Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа организации внеурочной деятельности по краеведению для 5-7 классов в рамках внедрения ФГОС ООО»
Рабочая программа организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО
Для 5-7 классов
«Культура, быт и традиции народов Поволжья. Музейное дело»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Культура, быт и традиции народов Поволжья» у учащихся должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:
чувство гордости за культуру Родины, родного края, своего народа;
уважительное отношение к культуре других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность навыков:
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программой предусматриваются следующие формы проведения занятий:
– беседа;
– лекция с демонстрацией на экране видеолекций по изучаемому материалу;
– практическая работа с совместным выполнением образно-логических и проблемных видеоупражнений для проверки усвоения учащимися изучаемого материала;
– практическая самостоятельная работа;
– экскурсия.
Виды внеурочной деятельности:
-игровая;
-познавательная;
-досугово-развлекательная;
-художественное творчество
Введение (2часа)
Общее представление об этносах и особенностях этнических групп.
Понятие «народ» («этнос»). Расселение, численность и состав народов Поволжья. Понятие «этническая культура». Материальная и духовная культура народов.
Тема 1. Этапы формирования и расселения русского народа в Поволжье
(16часов)
Основные этапы заселения русскими Поволжья. Системы земледелия, виды земледельческих орудий. Различные формы обрядов, связанных с посевом и уборкой урожая. Особенности скотоводства. Ритуальные праздники, посвященные домашнему скоту и его покровителям. Изготовление одежды, обуви, домашней утвари. Виды посуды. Национальная одежда. Основные этапы русской национальной одежды и современная мода. Ремесло. Народное искусство. Быт и семейные нравы русского народа. Семейная жизнь. Русская свадьба. Семейные нравы. Обряды, связанные с рождением ребенка. Крещение. Похороны. Язычество. Христианство и языческий мир. Христианские праздники и обряды. Народные представления о домовом, лешем, русалках и ведьмах. Фольклор.
Тема 2. Происхождение, материальная и духовная культура мордовского народа (16 часов)
Древние предки мордвы - финно-угорские племена, тесные связи тюркоязычными племенами и их культурой. Расселение в Поволжье, основные занятия. Пища мордвы, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Общественно - семейная жизнь. Обрядовые верования, традиции. Фольклор.
Тема 3.Особенности формирования и развития чувашского этноса
(16 часов)
Религия. Язык. Расселение чуваш в Поволжье. Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобный характер земледелия. Распространение ремесел. Пища чуваш, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Семейно - общественная жизнь чуваш в Поволжье. Праздники. Сохранение пережитков языческих верований. Фольклор.
Тема 4. Происхождение, духовная и материальная культура татарского народа. (16часов)
Основные версии происхождения татарского народа. Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла. Пища татар, национальные блюда. Традиционная одежда, обувь, головные уборы. Религия. Письменность, Язык. Семейно - общественная жизнь татар Поволжья. Мусульманские праздники. Современные обряды татар. Фольклор.
Заключение. (2час)
Лучшие народные традиции и современная культура. Рост интереса к традициям национальной культуры.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
1
2
3
4
5
Введение. Общее представление об этносах и особенностях этнических групп.
1.Этапы формирования и расселения русского народа в Поволжье
16
1
Основные этапы заселения русскими Поволжья
2
Традиционное хозяйство
3
Быт и семейные нравы русского народа. Ремесло
4
Русская национальная одежда
5
Язычество. Христианские праздники и обряды
6
Русские народные потешки, пословицы, поговорки, считалки и игры
7
Русские сказки
8
Защита проектов
2. Происхождение, материальная и духовная культура мордовского народа
16
1
Расселение в Поволжье, основные занятия мордвы
2
Легенды и предания мордвы. Имянаречение
3
Календарь мордовских обрядов. Числа в мордовском фольклоре
4
Промыслы мордвы. Традиционная пища мордвы.
5
Мордовский национальный костюм
6
Мордовские народные потешки, пословицы, поговорки, считалки и игры
7
Мордовские сказки
8
Оформление газеты: «Фольклор мордовского народа»
3.Особенности формирования и развития чувашского этноса
16
1
Расселение чуваш в Поволжье
2
Традиционное хозяйство, поселения
3
Народные традиции и воспитание детей в чувашской семье. Кухня чувашского народа
4
Традиционная одежда, обувь, головные уборы.
5
Праздники
6
Чувашские народные потешки, пословицы, поговорки, считалки и игры
7
Чувашские сказки
8
Защита творческих работ
4. Происхождение, духовная и материальная культура татарского народа.
16
1
Основные версии происхождения татарского народа
2
Основные традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство, ремесла