Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс(ФГОС)»
2016-2017 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
г.о. Орехово-Зуево
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №22
____________ Л. М. Кузьмина
31 августа 2016 года
Рабочая программа по географии
5 класс «А»
(базовый уровень)
Составитель: Абаищева Ирина Васильевна,
учитель географии высшей квалификационной категории
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по географии направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Предметные результаты:
формирование у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей;
о закономерностях развития природы;
об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве;
проблемах взаимодействия общества и природы.
формирование основополагающих физико-географических знаний на разных уровнях;
формированию общей культуры молодого поколения;
формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны;
формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности;
формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты изучения географии включают в себя:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
По окончании 5 класса учащиеся должны:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
давать характеристику рельефа своей местности;
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
учащийся получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
наносить на контурные карты основные формы рельефа.
Программой предусмотрен контроль освоения планируемых результатов в форме теста, самостоятельной работы, практической работы, в следующие сроки:
Стартовый, в форме теста, после изучения раздела I.«Накопление знаний о Земле» -17.10.2016;
Промежуточный, в форме практической работы, после изучения раздела II. «Земля во Вселенной»- 12.12.2016;
Итоговый, в форме самостоятельной работы, после изучения раздела IV. «Земная кора» - 29.05.2017.
2.Содержание учебного предмета.
Данная программа является рабочей программой по предмету «география» в 5 классе базового уровня, составлена на основе основной образовательной программы МОУ СОШ №22, учебного плана МОУ СОШ №22 на 2016-2017 учебный год, учебника «География. Землеведение.5-6 кл.: учебник/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.- 4-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа и с учетом рабочей программы по географии для 5 класса: Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева "География. Землеведение", 5-6 классы из сборника «Рабочие программы. География.5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост.С.В.Курчина.-4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа.
Согласно учебному плану МОУ СОШ №22 на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа,1 час в неделю.
ВВЕДЕНИЕ.
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современные географические исследования. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практические работы. 1.Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной.Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы. 3.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств.
6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Оценочные практические работы:
1. Работа с электронными картами.
2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
3.Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
5. Определение горных пород и описание их свойств.
6.Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
3.Тематическое планирование.
Номер
урока
Наименование разделов и тем
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Введение (1 ч)
Что изучает география.
05.09.2016
2
Раздел I. Накопление знаний о Земле
Познание Земли в древности
12.09.
3
Великие географические открытия
19.09.
4
Открытие Австралии и Антарктиды
26.09.
5.
Современная география Практическая работа. № 1. Работа с электронными картами.
10.10.
6.
Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»
17.10.
7.
Раздел II. Земля во Вселенной.
Земля и космос
24.10
8.
Земля-часть Солнечной системы
31.10.
9.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
07.11.
10
Осевое вращение Земли
21.11.
11.
Обращение Земли вокруг Солнца
28.11.
12.
Форма и размеры Земли
05.12.
13.
Итоговый урок «Земля во Вселенной» Практическая работа№2
Характеристика видов движений Земли и их географических следствий
12.12.
14.
Раздел III. Географические модели Земли.
Ориентирование на земной поверхности
19.12.
15.
Изображение земной поверхности
26.12.
16.
Масштаб и его виды
09.01.2017.
17.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах
16.01.
18.
Планы местности и их чтение
23.01.
19.
Составление плана местности Практическая работа №3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
30.01.
20.
Параллели и меридианы
06.02.
21.
Градусная сеть. Географические координаты Практическая работа №4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки
13.02.
22.
Географические карты
27.02.
23.
Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»
06.03.
24.
Раздел IV. Земная кора.
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры
13.03.
25.
Разнообразие горных пород Практическая работа № 5 Определение горных пород и описание их свойств
20.03.
26.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли
27.03.
27.
Разнообразие форм рельефа
10.04.
28.
Движение земной коры.
17.04.
29.
Землетрясения. Вулканизм.
24.04.
30.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.
01.05.
31.
Главные формы рельефа суши Практическая работа № 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт
08.05.
32.
Рельеф дна океана
15.05.
33.
Человек и земная кора
22.05.
34.
Итоговый урок по разделу «Земная кора»
29.05.
Итого
34 часа
«Согласовано»
Протокол № 4 заседания ШМО учителей
естественно-математического цикла от 29 августа 2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР _________________Пасечник А.Н.