Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику География. Землеведение. 5-6 кл.О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким
Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику География. Землеведение. 5-6 кл.О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким
«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику География. Землеведение. 5-6 кл.О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067, зарегистрирован в Минюсе России 30.01.2013 № 26755);
и учебно – методических документов:
Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014
Рабочая программа к учебнику "География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС"
Учебного плана МБОУ «Лицей №101» на 2014/2015 учебный год (приказ № 193 от 28.04.2014)
Положения о рабочей программе МБОУ «Лицей №101» (приказ №357от 27.08.2013)
Общее количество часов – 35, в том числе резервных уроков – 4 часов. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Используемый УМК:
География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.
География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014
А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2013
А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. КлимановаГеография. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014
Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2014
Контурные карты. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2014
Цели:
- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
- формирование представлений о единстве природы,о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие пониманияглавных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- воспитание в духе уважения к другим народам;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);
- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Изменений в авторской программе нет
География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 5 – 11 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущего курса «Окружающий мир».
«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество тематических практических работ – 5
Экскурсия – 1
Общая характеристика организации учебного процесса
Технологии
Личностно-ориентированныеиразвивающиетехнологии
Технологии на основе активизации познавательной деятельности учащихся(игровыетехнологии,технологияинтенсивногообучения наосновесхемныхизнаковыхмоделейучебногоматериала, технология проблемного обучения).
Технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса (групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии
Здоровьесберегающие технологии
Методы обучения
- словесные (рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации);
- практические (наблюдение объектов и явлений в природе, работы с картами, схемами, профилями, статистическими данными)
Формы обучения
- индивидуальная
- коллективная
- групповая
- в парах
- фронтальная
Средства обучения
Дидактические средства обучения
Вербально-информационные: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия по отдельным вопросам методики преподавания географии.
Наглядные средства обучения: географические карты, картосхемы, картодиаграммы, аэрофотоснимки, иллюстративные таблицы, натуральные объекты (коллекции минералов и горных пород, гербарии и др.), схемы, таблицы.
Аудиовизуальные средства обучения: учебные кинофильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации, компакт-диски.
Временной интервал между уроками и предметными кружками не менее 60 мин.
Каникулы в течение учебного года не менее 1 недели, летние каникулы – 3 мес.
Средняя наполняемость классов 25 человек
Формы текущего контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля: комбинированный опрос, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль (географический диктант, самостоятельная работа, практическая работа), групповая форма контроля
Планируемые результаты
Личностные:
- овладение опытом участия в социально значимом труде;
- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Предметные:
- объяснять значение понятий;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- определять (измерять) направления и расстояния,работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- читать план местности и карту;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;
- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- оценивать работу одноклассников;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста
Оценка планируемых результатов
№
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Примеча-
ние
География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014
География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014
География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014
Содержание тем учебного предмета
Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч
Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли.Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля – планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Тема 2.Облик Земли 4 ч.
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Как изменялись представлениялюдей о форме Земли. Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Практикум: Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 8 ч.
Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
Тема 4. История открытия и освоения Земли. 6 ч.
Географические открытия древности и средневековья.Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья.Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли.Как была открыта Австралия?Как была открыта Антарктидаи достигнут Южный полюс?Как началось изучение арктических широт?
Исследования океана и внутренних частей материков.Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Практикум: записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета - 14 ч.
Тема 5. Литосфера. 5 ч.
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека.Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов.Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Как формы рельефа есть на океанском дне?
Тема 6. Гидросфера. 3 ч.
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды. Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части.Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера – кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Тема 7. Атмосфера. 3 ч.
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим?Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода.Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Тема 8. Биосфера. 2 ч
Биосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Землявозникла жизнь? Как связаны все живые организмы?Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Практикум: Экскурсия в природу.Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Тема 9. Природа и человек. 1 ч.
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы
Количество часов
Вид занятий
практические
экскурсии
1
Как устроен наш мир
9
1
2
Развитие географических знаний о земной поверхности
8
1
3
Как устроена наша планета
14
3
1
4
Резерв
4
Итого
35
5
1
Тематическое поурочное планирование 5 класс
№ урока
Сроки
Тема урока
Кол-во часов
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Виды контроля
Раздел 1. Как устроен наш мир (9 часов)
Тема 1. Земля во Вселенной (5 часов)
1(1)
1 неделя сентября
Представления об устройстве мира (изучение и первичное закрепление новых знаний)
1
Как менялись представления об устройстве мира. Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца. Как устроен наш мир
Работа с различными источниками информации: таблицами и схемами учебника
предварительный
2(2)
2 неделя сентября
Звезды и галактики. ИКТ. (комбинированный)
1
Что такое звезда. Как определить расстояние до звезд. Какие бывают звезды. Сколько всего существует звезд
Работа с различными источниками информации. Поиск на картах звездного неба важнейшихнавигационных звезд и созвездий. Определение расстояний до недоступного объекта
текущий
3(3)
3 неделя сентября
Солнечная система. ИКТ. (комбинированный)
1
Группы планет. Астероиды и кометы. Как возникла Солнечная система. Почему Земля – обитаемая планета
Работа с различными источниками информации. Анализировать иллюстративно-справочные материалы
текущий
4(4)
4 неделя сентября
Луна – спутник Земли. ИКТ. (комбинированный)
1
Похожа ли Луна на Землю. Почему вид Луны меняется. Как Луна влияет на Землю.
Работа с различными источниками информации. Анализировать иллюстративно-справочные материалы. Составление рассказа по рисункам
текущий
5(5)
1 неделя октября
Земля – планета Солнечной системы. ИКТ. (изучение и первичное закрепление новых знаний)
1
Смена дня и ночи. Продолжительность светового дня и смена времен года
Работа с различными источниками информации. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращенияЗемли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Описание особенностей вращения Земливокруг Солнца. Анализ положения Землив определенных точках орбиты. Работа с картой часовых поясов.
текущий
Тема 2. Облик Земли (4 часа)
6(1)
2 неделя октября
Облик земного шара. ИКТ. (изучение и первичное закрепление новых знаний)
1
Как распределены по земному шару вода и суша. Материки и океаны. Острова и полуострова.
Умение работать с различными источниками информации. Составление схемы «Облик земного шара»
предварительный
7(2)
3 неделя октября
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. (комбинированный)
1
Как изменялись представления людей о форме Земли. Кто впервые измерил Землю. Глобус – модель Земли.
Умение работать с различными источниками информации. Составление и анализ схемы
«Географические следствия размеров и формы Земли». Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли.
текущий
8(3)
4 неделя октября
Параллели и меридианы. Градусная сеть. (комбинированный)
1
Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы. Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли
Умение работать с различными источниками информации. Выявление особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов.
текущий
9(4)
5 неделя октября
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. (урок усвоения навыков и умений)
1
Что изображено на глобусе. Как определить по глобусу расстояния и направления.
Определение по глобусу расстояний и направлений.
тематический
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов)
Тема 3. Изображение Земли (2 часа)
10(1)
2 неделя ноября
Способы изображения земной поверхности. ИКТ. (урок усвоения навыков и умений)
1
Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности. Истоки современной картографии. План местности, аэрофотоснимок.
Умение работать с различными источниками информации. Изучение различных видов изображенияземной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана икарты с аэрофотоснимками и фотографиямиодной местности
тематический
11(2)
3 неделя ноября
История географической карты. (комплексное применение знаний, умений, навыков)
1
Как появились и какими были первые карты. Как изменялись карты на протяжении истории человечества. Как делают карты на компьютере.
Чтение карт различных видов. Определениезависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов,
определение абсолютной высоты территории.Сравнение глобуса и карты полушарий длявыявления искажений в изображении крупных географических объектов
текущий
Тема 4. История открытия и освоения Земли (6 часов)
12(1)
4 неделя ноября
Географические открытия древности. ИКТ. (комбинированный)
1
Географические представления у древних народов. Как путешествовали древние народы. Известные географы древности.
Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном.
предварительный
13(2)
1 неделя декабря
Географические открытия Средневековья. ИКТ. (комбинированный)
1
Как дошли до нас сведения о первых путешествиях. Первые описания Востока.
Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Изучение по картаммаршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло.Обозначение маршрутов путешествий наконтурной карте.
Почему наступила эпоха Великих географических открытий. Открытие пути в Индию. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие.
Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте.
Обозначение наконтурной карте маршрутов путешествий.
текущий
15(4)
3 неделя декабря
В поисках Южной Земли. ИКТ. (комбинированный)
1
Открытие Австралии и Антарктиды. Как был достигнут Южный полюс. Изучение арктических широт.
Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена иМ. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.
текущий
16(5)
4 неделя декабря
Исследования Океана и внутренних частей материков. (комбинированный)
1
Как были открыты северные территории. Исследования внутренних пространств материков. Изучение глубин Мирового океана.
Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации.
текущий
17(6)
2 неделя января
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации. (обобщение и систематизация знаний)
1
Записки путешественников и литературные произведения – источники географической информации
Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации
тематический
Раздел 3. Как устроена наша планета (14 часов)
Тема 5. Литосфера (5 часов)
18(1)
3 неделя января
Внутреннее строение Земли. ИКТ. (изучение и первичное закрепление новых знаний)
1
Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой
предварительный
19(2)
4 неделя января
Горные породы и их значение для человека. (комбинированный)
1
Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли
Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования №горных пород
текущий
20(3)
1 неделя февраля
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. (комплексное применение знаний, умений, навыков)
1
Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Выполнение практической работы. Сравнение свойств горных пород. Описание по плану образцов горных пород из коллекции.
текущий
21(4)
2 неделя февраля
Рельеф и его значение для человека. (комбинированный)
1
Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации
текущий
22(5)
3 неделя февраля
Основные формы рельефа Земли. ИКТ. (комбинированный)
1
Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
Распознавание на физических картах в 7рта атласе разных форм рельефа. Определениена картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение погеографическим картам количественных икачественных характеристик крупнейшихгор и вершин, их географического положения
тематический
Тема 6. Гидросфера (3 часа)
23(1)
4 неделя февраля
Мировой круговорот воды. (комбинированный)
1
Почему на Земле истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Умение работать с различными источниками информации. Анализ схемы мирового круговорота воды
тематический
24(2)
1 неделя марта
Мировой океан и его части. (изучение и первичное закрепление новых знаний)
1
Какие бывают моря? Что такое заливы, проливы?
Умение работать с различными источниками информации. Описание морей, нанесение на контурную карту географической номенклатуры
текущий
25(3)
2 неделя марта
Гидросфера – кровеносная система Земли. ИКТ.(комбинированный)
1
Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль играют подземные воды, болота и ледники?
Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Давать характеристику рек по плану. Работа с контурной картой
текущий
Тема 7. Атмосфера (3 часа)
26(1)
3 неделя марта
Атмосфера Земли и ее значение для человека. (изучение и первичное закрепление новых знаний)
1
Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Умение работать с различными источниками информации. Составление рассказа «Если бы не было атмосферы»
предварительный
27(2)
1 неделя апреля
Погода. (комбинированный)
1
Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Работа с различными источниками информации. Описание погоды.
текущий
28(3)
2 неделя апреля
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. (урок усвоения навыков и умений)
1
С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. Проведение простейших наблюдений за погодой.
текущий
Тема 8. Биосфера (2 часа)
29(1)
3 неделя апреля
Биосфера – как живая оболочка Земли. (комбинированный)
1
Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Составление пищевых цепей.
текущий
30(2)
4 неделя апреля
Урок-практикум. Экскурсия в природу. (урок усвоения навыков и умений)
1
Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Наблюдения на природе. Составление геоботанического описания территории. Сбор гербария. Ведение полевого дневника
текущий
Тема 9. Природа и человек (1 час)
31
1 неделя мая
Воздействие человека на природу Земли. (обобщение и систематизация знаний)
1
Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы?Каковы масштабы взаимодействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Приводить примеры загрязнения окружающей среды
итоговый
Резерв 4 часа
Учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
- Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2012.
География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2014
А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа,
А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. КлимановаГеография. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь
- Дидактический материал;
1. Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2010.
2. Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
- Интернет-ресурсы;
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
Устное изложение, работа с наглядными пособиями, работа с учебником
Презентация, тетрадь, атлас, учебник
30
Групповая Индивидуальная
Практическая работа, Устное изложение, работа с наглядными пособиями, работа с учебником
рабочая тетрадь
31
Фронтальная Групповая Индивидуальная
Устное изложение, работа с учебником
Презентация, тетрадь, атлас, учебник
ИНП – интерактивное наглядное пособие
н.к. – настенная карта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДАЮ»
Куратор кафедры заместитель
Директор МБОУ «Лицей №101»
Общественных наук директора по УВР
________ Останина О.И. _____Дремова Е.В.
______________ Михальчук В.П.
Протокол № от
« ___ » _____ 2014 года « »_______2014 года
«______»___________2014 года
Приказ № ___ от «___»___2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
предметной области «Общественно-научные предметы»
для 5а,б,в,г,д,е,ж классов
основного общего образования
на 2014/2015 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. М.: Дрофа, 2012. (Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев.)
Составитель:
Галкина Юлия Николаевна,
Учитель географии первой квалификационной категории