РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ««География материков и океанов» для 7 класса в специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида ЗПР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ««География материков и океанов» для 7 класса в специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида ЗПР
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Вместе с тем существенная роль отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и объяснять возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.
Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у обучающегося бытовые представления с излагаемым ему научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ««География материков и океанов» для 7 класса в специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида ЗПР »
23
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зерновская школа»
Красногвардейского района
Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Зерновская школа»
_________ А.Л.Иванова ____________ Э.М.Онасенко
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
Приказ № ____от ___ ____ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету ««География материков и океанов»
для 7 класса в специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида
Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………………….. 31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 класса ЗПР составлена в соответствии с авторской программой для общеобразовательных школ: примерная программа основного общего образования по географии, на основе авторской программы по географии ( 6-10 классы) под редакцией И. В. Душиной. – М. : Дрофа, 2004) и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:
География: 7 класс. Комплект контурных карт. – М.: Дрофа, 2014.
География. 7 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
Федеральныйбазисныйучебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015– 2016 уч. году
Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Вместе с тем существенная роль отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и объяснять возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.
Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у обучающегося бытовые представления с излагаемым ему научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека.
Программа определяет базовый уровень подготовки по географии учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по географии.
Предлагаемая программа состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включавшем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:
способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;
развивать у школьника словесно-логическое и образное мышление;
В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования — от представления о Земле как о природное теле и планете людей, до представления о связи каждого человека с состоянием его земного дома.
Геоэкологический подход позволяет убедить школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества. Изучение конкретных объектов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с особенно близким для него миром.
Построение программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся.
Цели изучения географии в 6-9 специальных (коррекционных) классах (СКК) VII вида направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Цели изучения курса в 7 классе учащимися СКК аналогичны цели его изучения в общеобразовательных классах:
освоение знаний общеземлеведческого и страноведческого характера:
о процессах, связях и закономерностях, характерных для геосфер Земли и всей географической оболочки;
о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях се дифференциации (от планетарного через региональный до локального);
о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях;
об изменениях политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов, отдельных регионов и стран;
овладение умениями:
выделять особенности природы, природных богатств, хозяйственной деятельности населения для создания образных представлений о крупных регионах материков и странах;
работать с картами разнообразного содержания и масштаба;
составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
развитиецелостного представления о Земле как планете людей; практических географических умений, картографической грамотности, умений самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитаниеуважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры; эмоционально-ценностного отношения к географической среде.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год.
Программа построена с учетом принципов системности, а также преемственности между разделами курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. Основная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Тематический план
Согласно учебному плану, для 7-го класса предусмотрено обучение географии в объеме 1 часа в неделю, согласно годовому учебному графику в 2015-2016 учебном году – 35 учебных недели, всего – 35 часов в год.
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1.
Введение
2
2.
Океаны
6
3.
Африка
4
4.
Антарктида
3
4.
Австралия и Океания
4
5.
Северная Америка
6
6.
Южная Америка
4
7.
Евразия
6
35
Содержание:
"Введение" рассчитано на знакомство с новым курсом географии, новыми учебниками, атласами и правилами пользования ими.
В разделе "Океаны" идет знакомство с географическим положением, природой и хозяйственным значением океанов для человека.
В разделах "Африка", "Австралия", "Северная Америка", "Южная Америка", "Антарктида", "Евразия" учащиеся знакомятся с географическим положением материка, его климатическими особенностями, растительным и животным миром, а также населением и крупными государствами.
В процессе изучения каждого материка учащиеся наносят на контурную карту названия наиболее крупных географических объектов, данных в программе.
Раздел "Государства Зарубежной Европы" рассчитан на знакомство учащихся со странами Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы и Восточной Европы. Учащиеся знакомятся с географическим положением государств, их столицами, населением и их занятиями.
При изучении раздела "Государства Ближнего Зарубежья" обращается внимание учащихся на бывшие союзные республики, их развитие и связи с Россией.
Раздел"Повторение" рассчитан на закрепление знаний учащихся, полученных в течении учебного года.
Содержание программы по географии
Введение (2ч) .Материки и океаны (33 ч).
Тема: Океаны. Тихий, Индийский, Атлантический океаны, Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Практическая работа
1.Изображение на контурной карте шельфа океанов и видов хозяйственной деятельности на нем (по выбору).
Тема: Африка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История исследования материка.
Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки. Стихийные природные явления.
Практические работы
2.Определение крайних точек. Обучение определению географического положения материка.
3.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы, религия (ознакомительно).
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа
4.Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема: Австралия и Океания.Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Австралийский Союз — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы
5.Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема: Южная Америка.Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные (ознакомительно).
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран.
Тема: Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема: Северная Америка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса, внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа
5.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Крупные города, столицы.
Тема: Евразия. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии(ознакомительно).
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники(ознакомительно).
Практические работы
6.Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам.
7.Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии (ознакомительно). Неравномерность размещения населения. Этапы формирования политической карты Евразии (ознакомительно). Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды), ценности духовной культуры (ознакомительно).
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные (ознакомительно).
Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и др. страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы
8.Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
Планирование коррекционной работы
по географии в 7 классе
№
Основные темы программы
Количество часов по теме
Коррекционная работа
1
Введение. Океаны. Африка
14
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).
Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция восприятия времени.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
2
Австралия
4
Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.
Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
3
Антарктида
3
Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
Развитие способности обобщать и делать выводы.
Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
Коррекция внимания (объем и переключение).
4
Америка
10
Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
Коррекция пространственной ориентировки.
Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
Коррекция и развитие умения работать в группе.
Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
Коррекция восприятия времени.
Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.
5
Евразия
6
Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
Коррекция устойчивости внимания.
Коррекция внимания (объем и переключение).
Коррекция зрительного и слухового восприятия.
Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение, население и особенности размещения;
-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
-государства, их положение на материке, основное население и столицы;
- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии в VII классе ученик должен знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения простейших съемок её небольших участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности, из разных источников: картографических, статистических.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока.
Часы
Дата
Основные понятия.
Словарь.
Выполнение практической части программы.
Примечание
план
факт
I
ВВЕДЕНИЕ. (2 часа)
1
Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
1
Введение в тему. Повторение понятий: суша, океан, остров, материк. План изучения материков и океанов.
Работа с глобусом и физической картой полушарий.
2
Мировой океан.
1
Мировой океан. План изучения океанов (алгоритм).
Работа с глобусом и физической картой полушарий.
II
ОКЕАНЫ. (6 часов)
3
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Работа по алгоритму.
4
Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
1
Работа по алгоритму.
5
Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
1
Работа по алгоритму.
6
Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
1
Работа по алгоритму.
7
Южный океан
Современное изучение Мирового океана.
1
Изучение Мирового океана. Значение в жизни человека. Экологические проблемы.
8
Контрольная работа №1 «Введение. Океаны»
1
III
АФРИКА. (4 часа)
9
Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова.
1
Особенности геогр. положения. Место на карте и глобусе. Океаны, омыв. берега Африки. Острова и полуострова.
10
Разнообразие рельефа, климата и природных условий.
1
Особенности поверхности континента. Климат Африки. Пустыня Сахара. Реки и озёра континента. Полезные ископаемые.
Обозначение на к/карте крупнейших рек Нил, Нигер, Заир; Атласских гор, озёр: Чад, Виктория, Суэцкого канала. ПР.Р.
11
Растения и животные тропических лесов, саванн, пустынь
1
Особенности флоры и фауны тропических лесов. Влияние климата на рас. Мир и жив.мир тропических лесов, саванн и пустынь
Запись в тетрадь типичных растений и жив.тропических лесов, пустынь и саванн
12
Население. Жизнь и быт народов. Государства, их столицы: Египет, Эфиопия, ЮАР
1
Национальный состав континента, культура, быт, особенности народов Африки. Особенности каждого государства, столица, национальный состав, полезные ископаемые.
Обозначение на к/карте изучаемых государств.
IV
АВСТРАЛИЯ. ( 4 часа)
13
Географическое положение, очертания берегов, острова.
Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра.
1
Особенности геогр. положения. Место на карте и глобусе. Океаны, омыв. берега Австралии. Острова. Рельеф Австралии, климат. Водоёмы континента.
14
Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая. Растительный мир. Животный мир. Охрана природы.
1
Особенности путешествия. Растительный мир и жив.мир континента. Влияние клим. условий на флору,фауну . Заповедники.
15
Население (коренное и пришлое). Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней, Мельбурн.
1
Национальный состав континента. Население пришлое и коренное. Культура и быт народов. Особенности государства, столицы. Промышленность, инфраструктура.
Океания самост. изучение
16
Контрольная работа №2 «Африка и Австралия»
1
V
АНТАРКТИДА. (3 часа)
17
Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
1
Особенности геогр. положения материка, моря и океаны, омывающие берега. Покорение Южного полюса Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».
18
Особенности природы, её поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы.
1
Климат Антарктиды, влияние климата на природу. Рельеф континента. Особенности растительного и животного мира.
19
Изучение Антарктиды учёными разных стран. Современные исследования Антарктиды.
1
Особенности континента (отсутствие постоянного населения), история изучения материка. охрана природы.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА. (6 часов)
20
Географическое положение, очертание берегов. Острова и полуострова.
1
Особенности геогр. положения материка, моря и океаны, омывающие берега.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
21
Природные условия. Рельеф. Климат. Реки и озёра.
1
Особенности рельефа материка. Климатические условия. Особенности рек и озёр Америки.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
22
Растительный и животный мир.
1
Особенности растений и животных Северной Америки.
заполнение таблицы.
23
Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Экономическое развитие США.
1
Особенности геогр. положения США. 50 штатов государства. Промышленность. Особенности нац. состава населения.
Рисунки.
24
Канада. Мексика. Куба.
1
Особенности государства, столицы. Национальный состав населения. Промышленность, инфраструктура.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р.
25
Контрольная работа №3
« Антарктида. Северная Америка»
1
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (4 часа)
26
Географическое положение, очертание берегов. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озёра.
1
Юж. Америка на глобусе и карте. Моря и океаны, омыв. берега континента. Особенности рельефа, клим. условия. Пол. ископаемые. Особенности рек и озёр Южной Америки.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов. ПР.Р.
27
Растительный мир и животный тропических лесов.
1
Растения и животные тропиков Юж. Америки. Влияние клим. условий на флору континента. Заповедники.
Запись названий растений и животных в тетрадь.
28
Растительный мир и животный мир пустынь, саванн и горных районов, саванн, степей, полупустынь, гор
1
Растения пустынь, саванн и гор Южной Америки. Влияние клим. условий на флору континента. Заповедники. Животные Южной Америки. Влияние климата на фауну континента.
Запись названий растений в тетрадь.
29
Население (коренное и пришлое). Крупные государства (Бразилия, Перу, Аргентина), их столицы.
1
Коренное и пришлое население, традиции и обычаи, уровень жизни. Национальный состав каждого государства, культурные традиции народов. Столицы государств.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
VII
ЕВРАЗИЯ (6 часов)
30
Евразия - величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними.
1
Особенности геогр. положения самого большого материка. Условная граница между Европой и Азией. Евразия на глобусе и карте.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
границы между Европой и Азией.
31
Очертания берегов Евразии.
Крупнейшие острова и полуострова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы.
1
Береговая линия Евразии. Моря и океаны, омыв.берега континента. Острова и полуострова. Поверхность Европы. Горы и равнины Европы. Полезные ископаемые.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
32
Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии.
Типы климата Евразии.
1
Поверхность Азии. Горы и равнины Азии. Полезные ископаемые. Особенности климата континента.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
33
Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озёра Азии. Растительный мир и животный мир Евразии.
1
Реки и озера Европы. Экологические проблемы. Значение в жизни людей. Крупнейшие реки и озёра континента.
Обозначение на к/карте изучаемых географических объектов.
34
Контрольная работа № 4 « Южная Америка. Евразия»
1
35
Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии
1
Национальный состав государств, культура.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка"3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Отметка"1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение отметки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка"4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику отметку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Отметки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления отметок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Тесты
0-49% - «2»
50-69% - «3»
70-89% - «4»
90-100% - «5»
Учебно-методический комплекс и рекомендованная литература.
1. Учебник: Алексеев А.И. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2014
2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа,2014
3. Воробцова Татьяна Николаевна. география. 7 класс. (поурочные планы по учебнику В.Л. Коринской и др. «География материков и океанов») «Учитель-АСТ».2002
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. - М.: «ВАКО», 2005
5. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010
Дополнительная литература:
1. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. 7 кл.: Метод,пособие. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.
2. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2007.
3. Занимательная картография: Кн. для учащихся б—8 кл. сред. шк.— М.: Просвещение, 1989.—
4. Козловский Е. Г., Разумовская О. К. Веселая география. Викторины, ребусы, кроссворды. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники В. X. Янаев, В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений./ Под ред. А.И. Алексеева. – М.:Просвещение,2008.
Коринская В.А, Душина И.В, Щенев В. А. География материков и океанов. - М.:Дрофа,2006.
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В. А. Наш дом - Земля- М.:Дрофа,2007.
За страницами учебника географии. - М.:Дрофа,2005.
Крылова О.В., География: материки и океаны. 7 класс. - М.:Просвещение,2005
Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А. Кугут, Л.И.Елисеева и др. -М.: Глобус, 2010.
Интернет-ресурсы
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.