Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области
Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области
Программа состоит из трех разделов. Первый раздел - пояснительная записка, в которой отражены место предмета краеведения, цели и задачи курса, личностно-ориентированный подход, метапредметные и предметные связи и содеожание тем курса. Второй раздел посвящен календарно-тематическому планированию, рассчитанному на 35 часов в год. В этом разделе представлены практические и творческие задания, тематика проектно-исследовательской деятельносьти и варианты познавательно-экскурсионного туризма. В третьем разделе прилагается список литературы, рекомендованный для учителя и учащихся. Программа выполнена с учетом ФГОС 2 поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ Сергеевской СОШ _____________/Светличная О.Н./ ______________/Беднякова И.А./ _______________/Слизкая Л.С. Протокол № ___ от «____»_______20___г. «_____»___________________20 г. «_____»________________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географическому краеведению Воронежской области
Учитель географии 1 КК Михеенко Галина Сергеевна
Год составления 2012 - 2013 учебный год
Класс 10
Общее количество часов по плану 35
Количество часов в неделю 1
Рабочая программа составлена на основе Программы по курсу краеведение для учащихся 10-11 классов
«Географическоекраеведение. Население, быт, культура и хозяйство и экология Воронежской области»,в соответствии с учебным планом МКОУ Сергеевской СОШ и методическими рекомендациями и тематическим планированием для 10-11 классов общеобразовательной школы./Автор-составитель: к.г.н., доцент Межова Л.А.-Воронеж:ВОИПКиПРО, 2012.
«_____»_______________ 20 г. _____________________
(подпись учителя)
2012 г.
1 Пояснительная записка
За последние годы в России произошли существенные изменения в концепции географического образования. Отчетливо стали проявляться направления: гуманитарное, экологическое, региональное. Понятие регионального компонента в образовании связано с особенностями природных различий в нашей стране, различиями между регионами в историческом прошлом, большими различиями в структуре экономики, характере хозяйственной деятельности населения, а также с особенностями государственного устройства России (наличие национально-территориальных образований). А все процессы (природные, социально-экономические, исторические, этнографические) происходят на определенной территории. Именно поэтому содержание регионального компонента имеет географическую основу. Отсюда и появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального. С чем связано повышение такого интереса к географическому краеведению? На мой взгляд, это обусловлено рядом факторов:
– во-первых, мотивационным потенциалом краеведческого курса, предусматривающего изучение близкого и понятного ребенку мира вокруг него;
– во-вторых, растущим осознанием значения знаний о малой родине для патриотического воспитания школьника, нравственного, духовного, профессионального;
– в-третьих, краеведческое направление в обучении поможет решению важнейшей методологической проблемы школьной географии – установлению связей и взаимодействия общих теоретических знаний со знаниями о конкретных объектах и явлениях (территориях).
Учебное краеведение – это участие всех учащихся в изучении географии своей территории на локальном и региональном уровнях. Учебное краеведение взаимодействует с внеклассным, что позволяет создать ситуацию сопричастности ребенка жизни региона. Внеклассное краеведение, цель которого – практическое изучение родного края, во многом опирается на теоретические знания, полученные в учебное время учащимися, дает возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению своей местности. Через внеклассное краеведение учащиеся не только изучают географию своего края, но и что очень ценно, активно применяют приобретенные знания и умения в общественно-полезной природоохранной деятельности. Одной из форм внеклассного краеведения в нашей школе являются экскурсии, которые повышают качество образования у учащихся. Экскурсии направлены на предоставление ребенку возможности погрузиться в атмосферу изучаемого на уроке материала, углубить и активизировать знания, полученные в школе, а также на развитие интереса у ребят на изучение своего родного края.
Географическое краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Н.Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение. Он указывал также на необходимость комплексного подхода в организации краеведческой работы.
Комплексный подход в географическом краеведении – это изучение учащимися географического положения, природных условий (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, гидрология, климат, почвенно-растительный покров, животный мир), экономических условий (структура хозяйства, его основные направления и перспективы развития) своей местности и ее населения (национальный и социальный состав, трудовые ресурсы, культура, просвещение, национальные обычаи и традиции). В учебной краеведческой работе принцип комплексного подхода используется при изучении географии своей области.
Комплексный подход к изучению природно-экономических условий родного края, организация природоведческих наблюдений, решение различных по содержанию поисково-исследовательских задач, в процессе которых учащиеся знакомятся с элементами метеорологии, гидрографии, фенологии, почвоведения, минералогии, геологии, экономики и других наук, расширяет общенаучный кругозор школьников.
Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.
Основной целью программы является углубление краеведческих знаний учащихся о населении и его особенностях в прошлые века и в настоящее время, формировании культуры и быта жителей Воронежской области, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей хозяйства.
Задачи программы:
1.Расширение и углубление знаний учащихся о населении, быте и культуре Воронежской области.
3.Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, людям, историческому и культурному наследию, памятникам культуры родного края.
4.Приобщение учащихся к трудовым, экологическим и патриотическим мероприятиям практической направленности.
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
2 Описание предмета
Предмет «Географическое краеведение. Население, быт, культура и хозяйство и экология Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.
Разнообразие тем программы позволяет учащимся познакомиться с природой, населением, культурой и хозяйством родного края, на основе системного подхода определять взаимосвязи между природой, населением, хозяйством.
Реализация программы предусматривает использование различных форм и методов обучения: беседы, доклады, семинары, лекции, а также полевые наблюдения, экскурсии, походы, научно-исследовательская и проектная деятельность.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
1. Основы знаний об особенностях демографии Воронежской области, быте, культуры за исторический период природопользования.
2. Особенности современных демографических проблем Воронежской области.
3. Исторические этапы урбанизации Воронежской области.
4. Современные социо-эколого-экономические проблемы городов Воронежской области.
5. Природно-культурное наследие Воронежской области.
6. Эколого-экономические проблемы сельских поселений Воронежской области.
Учащиеся должны уметь:
1. Применять знания в теоретической и практической деятельности
2. Устанавливать причинно-следственные связи в системе природа-население-хозяйство
3. Уметь составлять проекты для реализации прикладных задач региона
4. Работать со специальной и справочной литературой, приборами, наглядной литературой и использовать ГИС-технологии
5. Уметь проводить научно-исследовательскую деятельность для решения конкретных задач региона
3 Место предмета в учебном плане
Курс «Географическое краеведение. Население, быт, культура и хозяйство и экология Воронежской области» рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и внеурочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
4 Ценностные ориентиры
Основываясь на приобретенных учащимися в основной школе знаниях, учитель должен расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, на конкретных примерах раскрывать связи, существующие между отдельными элементами природы.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
5 Личностные, метапредметные и предметные и результаты учебного предмета
Личностным результатом обучения краеведения в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения краеведению: ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: — осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); — осознание целостности природы, населения и хозяйства своей области и района; — представление о Воронежской области как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства Воронежской области как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; гармонично развитые социальные чувства и качества: — эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; — патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, — уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по краеведению заключаются в формировании и развитии посредством краеведческого знания: — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по краеведению являются: • понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества; а и владение основами краеведческих знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); • умение работать с разными источниками краеведческой информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; • картографическая грамотность; • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
6 Содержание программы
1. Исторические этапы природопользования
-Особенности древней культуры в каменный, железный и бронзовый века,
заселение славянами области.
-Быт, культура, духовная жизнь в ХVI-ХVIIвеках.
-Особенности населения, культуры в Воронежском крае в ХVIII веке.
-Особенности населения, культуры в первой и второй половине XIX века.
-Особенности населения, быта, культуры на разных этапах развития общества в Воронежской области в XX-XXI веках.
-Оценка влияния природопользования на природные ресурсы Воронежской области
2. Особенности современных демографических проблем Воронежской области
-Численность и динамика населения. -Национальный состав. -Особенности системы расселения. -Занятость населения. -Проблемы населения родного края
3. Этапы урбанизации Воронежской области
-Древние города края, их становление, формирование, -г. Воронеж от древности до наших дней.
-Особенности формирования районов г. Воронежа.
-Особенности современных социо-эколого-экономических проблем г. Воронежа, его развитие. -Культура, искусство г. Воронежа. Культурные центры. -Образование и спорт в Воронеже.
-Малые города и ПГТ области и их современные проблемы.
4.Сельские населенные пункты Воронежского края.
-Поселки, села, деревни, их значение в развитии края и его культуры.
-Перспективы сельских населенных пунктов и их проблемы.
5. Символы родного края.
-Герб и флаг области и города Воронежа и малых городов области.
6.Быт и культура населения Воронежского края - наследие славян.
-Жилища славян, населявших край; Поселения славян; Занятия славян; Одежда и украшения славян; Оружие и доспехи славян; Памятники культуры Брянского края; Памятники воинской славы;
-Памятники поэтам и писателям;
-Памятники трудовым подвигам жителей края.
-Храмы, монастыри и другие святыни Воронежского края и г. Воронежа
- Природно-культурное наследие Воронежской области
7. Годовое учебно-тематическое планирование
№п/п
Содержание
Количество часов
1
Исторические этапы природопользования
6
2
Особенности современных демографических проблем Воронежской области
6
3
Этапы урбанизации Воронежской области
4
4
Сельские населенные пункты Воронежского края.
4
5
Символы родного края.
4
6
Быт и культура населения Воронежского края - наследие славян.
6
7
Итоговая работа
5
Итого:
35
7 Календарно - тематическое планирование
Дата
№п/п
Тема урока
Тип урока
Характеристика
учебной деятельности учащихся
Практические и творческие работы
Домашнее задание
1
Введение.
Тема №1. Исторические этапы природопользования (6 ч)
Особенности древней культуры в каменный, железный и бронзовый века,
заселение славянами области.
Урок изучения нового материала
Знакомство с содержанием программы по краеведению, изучение особенностей древней культуры славян
Подготовить сообщения
с. 53-64
2
Быт, культура, духовная жизнь в ХVI-ХVIIвеках.
Урок изучения нового материала
Изучение быта, культуры, духовной жизни славян
с.64-84
Учить запись в тетради
3
Особенности населения, культуры в Воронежском крае в ХVIII веке.
Урок изучения нового материала
Выявление особенностей населения и культуры
с.78-84
Подготовить ответы на вопросы.
4
Особенности населения, культуры в первой и второй половине XIX века.
Урок-исследование
Исследование особенностей жизни населения региона
№1.Составление презентации по данной теме.
84-95
5
Особенности населения, быта, культуры на разных этапах развития общества в Воронежской области в XX-XXI веках.
Урок изучения нового материала
Отрабатывают умение ориентироваться по компасу
№2. Творческая работа «Обряды, культурные традиции своего села»
Подготовить сообщения, презентации
с. 104-113,с.123-154
6
Оценка влияния природопользования на природные ресурсы Воронежской области
Урок-зачет
Проверка усвоения материала
№3. Оценка влияния природопользования на природные ресурсы Подгоренского района.
7
Тема №2.Особенности современных демографических проблем Воронежской области (6ч.)
Численность и динамика населения.
Комбинированный
Изучение численности и динамики населения своего района и села.
№4. Проектная деятельность. Демографическое положение своего населенного пункта.
Собрать материал для творческой работы.
с. 149-155
8
Национальный состав.
Урок-исследование
Ознакомление с национальным
составом Воронежской области
№5. Исследование национального состава своего села.
Подготовить отчет
9
Особенности системы расселения.
Комбинированный
Изучение особенностей расселения
Собрать материал по теме «Занятость населения»
10
Занятость населения.
Урок-исследование
Исследование занятости населения своего района и села, работа со статистическим материалом.
№6 Составление таблицы занятости населения
Завершить работу, сделать вывод.
11
Проблемы населения родного края
Урок обобщения знаний
Конспектируют материал урока
Подготовить отчет о занятости населения своего села. Подготовиться к зачету
12
Обобщение и систематизация знаний
Урок-зачет
Проверка ЗУН учащихся
13
Тема №3.Этапы урбанизации Воронежской области (4ч.)
Древние города края, их становление, формирование, г. Воронеж от древности до наших дней.
Комбинированный
Изучение формирования городов на территории края
Подготовить сообщения по изученной теме
14
Особенности формирования районов г. Воронежа Особенности современных социо-эколого-экономических проблем г. Воронежа, его развитие.
Комбинированный
Выяснение современных проблем города
15
Культура, искусство г. Воронежа. Культурные центры. Образование и спорт в Воронеже.
Урок-лекция
Конспектирование материала урока
№7. Составление презентаций по теме
Подготовить презентации
с.201-219, с.97-117
16
Малые города и ПГТ области и их современные проблемы.
Экскурсия на предприятие в
рп. Подгоренский.
Урок изучения нового материала
Выявление по картам атласа и статистическим материалам современных проблем населенных пунктов.
№9. Нанесение на контурную карту объектов
Выучить записи в тетради
17-18
Тема №4.Сельские населенные пункты Воронежского края (4 ч.)
Поселки, села, деревни, их значение в развитии края и его культуры.
Урок изучения нового материала
Изучение значения населенных пунктов в развитии края
Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».
ответить на вопросы
с.219-230
19-20
Перспективы сельских населенных пунктов и их проблемы.
Урок-исследование
Изучение проблем населенных пунктов
Проектная деятельность. Перспективы развития своего села. «Мое село в будущем»
с.21-49
21-22
Тема №5.Символы родного края (4ч.)
Герб и флаг области и города Воронежа и малых городов области.
Комбинированный
Изучение геральдики
Тв.раб. Презентация о символах области и своего района
Изготовление поделок по данной теме для выставки
23-24
Экскурсия в районный краеведческий музей
Экскурсия
Наблюдение, изучение краеведческого материала
Отчет об экскурсии
25
Тема №6. Быт и культура населения Воронежского края - наследие славян(6ч.)
Жилища славян, населявших край. Поселения славян. Занятия славян.
Урок-исследование
Изучение особенностей жизни славян
№ 10. Создание презентации о жилищах на территории своего села
Обработка собранных материалов
с. 65-74
26
Одежда и украшения славян. Оружие и доспехи славян.
Урок-практикум
Сообщают результаты исследований, выявляют особенности костюмов славян
Подготовить сообщение
с.49-65
27
Памятники культуры Воронежского края.
Памятники поэтам и писателям.
Памятники воинской славы
Памятники трудовым подвигам жителей края.
Урок-практикум
Обрабатывают материалы, составляют презентации по темам.
№11. Творческий отчет по группам
Собирание материалов
28-29
Храмы, монастыри и другие святыни Воронежского края и г. Воронежа
Урок изучения нового материала
Изучение христианско-православного ландшафта
№12. Презентации о православных храмах своего района и села, Воронежской области и г. Воронежа ( по выбору уч-ся)
Собирание материалов и их обработка
с.74-85,
с. 85-97
30
Природно-культурное наследие Воронежской области
Урок-зачет
Демонстрация и защита своих творческих работ, проектов
с.97-98, отв. на вопросы
31-32
33-35
Тема №7. Итоговые работы
Экскурсии в монастыри Костомарово и Белогорье.
Уроки-практикумы,
экскурсии
Изучение христианско-православного ландшафта. Исследование состояния воздуха на территории школы, определяют источники загрязнения, разработка проектов по обустройству территории школы, родника.
Отчеты о проделанной работе, защита проектов.
8 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Анчиполовский З.Я., Баранникова М.И. и др. Историко-культурное краеведение Воронежской области.- Воронеж «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2012.
2.Атлас Воронежской области / Под ред. Н. Н. Ермоленко Воронеж, 1994 - 44 с.
3. Вейнберг JI. Б. Очерк замечательнейших древностей Воронежской губернии /Л. Б. Вейнберг-М., 1981.- 127 с.
4. Федотов В.И., Панова В.И. Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области учащихся общеобразовательных школ. –Воронеж «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2008.
5.Кригер Л.В. Подгоренские высоты. Звенья времени. – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2011.
6.Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО,2004.
8.Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. – Москва «Просвещение», 1985.
9.Подколзин В.В. География Воронежской области. – Воронеж, 1994.
10.Мильков Ф.Н. В краю дубрав и золотистых нив.- Воронеж. 1987
11.Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Книга для учащихся ст.классов.– М.: Просвещение,1990
12.Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Кантемировский , Павловский, Петропавловский, Россошанский районы. Вып.1, ч.2. М., 1990 - 74 с.
13.Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Бобровский, Бутурлиновский, Воробьевский районы. Вып. 2, ч. 1-М., 1993-141 с.
14. Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Каменский, Ольховатский, Острогожский, Подгоренский районы. Вып. 2, ч. 2. М., 1993 - 126 с.
15. Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Аннинский, Грибановский, Калачеевский районы. Вып. 3, ч. 1.-М., 1993. -145 с.177
16. Материалы свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Панинский, Поворинский, Таловский, Терновский районы. Вып.З.ч. З.-М., 1993.-114 с.
17.Мильков Ф. Н. География Воронежской области./ Ф. Н. Мильков, В. Б. Михно, Ю. В. Поросенков. Воронеж, 1992. - 132 с