Рабочая программа профессиональной пробы "Удивительный мир геологии"
Рабочая программа профессиональной пробы "Удивительный мир геологии"
Актуальность профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» заключается в востребованности профессии геолога в нашем округе и городе. На занятиях учащиеся приобретают знания о профессии геолога и практические умения, способствующие пониманию «каменной книги природы», что дает возможность подготовить их к будущему участию в геологических исследованиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессиональной пробы "Удивительный мир геологии" »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессиональной пробы
«Удивительный мир геологии»
8 класс
автор-составитель Исламова Римма Николаевна
город Нефтеюганск
Тюменская область
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» разработана на основе программы курса «Твоя профессиональная карьера» авторов В.П.Бондаревой, М. С. Гуткина и др. Москва, «Просвещение» и является предметно-ориентационным курсом в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Учащиеся в ходе профессиональной пробы включаются в деятельность в соответствии с типом профессии «Человек - природа».
Цель профессиональной пробы – создание условий для формирования профессионального самоопределения учащихся через знакомство с профессиями геологической направленности.
Данная профессиональная проба позволит учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях геологического профиля, поможет в правильном выборе будущей деятельности.
Задачи:
Cформировать у учащихся представления и требования к профессии геолога.
Помочь принять правильное решение в выборе дальнейшего образования.
3.Прививать учащимся любовь к геологической науке, навыки классифицировать горные породы и минералы по времени образования и происхождению.
4.Познакомить с практическим применением горных пород и минералов в жизни человека.
Общая характеристика профессиональной пробы
Геология— наука о вещественном составе и истории земной коры. Она раскрывает закономерности формирования земной коры и ее минеральных богатств, знакомит с методами познания прошлого и методикой прогноза минеральных ресурсов. Поэтому возникает необходимость вооружения школьников знаниями, раскрывающими историю развития природы. Этому должен способствовать курс «Удивительный мир геологии», дающий учащимся целостную систему знаний о земной коре и ее развитии.
Актуальность профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» заключается в востребованности профессии геолога в нашем округе и городе. На занятиях учащиеся приобретают определенные практические умения и навыки, способствующие пониманию «каменной книги природы», что дает возможность подготовить их к будущему участию в геологических исследованиях.
В процессе изучения курса проводится экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаза», что способствует развитию интереса учащихся к геологическому прошлому своего края.
Знакомство с богатствами родного края, с техникой геологических исследований вызывает у детей интерес. Они как бы приобщаются к тому научному поиску, который ведется геологами во многих местах нашей Родины. Немало ребят выражают желание стать в будущем геологами - исследователями земных недр.
Вопросы минералогии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение. Некоторые задачи построены на исторических фактах и примерах, взятых из известных художественных произведений.
Содержание данного элективного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
анализ тектонических, геологических карт, карт месторождений полезных ископаемых;
анализ статистических материалов;
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.
Место профессиональной пробы в учебном плане
На изучение профессиональной пробы «Удивительный мир геологии» в 8-х классах отводится 7 часов в год. Программа рассчитана на 7 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате обучения учащиеся должны знать:
особенности геологического прошлого своего края;
историю возникновения и время образования горных пород и минералов;
принципы классификации горных пород и минералов;
применение горных пород и минералов в хозяйственной деятельности человека.
уметь:
определять горные породы и минералы;
представлять результаты практических работ в виде таблиц; самостоятельно применять на практике знания о времени образования и происхождении горных пород, минералов;
работать в группе; подбирать материалы для докладов, сообщений, лекционных выступлений.
Содержание данного курса позволит познакомить учащихся с особенностями современной геологии как науки, одной из древнейших на свете; дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу географии, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема 1.Что изучает наука геология. Профессия геолог (1 час).
Содержание курса. Краткий экскурс по геологическому прошлому Земли и родного края. Знакомство с профессией геолога. Какими качествами должен обладать геолог?
Тема 2.Горные породы и минералы, их происхождение (1 час).
Классификация горных пород по различным признакам.
Практическая работа «Определение минералов и горных пород» (работа с коллекциями).
Тема 3. Драгоценные камни. Экскурсия в ювелирный магазин (1 час).
Сведения о драгоценных и поделочных камнях. Свойства драгоценных камней и их обработка, использование в камнерезном производстве.
Тема 4. Семейка самоцветов (1 час).
Знакомство с историей развития ювелирного дела. Отличительные свойства самоцветов. Камни-талисманы.
5. Тема 5. Нефть – королева полезных ископаемых (1 час).
Что такое нефть? Немного химии, геологии и истории. Использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – главная нефтяная база страны.
Тема 6. Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз» (1 час).
Знакомство с историей развития нефтяной промышленности в городе Нефтеюганске.
Итоговое занятие.Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека (1 час).
Тематическое планирование
№ занятия
Раздел /
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты освоения раздела, темы
1
Что изучает наука геология. Профессия геолог.
1
Содержание курса профессиональной пробы.
Краткий экскурс по геологическому прошлому Земли и родного края. Знакомство с профессией геолога. Какими качествами должен обладать геолог?
Обсуждение презентации «Геологическое прошлое Земли и родного края».
Какими качествами должен обладать геолог? (определение)
Знать основные профессиональные качества инженера-геолога.
Иметь представление о геологическом прошлом Земли и родного края.
2
Горные породы и минералы, их происхождение
1
Классификация горных пород по различным признакам.
Практическая работа «Определение минералов и горных пород» (работа с коллекциями).
Составить классификацию горных пород по происхождению и использованию.
Работа с коллекцией по определению горных пород.
Знать основные виды горных пород и минералов.
Уметь определять минералы и горные породы (работа с коллекцией).
3
Драгоценные камни.
1
Сведения о драгоценных и поделочных камнях. Свойства драгоценных камней и их обработка, использование в камнерезном производстве.
Познакомиться с основными свойствами драгоценных камней. Изучить соответствие драгоценных камней со знаками зодиака.
Знать значение драгоценных камней, их свойства, соответствие драгоценных камней со
знаками зодиака.
4
Семейка самоцветов
1
Знакомство с историей развития ювелирного дела. Отличительные свойства самоцветов. Камни-талисманы.
Познакомиться с историей развития ювелирного дела, определить отличительные свойства самоцветов.
Знать свойства самоцветов, их отличительные особенности.
5
Нефть – королева полезных ископаемых.
1
Что такое нефть? Немного химии, геологии и истории.
Использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – главная нефтяная база страны.
Изучить краткую историю происхождения нефти, использование нефти и нефтепродуктов в экономике страны. Определить роль Югры в развитии нефтяной промышленности России.
Знать свойства нефти, происхождение, крупные месторождения, использование в народном хозяйстве,
роль Югры в развитии нефтяной промышленности России.
6
Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз»
1
Знакомство с историей развития нефтяной промышленности в городе Нефтеюганске. Профессия нефтяник, его качества.
Познакомиться с историей развития нефтяной промышленности в городе Нефтеюганске. Какими качествами должен обладать нефтяник? (определение)
Знать историю развития нефтегазоносных месторождений на территории округа
7
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека
1
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека
Выявить практическое применение горных пород и минералов в жизни человека: в строительстве, в ювелирной отрасли, промышленности.
Знать практическое применение полезных ископаемых
Календарно-тематическое планирование
профессиональной пробы «Удивительный мир геологии»
№ п/п
Тема занятия
Дата
Примечания (корректировки)
план
факт
1
Что изучает наука геология. Профессия геолог.
2
Горные породы и минералы, их происхождение
3
Драгоценные камни.
4
Семейка самоцветов
5
Нефть – королева полезных ископаемых.
6
Экскурсия в музей ООО «РН-Юганскнефтегаз»
7
Практическое применение горных пород и минералов в жизни человека
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Список литературы для учителя:
Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 1. Москва, «Дрофа», 2001 год.
Байдерин В.А. Рассказы о камне. Алма-Ата. 2002 год.
Короновский Н.В. «Геология». 10-11 класс. «Дрофа». 2006 год.
Мильничук В.С, Арабаджи М.С. «Общая геология». Москва. «Недра», 1999 год.
Музафаров М.Г. «Основы геологии», Москва. «Просвещение», 2002 год.
Немков Г.И. Краткий геологический словарь для школьников. Москва,
«Недра», 1989 г.
7. Романович И.Ф. «Полезные ископаемые». Москва, «Недра». 2002 год.
Список литературы для обучающихся:
Афанасьева О.Н. «Тайны камней». ООО «Тригон», Санкт-Петербург, 2006 год,
Герасимова Т. П., Мясникова, С. В. Общая география. Санкт-Петербург. «СпецЛит.», 2001 год.
Джаспер Стоун. «Всё о лечебных и магических минералах». ООО «СЗКЭО Кристалл», Санкт-Петербург, 2006 год.
Научно-популярное издание «Самые красивые и знаменитые Камни мира». Москва ООО «Астель» 2007 год,
Чупров В.И, Юсупов П.И. «Цветные камни и коллекционные минералы в экспозиции музея «Самоцветы», Москва, «Октава», 2007 год.