2 ч в неделю; 10 ч — резервное время)

 РЕГИОНЫ РОССИИ (12 ч)

      Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
      Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
      Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1, 2 и 3). Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
      Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материалов периодической печати.

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (34 ч)  

  Тема 1. Центральная Россия (10 ч)

      Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
      Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
      Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
      Волго-Вятский район. Своеобразие района.
      Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
      Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4 и 5). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
      Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

    Тема 2. Северо-Запад (6 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
      Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.
      Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.
      Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
      Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
      Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
      Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.
      Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Составляем карту.
      Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциала района на основе тематических карт. 2. Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.

    Тема 4. Северный Кавказ (4 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
      Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
      Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Разрабатываем проект.
      Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства.

    Тема 5. Поволжье (4 ч)

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
      Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
      Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».

    Тема 6. Урал (5 ч)

      Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
      Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
      Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
      Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (24 ч)    

Тема 7. Сибирь (8 ч)

      Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
      Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
      Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
      Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
      Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.
      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 11). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
      Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

    Тема 8. Дальний Восток (9 ч)

      Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
      Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
      Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
      Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 12). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века»..
      Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. География ХМАО - Югры (7 ч)

      Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние.

Изучаем свой край. Природные условия, ресурсы население и города ХМАО-Югры. Хозяйство и отрасли специализации ХМАО-Югры. Экологические проблемы ХМАО-Югры.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Учебно - тематический план 5-9 класс

п/п

Раздел программы

Всего часов

по рабочей программе


5 КЛАСС


1.

Введение.

1

2

Раздел 1.Развитие географических знаний о Земле.

4

4

Раздел 2. Земля - планета Солнечной системы.

4

5

Раздел 3. План и карта.

12

6

Раздел 4.Человек на Земле.

3

7

Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли.

11


Итого

35





6 КЛАСС


1

Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли

13

2

Раздел 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли

14

3

Раздел 3: Биосфера – живая оболочка Земли

3

4

Раздел 4: Географическая оболочка Земли

4


Итого

35





7 КЛАСС


1

Раздел 1. Введение

4

2

Раздел 2.Население Земли

6

3

Раздел 3.Природа Земли

14

4

Раздел 4.Природные комплексы и регионы

6

5

Раздел 5.Материки и страны

40


Итого

70





8 КЛАСС



Введение.

1

1.

Раздел 1.Пространства России.

5

2.

Раздел 2.Россияне.

10

3

Раздел 3.Природа

24

4.

Раздел 4.Природно-хозяйственные зоны

7

5.

Раздел 5.Хозяйство России.

19

6.

Раздел 6.Наше наследие

4


Итого

70





9 КЛАСС


  1. 1

  Раздел 1. Регионы России

12

1

  1. 2

Раздел 2.ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

34

6

Тема 1. Центральная Россия

10


Тема 2. Северо-Запад

6


Тема 3. Европейский Север

4


Тема 4. Северный Кавказ

4


Тема 5. Поволжье

4


Тема 6. Урал

5


  1. 3

Раздел 3.АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

14

2


Тема 7. Сибирь

8



Тема 8. Дальний Восток

9


4

Раздел 4.Заключение. География ХМАО-Югры.

7



Резерв времени

0



Итого

70

9

Дополнительные часы на изучение тем использованы из резерва часов (4-5 часов). В соответствии с годовым календарным учебным графиком количество часов в 5, 6 классе за год может быть равно 35 часам в год, а в 7-9 классах по 70 часов.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Волкова Евгения Владимировна

Дата: 29.12.2018

Номер свидетельства: 493314

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства