kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка «школа робинзонов. выживание в экстремальных ситуациях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Мотивация здорового образа жизни.Поддерживать интерес к изучению географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «школа робинзонов. выживание в экстремальных ситуациях».»

ПРОГРАММА КРУЖКА «ШКОЛА РОБИНЗОНОВ.

ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа составлена на основе:

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Базовый учебный план образовательного учреждения в рамках основной образовательной программы школы.

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. №189.


внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.



Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека – это довольно обширная область знаний, которая раскрывает различные аспекты выживания человека в экстремальных ситуациях, возникающих в результате различных стихийных бедствий, катастроф, произошедших в результате деятельности человека, а также при автономном существовании человека в природно-климатических условиях. По данным ООН за последние 20 лет на нашей планете во время стихийных явлений и катастроф погибло более 3 млн. человек. Стихия вынуждает человечество учиться выживанию.

В настоящее время обучающиеся имеют возможность вместе со своими родителями посещать экзотические страны, где возможно их попадание в экстремальные ситуации как природного (наводнение, землетрясение, цунами), так и антропогенного характера (теракты, аварии на транспорте, попадание в толпу).

Мы привыкли, что в повседневной жизни нас окружают блага цивилизации, без которых мы себя уже не мыслим. Но как быть, если человек на короткое или длительное время оказывается в дикой природе или в экстремальной ситуации? Конечно, есть курс ОБЖ, который рассчитан на обучение в течение нескольких лет, а данный кружок представляет собой краткий, но очень информационно ёмкий объём необходимого материала.

Материал кружка направлен на обучение школьников элементарным навыкам не теоретического, а практического выживания. Выживание – это грамотные, чёткие действия, активная, целеустремлённая деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Успех выживания зависит от самого человека, попавшего в сложную ситуацию, от его личностных качеств и способностей и в первую очередь от умения выживать в природной среде.

Именно географический кружок позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, а также выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Одной из задач курса является убеждение обучающихся в том, что научившись выживать, они смогут выстоять в экстремальных ситуациях; но в то же время надо убедить детей в том, что лучше никогда не попадать в такие ситуации. Не надо отлучать детей от природы, запугивать их природой. Целью данного курса является демонстрация тех неблагоприятных воздействий, которые оказывает природа на человека, не имеющего нужной подготовки, снаряжения и продуктов питания, а так же раскрытию необходимых качеств личности, которыми должен обладать человек для успешного преодоления возникающих трудностей.

Основные цели курса:

формирование мотивации к здоровому и безопасному образу жизни у обучающихся, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

воспитание у обучающихся потребности предвидеть возможные экстремальные ситуации,

выработка навыка правильного анализа и поведения в них, обучение правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут встретиться на его жизненном пути.

Программа кружка «Школа Робинзонов. Выживание в экстремальных ситуациях» предназначена для учащихся 7-8 классов. Программа разработана как интегрированный курс.

Весь курс рассчитан на 18 часов и разделен на темы.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:



Лекции

Практические занятия

1

Введение

1ч.

1


2

Основная часть

15ч



2.1

Человек и природа.

1


2.2

Экстремальные ситуации в природе.

1

1

2.3

Факторы выживания.



2.4

Стрессоры.


1

2.5

Стихийные бедствия и природные катастрофы на суше.



2.6

Правила поведения во время стихийного бедствия на суше.


1

1

2.7

Стихийные бедствия, связанные в водой.


1

1

2.8

Опасные стихийные явления, возможные на территории Ставропольского края.



2.9

Землетрясения. Паводки. Ураганные ветры. Град. Засуха. Пыльные бури.


1

1

2.10

Опасные явления, связанные с деятельностью человека. Террористические акты.

1


2.11

Паника. Поведение в толпе. Техногенная катастрофа. Дорожно- транспортное происшествие.


1

2.12

Автономное существование в природе. Приемы ориентирования на местности.

1


2.13

Сигналы бедствия. Оказание первой помощи.

1

1

2.14

Оборудование укрытия. Добывание огня.


1

2.15

Поиск воды и пищи. Средства обеспечения выживания.



1

3.

Рефлексивная часть



4.

Итоговое занятие




Итого:

18ч.

9

9









Содержание программы – 18 часов.



1.Введение.(1ч.)

2. Основная часть (15ч.)

Тема 1. Человек и природа. (2ч.)

Деятельность человека в природе. Понятие акклиматизации. Экстремальные ситуации в природе.

Тема 2. Факторы выживания. (2ч.)

Природно-средовые факторы. Экологические факторы. Стрессоры. Антропологические факторы. Материально-технические факторы.

Тема 3. Стихийные бедствия и природные катастрофы. (2ч.)

Землетрясения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы, сели, лавины. Лесные и торфяные пожары. Ураганы, смерчи. Правила поведения во время стихийного бедствия на суше.

Тема 4. Стихийные бедствия, связанные в водой. (2ч.)

Наводнения, цунами, сейши. Передвижение по болоту, по льду.

Тема 5. Опасные стихийные явления, возможные на территории Ставропольского края.(2ч.)

Землетрясения. Паводки. Ураганные ветры. Град. Засуха. Пыльные бури.

Тема 6. Опасные явления, связанные с деятельностью человека.(2ч.) Террористические акты. Паника. Поведение в толпе. Техногенная катастрофа. Дорожно- транспортное происшествие.

Тема 7. Автономное существование в природе. (3ч.)

Приемы ориентирования на местности. Сигналы бедствия. Оказание первой помощи. Оборудование укрытия. Добывание огня. Поиск воды и пищи. Средства обеспечения выживания.

3. Рефлексия (1ч.)

4. Итоговое занятие под девизом: «Что умел Робинзон?» (1ч.)

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.



Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты обучения

Обучающийся должен уметь:
-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;

- читать и анализировать карту;

- приводить примеры воздействия и изменений природы

под влиянием деятельности человека.

- объяснять влияние природы на жизнь и деятельность человека;
- приводить примеры влияния природы на условия жизни



Метапредметные результаты обучения
Обучающийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать работу одноклассников;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений,
событий, объектов;
- высказывать суждения, по заданным признакам;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных
пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- классифицировать информацию;

- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность —
определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения
целей и применять их, оценивать результаты деятельности;



Личностные результаты обучения
Обучающийся должен обладать:
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
- основами экологической культуры.

- обучающийся должен осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином
России;

- осознавать значимость и общность глобальных проблем
человечества;
- овладеть на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях;

- проявлять эмоционально ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
- проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважать историю, культуру, национальные особенности,
традиции и обычаи других народов;
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбиратьцель своих действий и поступков, принимать решения.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Аксенов Ю. В. и др. Медицина катастроф: Учеб. пособие. – М., 1996.

Баланко С. В. Школа выживания. – М., 1992.

Бардин К. В. Азбука туризма. – М., 1981.

Варламов В. Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983.

Волович В. Г. Академия выживания. – М., 1996.

Волович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.

Волович В. Г. С природой один на один. – М., 1989.

Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М., 1999.

Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания: 2–е изд., испр., доп. и перераб. – М., 2000.

Ильичев Ю. А. Зимняя аварийная ситуация. – М., 1991.

Интернет–ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru

Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М., 2000.

Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. – М., 1997.

Кощеев А. К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М., 1980.

Кудряшов Б. Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. – Краснодар, 1996.

Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.

Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. – М., 1997.

Куприн А. М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М., 1996.

Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Метод. пособие. – М., 1999.

Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.

Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. – М., 1998. Лукоянов П. И. Лыжные спортивные походы. – М., 1988.

Лукьянов Е. А. Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПб., 1996.

Маслов А. Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М., 1999.

Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Латчук В. Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.

Огородников Б. И. С картой и компасом по ступеням ГТО. – М., 1989. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Учеб. для общеобразов. учреждений / А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов и др. – 5–е изд., испр., – М., 2003.

Основы безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие / В. Н. Латчук, В. В. Марков, А. Г. Маслов – М., 1999.

Основы медицинских знаний учащихся / Под ред. М. И. Гоголева – М., 1991.

Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.

Поляков В. В. Безопасность человека в экстремальных условиях. —М., 1992.

Самодельное туристское снаряжение / Сост. П. И. Лукоянов – М., 1986.

Стрижев Ю. А. Туристу о природе. – М., 1986.

Талаев В. И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997.

Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Ганопольский – М., 1987.

Ужегов Г. Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М., 1996.

Шимановский В. Ф., Стуков Г. А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. – М., 1983. Школа альпинизма. – М., 1989.

Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. – М., 1985.

Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.

Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. – М., 1992.

Штюрмер Ю. А. Карманный справочник туриста. – М., 1982.

Энциклопедия туриста. – М., 1993.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа кружка «школа робинзонов. выживание в экстремальных ситуациях».

Автор: Самсонникова Марина Анатольевна

Дата: 12.06.2020

Номер свидетельства: 553190


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства