kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Карта – второй язык географии» для 5-6 классов Срок реализации -2 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Карта – второй язык географии» для 5-6 классов Срок реализации -2 года»

Устьинский филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Устьинской средней общеобразовательной школы Моршанского района Тамбовской области



Рассмотрена и Утверждена

Рекомендована приказом № 297

Методическим советом МБОУ Устьинская СОШ

МБОУ Устьинская СОШ от « 31 » 08 . 2017г

Протокол № 1 Директор

« 31 » 08. 2017г Попов А.П.________

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по географии

«Карта – второй язык географии»

для 5-6 классов

Срок реализации -2 года

Автор-составитель: Нестерова Г.А. , учитель географии

2017г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Карта – второй язык географии» разработана на основе следующих нормативных документов:



  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  2. Фундаментального ядра содержания общего образования.

  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

  4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”.

Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

Актуальность курса.

Курс «Карта – второй язык географии» предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

Практическая значимость курса.

Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса.

География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Место курса в системе географического образования в школе.

Программа курса «Карта – второй язык географии» ориентирована на обучающихся 5-6 классов, спланирована на 35 часов в год(1 час в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5-6 классов, изучающих географию в рамках школьных программ. Возраст учащихся: 11-13 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 2 года.

Содержание курса «Карта – второй язык географии» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.

Форма организации занятий: кружок.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

Основные принципы построения программы:

  • преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

  • последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

  • сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

  • личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Этапы реализации программы:

5-6 классы. Курс “Карта – второй язык географии. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование интереса к географии;

  • дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

  • обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:

  • формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;

  • формирования представления о странах мира.

Содержание курса “Карта – второй язык географии . Географические модели Земли” (5-6 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Требования к результатам. 5 класс.

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

  1. Картография

(2 часа)

коммуникативные:

  • продолжить обучение в эвристической беседе;

  • выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);

  • добывать недостающую информацию с помощью карт.

регулятивные:

  • уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

  • применять методы информационного поиска.

познавательные:

  • уметь объяснять особенности планеты Земля;

  • уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • для чего изучают географию;

  • специфику географии как науки;

  • специфики методов географических исследований;

  • отличительные особенности географических методов исследования;

  • рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека.


  • развитие личностной рефлексии, толерантности;

  • формирование мотивации в изучении наук о природе;

  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

  1. Земля и её изображение

(4 часа)

коммуникативные:

  • добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;

  • свойства плана местности и космических снимков;

  • географические следствия вращения Земли.

Обучающийся должен умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности.

Обучающийся должен уметь:

использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.

  • формирование целостного мировоззрения,

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

  1. Школа Робинзонов

(8 часов)

коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • . выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя.

  • искать и выделять необходимую информацию.

познавательные:

уметь определять стороны горизонта на местности.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «топографическая карта»;

  • свойства топографической карты.

Обучающийся должен умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;

  • направления (стороны горизонта) на топографической карте, плане и местности;

  • с помощью компаса сторон горизонта.

Обучающийся должен уметь:

  • строить простые планы местности;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;

  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;

  • формирование навыков работы по образцу.

  1. История географических открытий.

(10 часов)

коммуникативные:

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

  • добывать недостающую информацию с помощью вопросов и карт.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

  • уметь объяснять роль географических открытий для человечества;

  • объяснять роль русских землепроходцев в изучении природы Земли;

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Обучающийся должен умение определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;

  • маршруты путешествий.

Обучающийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;

  • формирование навыков работы с картами по образцу.

  1. Географическая карта.

(11 часов)

коммуникативные:

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

регулятивные:

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений.

познавательные:

  • выделять специфические различия карт;

  • устанавливать с помощью тематических карт географическое положение природных зон;

  • делать выводы о значении карт;

  • уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.


Обучающийся должен уметь объяснять:

  • значение понятий: «физическая карта полущарий», «карта природных зон», «природная зона», «арктика», «тайга», «степь», «пустыня», «экваториальный лес»;

  • особенности природы природных зон и их обитателей;

Обучающийся должен умение определять:

  • по карте положение природных зон и географических объектов;

  • специфику природы, особенности растительного и животного мира;

Обучающийся должен уметь

  • показывать по карте основные географические объекты и природные зоны мира;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • описывать природные условия природных зон;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;

  • формирование мотивации в изучении наук о природе;

  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками;

  • формирование навыков работы с картами по образцу.












Требования к результатам. 6 класс.

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

  1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

( 13 часов)

коммуникативные:

  • продолжить обучение в эвристической беседе;

  • выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);

  • добывать недостающую информацию с помощью карт.

регулятивные:

  • уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую информацию;

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

  • применять методы информационного поиска.

познавательные:

  • уметь объяснять особенности тематических карт;

  • уметь объяснять значение географических карт.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;

  • .значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;

  • приводить примеры географических карт.

Обучающийся должен умение определять:

  • географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;

  • определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов.

Обучающийся должен уметь

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • распознавать и показывать географические объекты на географических картах (простое чтение географических карт).

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;

  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.


  1. Мы юные картографы.

(8 часов)

коммуникативные:

  • добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

  • выделять специфические различия карт;

  • устанавливать с помощью тематических карт географическое положение вулканов и гейзеров;

  • делать выводы о значении карт;

  • уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • особенности рельефа суши;

  • уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;

  • объяснять значение карт различного содержания.

Обучающийся должен умение определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;

  • выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).

Обучающийся должен уметь

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • формирование целостного мировоззрения,

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

  • участие в социально значимом труде.

  1. Мы юные топонимисты

(8 часов)

коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

  • организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • общественно полезная практика по созданию проекта.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя;

  • искать и выделять необходимую информацию.

познавательные:

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

  • уметь объяснять происхождение названий географических объектов.

Обучающийся должен уметь объяснять:

  • объяснять значение понятий: «топонимика», «топонимист»;

  • происхождение названий географических объектов;

Обучающийся должен уметь:

  • рассказать о происхождении названий географических объектов своей местности;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о происхождении названий географических объектов на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • развитие личностной рефлексии, толерантности;

  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;

  • формирование навыков работы по образцу;

  • участие в социально значимом труде.

  1. Страны мира

(6 часов)

коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

  • добывать недостающую информацию с помощью художественной литературы и карт.

регулятивные:

  • ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выслушивать и объективно оценивать другого.

познавательные:

преобразовывать информацию из одного вида в другой;

использовать карты как источник информации;

создавать объяснительные тексты.

Обучающийся должен умение определять:

и показывать по карте местоположение отдельных стран Европы.

Обучающийся должен уметь:

  • называть объекты культурного наследия;

  • приводить примеры сказок;

  • показывать на карте страну, в которой проживает автор сказки;

  • наносить на карту и правильно подписывать географические объекты;

  • составлять простые картосхемы;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

  • предлагать маршруты путешествий.

  • формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

  • формирование познавательного интереса к предмету исследования;

  • формирование навыков работы с картами по образцу.

  • формулировать своё отношение к культурному и наследию народов Европы.



Содержание программы.

5 класс. 35 часов.

Тема 1. Картография. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Игра “Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий. (10 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

Тема 5. Географическая карта. (11 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах”.

Тематическое планирование-5 класс

п/п

Содержание темы

Практическая работа

Количество часов

1

Тема 1. Картография.


2

2

Тема 2. Земля и её изображение.

2

4

3

Тема 3. Школа Робинзонов.

4

8

4

Тема 4. История географических открытий.

2

10

5

Тема 5. Географическая карта.

6

11


Итого:


35



6 класс. 35 часов.

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Практические работы:

  1. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

  2. Определение географических координат.

  3. Составление географического описания по карте.

  4. Проект “Использование географических карт”.

Тема 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

  1. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

  2. Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Мы юные топонимисты. (8 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

  1. Географические названия своей местности.

  2. Проект “Каталог географических названий Тамбовской области”

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа.

  1. Проект "Сказочная карта Европы".



Тематическое планирование-6 класс

п/п

Содержание темы

Практическая работа

Количество часов

1

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

7

13

2

Тема 2. Мы юные картографы.

4

8

3

Тема 3. Мы юные топонимисты.

4

8

4

Тема 4. Страны мира.

3

6


Итого:


35













Список литературы для учителя

  1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.

  2. Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.

  3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990 г.

  4. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.

  5. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.

  6. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.

  7. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12

  8. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.

  9. Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс, М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2013 г.

  10. Скарлато Г. Занимательная география для детей и взрослых. Киев, Альтерпрес, 1996 г.

  11. Тихий В.И. Изучение географии Орловской области в школе. Орел, 1997 г.







Календарно – тематическое планирование. 5 класс.


п/п

Разделы и темы

Практическая

работа

Количество

часов

Вид занятия

Дата факт

Дата план


Тема 1. Картография.

2




1

География как наука. Источники географической информации.


1

Вводное занятие (аудиторное)

02.09


2

Картография. Значение карт.


1

Диспут

09.09



Тема 2. Земля и её изображение.

4




3

Первые представления о форме Земли.

Выбор тем проектов

1

Занятие с ИКТ (аудиторное)

16.09


4

Форма, размеры и движение Земли. Глобус.


1


23.09


5

План местности.  Аэрофотоснимки и космические снимки.


1

Постановка и решение проблемных вопросов

01.10


6

Защита проектов «Первые карты Эратосфена», «Изобретение компаса», «Космические снимки».

Практическая работа

1

Практикум

08.10



Тема 3. Школа Робинзонов.

8




7

План местности. Значение планов местности.


1

Постановка и решение проблемных вопросов

15.10


8

Топографическая карта. Условные знаки.


1

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

22.10


9

Игра «Условные знаки».


1

Игра

29.10


10

Масштаб. Игра «Кто уедет дальше от Орла».


1

Практикум

12.11


11

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам.

Наблюдение местных признаков.

1

Практикум (внеаудиторное) .

19.11


12

Защита проекта «Компас».

Практическая работа

1

Практикум

26.11


13

Изображение неровностей земной поверхности.


1

Практикум

03.12


14

Игра «Путешествие по топографической карте».

Практическая работа

1

Игра (аудиторное, подвижное)

10.12



Тема 4. История географических открытий

10




15

Путешествия первобытного человека.


1

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

17.12


16

Как люди изучали и открывали Землю.


1

24.12


17

Карты первых путешественников.


1


14.01


18

Составление атласа несуществующих земель и загадочных карт.

Работа над общим проектом

1

Занятие- практикум с использованием ИКТ

21.01


19-20

Накопление знаний о Земле. Защита проектов.


2

Занятие с использованием ИКТ

28.01

04.02


21-22

Современные экспедиции и исследования.


2


11.02

18.02


23-24

Защита проектов «Современные экспедиции и исследования».

Практическая работа (самостоятельный выбор тем)

2

Занятие- практикум с использованием ИКТ

25.02

03.03



Тема 5. Географическая карта.

11




25

Многообразие географических карт.


1

Занятие с использованием ИКТ

10.03


26

Физическая карта полушарий.


1

Практикум

17.03


27

Карта природных зон мира. Природные зоны.


1


07.04


28

Арктические пустыни.

Практическая работа с картами

1

Занятие с использованием ИКТ

14.04


29

Тайга. Смешанный лес.

Практическая работа с картами

1

21.04


30

Игра – экскурсия «Путешествие по степи».


1

Ролевая игра «Экскурсоводы» (аудиторное, подвижное)

28.04


31

Викторина «Обитатели пустыни».


1

Диагностическая метапредметная викторина

05.05


32

Загадочные джунгли.


1

Занятие с использованием ИКТ

12.05


33-34

Каталог «Природные зоны в мультфильмах».

Практическая работа над общим проектом

2

Занятие -практикум с использованием ИКТ

19.05


35

Метапредметная олимпиада «План местности и географическая карта»

Диагностическая работа

1

Метапредметная олимпиада

26.05



Всего


35





















Календарно – тематическое планирование. 6 класс.


п/п

Разделы и темы

Практическая

работа

Количество

часов

Вид занятия

Дата факт

Дата план


Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

13




1

Многообразие геоизображений.


1


02.09


2

Многообразие географических карт.


1

Занятие с использованием ИКТ

09.09


3

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках.


1


16.09


4

Особенности изображения земной поверхности на географических картах.

Практическая работа: «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов». Наличие искажений на географических картах. Представление о картографических проекциях и их видах.

1

Занятие – практикум с использованием ИКТ

23.09


5

Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли.

Практическая работа: «Освоение метода моделирования».

1

Практикум

30.09


6

Игра «В поисках капитана Гранта».


1

Игра (аудиторное)

07.10


7

Географические координаты – географическая широта.


1

Практикум

14.10


8

Географические координаты – географическая долгота.

Практическая работа: «Определение географических координат»

1

Практикум

21.10


9

Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.


1

Практикум

28.10


10

Игра «Найди свой клад».


1

Игра (аудиторное, подвижное)

11.11


11

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.


1

Занятие с использованием ИКТ

18.11


12

Использование геоизображений.

Практическая работа: «Составление географического описания по карте»

1

Практикум

25.11


13

Защита проектов «Использование географических карт».

Практическая работа

1

Занятие - практикум с использованием ИКТ

02.12



Тема 2. Мы юные картографы.

8




14

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.


1


09.12


15

Анализ и сопоставление карт разной тематики.

Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа».

1


16.12


16

Карта «Строение земной коры». Землетрясения.


1

Занятие - практикум с использованием ИКТ

23.12


17

Вулканы Земли.


1

13.01


18

Что такое гейзер?


1


20.01


19

Фотоколлаж «Вулканы Земли».


1

Фотовыставка

27.01



20-21

Проект «Создаем конструктор литосферных плит».

Практическая работа над общим проектом

2

Практикум

03.02

10.02



Тема 3. Мы юные топонимисты.

8




22

Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?


1

Диспут

17.02



23

О чем рассказывают названия некоторых стран.


1

Постановка и решение проблемных вопросов

24.02



24

Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты.

Подготовка проекта

1

Занятие с использованием ИКТ


03.03


25-26

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.


2

Занятие - игра

10.03

17.03



27-28

Географические названия своей местности.

Подготовка проекта

2

Общественно полезная практика

24.03

07.04



29

Защита проектов «Каталог географических названий Тамбовской области».

Практическая работа над общим проектом

1

Практикум

14.04



Тема 4. Страны мира.

6




30

Сколько стран на Земле?


1

Диспут


21.04


31-32

Страны Европы.


2


28.04

05.05



33

Подготовка проекта "Сказочная карта Европы".

Подготовка проекта

1

Общественно полезная практика

12.05


34

Защита проекта "Сказочная карта Европы".

Практическая работа над общим творческим проектом

1

Практикум: защита творческого проекта

19.05


35

Олимпиада

Диагностическая работа

1


26.05



Всего


35












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нестерова Галина Алексеевна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437025


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства