kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по географии 8 класса А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В. Климанова, В.А. Низовцева, Э.В. Кима 2 часа в неделю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования.  Реализация программы,  обеспечивается Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы  А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В. Климанова, В.А. Низовцева, Э.В. Кима "География  России. Природа и население" 8 класс / сборник программ  по  географии  для  общеобразовательных  учреждений: География  6-11  класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова/  и вариативной части. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение кабинета географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класса А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В. Климанова, В.А. Низовцева, Э.В. Кима 2 часа в неделю »

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

п. Шолоховского Белокалитвинского района




РАССМОТРЕНО « СОГЛАСОВАНО » « УТВЕРЖДАЮ »

НА ЗАСЕДАНИИ МО

протокол № ___ от _______ протокол № ___ от _______ приказ № ______ от _________

Руководитель МО Председатель МС Директор школы-интерната


___________ Е.И.Кузубова _____________ С.Н.Самофалова ________________ Н.А.Попов






Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЛАСТЬ обществознание

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ предметов гуманитарного цикла

ПРЕДМЕТ география

КЛАСС 8
УЧЕБНЫЙ ГОД 2014- 2015

УЧИТЕЛЬ Подоляко Е.Г.






п. Шолоховский

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования. Реализация программы, обеспечивается Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы А.И. Алексеева, О.А. Климановой, В.В. Климанова, В.А. Низовцева, Э.В. Кима "География России. Природа и население" 8 класс / сборник программ  по  географии  для  общеобразовательных  учреждений: География  6-11  класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова/ и вариативной части.

Концептуальные основы программы. Программа построена на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны. Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание».

Цели и задачи программы:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

  • умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;



































Исходными документами для составления рабочей программы явились:

Законы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Областной закон "Об образовании в Ростовской области" от 14.11. 2013 № 26-ЗС.

Программы:

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год).

Постановления:

  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Приказы:

  • приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;

  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

  • приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказ Минобразования Ростовской области от30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год».

  • приказ ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района от 02.06.2014 № 61/3 «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2014-2015 учебный год».

Письма:

  • письмо Минобразования России от 31.10.2003№ 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой

  • письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Программа рассчитана на один учебный год. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 69 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы-интерната на 2014/15 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.















Содержание курса "География России. Природа и население"

8 класс. 70 часов.

Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев,
Э.В. Ким

Введение (2 ч)

Изучение географии как один из способов позна­ния окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодей­ствуют с окружающей средой и изменяют ее.

Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.

Раздел I.

Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Прони­цаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присо­единение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. За­вершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. За­дачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие те­оретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразова­ния территории («Каменная степь» и др.). Современ­ные задачи географии России. Источники географи­ческой информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Географическое районирование. Его виды (по одно­родности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы Рос­сии. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Практические работы:

1.Сравнение географического положения России и Канады.
2.Выявление особенностей географического положения района своего проживания.
3.Решение задач на определение поясного времени.
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, навигация, международный статус, часовые пояса, поясное и декретное время, линия перемены дат.

  • Определять по карте географическое положение России, называя основные его особенности и делать выводы о влиянии ГП на природу и освоение территории России;

  • оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.

  • показывать на карте крайние точки страны;

  • определять особенности географического положения территории своего проживания (город, субъект Федерации и т.д.);

  • характеризовать роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.

  • решать задачи по определению географических координат и разницы

во времени часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

  • показывать границы России и пограничные страны;

  • приводить примеры значения границы для связей с другими странами;

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • приводить примеры различных видов районирования.

Раздел II. Природа и человек (38 ч)

Тема 1

Рельеф и недра

Строение земной коры на территории России. Зна­чение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основ­ные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влия­ние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Зем­ли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покров­ных ледников. Моренный и водно-ледниковый рель­еф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйствен­ной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по за­пасам и добыче полезных ископаемых. Минераль­но-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторож­дения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных райо­нов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружаю­щую среду. Рекультивация земель.

Практические работы.

1. Обозначение на контурной кар­те главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.

2. Установление взаимосвязей тектониче­ских структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информа­ции на примере своего края.

3. I вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.

II вари­ант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).

Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.

Планируемые предметных результатов подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта; месторождение, подземный способ добычи, открытая разработка, рекультивация.

