Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «школа робинзонов. выживание в экстремальных ситуациях».»
ПРОГРАММА КРУЖКА «ШКОЛА РОБИНЗОНОВ.
ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа составлена на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Базовый учебный план образовательного учреждения в рамках основной образовательной программы школы.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 г. №189.
внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека – это довольно обширная область знаний, которая раскрывает различные аспекты выживания человека в экстремальных ситуациях, возникающих в результате различных стихийных бедствий, катастроф, произошедших в результате деятельности человека, а также при автономном существовании человека в природно-климатических условиях. По данным ООН за последние 20 лет на нашей планете во время стихийных явлений и катастроф погибло более 3 млн. человек. Стихия вынуждает человечество учиться выживанию.
В настоящее время обучающиеся имеют возможность вместе со своими родителями посещать экзотические страны, где возможно их попадание в экстремальные ситуации как природного (наводнение, землетрясение, цунами), так и антропогенного характера (теракты, аварии на транспорте, попадание в толпу).
Мы привыкли, что в повседневной жизни нас окружают блага цивилизации, без которых мы себя уже не мыслим. Но как быть, если человек на короткое или длительное время оказывается в дикой природе или в экстремальной ситуации? Конечно, есть курс ОБЖ, который рассчитан на обучение в течение нескольких лет, а данный кружок представляет собой краткий, но очень информационно ёмкий объём необходимого материала.
Материал кружка направлен на обучение школьников элементарным навыкам не теоретического, а практического выживания. Выживание – это грамотные, чёткие действия, активная, целеустремлённая деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Успех выживания зависит от самого человека, попавшего в сложную ситуацию, от его личностных качеств и способностей и в первую очередь от умения выживать в природной среде.
Именно географический кружок позволяет обучающимся получить систематизированное представление об опасностях и прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, а также выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Одной из задач курса является убеждение обучающихся в том, что научившись выживать, они смогут выстоять в экстремальных ситуациях; но в то же время надо убедить детей в том, что лучше никогда не попадать в такие ситуации. Не надо отлучать детей от природы, запугивать их природой. Целью данного курса является демонстрация тех неблагоприятных воздействий, которые оказывает природа на человека, не имеющего нужной подготовки, снаряжения и продуктов питания, а так же раскрытию необходимых качеств личности, которыми должен обладать человек для успешного преодоления возникающих трудностей.
Основные цели курса:
формирование мотивации к здоровому и безопасному образу жизни у обучающихся, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
воспитание у обучающихся потребности предвидеть возможные экстремальные ситуации,
выработка навыка правильного анализа и поведения в них, обучение правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут встретиться на его жизненном пути.
Программа кружка «Школа Робинзонов. Выживание в экстремальных ситуациях» предназначена для учащихся 7-8 классов. Программа разработана как интегрированный курс.
Весь курс рассчитан на 18 часов и разделен на темы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Лекции
Практические занятия
1
Введение
1ч.
1
2
Основная часть
15ч
2.1
Человек и природа.
1ч
1
2.2
Экстремальные ситуации в природе.
1ч
1
1
2.3
Факторы выживания.
1ч
2.4
Стрессоры.
1ч
1
2.5
Стихийные бедствия и природные катастрофы на суше.
1ч
2.6
Правила поведения во время стихийного бедствия на суше.
1ч
1
1
2.7
Стихийные бедствия, связанные в водой.
1ч
1
1
2.8
Опасные стихийные явления, возможные на территории Ставропольского края.
1ч
2.9
Землетрясения. Паводки. Ураганные ветры. Град. Засуха. Пыльные бури.
1ч
1
1
2.10
Опасные явления, связанные с деятельностью человека. Террористические акты.
1ч
1
2.11
Паника. Поведение в толпе. Техногенная катастрофа. Дорожно- транспортное происшествие.
1ч
1
2.12
Автономное существование в природе. Приемы ориентирования на местности.
1ч
1
2.13
Сигналы бедствия. Оказание первой помощи.
1ч
1
1
2.14
Оборудование укрытия. Добывание огня.
1ч
1
2.15
Поиск воды и пищи. Средства обеспечения выживания.
1ч
1
3.
Рефлексивная часть
1ч
4.
Итоговое занятие
1ч
Итого:
18ч.
9
9
Содержание программы – 18 часов.
1.Введение.(1ч.)
2. Основная часть (15ч.)
Тема 1. Человек и природа. (2ч.)
Деятельность человека в природе. Понятие акклиматизации. Экстремальные ситуации в природе.
Тема 3. Стихийные бедствия и природные катастрофы. (2ч.)
Землетрясения. Извержения вулканов. Оползни, обвалы, сели, лавины. Лесные и торфяные пожары. Ураганы, смерчи. Правила поведения во время стихийного бедствия на суше.
Тема 4. Стихийные бедствия, связанные в водой. (2ч.)
Наводнения, цунами, сейши. Передвижение по болоту, по льду.
Тема 5. Опасные стихийные явления, возможные на территории Ставропольского края.(2ч.)
Землетрясения. Паводки. Ураганные ветры. Град. Засуха. Пыльные бури.
Тема 6. Опасные явления, связанные с деятельностью человека.(2ч.) Террористические акты. Паника. Поведение в толпе. Техногенная катастрофа. Дорожно- транспортное происшествие.
Тема 7. Автономное существование в природе. (3ч.)
Приемы ориентирования на местности. Сигналы бедствия. Оказание первой помощи. Оборудование укрытия. Добывание огня. Поиск воды и пищи. Средства обеспечения выживания.
3. Рефлексия (1ч.)
4. Итоговое занятие под девизом: «Что умел Робинзон?» (1ч.)
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты обучения
Обучающийся должен уметь: -рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; -приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли; -приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;
- читать и анализировать карту;
- приводить примеры воздействия и изменений природы
под влиянием деятельности человека.
- объяснять влияние природы на жизнь и деятельность человека; - приводить примеры влияния природы на условия жизни
Метапредметные результаты обучения Обучающийся должен уметь: - ставить учебную задачу под руководством учителя; - планировать свою деятельность под руководством учителя; - работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; - участвовать в совместной деятельности; - оценивать работу одноклассников; - выделять главное, существенные признаки понятий; - определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; - высказывать суждения, по заданным признакам; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; - работать с текстом и нетекстовыми компонентами; - классифицировать информацию;
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; - организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать результаты деятельности;
Личностные результаты обучения Обучающийся должен обладать: - ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию; - опытом участия в социально значимом труде; - осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; - коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно - исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; - основами экологической культуры.
- обучающийся должен осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; - овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- проявлять эмоционально ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования; - проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов; - уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение; - уметь ориентироваться в окружающем мире, выбиратьцель своих действий и поступков, принимать решения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Аксенов Ю. В. и др. Медицина катастроф: Учеб. пособие. – М., 1996.
Баланко С. В. Школа выживания. – М., 1992.
Бардин К. В. Азбука туризма. – М., 1981.
Варламов В. Г. Основы безопасности в пешем походе. – М., 1983.
Волович В. Г. Академия выживания. – М., 1996.
Волович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации. – М., 1990.
Волович В. Г. С природой один на один. – М., 1989.
Временные правила подготовки и проведения соревнований учащихся Российской Федерации «Школа безопасности». – М., 1999.
Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания: 2–е изд., испр., доп. и перераб. – М., 2000.
Ильичев Ю. А. Зимняя аварийная ситуация. – М., 1991.
Интернет–ресурс клуба туристов «Московская застава». http://hibaratxt.narod.ru
Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М., 2000.
Коструб А. А. Медицинский справочник туриста. – М., 1997.
Кощеев А. К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании. – М., 1980.
Кудряшов Б. Г. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. – Краснодар, 1996.
Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М., 1997.
Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. – М., 1997.
Куприн А. М. Занимательно об ориентировании: Пособие для учащихся. – М., 1996.
Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Метод. пособие. – М., 1999.
Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.
Лукоянов П. И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. – М., 1998. Лукоянов П. И. Лыжные спортивные походы. – М., 1988.
Лукьянов Е. А. Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». – СПб., 1996.
Маслов А. Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М., 1999.
Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Латчук В. Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004.
Огородников Б. И. С картой и компасом по ступеням ГТО. – М., 1989. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: Учеб. для общеобразов. учреждений / А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов и др. – 5–е изд., испр., – М., 2003.
Основы безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие / В. Н. Латчук, В. В. Марков, А. Г. Маслов – М., 1999.
Основы медицинских знаний учащихся / Под ред. М. И. Гоголева – М., 1991.
Палкевич Я. Выживание в городе. Выживание на море. – М., 1992.
Поляков В. В. Безопасность человека в экстремальных условиях. —М., 1992.
Самодельное туристское снаряжение / Сост. П. И. Лукоянов – М., 1986.
Стрижев Ю. А. Туристу о природе. – М., 1986.
Талаев В. И. Ориентирование на местности без карты // Военные знания. 1997.
Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Ганопольский – М., 1987.
Ужегов Г. Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. – М., 1996.
Шимановский В. Ф., Стуков Г. А. Разбор несчастных случаев в туризме: Методические рекомендации. – М., 1983. Школа альпинизма. – М., 1989.
Штюрмер Ю. А. Краткий справочник туриста. – М., 1985.
Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. – М., 1992.
Штюрмер Ю. А. Профилактика туристского травматизма. – М., 1992.
Штюрмер Ю. А. Карманный справочник туриста. – М., 1982.