Рабочая программа по географии 6 класса «Общее землеведение» УМК О.А. Климановой, В.В.Климанова 2 часа в неделю
Рабочая программа по географии 6 класса «Общее землеведение» УМК О.А. Климановой, В.В.Климанова 2 часа в неделю
Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования. Реализация программы обеспечивается Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы О.А. Климановой, В.В.Климанова, «Общее землеведение» (6 класс) / сборник программ по географии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение кабинета географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЛАСТЬ обществознание
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ предметов гуманитарного цикла
ПРЕДМЕТ география
КЛАСС 6 УЧЕБНЫЙ ГОД 2014- 2015
УЧИТЕЛЬ Подоляко Е.Г.
п. Шолоховский
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии, с учетом новой Концепции географического образования. Реализация программы обеспечивается Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312), Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, авторской программы О.А. Климановой, В.В.Климанова, «Общее землеведение» (6 класс) / сборник программ по географии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.
Концептуальные основы программы. Программа построена на основе комплексного географического подхода и отражает общеземлеведческое содержание географии. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. Особое внимание уделяется месту и роли человека в формировании природы Земли. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку, изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Данный предмет входит в образовательную область «Естествознание».
Цели и задачи программы:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории.
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
определения сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Законы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон "Об образовании в Ростовской области" от 14.11. 2013 № 26-ЗС.
Программы:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год).
Постановления:
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказы:
приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Минобрнауки России от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;
приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказ Минобразования Ростовской области от30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год».
приказ ГКОУ РО школы-интерната п.Шолоховского Белокалитвинского района от 02.06.2014 № 61/3 «Об утверждении учебного плана школы-интерната на 2014-2015 учебный год».
Письма:
письмо Минобразования России от 31.10.2003№ 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
Программа рассчитана на один учебный год. Учитывая продолжительность учебного года (35 недель), планирование составлено на 67 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы-интерната на 2014/15 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа.
О.А. Климанова, В.В. Климанов программа курса « Общее землеведение» (6 класс)
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. 1 ч
Что изучает география. Место и роль географических знаний в современной жизни.
Раздел 1.Земля во Вселенной. 8 час.
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы
Солнечная система. Земная Галактика и другие миры. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Вселенной. Вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Вращение Земли вокруг своей оси и смена дня и ночи. Земля – единственная обитаемая планета Солнечной системы. «Голубая планета». Одиноки ли мы во Вселенной? Космические исследования и их роль в познании Земли.
Тема 2. Изображение Земли на глобусе.
Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на глобусе. Градусная сетка, параллели и меридианы. Полярные круги, тропики, экватор, нулевой меридиан. Географические координаты (географическая широта и географическая долгота). Определение положения точки на глобусе.
Практические работы: 1. Определение по глобусу географических координат точки (решение прямой и обратной задачи).
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 13 ч
Тема 3. Путешествия и их географическое отражение.
Путешествие как способ познания окружающего мира. Искусство путешествия. Путевые впечатления и их отражение: рассказ, рисунок, фото- и киносъемка. Карта как наиболее совершенный способ отражения путевых впечатлений. Что взять с собой в путешествие?
План местности. Изображение местности на плане. Масштаб. Условные знаки. Определение на местности направлений и расстояний. Компас, азимут. Составление схематического плана местности. Чтение плана местности.
Географическая карта. Переход от шарообразного изображения Земли на глобусе к плоскому изображению на карте. Карта полушарий. История создания карт. Различия в изображении меридианов и параллелей на глобусах и картах. Масштабы карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории. Карты природы и социально-экономические карты. Компьютерные карты.
Практические работы: 1. Составление краткого географического рассказа об одном из путешествий, совершенном учащимся. 2. Ориентирование на местности при помощи компаса; определение азимута точек. 3. Составление плана местности по ее описанию. 4. Чтение плана местности. 5. Определение расстояний и направлений по географической карте.
Тема 4. История открытия и освоения Земли.
Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествие вокруг Африки. Географы Древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы, Марко Поло. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Великие Географические открытия. Васко да Гама и плавания португальцев в Индию. Христофор Колумб и его открытие Америки Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и его первое кругосветное путешествие.
Географические открытия XVII – XX веков. В поисках «Южной Земли».Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествия Д. Кука. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Достижение Южного полюса: Р. Амундсен и Р. Скотт.
Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. С.И. Дежнев, Е.П. Хабаров и безвестные первопроходцы Сибири. В. Беринг и Великая Северная экспедиция. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А. Гумбольдт, Д. Ливингстон, Н.М. Пржевальский, П.П. Семенов-Тян-Шанский.
Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии.
Практические работы: 1. Составление таблицы «Как люди открывали Землю».
Раздел III. Природа Земли . 32 ч.
Тема 1. Как устроена наша планета?
Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы, проливы. Острова и архипелаги. Полуострова.
Свойства Мирового океана. Температура и солёность вод, их распределение по широтам земного шара.
Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы, отливы. Океанические течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Человек и Мировой океан.
Тема 2. Внутреннее строение Земли.
Горные породы, слагающие земную кору. Земная кора и литосфера. Изучение земных глубин. (магматические, осадочные и метаморфические), их образование. Методы изучения земных глубин.
Земная кора. Движения земной коры. А. Вегенер и его гипотеза движения материков. Теория движения литосферных плит. Сейсмические районы на земном шаре. Горячие источники и гейзеры.
Практические работы: 1. Знакомство с горными породами. 2. Определение на карте сейсмических районов земного шара. 3. Знакомство с очертаниями материков и океанов, проверка гипотезы А. Вегенера
Тема 3.Рельеф Земли.
Рельеф Земли и его значение для человека.
Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа горизонталями. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Различие гор по высоте. Строение океанского дна (шельф, ложе, желоба, горы). Абсолютная и относительная высота.
Изображение рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин.
Горные области и основные формы рельефа гор. Высочайшие горы планеты. Процессы горообразования. Рождение, развитие и разрушение гор. Стихийные процессы в горах. Осыпи, обвалы, сели и лавины.
Равнины суши. Различие равнин по высоте: низменности, возвышенности и плоскогорья. Образование равнин и их изменение во времени. Влияние текучих вод и ветра на рельеф равнин. Овраги, балки и речные долины. Дюны и барханы.
.Практические работы. 1. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей. 2. Нанесение на контурную карту некоторых элементов географической номенклатуры.
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли.
Атмосферный воздух и его значение для человека. Атмосфера – воздушная плёнка Земли. Состав Атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой. Воздушные массы и их свойства в разных районах земного шара..
Температура воздуха и ее измерение. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха, их различие на разных широтах земного шара. Тепловые пояса Земли.
Погода и климат. Погода и её разнообразие. Влияние погоды и климата на здоровье людей. Зависимость климата от географической широты и абсолютной высоты местности. Циркуляция атмосферы и господствующие ветры. Пассаты, ветры западного переноса.
Климатические пояса Земли. Основные и переходные климатические пояса. Климатическая карта. Амплитуда температур и континентальность климата.
Практические работы: 1. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы». 2. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара». 3. Знакомство с климатической картой и картой «Климатические пояса и области земного шара»; составление краткой характеристики одного из климатических поясов.
4. Наблюдения за погодой.
Тема 5. Вода – «кровеносная система» Земли.
Круговорот воды в природе.
Реки в природе и на географической карте.
Исток, устье, притоки, правый и левый берега реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Пойма, терраса. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее и нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья.
Озёра. Различия озёрных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и солёные, мелкие и глубокие.
Подземные воды, болота. Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны.
Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и материковое оледенение.
Практические работы: 1. Составление простейшей схемы «Круговорот воды в природе». 2. Определение основных элементов речной системы одной из крупнейших рек мира. 3. Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности.
Раздел IV. Географическая оболочка – среда жизни. 10 ч
Тема 1 . Живая планета.
Возникновение жизни на Земле. Факторы, благоприятствующие распространению жизни: тепло, свет, влага, минеральные вещества. Пищевая цепь. Влияние живых организмов на природу планеты. Биосфера и ее границы.
Закономерности распределения органического мира на поверхности нашей планеты. Влияние климата на характер растительности. Основные типы растительного покрова Земли. Распространение животных.
Почва как особое природное тело. Плодородие как основное свойство почвы. Охрана почв. Зависимость свойств почвы от географического положения территории.
Практические работы: 1. Сравнение растительности экваториальных лесов и лесов умеренного пояса (степей и тундр). 2. Знакомство с рисунками различных почвенных профилей.
Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности.
Оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. Понятие о географической оболочке как области взаимопроникновения всех земных сфер. Взаимодействие оболочек Земли. Свойства географической оболочки. Природные комплексы как части географической оболочки. Географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы: 1. Работа с картой «Природные зоны Земли» и составление комплексного описания одной из зон.
Тема 3. Природа и человек.
Воздействие хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли. Добыча полезных ископаемых. Гидростроительство. Сельское хозяйство. Промышленность. Загрязнение поверхностных вод, атмосферного воздуха и недр Земли. Радиоактивное загрязнение. Последствия интенсивного хозяйственного освоения Земли. Рекультивация нарушенных земель. Охрана природы. Охраняемые природные территории.
Человек как жертва природных воздействий. Стихийные бедствия и их происхождение: землетрясения, смерчи, торнадо, наводнения и др. Способы предсказания стихийных бедствий и борьба с ними. Поведение человека в экстремальных ситуациях.
Мирное существование человека и природы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Концепция устойчивого развития.
Практические работы: 1. Знакомство с основными видами воздействия человека на природу и их последствиями своей местности. 2. Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий, поведение человека в экстремальных ситуациях.
Резервное время – 4 часа.
Планируемые результаты обучения
Раздел 1. Земля во вселенной
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности
Учащиеся должны уметь: - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время; и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - объяснять понятия и термины: план местности, масштаб, азимут, географическая карта; - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - читать план местности и карту; - определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности; - производить простейшую съемку местности; - работать с компасом, картой; - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Раздел 3. Природа земли
Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел, питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер; - называть методы изучения земных недр и Мирового океана; - приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; - называть и показывать по карте основные географические объекты; - объяснять особенности движения вод в Мировом океане, - объяснять особенности строения рельефа суши и дна мирового океана, циркуляции атмосферы; - определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей; - составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, рек, озер по типовому плану; - работать с контурной картой; - называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли; - приводить примеры гор и равнин, различающихся по высоте, происхождению, строению; - измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; - описывать погоду и климат своей местности.
Раздел 4. Географическая оболочка - среда жизни
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся должны уметь: - объяснять понятия и термины: биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
- называть меры по охране природы; - приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий; - составлять описание природного комплекса; - приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Метапредметные результаты обучения:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- выявлять причинно-следственные связи;
- решать проблемные задачи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
учебно-информационные:
- поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
- работа с текстом и нетекстовыми компонентами:
-выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам,
-составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы; - описание и характеристика географических объектов;
- классификация и организация информации;
- создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д
Личностные результаты обучения:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно-
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Оцениваются достижения учащихся в процессе фронтального и индивидуального контроля на обычных уроках, в процессе контрольных работ по окончании изучения крупных тем, Оценки выводятся по окончании четверти. Контрольные и проверочные работы проводятся в письменной и устной форме, в форме зачетов, тестов. Запланированные проверочные практические работы также подлежат обязательной оценке. Для выполнения практических работ учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе с комплектом контурных карт. Эти тетради проверяются учителем после выполнения каждой практической работы. В кабинете географии имеется комплект тестовых заданий для промежуточного и итогового контроля. Задания разработаны в соответствии с формируемыми образовательными компетенциями.
Нормы оценок за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5) не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает не полно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2) не делает выводов и обобщений.
3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2) полностью не усвоил материал.
Примечание.
По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Нормы оценоксамостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1) не приступал к выполнению работы;
2) или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Нормы оценок выполнения практических работ.
“5” – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
“4” – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
“3” – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
“2” – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
“1” – полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, непонимание сути задания.
Оценка тестовых работ.
88-100% - правильных ответов оценка «5»
62-87% - правильных ответов оценка «4»
37- 61% - правильных ответов оценка «3»
0– 36% - правильных ответов оценка «2»
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Основное содержание программы по географии 6 класса по темам
№ п\п
Тема урока
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Земля во Вселенной
7
3.
Развитие географических знаний
10
4.
История открытия и освоения Земли
4
5
Природа Земли
6
6.
Внутреннее строение Земли
5
7.
Рельеф Земли
9
8.
Атмосфера и климат Земли
10
9.
Внутренние воды Земли (гидросфера)
7
10.
Географическая оболочка
6
11.
Природа и человек
3
Всего 67 часов, 2 часа в неделю,
практических работ 10, к.р. 5.
График проведения контроля знаний
№
п\п
Тема урока
Дата
1.
Урок обобщения по теме «Земля во Вселенной» проверочная работа
25.09.14
2.
Обобщение по теме «План и карта» Контрольная работа №1
13.11.14
3.
Обобщение знаний по теме «Как устроена наша планета» К.р. №2
18.12.14
4.
Контрольная работа №3 по теме «Рельеф Земли»
19.02.15
5
Обобщение по теме «Атмосфера и климат Земли». Контрольная работа №4 по теме «Атмосфера и климаты Земли».
06.04.15
6.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Воды суши» К.р.№5
30.04.15
7.
Итоговое тестирование по курсу географии 6 класса.
25.05.15
Календарно - тематическое планирование по географии 6 класс
(всего 67 часов, 2 часа в неделю)
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Дата
план
Дата
факт
Основные понятия,
формулируемые в ходе обучения
Практическая
направленность
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Вид контроля
Д.з.
1.
1.Введение 1ч.
Что изучает физическая география? Место географических знаний в современной жизни
Комбинированный
01.09
Понятия физическая и экономическая география
Знать и понимать основные географические понятия и термины
Индивидуальный опрос
Введение
с.5-6
2. Земля во Вселенной (7ч)
1(2)
Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели Земли
Комбинированный
04.09
Солнце – источник жизни, планеты Солнечной системы, гео и гелиоцентрическая модели мира.
Луна – спутник Земли.
Глобус – модель Земли
Географические координаты, градусная сетка, широта и долгота
- Объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота.
Комбинированный
18.09
Географические координаты, градусная сетка, широта и долгота
Индивидуальный опрос
§5
6(7)
Определение географических координат точки по глобусу (урок-практикум).
Урок
практикум
22.09
Нахождение географических координат на глобусе
Практическая работа
§6,
с.34в.1.2,3
7(8)
Урок обобщения по теме «Земля во Вселенной»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
25.09
Тестовая работа
Не задано
3.Развитие географических знаний 10 часов
1(9)
План местности Условные знаки.
Комбинированный
29.09
План местности, различие изображений на плане, рисунке и аэросъемке.
Работа с планом.
- Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время; и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - объяснять понятия и термины: план местности, масштаб, азимут, географическая карта; - находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - читать план местности и карту; - определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности; - производить простейшую съемку местности; - работать с компасом, картой; - классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
Индивидуальный опрос
§7
2 (10)
Масштаб. Виды масштаба.
Комбинированный
02.10
Масштаб: линейный, численный, именованный.
Переводить масштаб из одного вида в другой.
Работа по карточкам
§7
3 (11)
Ориентирование по плану и местности
Комбинированный
06.10
Азимут, компас.
Нахождение азимута и сторон горизонта.
Работа по карточкам
§8
4 (12)
Компас. Азимут
Комбинированный
09.10
Азимут, компас.
Нахождение азимута и сторон горизонта.
§8-9
5 (13)
Практическая работа №1 «Составление плана местности».
Урок-практикум
13.10
Полярная, маршрутная съемки.
Составление плана местности
Практическая работа
§9
6 (14)
Географическая карта. История создания карт
Комбинированный
16.10
Работа с картами атласа.
Индивидуальный опрос
§10
7 (15)
Многообразие карт. Классификация карт по названию, масштабу и охвату территории
Комбинированный
20.10
Виды карт по масштабу
Работа с картами атласа.
Индивидуальный опрос
§11
8 (16)
Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте
Урок-практикум
23.10
Географические координаты, градусная сетка, широта и долгота.
Нахождение географических координат на карте,
определение расстояний и направлений
Практическая работа
§12
9 (17)
Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте
Комбинированный
10.11
Географические координаты, градусная сетка, широта и долгота.
Нахождение географических координат на карте.
Работа по карточкам
с.60 в.1,2,3
10 (18)
Обобщение по теме «План и карта» Контрольная работа №1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
13.11
Тестовая работа
Не задано
4. История открытия и освоения Земли 4 часа
1 (19)
Географические представления древних людней.
Комбинированный
17.11
Пифей, Геродот, Эратосфен, Марко Поло, Афанасий Никитин, Великий шелковый путь.
Работа с картами атласа.
Знать и понимать основные географические понятия и термины.
Уметь раскрывать значение открытий, которые были сделаны выдающимися путешественниками.
Индивидуальный опрос
§13
2 (20)
Великие географические открытия.
Комбинированный
20.11
Викинги, Васко да Гама, Х.Колумб, Старый и Новый свет.
Индивидуальный опрос
§14
3 (21)
В поисках южной Земли.
Комбинированный
24.11
Абель Тасман, Р.Скотт и другие.
Индивидуальный опрос
§15
4 (22)
Исследование океана и внутренних частей материка.
Комбинированный
27.11
Поморы, Витус Беринг, А.Гумбольт.
Индивидуальный опрос
§16, с.86 в.1,2
5. Природа Земли 6 часов
1 (23)
Облик земного шара.
Комбинированный
01.12
Суша, гидросфера, Мировой океан, части Мирового океана, суша в океане, круговорот воды.
Работа с картами атласа.
Знать соотношение суши и воды на земле.
Уметь показывать на карте океаны, материки, острова, полуострова, заливы, проливы и др.
Знать основные виды движения воды в океане, уметь объяснять их причины.
Индивидуальный опрос
§17
2 (24)
Практическая работа №2 «Описание моря по плану»
Урок-практикум
04.12
Нанесение на контурную карту географических объектов: океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов и др.
§17
3 (25)
Свойства вод Мирового океана.
Комбинированный
08.12
Соленость воды, промилле.
Индивидуальный опрос
§18
4 (26)
Движение вод Мирового океана.
Комбинированный
11.12
Волна, штиль, цунами, прилив, отлив.
Работа с картами атласа.
Индивидуальный опрос
§19
5 (27)
Океанические течения
Комбинированный
15.12
Теплые и холодные течения.
Нанесение на контурную карту теплых и холодных течений.
Индивидуальный опрос
§20
6 (28)
Обобщение знаний по теме «Как устроена наша планета» К.р. №2
Обобщение и систематизация знаний по теме «Воды суши» К.р.№5
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
30.04
Тестовая работа
Не задано
10. Географическая оболочка 6 часов
1 (60)
Биосфера – живая оболочка Земли.
Комбинированный
04.05
Биосфера. Пищевая цепь.
- Объяснять понятия и термины: биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;
- называть меры по охране природы; - приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий; - составлять описание природного комплекса; - приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Индивидуальный опрос
§45
2 (61)
Закономерности распространения живых организмов на Земле.
Материально-техническое обеспечение кабинета географии
1. Учебно-методический комплекс по географии 6 класс – методическая литература – книги для учителя и обучающихся
1.Стандарт основного общего образования по географии (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089).
2. Сборник программ по географии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс. М.: Дрофа 2013 г — составитель Е.В Овсянникова.
3. Учебник: О.А. Климанова. География. Землеведение. 6 класс. М, Дрофа 2011 – комплект
4.Географический атлас 6 класс. Контурные карты.– М.: Дрофа, 2011. комплект
5. Румянцев А.В. География. Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» / А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. – М. : Дрофа, 2011
6.Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс. М.: ВАКО, 2011 г.
2.Дидактический материал (таблицы) и коллекции
Карты: «План местности», топографическая карта, физическая карта полушарий, физическая карта мира, климатическая карта мира, почвенная карта мира, природные зоны мира, зоогеографическая кара, политическая карта мира
Коллекции: «Минералы и горные породы», «Шкала твердости», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Нефть и важнейшие продукты ее переработки»,
Модели «Строение морского дна», «Зоны разлома».
Глобус физический и политический, теллурий
Компасы комплект
4. ТСО
№ п/п
Название ТСО
1.
Магнитная доска
2.
Комплект магнитов
3.
Персональный компьютер
4.
Колонки 2 шт
5.
Проектор
6.
Экран для проектора на штативе
7.
Программное обеспечение комплект
8.
Управляющая программа АОК
5. Тесты и контрольные работы по темам «Изображение Земли на глобусе и карте», «План местности и карта», «Как устроена наша планета», «Рельеф Земли», «Атмосфера и климат Земли», «Воды суши», «Географическая оболочка», итоговая контрольная работа
6. Медиатека
Электронная версия учебника «Начальный курс географии» автора Петровой Н.Н. включает: текст учебника (сопровождается большим количеством слайдов); практикум, тесты, словарь, анимация, видеофрагменты
Презентации по основным темам
7.Сайты, которые могут использоваться при подготовке и проведении занятий
2.Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d2317e71-1650-4a58-a439-b2f53331e47b/106075/?
География. Планета Земля.
3.Адрес страницы продукта в Интернете для бесплатного скачивания: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000009d8-a000-4ddd-fb6d-170047fe04d3/111961/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&class[]=50&class[]=51&class[]=53&subject=28 «Природа Земли и человек»