  • показывать по карте крупные природные объекты,
    выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

  • приводить примеры и объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.

  • показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

  • на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей;

  • приводить примеры изменений в рельефе под влиянием внутренних и внешних факторов;

  • показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;

  • называть меры безопасности при стихийных явлениях;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду.
    читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;

Тема 2

Климат

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнеч­ная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Ат­мосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распре­деление тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и раз­нообразие условий жизни людей. Умеренно конти­нентальный, континентальный, резко континенталь­ный, муссонный, арктический, субарктический, суб­тропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйствен­ных культур к климатическим условиям. Агроклима­тические ресурсы своей местности. Степень благопри­ятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.

Практические работы.

1. Ха­рактеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.

2. Оценка влияния клима­тических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.














Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: солнечная радиация, подстилающая поверхность, области постоянного и переменного давления, западный перенос воздушных масс., атмосферный фронт, циклоны и антициклоны, типы климатов, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.

приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;

сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;

определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

давать оценку климатических особенностей России.

читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания.

cоставлять географические описания климата, в том числе климата своей местности;

устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы (климатическими особенностями), населением, его хозяйственной деятельностью;

выявлять последствия для климата нерациональной хозяйственной деятельности;

Тема 3

Богатство внутренних вод России

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселе­нии и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и стро­ение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость тече­ния, водоносность рек (расход, годовой сток), режи­мы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, поло­водья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхож­дение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Много­летняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощ­ность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распростра­нение современного оледенения по территории стра­ны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окру­жающую среду. Реки — транспортные артерии стра­ны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование ми­неральных и термальных вод. Проблемы рациональ­ного использования водных ресурсов.

Опорные знания: части рек; питание и режим реки типы озерных котловин; сточные, бессточные озера, грунтовые и межпластовые воды.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

2. Характеристика реки с точки зрения возможностей хо­зяйственного

использования.

3. Сравнительная оценка обес­печенности водными ресурсами отдельных

территорий Рос­сии.

Планируемые результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий, многолетняя мерзлота, водные ресурсы, регулирование стока, единая глубоководная система

  • показывать реки России на карте;

  • объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;

  • приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;

  • давать описание реки своего края;

  • давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

  • показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

  • приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;

  • давать характеристику наиболее крупных озер страны.

  • показывать по карте каналы и крупные водохранилища;

  • объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;

  • давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.

Тема 4

Почвы - национальное достояние России.

Значение почвы для становления человеческого об­щества. Присваивающий и производящий типы веде­ния хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы поч­вообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почво­ведения. Строение почвы, понятие о почвенных гори­зонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распро­странение по территории России и хозяйственное ис­пользование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восста­новление и поддержание плодородия почв. Агротех­нические мероприятия, механические приемы обра­ботки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основ­ные системы земледелия. Мелиорация почв. Измене­ния почв под воздействием хозяйственной деятель­ности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эро­зией и загрязнением почв.

Практическая работа.

1. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.

Опорные знания: климатические пояса, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт, всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.

Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий: почвы, земельные ресурсы, типы почв, зональное размещение почв, агротехнические мероприятия, мелиорация.

  • приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;

  • называть факторы почвообразования;

  • объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.

  • называть главные свойства основных типов почв;

  • определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;

  • давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;

  • давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования;

  • приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий; объяснять необходимость охраны почв;

  • приводить примеры рационального и нерационального использования земель;

  • объяснять значение мелиоративных работ; приводить примеры комплексной мелиорации земель.
    Тема 5

В природе всё взаимосвязано

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплек­сов России. Природное (физико-географическое) рай­онирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплек­сов: целостность, устойчивость, ритмичность разви­тия и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компонен­ты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяй­ственные, лесохозяйственные и промышленные ланд­шафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.

Практическая работа.

1. Выявление взаимосвязей между природ­ными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность. целостность; ритмичность; круговорот веществ.
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

  • Объяснять значение понятий: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование, устойчивость ПТК, антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.

  • приводить примеры природных комплексов различных рангов;

  • устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;

  • объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.

  • приводить примеры свойств ПТК;

  • читать карту устойчивости ПТК;

  • прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;

  • приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

  • анализировать карту устойчивости ПК.

