В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».
Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся 5, 6 и 7 классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по байкаловедению »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Байкаловедение", 5 - 6,7 классы
Программа рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментаьной деятельности ГУО и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной
(протокол от 27.11.2006 г.), Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В., Иркутск.2007
Программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для учащихся 5 - 6,7 классов, которая была рекомендована к изданию Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области.
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002г.), в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».
Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у учащихся 5, 6 и 7 классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение. Апробация программы в школах позволяет использовать ее в региональном компоненте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области.
Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.
Задачи Программы:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Структура Программы
Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов:
I раздел. «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала», 5 класс, 34 часа, 1раз в неделю;
II раздел "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале", 6-7 класс, 34 часа.
В Программе представлены содержания практических занятий для 5 классов из 9 тем.
В Программе даны Учебно-тематические планы проведения занятий, а также модульные варианты проведения занятий.
В первом разделе Программы «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала» предусмотрено формирование знаний, умений и навыков использования знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал.
Во втором разделе Программы "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале" учащиеся познакомятся с биологическим разнообразием и условиями обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья, приобретут знания о природоохранных проблемах озера Байкал и познакомятся с современными методами решения таких проблем.
Распределение часов по темам носит рекомендательный характер и зависит от уровня подготовленности учителя и образовательных технологий, используемых на уроке. Количество часов по темам может быть изменено.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
особенности географического положения озера Байкал (широта, высота над уровнем моря);
основные притоки озера (перечислять, приводить примеры);
острова (перечислять, кратко характеризовать);
особенности климатических и погодных условий на озере (перечислять, приводить примеры);
возникновение и геологическое происхождение Байкала, причины землетрясений (перечислять, кратко характеризовать);
горные породы, минералы, полезные ископаемые (приводить примеры, кратко характеризовать);
современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);
водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);
температурный режим, течения, ледовый режим (на уровне общих представлений);
история открытия озера Байкал, современные исследователи и защитники Байкала (приводить примеры, кратко характеризовать);
современные методы изучения озера Байкал (перечислять, кратко характеризовать).
Учащиеся должны уметь:
показывать на карте место расположения озера Байкал;
определять по карте широту и высоту над уровнем моря расположения озера;
показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы;
находить на карте максимальную глубину озера Байкал;
показывать направления основных течений на карте озера;
работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
УУД для курса байкаловедение 5 класс
Требования к результатам обучения
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
и метапредметные:
Метапредметные результаты курса «Байкаловедение» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
-называть особенности географического положения озера Байкал; основные притоки озера; острова; кратко характеризовать причины землетрясений, горные породы, минералы, полезные ископаемые; химические свойства байкальской воды; водный баланс озера; температурный режим, течения, ледовый режим; знать историю открытия озера Байкал, современных исследователей и защитников Байкала;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Типы и формы уроков
1.Тип урока: урок формирования новых знаний.
Уроки формирования новых знаний конструируется в формах:
-урок лекция
-урок путешествие
-урок экспедиция
-урок исследование
-урок инсценировка
-урок конференция
-урок экскурсия
-мультимедиа – урок
-проблемный урок
Структура урокасочетает этапы: организационный, постановка цели, актуализация знаний, введение знаний, обобщение первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определение домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока: формирование знаний – организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
-образовательные: познакомить, дать представление, научить чтению и анализу карт, схем, активизировать познавательную активность, раскрыть типичные черты и так далее.
-воспитательные: воспитание чувства любви к Родине, гордость за свой край, формирование экологической культуры, эстетическое воспитание и так далее.
-развивающие: продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать. Выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами, схемами и так далее.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. К перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.
2.Тип урока: Урок получения новых знаний
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
-урок – практикум
-урок – сочинение
-урок – диалог
-урок деловая или ролевая игра
-комбинированный урок
-урок – путешествие
-урок – экспедиция
-урок с мультимедийным сопровождением
Структура урока включает этапы: организационный, постановка цели, проверки домашнего знания и актуализация знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определение домашнего задания.
Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новой ситуации. На этом этапе применяется деференцированно – групповая форма обучения. Далее – выполнение творческих задач, а в конце урока – творческая деятельность.
Цель урока– выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
-образовательные: ознакомить, дать представление, выработать умение, научить овладению приемами, углубить знания о
-воспитательные: показать роль, вовлечь в активную практическую деятельность, способствовать воспитанию природо – и культуроохранного, экологического сознания, создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
-развивающие:научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить доклады, выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление, умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет – технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуется корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью.
Этот урок позволяет осуществить широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Консультация урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной или индивидуализировано – групповой форме обучения.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не столько за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки.
Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умения и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях.
Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков на таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично – поисковым репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносят коррективы в их деятельность.
3.Тип урока: применение знаний на практике.
Основные формы обучения данного типа:
-ролевые и деловые игры
-практикумы
-уроки защиты проектов
-путешествие
-экспедиции и так далее
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановка цели, проверка домашнего задания и актуализация знаний, оперирование знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания.
На этом уроке ученики, опираясь на ранее приобретенные знания, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнение домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализаций знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Цель урока – применение знаний на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения и навыки работы с картой, научить отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
-образовательные: научить применять полученные знания на практике.
-воспитательные: вовлечь в активную деятельность, формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности, совершенствовать навыки общения.
-развивающие: совершенствовать умение работать с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщение и тому подобное, развивать творческие способности, умение выступать и защищать свою точку зрения, развивать коммуникационные навыки в группах, развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказываются на формирование гуманных качеств личности. Учебная деятельность развивается под углом решения задач творческого характера и способствует эффективному развитию творческого мышления.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальные исследования, поисковую и частично – поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
4. Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного урока:
-повторительно – обобщающий урок
-диспут
-игра (КВН, Поле чудес, конкурс, викторина)
-театрализованный урок (урок – суд)
-урок совершенствование
-заключительная конференция
-урок – консультация
-урок анализа контрольных работ
-урок беседа
-обзорная лекция
-обзорная конференция
Структура урока строится на сочетании этапов. Этапы: организационный, постановки цели, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведение итогов и формулировка видов, определение и разъяснение домашнего задания.
Цель: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
-образовательные:выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.
-воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его личности.
-развивающие:развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности; закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и так далее.
На уроке повторения и систематизации знаний учащихся включаются в различные виды деятельности, проводятся беседы, дискуссии, практические работы практикуются выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, по разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно – поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по – новому взглянуть на раннее изученное. Развивающая функция при этом реализуется успешнее при использовании межпредметных связей, позволяющих переносить, свертывать, систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала.
При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На таких уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержащие учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
5. Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений.
Формы урока:
-урок – зачет
-викторина
-конкурсы
-смотр знаний
-защита творческой работы, проекта
-творческий отчет
-контрольная работа
-собеседование
Цель урока: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
-образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках, обобщить материал, как систему знаний, проверить способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовым материалом.
-воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
-развивающая: развивать логическое мышление, память, способности к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
Учебно-методический комплект:
Программа: Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Программа спецкурса для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений.- Иркутск, 2007.-64с.
Учебные пособия:
Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н.Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней.- Иркутск, 2010.-256с.
Е.Н. Кузеванова Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6,7 кл., изд. Второе, дополненное.- Иркутск, 2008.-224с..
Методическое пособие: Анисимова О.А., Кузеванова Е.Н.Методические материалы для экологического образования в летнее время. Иркутск, 2006.-158с.
Рабочая программа предусматривает реализацию теоретической и практической части в течение 34 часов, в том числе отводится время на практикумы, уроки повторения, зачет. Сама специфика курса (практико-ориентированный) предполагает сочетание теоретических и практических занятий, а также проведение отдельных практикумов на занятиях теоретического характера в течение 10-15 минут, в зависимости от специфики темы. Преобладающей формой текущего контроля знаний является выполнение практических заданий, упражнений, анализ ситуаций, работа с тестами, выполнение мини-проектов. Формой проведения зачета является собеседование по контрольным вопросам и заданиям.
Вид программы: авторская радикальная
Отметка о регистрации: Программа рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментаьной деятельности ГУО и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной (протокол от 27.11.2006 г.)
Годовое количество часов 34, количество часов в неделю 1
Количество контрольных работ - 1
Практических работ- 13
Применение технологий в обучении.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. На уроках технология личностно-ориентированного обучения внедряется следующим образом:
- урок строится с учетом возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные гипотезы и идеи;
- побуждает учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку, стремится к созданию ситуации успеха для каждого ребенка, что способствует эмоционально положительному настрою учащихся на работу;
- на уроках материал дается все учащимся на довольно высоком уровне, а проверка ЗУНов ведется на трех разных уровнях;
- от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить;
- обучает учащихся исследовательской и проектной деятельности;
- активно использует положительную стимуляцию учения.
Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении.
Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении ученики класса делятся на условные группы с учетом их типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
В практике работы широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
Новые компьютерные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась возможность использования компьютерных технологий на уроках. При использовании компьютера значительно увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, дети работают под контролем не только учителя, но и специальных средств. Благодаря такой форме работы намного легче и быстрее осуществляется обратная связь и как следствие пошаговый самоконтроль и самооценка. В образовательном процессе педагог использует возможности информационных технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных технологий позволяет педагогу поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим устройством и тренажёром.
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планирования учебного времени. Внедряя в систему своей работы здоровьесберегающих технологий, определен следующий ряд педагогических факторов, положительно влияющих на здоровье детей:
- разнообразие форм и методов здоровьесберегающей деятельности;
- организация двигательного режима детей (с учетом их возрастной динамики);
- отсутствие стрессовой педагогической тактики;
- четкое соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- функциональная грамотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья (знание характера ребенка, наклонностей, интересов и т.д.);
- правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств, рациональное распределение времени и т.д.);
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.
содержание теоретических разделов программы
РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа)
« Байкаловедение: География. Гидрология.
Методы исследования Байкала»
Введение – 1 час
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Байкал – участок всемирного природного наследия. Легенды и сказания о Байкале.
География Байкала – 11 часов
Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.
Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.
Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.
Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал.
Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал.
Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкала.
Происхождение Байкала – 7 часов
Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.
Вертикальный разрез Байкала. Глубины. Береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.
Практическая работа № 4. Тема: Землетрясения.
Практическая работа № 5. Тема: Полезные ископаемые.
Воды Байкала – 9 часов
Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Сравнение воды Байкала с водами других озёр мира.
Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.
Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подлёдные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое.
Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.
Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.
Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды.
Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим байкальских вод.
Практическая работа № 8. Тема: Течения Байкала.
Исследования озера Байкал – 6 часов
История открытия озера Байкал. Первые учёные, изучавшие Байкал, их вклад в исследования Байкала. Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, Г.И. Верещагин.
Современные исследователи и защитники Байкала. М.М. Кожов, О.М. Кожова, Г.И. Галазий.
Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.
Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Методы оценки численности обитателей Байкала. Методы изучения биологии, поведения обитателей Байкала. Подводные методы исследований. Аппарат для глубоководного погружения. Подводные съёмки. Эхолоты. Методы изучения прошлого Байкала.
Практическая работа № 9 Тема: Методы исследования Байкала.
содержание практических занятий
раздел I, 5 КЛАСС
« Байкаловедение: География. Гидрология.
Методы исследования Байкала»
Темы занятий:
Географическое положение озера Байкал.
Климат озера Байкал.
Ветры Байкала.
Полезные ископаемые.
Землетрясения.
Свойства байкальской воды.
Тепловой режим Байкала.
Течения Байкала.
Методы исследования Байкала.
Практическая работа № 1. Тема: Географическое положение озера Байкал
Цель работы: Научиться находить на физической карте, глобусе озеро Байкал и отмечать на контурной карте его расположение, береговую линию, мысы, острова, полуострова, горное окружение.
Оборудование: Физическая карта России, контурные карты озера Байкал, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Найти на физической карте России озеро Байкал.
2. Отметить границы озера на контурной карте.
3. Найти на физической карте озеро и подписать на контурной карте заливы, соры, бухты.
4. Отметить на контурной карте острова и подписать названия островов.
5. Пользуясь цветными карандашами отметить ландшафтное разнообразие побережья озера: горы, степи, луга, озёра, реки, мысы, острова, полуострова,
6. Заполнить таблицу:
Объект
Географическое положение
Происхождение названия
7. Сделать вывод: что вы узнали нового и чему научились при выполнении практической работы.
Практическая работа № 2. Тема: Климат озера Байкал
Цель работы:
Научиться объяснять морской тип климата на побережье Байкала.
Оборудование: Климатическая карта России, физическая карта России, контурные карты озера Байкал.
Ход работы:
1. На климатической карте России найти озеро Байкал и по условным обозначениям определить среднемесячную температуру, годовое количество осадков, направление ветров в северной, средней и южной частях озера.
2. Данные климатической карты нанести на контурную карту Байкала.
3. Объяснить, почему на Байкале выпадает небольшое количество осадков.
4. Объяснить, каковы основные причины образования туманов на озере. Как туманы влияют на хозяйственную деятельность человека.
5. На контурную карту Байкала нанести места наибольшего возникновения туманов:
а) Район Горячинска;
б) мыс Покойники;
в) мыс Котельниковский;
г) Ушканьи острова;
д) Усть-Баргузин;
е) Нижнеангарск;
ж) исток Ангары;
6. Сделать вывод, какие природные особенности определяют признаки климата морского типа на озере Байкал.
Практическая работа № 3. Тема: Ветры Байкал
Цель работы: Познакомиться с характеристикой ветров, дующих на Байкале.
Оборудование: Контурные карты озера, цветные карандаши.
Ход работы:
1. Указать на контурной карте ветра, дующие с берегов, и подписать их названия.
2. Указать на контурной карте ветра, дующие с озера и подписать их названия.
3. Заполнить таблицу:
Название ветра
Направление ветра
Скорость
Погодные особенности
4. Сделать вывод, какие ветра более характерны для Байкала.
Практическая работа № 4. Тема: Полезные ископаемые
Цель: Научиться различать основные минералы Прибайкалья.
Оборудование: Набор минералов Прибайкалья. Контурная карта, карта полезных ископаемых Прибайкалья.
Ход работы:
1. Познакомиться с минералами Прибайкалья, научиться их различать.
2. Ознакомиться с залеганием полезных ископаемых в Прибайкалье.
3. Нанести на контурную карту места залегания полезных ископаемых в Прибайкалье.
4. Сделать вывод, чему новому научились при выполнении работы.
Практическая работа № 5. Тема: Землетрясения
Цель работы: Определить эпицентры землетрясений и возможные последствия для человека, Байкала.
Оборудование: Таблица с указанием местных землетрясений, их силы и эпицентров.
Ход работы:
1. Определить по данным таблицы и контурным картам эпицентры землетрясений.
2. Определить наиболее характерную территорию землетрясений в районе Байкала.
3. Предположить возможные последствия землетрясений для Байкала.
4. Действия человека во время землетрясения (Деловая игра: действия класса на сигнал о землетрясении).
Практическая работа № 6. Тема: Свойства байкальской воды
Цель работы: Познакомиться с уникальностью свойств воды Байкала.
Оборудование: Байкальская вода и другие жидкости. Лакмусовая бумага. Колбочки на 100-150 мл.
Ход работы:
1. Описать физические свойства байкальской воды и других жидкостей по пятибалльной системе на прозрачность, цвет, вкус, запах, рН.
2. Сравнить Байкальскую воду с другими жидкостями.
3. Данные оформить в виде таблицы:
Номер колбы
Прозрачность
Цвет
Вкус
Запах
рН
4. Сделать вывод о физических и химических свойствах воды.
Практическая работа № 7. Тема: Температурный режим Байкала
Цель работы: Определить время года и месяц, когда вода в Байкале самая холодная и тёплая. Объяснить почему.
Оборудование: Климатограммы по сезонам и месяцам.
Ход работы:
1. Используя климатограммы заполнить таблицу.
Район Байкала
Температура воды
Лето
Осень
Зима
Весна
2. Указать месяц с самой низкой температурой воды и с самой высокой.
3. Определить месяц с наиболее высокой температурой воды и объяснить причину (вывод).
4. Проанализировать колебания температуры воды в течение суток.
Практическая работа № 8.Тема: Течения Байкала
Цель работы: Научиться указывать на контурной карте характерные для Байкала течения, сравнивать течения в верхних слоях и на глубине.
1. Пользуясь текстом учебника, отметить цветными карандашами течения в верхних слоях и на глубине, указать стрелочками направления движения воды.
2. Заполнить таблицу:
Горизонтальные течения
Скорость, м/сек
Вертикальные
Течения
Скорость,
м/сек
Верхние слои
Зима, подледный период
Глубинные слои
Весна, период открытой воды
Лето
Осень
3. Сделать вывод, какие течения наиболее характерны для Байкала.
Практическая работа № 9. Тема: Методы исследования Байкала
Цель работы: Познакомиться с современными методами изучения Байкала.
Оборудование: Кинозарисовка «Современные методы исследований озера Байкал» (или выезд на берег озера).
Ход работы:
1. Наблюдение за отбором биологических проб.
2. Знакомство с методами определения численности планктонных видов растений и животных.
3. Знакомство с методами определения численности омуля.
4. Знакомство с методами определения численности нерпы.
Литература для учителя
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.
Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.
Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.
Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –
560 с.
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.
Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.
Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.
О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.
Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.
Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.
Литература для учащихся
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.
Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.
Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.
Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.