  • приводить примеры различных антропогенных природных комплексов,
    взаимного влияния человека и окружающей среды;

  • прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.

Тема 6
Природно-хозяйственные зоны

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности че­ловека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арк­тика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое рав­новесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и мину­сы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности та­ежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобра­зование тайги человеком. Очаговое освоение и заселе­ние. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низин­ные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль бо­лот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Вос­точно-Европейской равнины. Муссонные леса Даль­него Востока. Выборочное освоение и расселение. Сов­ременные проблемы освоения этой природно - хозяйственной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ланд­шафтов — история приобретений и потерь. Характер­ные лесостепные и степные природные комплексы. Гос­подство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтро­пики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйствен­ная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в прояв­лении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности приро­ды гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших вре­мен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в го­рах. Расселение населения. Опасные природные явле­ния.

Практическая работа.

1. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

Тема 7

Природопользование и охрана природы.

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ре­сурсов. Природопользование. Негативные последст­вия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природ­ных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельно­сти. Роль охраняемых природных территорий. Запо­ведники и национальные парки, заказники и памят­ники природы.

Практические работы:

1. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Со­ставление описания природных особенностей одного из ви­дов охраняемых территорий.

2. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природ­ных условий на расселение населения в разных природных зонах.

Опорные знания: климатические пояса; тундра; лесотундра, морфологические особенности хвойных пород деревьев; типы почв ; животный мир тайги, моренный рельеф; смешанный лес, водная, ветровая эрозии; оазис; высотная поясность. Изменение температуры и атмосферного давления с высотой.
Планируемые предметные результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: редкоочаговое и очаговое расселение, низинное и верховое болото, природно-антропогенная зона, выборочное земледельческое освоение, зона степного земледельческого освоения, экстенсивное животноводство, оазисное земледелие, ветры — фёны, бора. Сели и лавины. Природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.

показывать природные зоны на карте;

объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.

описывать по картам природные условия природных зон;

называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;

объяснять смену природных зон;

показывать по карте районы наибольшего распространения болот; объяснять механизм их образования; прогнозировать последствия полного уничтожения болот;

называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;

объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.

приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;

выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;

оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.

объяснять хрупкость природного равновесия в горах;

анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;

приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов.
Приводить примеры разных видов природных ресурсов;

анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.

описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;

объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;

выявлять признаки (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные.

Раздел III

Население России (16 ч)

Тема 1

Сколько нас - россиян?

Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голо­да, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представле­ния географической информации.

Тема 2

Кто мы ?

Соотношение мужчин и женщин в населении. При­чины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходи­мость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.

Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее ана­лиз. Регионы России с наибольшей и наименьшей до­лей детей и подростков, лиц старшего возраста. Фак­торы старения населения и факторы сохранения вы­сокой доли молодежи.

Диаграммы как источники географической инфор­мации. Их виды.

Тема 3

Куда и зачем едут люди ?

Виды миграций населения. Роль миграций в ста­новлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.

Территориальная подвижность населения. Суточ­ные, недельные, годовые циклы передвижений насе­ления. Факторы повышения территориальной под­вижности. Воздействие массовых передвижений насе­ления на хозяйство и жизнь людей.

Картограмма как вид географической инфор­мации.

Тема 4

Человек и труд

Экономическая оценка жизни человека, экономи­ческая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработи­цы.

Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Тема 5

Народы и религии России

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосозна­ние.

Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь гео­графии народов и административно-территориально­го деления России. История России — история вза­имодействия ее народов.

География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава на­селения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема 6

Где и как живут люди?

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость терри­тории» и факторы, ее определяющие. Влияние плот­ности населения на хозяйство, жизнь людей, на при­родную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. От­личие города от села. Понятие урбанизации, ее пока­затели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.

Города России, исторические особенности форми­рования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населе­ния. Карта как источник информации о городах.

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на ха­рактер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.

Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положе­ния в системе расселения. В каком населенном пунк­те лучше жить?

Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая со­ставная часть и условие дальнейшего развития и про­цветания России.

Практические работы.

1. Характеристика полового и воз­растного состава населения на основе разных источников информации.

2. Изучение по картам изменения направле­ния миграционных потоков во времени и в пространстве.

3. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-террито­риального деления России.

4. Выделение на контурной кар­те главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

5. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

6. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира, разнообразие населения планеты по расовым и национальным

Планируемые результаты подготовки учащихся:

Объяснять значение понятий: естественное движение населения, демографический кризис, воспроизводство населения, традиционный и современный его типы, половозрастная пирамида как вид диаграммы, миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков, территориальная подвижность населения.

Трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически

активное население, этнос, этнический состав, этническое самосознание,

религиозный состав, традиционные религии.

Плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.

урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.

  • называть численность населения России, сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;

  • читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.

  • объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.

  • объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

  • выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;

  • строить диаграммы и графики на основе статистических материалов, читать и анализировать их, объяснять особенности половозрастного состава населения России.

  • объяснять причины и основные направления миграций населения России;

  • на основе имеющихся знаний об изменении численности населения, естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант — объяснять современную демографическую ситуацию страны);

  • называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;

  • объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;

  • давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.

  • характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.

  • приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.

  • выделять на карте “Народы России” районы проживания крупных народов и народов своего края; регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

  • приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.

  • показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;

  • приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;

  • определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности;

  • объяснять выявленную контрастность в плотности населения России; отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.

  • читать график изменения соотношения городского и сельского населения страны;

  • называть показатели процесса урбанизации;

  • объяснять разнообразие типов заселения территории страны на основе анализа текстовых карт;

  • давать характеристику расселения своей местности.

  • приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;

  • называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).

  • приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;

Резервное время — 6 часов

Метапредметные результаты обучения:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составление описания объектов;

- составление простого и сложного плана;

- осуществлять поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

- составлять план изучения или описания объекта;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами

объекта;

- составлять вопросы к текстам, логической цепочки по тексту, таблицы,

схемы по содержанию текста.

Познавательные учебно-логические умения:

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию  по заданным признакам;

- выявлять причинно-следственные связи;

- решать проблемные задачи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

учебно-информационные:

- поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работа с текстом и нетекстовыми компонентами:

-выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам,

-составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; - описание и характеристика географических объектов;

- классификация и организация информации;

- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д

Личностные результаты обучения:

- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию;

- развитие опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и

  сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры.

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями.

Нормы оценок за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2) полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1) не приступал к выполнению работы;

2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Нормы оценок выполнения практических работ.

  • 5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;

  • 4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

  • 3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;

  • 2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;

  • 1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.

Оценка тестовых работ.

88-100% - правильных ответов оценка «5»

62-87% - правильных ответов оценка «4»

37- 61% - правильных ответов оценка «3»

0– 36% - правильных ответов оценка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.












Основное содержание программы по географии 8 класса по темам

темы,

раздела

Раздел, тема

Кол-во часов


Введение

1

1.

Раздел. Пространства России

7

2.

Раздел. Природа и человек (38 часов)


2.1

Тема. Рельеф и недра

5

2.2

Тема. Климат

6

2.3

Тема. Богатство внутренних вод

4

2.4

Тема. Почвы – национальное достояние России

6

2.5

Тема. В природе все взаимосвязано (ПТК)

3

2.6

Тема. Природно-хозяйственные зоны

11

2.7

Тема. Природопользование и охрана природы

3

3.

Раздел. Население России

14

4.

Раздел. География Ростовской области

9

Всего 69 часов, 2 часа в неделю. Практических работ 23, оценочных 11. Контрольных работ 8.


График проведения контроля знаний


п\п

Тема урока


Дата

1.

Входная контрольная работа.


16.09.14

2.

Обобщение и коррекция знаний по разделу “Пространства России” К.Р.№1

26.09.14

3.

Контроль знаний по теме «Рельеф и недра России» К.Р.№2

14.10.14

4.

Обобщающее повторение по теме «Климат» К.Р.№3

14.11.14

5

Контроль знаний по теме «Почвы и внутренние воды России» К.Р.№4

19.12.14

6.

Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» К.Р.№5

17.02.15

7.

Контроль знаний по разделу «Население России» К.Р.№6

24.04.15

8.

Итоговый контроль знаний по курсу «Природа и население России»

22.05.15







Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс

(всего 69 часов, 2 часа в неделю )

урока

Тема урока

Дата

план

Дата факт

Практическая работа

Новые

понятия и представления

Опорные

знания

Вид контроля

Д.З.


Введение 1 час

1

Географизация современной жизни человека.



02.09



Методы исследования территории России. 


Источники географической информации

Фронтальный опрос

вве

дение

Раздел 1. Пространства России 7 часов

1(2)

Россия на карте мира. Практическая работа 1 «Сравнение географического положения России и Канады» (оценочная)


05.09


1.Сравнение географического положения России и Канады (оценочная)

Государственная территория, территориальные воды.


факторы географического положения страны и географические координаты.


Фронтальный опрос, ПР.

§1

2(3)

Границы России. Практическая работа 2 «Обозначение на контурных картах пограничных государств» (оценочная)

09.09


2.Обозначение на контурных картах пограничных государств. (оценочная)



ПР

§2

3(4)

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа 3 «Решение задач на определение поясного времени»

12.09


3.Решение задач на определение поясного времени.

поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат.

градусная сеть.

Фронтальный опрос, работа по карточкам

§3

4(5)

Входная контрольная работа.


16.09






§1-3

5(6)

Формирование территории России.

19.09





Фронтальный опрос

§4

6(7)

Географическое изучение территории России.

23.09



Географические открытия и исследования материка Евразия.


Оценка выступлений учащихся

§5, с.38 в.1,2.

7(8)

Обобщение и коррекция знаний по разделу “Пространства России” К.Р.№1

26.09





Тестовая работа

Не задано

Раздел 2. Природа и человек 38 часов

Тема 1. Рельеф и недра России 5 часов


1(9)

Строение земной коры (литосферы) на территории России


30.09



абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.

тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§6

2 (10)

Особенности рельефа России. Практическая работа 4 «Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур»


03.10


4.Обозначение на к/к крупных форм рельефа, главных тектонических структур (оценочная)

нагорье

Форма рельефа

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§7

3 (11)

Современное развитие рельефа

07.10



неотектонические движения, покровное оледенение.

движения земной коры; физическое выветривание.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§8

4 (12)

Использование недр

10.10



месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.

горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§9, с.66 в.1.

5 (13)

Контроль знаний по теме «Рельеф и недра России» К.Р.№2

14.10





Тестовая работа

Не задано

Тема 2. Климат России 6 часов


1 (14)

Общая характеристика климата России

17.10



солнечная радиация, подстилающая поверхность.

Климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§10

2 (15)

Закономерности циркуляции воздушных масс

21.10



атмосферный фронт, циклон, антициклон

атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§11

3 (16)

Распределение температур и осадков

24.10



континентальность климата.

влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§12

4 (17)

Типы климата нашей страны. Практическая работа 5 «Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей»


07.11


5.Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.


Климатические пояса

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§13

5 (18)

Климат и человек. Практическая работа 6 «Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам)»

11.11


6.Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).

коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.

теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§14

6 (19)

Обобщающее повторение по теме «Климат» К.Р.№3

14.11





Тестовая работа

Не задано

Тема 3. Богатство внутренних вод России 4 часа


1 (20)

Внутренние воды России. Реки. Практическая работа 7 «Обозначение на контурной карте крупных рек» (оценочная)

18.11


7.Обозначение на контурной карте крупных рек (оценочная)



Фронтальный опрос, работа с атласом

§15 с.96-99

2 (21)

Реки. Практическая работа 8 «Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования» (оценочная)



21.11


8.Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования. (оценочная)

уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий.

части рек; питание и режим реки

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§15 с.99-103

3 (22)

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

25.11



многолетняя мерзлота.

типы озерных котловин; сточные, бессточные озера; грунтовые и межпластовые воды.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§16

4 (23)

Человек и вода. Практическая работа
9 «Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий»


28.11


9.Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

водные ресурсы.


Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§17

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны 6 часов


1 (24)

Почвы - национальное достояние страны

02.12



почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья


Фронтальный опрос, работа с атласом

С.115-116

2 (25)

Почвы - особое природное тело

05.12



почвенный профиль и почвенный горизонт.


Фронтальный опрос, работа с атласом

§18

3 (26)

География почв России

09.12



типы почв, зональное размещение почв.

климатические пояса.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§19

4 (27)

Почвы и урожай

12.12



агротехнические мероприятия.

всасывание растениями питательных веществ;

Фронтальный опрос, работа с атласом

§20

5 (28)

Рациональное использование и охрана почв

16.12



мелиорация


Сообщения учащихся

§21

6 (29)

Контроль знаний по теме «Почвы и внутренние воды России» К.Р.№4

19.12





Тестовая работа

Не задано

Тема 5. В природе все взаимосвязано (ПТК) 3 часа


1 (30)

Понятие о ПТК

23.12



природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.


природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность

Фронтальный опрос, работа с атласом

§22

2 (31)

Свойства ПТК

26.12



устойчивость ПТК.

целостность; ритмичность; круговорот веществ.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§23

3 (32)

Человек в ландшафте

09.01



антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.


Фронтальный опрос, работа с атласом

§24

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов

1 (33)

Учение о природных зонах

13.01





Фронтальный опрос, работа с атласом

§25

2 (34)

«Безмолвная Арктика»

16.01



редкоочаговое расселение.

арктический и субарктический климатический пояс; тундра; лесотундра.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§26

3 (35)

Чуткая Субарктика. Практическая работа 10 «Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне» (оценочная)

20.01


10. Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне (оценочная)

очаговое расселение.


умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§27

4 (36)

Таежная зона

23.01



очаговое расселение.

умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§28

5 (37)

Болота

27.01



низинное, верховое болото


Фронтальный опрос, работа с атласом

§29

6 (38)

Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

30.01



антропогенно-природная зона, выборочное земледельческое освоение.

моренный рельеф; умеренный и муссонный климат; смешанный лес.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§30

7 (39)

Лесостепи и степи. Практическая работа 11 «Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности людей в разных природных зонах»

03.02


11.Выявление взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности людей в разных природных зонах

зона степного земледельческого освоения.


умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§31

8 (40)

Полупустыни, пустыни, субтропики

06.02



экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.

резко континентальный и субтропический климат; оазис.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§32

9 (41)

Высотная поясность

10.02



ветры — фёны, бора.

высотная поясность.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§33

10

(42)

Человек и горы

13.02



сели и лавины.

изменение температуры и атмосферного давления с высотой.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§34

11

(43)

Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны» К.Р.№5

17.02





Тестовая работа

Не задано

Тема 7. Природопользование и охрана природы 3 часа

1 (44)

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

20.02



природная среда, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.

природные компоненты; охрана природы.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§35

2 (45)

Рациональное использование природных ресурсов

24.02



рациональное природопользование,



Фронтальный опрос, работа с атласом

§36

3 (46)

Охрана природы и охраняемые территории. Практическая работа 12 «Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из охраняемых территорий» (оценочная)

27.02


12.Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из охраняемых территорий (оценочная)

заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.

Красная книга; виды охраняемых растений и животных

Оценка докладов учащихся

§37

Раздел 3. Население России 13 часов

1 (47)

Численность населения России. Практическая работа 13 «Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России»

03.03


13. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.


естественное движение населения, демографический кризис.

численность населения в отдельных странах мира.

Фронтальный опрос, работа с атласом

§38

2 (48)

Воспроизводство населения

06.03



воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.


Индивидуальный опрос

§39

3 (49)

Половозрастной состав населения. Практическая работа 14 «Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации»

10.03


14.Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

половозрастная пирамида как вид диаграммы.


Фронтальный опрос, ПР

§40-41

4 (50)

Миграция населения. Территориальная подвижность населения. Практическая работа 15 «Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве»

13.03


15.Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве

миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков, территориальная подвижность населения


Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§42-44

5 (51)

География рынка труда. Практическая работа 16 «Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения»

17.03


16.Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

трудовые ресурсы, качество трудовых
ресурсов, рынок труда, экономически активное население.



Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§45

6 (52)

Этнический состав населения России. Практическая работа 17 «Изучение таблицы приложения “Народы России” и схемы “Дерево языков” для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам)» (оценочная)

20.03


17. Изучение таблицы приложения “Народы России” и схемы “Дерево языков” для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам). (оценочная)

этнос, этнический состав, этническое самосознание

разнообразие населения планеты по расовым и национальным признакам.

Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР, работа по карточкам

§46

7 (53)

Религии народов России. Практическая работа 18 «Изучение особенностей географии религий страны на основе использования карт»

03.04


18.Изучение особенностей географии религий страны на основе использования карты.

религиозный состав, традиционные религии.


Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР, работа по карточкам

§48

8 (54)

Плотность населения России. Практическая работа 19 «Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны»

07.04


19.Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.

представление о плотности населения; карта плотности населения отдельных материков.

Фронтальный опрос, работа с атласом,ПР

§49

9 (55)

Расселение и урбанизация. Практическая работа 20 «Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории»

10.04


20.Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.


Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§50

10

(56)

Города России. Практическая работа 21 «Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны» (оценочная)

14.04


21.Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. (оценочная)

различие городов по функциям и людности.


Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

§51

11

(57)

Сельская Россия

17.04



особенности сельских поселений.

зональность природных условий.

Фронтальный опрос, работа с атласом, работа по карточкам

§52

12

(58)

Повторение и обобщение знаний по курсу «Природа и население России»


21.04





Тестовая работа

Не задано

13

(59)

Контроль знаний по разделу «Население России» К.Р.№6

24.04





Работа по карточкам

С.288 в.1,2,3.

Раздел 4. География Ростовской области 10 часов

1 (60)

ФГП Ростовской обл. Практическая работа 22 «ФГП Ростовской области» (оценочная)


28.04


22.ФГП Ростовской области (оценочная)




Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

с.4-7 раб.тетр.

2 (61)

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Практическая работа 23 «Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых» (оценочная)

01.05


23.Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых (оценочная)



Фронтальный опрос, работа с атласом, ПР

С

.10-13

3 (62)

Климат и агроклиматические ресурсы

05.05





Фронтальный опрос, работа с атласом

С.

13-15

4 (63)

Внутренние воды и водные ресурсы

08.05





Фронтальный опрос, работа с атласом

С

16-17

5 (64)

Почвы и почвенные ресурсы

12.05





Фронтальный опрос, работа с атласом

С.

20-21

6 (65)

Растительный и животный мир. Охрана природы

15.05





Фронтальный опрос, работа с атласом

С.

22-23, 26-28

7 (66)

Обобщающее повторение по теме «Природные ресурсы и ПТК Ростовской обл»

19.05






Подг.по вопросам в рабочей тетр.

8 (67)

Итоговая контрольная работа за 8 класс

22.05





Тестовая работа


9

(68)

Повторение по курсу географии 8 класса

26.05







10

(69)

Повторение по курсу географии 8 класса

29.05







Материально-техническое обеспечение кабинета географии

1. Учебно-методический комплекс по географии 8 класс – методическая литература – книги для учителя и обучающихся

1.Стандарт основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).

2. Сборник  программ  по  географии  для  общеобразовательных  учреждений: География  6-11  класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.

3. Учебник А.И. Алексеев География России. Природа и население издательства «Дрофа» 2011, комплект

4.Атлас «География России. Природа России. 8 класс» издательства «Дрофа,2011 комплект

5.Э.В.Ким, Н.А. Марченко, В.А.Низовцев В.И. Рабочая тетрадь по географии.8 кл./.Дрофа, 2011.

6.Н.В.Корнакова. География Ростовской области (рабочая тетрадь)-Ростов –на Дону: ООО «КСС» 2010

7. Школьный атлас. Ростовская область. Издательство «Просвещение».2010

8. Евдокимов В.И. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. А.И. Алексеева. М.: Издательство «Экзамен», 2009

9. Эртель А.В. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011

10. Чичерина О.В. ГИА 2011. География: тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010 Эти материалы предназначены для закрепления, повторения и контроля знаний при обучении географии в 6- 9 классах и подготовки к ГИА.

2.Карты на печатной основе

  • Климатическая карта мира

  • Физическая карта мира

  • Восточная Сибирь. Физическая карта

  • Геологическая карта России

  • Западная Сибирь. Физическая карта

  • Климатическая карта России

  • Политико-административная карта России

  • Почвенная карта России

  • Природные зоны и биологические ресурсы России

  • Растительность России

  • Физическая карта России


3. ТСО

№ п/п

Название ТСО

1.

Магнитная доска

2.

Комплект магнитов

3.

Персональный компьютер

4.

Колонки 2 шт

5.

Проектор

6.

Экран для проектора на штативе

7.

Программное обеспечение комплект

8.

Управляющая программа АОК


4. Тесты и контрольные работы 8 класс по темам:

Входной контроль

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

«Климат России»

«Реки и почвы России»

«Природно-хозяйственные зоны России»

«Население и народы России»

Итоговая контрольная работа по курсу «Природа и население России»

«Ростовская область»

5. Презентации по основным темам

6.Сайты, которые могут использоваться при подготовке и проведении занятий

Предметная коллекция "Географические обучающие модели".

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/2d5dc937-826a-4695-8479-da00a58992ce/

Географические обучающие модули способствует овладению способами ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи. Способствует пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года. Коллекция предназначена для использования в курсах географии 6, 7 и 8 классов.

2. Предметная коллекция "География России".

Содержание коллекции интерактивных учебных материалов существенно усиливает иллюстративную и картографическую составляющую курса посвященного географии своей Родины. Ресурсы коллекции наглядно демонстрируют основные природные особенности территории России, размещение и развитие населения и хозяйства, географическую специфику каждого из регионов.

Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1674c29e-22c3-4661-8f18-3674e800e099/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&subject=28







география 8 класс

Контрольная работа по теме «Пространства России»

Вариант 2.

1.Какова площадь территории России?

А) 14 млн. кв. км. Б) 17 млн. кв. км. В) 20 млн. кв. км. Г) 22 млн. кв. км.


2.В какой группе перечислены государства, имеющие сухопутную границу с Россией?

А) Норвегия, Финляндия, Казахстан, КНДР.

Б) Финляндия, Румыния, Китай, Украина.

В) Норвегия, Болгария, Турция, КНДР.

Г) Швеция, Польша, Грузия, Иран.


3.Установите соответствие:

Крайние точки России

Название

1. Крайняя северная материковая точка

2. Крайняя северная островная точка

3. Крайняя южная точка

4.Крайняя западная точка

5.Крайняя материковая восточная точка

6. Крайняя островная восточная точка

А. Гора Базардюзю (Кавказ)

Б. Мыс Флигели (о. Рудольфа)

В. Остров Ратманова (Берингов пролив)

Г. Мыс Дежнева.

Д. Песчаная коса в Гданьском заливе (Балтийское море)

Е. Мыс Челюскин


4.Выберите неверное утверждение о географическом положении России:

А) находится в двух частях света

Б) омывается водами трех океанов

В) северная страна

Г) полностью лежит за северным полярным кругом.


5. Какое из перечисленных морей, омывающих Россию, является самым большим?

А) Азовское, Б) Балтийское, В) Берингово, Г) Карское.


6.Сравните географическое положение России и Канады. Дайте развернутый ответ.


7. Дополните предложения:

  1. Местное время – это время в пределах …

  2. Земной шар разделен на … часовых пояса.

  3. 180º меридиан является линией …

  4. Летнее время на территории России вводилось с … года.

  5. На территории России … часовых поясов.


8.Определите время в городе Анадырь (11часовой пояс), если в Москве 13 часов (2 часовой пояс).


9.Определите, кто из исследователей участвовал в совместной Первой и Второй Камчатских экспедициях:

А) Витус Беринг и Александр Чириков, Б) Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев

В) И.Крузенштерн и Ю.Лисянский. Г) С.Дежнев и О.Шмидт


10. Установите соответствие «территория – ее освоение и изучение»

Территория Освоение и изучение

А) Русский Европейский Север 1) на рубеже 15-16 веков промышленники-поморы

Б) Карское море и устье Оби и Таза 2) к концу 12 века новгородцы

В) походы на Камчатку и открытие Сибири

и Дальнего Востока 3) в 17-18 веках русские землепроходцы





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Подоляко Елена Григорьевна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Рабочая программа по географии 9 класса А.И. Алексеева и др. "География  России. Хозяйство и географические районы"  2 часа в неделю "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klassa-a-i-alieksieieva-i-dr-gieoghrafiia-rossii-khoziaistvo-i-ghieoghrafichieskiie-raiony-2-chasa-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "121885"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414083929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства