kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа фгос 6 класс 2 часа Жидкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ФГОС по географии 6 класс расчитана на 2 часа в неделю. УМК Е.М. Домогацких.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КТП 6 класс география ФГОС Жидкова»

16


Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс

2 часа в неделю (68 часов)

Тема урока Тип урока

Целевая установка урока

Основное содержание темы, термины и понятия. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

Практические работы

Дата проведения

1 Земля как планета 10 ч

1,2

1 Земля и Вселенная

Урок изучения нового материала

2 Урок - практикум

Формирование представлений о Солнечной системе, планетах, входящий в её состав, влиянии космоса на Землю и жизнь людей

Основные понятия: Солнечная система, звезда, планета, Луна, прилив, отлив.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Определять планетарный состав Солнечной Системы, называть возраст Земли; составлять и анализировать схему «Влияние космоса на Землю»; приводить примеры приспосабливаемости организмов к условиям освещенности; составлять прогноз развития жизни за Земле




3,4,5,6

Система географических координат:

3 Географическая широта

Урок-практикум

4 Географическая долгота

Урок-практикум

5 Определение географических координат

Урок-практикум

6 Практическая работа

Урок-практикум

Формирование представлений о градусной сети, ее назначении, о географической широте и долготе

Понятия: система координат, параллель, меридиан, географические координаты, географическая широта и долгота, экватор, начальный (нулевой, Гринвический) меридиан

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Давать определения терминов; показывать на карте экватор, параллели, меридианы, 0° и 180° меридианы; определять географические долготу и широту, объекты по их географическим координатам; объяснять назначение градусной сетки, информации о географических координатах объектов















Определение по карте географических координат различных географических объектов



7,8

7 Времена года

Урок изучения нового материала

8 Урок - практикум

Формирование представлений о годовой вращении Земли вокруг Солнца, его главных следствиях; о днях равноденствий и солнцестояний; о тропиках и полярных кругах

Понятия: времена года, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего и осеннего равноденствия.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Устанавливать причинно-следственные связи между орбитальным движением Земли и его географическими следствиями; определять географические следствия орбитального вращения Земли, влияния движения планеты на процессы, происходящие на ней решать задачи на определение разницы во времени в разных населенных пунктах



9,10

9 Пояса освещенности

Урок изучения нового материала

10 Урок - практикум

Формирование представлений о неравномерности распределения солнечного тепла и света на Земли, о поясах освещенности

Понятия: пояс освещенности, Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг, тропические ,умеренный, полярный пояс освещенности;

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Объяснять географические следствия движений Земли; объяснять неравномерное распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли, влияние Космоса на Землю и жизнь людей, составлять характеристики природных объектов и явления, показывать на карте географические объекты по тематике урока



2 Географическая карта (9 часов)

11,12

11 Географическая карта и ее масштаб

Урок изучения нового материала



12 Урок – практикум (практическая работа)

Формирование представлений о способах изображения местности, масштабе

Понятия: географическая карта, масштаб, численный, именованный, линейный. Топографическая карта. Мелкомасштабная. Крупномасштабная карта.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Объяснять отличие масштаба от именованного и линейного; определять расстояние между объектами по карте с помощью масштаба, переводить численный масштаб и вменованный; решать задачи на определение масштаба, оценивать величину масштаба при составлении карты









Определение направлений и расстояний на карте


13,14

13 Виды условных знаков на картах.

Урок изучения нового материала



14 Урок – практикум

Формирование представлений об условных знаках и условных знаках топографической карты и плана местности

Понятия: условный знак, легенда карты, качественный фон, значки, линейный знак, изолиния, знак движения, общегеографическая карта, тематическая карта, мелкомасштабная карта, крупномасштабная карта, топографическая карта, план.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Работать с условными знаками, классифицировать географические карты и условные знаки; выполнять задания на контурной карте; читать географические карты на основе их легенды; сравнивать географические карты. Уметь ориентироваться в условных знаках топографической карты



15,16

15 Ориентирование

Урок изучения нового материала



16 Урок – практикум (практическая работа)

Формирование представлений об ориентировании на местности, определении направлений, азимуте

Понятия: ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Ориентироваться по глобусу и карте, определять направлений по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам, азимуту, определять азимут, двигаться по азимуту





Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.



17,18

17 Изображение рельефа на карте

Урок изучения нового материала



18 Урок – практикум

Формирования первичных знаний об изображении рельефа на карте, навыков и умений определения абсолютной и относительной высоты

Понятия: рельеф, относительная высота, абсолютная высота, уровень моря, отметка высот, нивелир, бергштрихъ, послойная окраска, изогипса, горизонталь, шкала высот и глубин


Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Анализировать разные виды карт, определять по картам абсолютную и относительную высоту местности с помощью изолиний и послойной окраски; использовать шкалу глубин и высот для описания форм рельефа, классифицировать высота, читать географические карты на основе сведений о высотах и глубинах, строить профиль местности



19

19 Практическая работа (Составление простейшего плана местности.)

Формирования первичных знаний об изображении, Формирование представлений об ориентировании на местности рельефа на карте,

Понятия: ориентирование, компас, стороны горизонта, работать с условными знаками, составлять план местности

Составление простейшего плана местности


3 Литосфера (14 часов)

20,21

20 Строение земного шара

Урок изучения нового материала

21 Урок – практикум


Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения недр

Понятия: ядро, мантия, земная кора, океаническая и материковая земная кора, литосфера, геология, геофизика.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Описывать внутреннее строение Земли; сопоставлять и выделять особенности внутренних слоев Земли, составлять описания процесса изучения человеком земных недр, обосновывать роль науки в изучении недр Земли; показывать на картах расположение самой глубокой скважины в мире; определять состав литосфера, моделировать географические объекты и явления



22, 23

22 Виды горных пород

Урок изучения нового материала

23 Урок – практикум


Формирование представлений о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их многообразии, вариативности происхождения и залегания

Понятия: горная погода, минерал, магматическая, изверженная, глубинная, метаморфическая, осадочная, обломочная, химическая, органическая горные породы.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Выявлять и объяснять отличия горных пород от минералов, составлять классификацию и описания горных пород и минералов, условий их образования и залегания, приводить сравнительный анализ; понимание роли движения земной коры в жизни человека, привитие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере



24, 25

24 Полезные ископаемые

Урок изучения нового материала

25 Урок – практикум

Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения

Понятия: полезные ископаемые, топливные ПИ, рудные ПИ, нерудные ПИ, руда, геологическая разведка

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Классифицировать ПИ, описывать свойства полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни; понимать значение полезных ископаемых в жизни человека











26, 27

26 Движения земной коры

Урок изучения нового материала

27 Урок – практикум


Формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых горизонтальных движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях и вулканизме

Понятия: медленные движения земной коры, быстрые движения земной коры, землетрясение, эпицентр, очаг землетрясения, сейсмология, сейсмограф, сейсмичные пояса, вулкан, вулканический конус, магма, лава

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Описывать типы земной коры, объяснять причины движения земной коры, анализировать тематические карты и выявлять районы распространений землетрясений и вулканизма; показывать и описывать районы распространения вулканизма и землетрясений, районы медленных вертикальных движений земной коры на кате, сопоставлять карты атласа, наносить на контурные карты действующие вулканы и зоны землетрясений. Способствовать формированию понимания роли движений земной коры в формировании рельефа и жизни человека



28, 29

28 Выветривание горных пород

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков

29 Урок – практикум (практическая работа)

Формирование представлений о внешних силах, изменяющих рельеф

Понятия: выветривание, физическое, химическое, биологическое, техногенное. Бархан.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Объяснять причины разрушения горных пород и минералов; классифицировать процессы выветривания; определять районы преобладания отдельных сил выветривания; устанавливать взаимосвязь между действие сил выветривания и формированием рельефа. Понимание роли сил выветривания в формировании рельефа, последствий землетрясений





Практическая работа

Определение и объяснение изменений состояния земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)


30, 31

30 Рельеф суши и дна океана

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков

31 Урок – практикум (практическая работа)

Формирование представлений об основных формах рельефа суши и дна Мирового океана

Понятия: рельеф, форма рельефа, горы, горный хребет, горная цепь, равнина, плоская, холмистая равнина, низменность, плоскогорье, плато, низкие горы,средние горы, высокие горы. Высочайшие горы. Гималаи, Эверест. Амазонская низменность. Западно-Сибирская низменность. Анды. Смоленско-Московская возвышенность. Валдайская возвышенность. Среднесибирское плоскогорье. Гвианское плоскогорье. Глубоководный желоб, срединно-океанических хребет, остров, Гавайские о-ва.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Определять формы рельефа по типичным признакам, показываться на картах географические объекты по тематике урока, описываться и сопоставлять формы рельефа, устанавливать закономерности размещения форм рельефа по поверхности Земли

Обозначение на к/к различных объектов рельефа (Определение по карте г.п. островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей)


32

Урок обобще­ния и коррек­ции зна­ний по теме «Литосфера»

Выделять сущест­венные признаки и особенности геогра­фических объектов и явлений по теме раздела

Повторение понятий темы.



33

Контроль знаний по теме «Литосфера»


Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами



Атмосфера (16 часов)

34, 35

34 Строение атмосферы.

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков

35 Урок – практикум

Формирование представлений об атмосфере: её составе, строении и значении

Понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера, воздух, метеорология, метеостанция, зонд, метеорологические ракета и спутник

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Называть состав атмосферы; описывать свойства атмосферы и особенности строения атмосферы; определять роль процесса изучения атмосферы для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека. Понимание значения атмосферы и значения её для жизни человека



36, 37

36 Температура воздуха

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков

37 Урок – практикум

Формирование представлений о нагревании земной поверхности и атмосферного воздуха, его температуре

Понятия: температура, амплитуда, максимальная температура, минимальная температура, суточная амплитуда, годовая амплитуда, среднесуточная температура, среднемесячная температура, средняя многолетняя температура, среднегодовая температура.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла по поверхности Земли; устанавливать зависимость между показателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности, составом атмосферы, рассчитываться средние значения температуры воздуха, амплитуды температур, строить и читать графики хода температуры, работать с тематическими картами. Понимать закономерности изменения температуры во времени и пространстве, влияние температуры на здоровье человека.



38, 39

38 Атмосферное давление

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков

39 Урок – практикум

Формирование представлений об атмосферном давлении

Понятия: атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид, миллиметр ртутного столба.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Объяснять причины измерения атмосферного давления воздуха с высотой; устанавливаться зависимость атмосферного давления от температуры; определять и рассчитываться атмосферное давление, работать с тематическими картами; измерять атмосферное давление с помощью барометра.



40, 41

40 Движение воздуха

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков

41 Урок – практикум

(Практическая работа)

Формирование представлений о причинах и механизмах образования ветра, его направлении и видах

Понятия: ветер, бриз, ночной бриз, флюгер, сила ветра, роза ветров.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Устанавливать причинно-следственные связи между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней и атмосферным давлением и образованием ветра, объяснять зависимость силы ветра от разницы атмосферного давления, работать с тематическими картами, строить розу ветров, классифицироваться ветра. Принимать правила поведения при протекании стихийных бедствий в атмосфере.







Построение розы ветров


42, 43

42 Вода в атмосфере

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



43 Урок – практикум

Формирование представлений о влажности воздуха, тумане, облаках, атмосферных осадках

Понятия: водяной пар, влажность воздуха, абсолютная влажность воздуха, относительная. Конденсация, испарение, облака, кучевые облака, слоистые облака, перистые, дождевые. Атмосферные осадки, дождь, ливень, морось, снег, град, туман, роса, иней, осадкомер.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Выявлять зависимость между изменением температуры воздуха и его влажностью. Раскрываться процесс образования тумана и облаков, причины формирования различных видов осадков, устанавливаться связь между видами облаков и характером осадков; рассчитывать количественны показатели по тематике урока.



44, 45

44 Погода

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



45 Урок – практикум

Формирование представлений о погоде. Причинах ей изменения, о предсказаниях погоды

Понятия: Погода, прогноз погоды, метеорология, воздушная масса, синоптические карты.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Называть характеристики погоды, свойства воздушных масс, объяснять причины изменения погоды, характеризовать свойства воздушных масс, объяснить причины изменения погоды, определять последовательность действия при наблюдении за погодой, составлять описание погоды



46, 47

46 Климат

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



47 Урок – практикум

Формирование представлений о климате и климатообразующих факторах, адаптации человека к климатическим условиям

Понятия: климат, климатообразующие факторы, адаптация.

Персоналии: Руал Амудсен.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Объяснять зависимость климата от климатообразующих факторов, различать процессы адаптации к разнообразным климатическим условиям, устанавливать взаимосвязь между погодой и климатом, описывать климаты отдельных территорий



48

Урок обобще­ния и коррек­ции зна­ний по теме «Атмосфера»

Выделять сущест­венные признаки и особенности геогра­фических объектов и явлений по теме раздела

Повторение понятий темы. Понимание роли и зна­чения гео­графических знаний



49

Контроль знаний по теме «Атмосфера»


Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами. Понимание роли и зна­чения гео­графических знаний



Гидросфера (6 часов)

50, 51

50 Единство гидросферы

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



51 Урок – практикум

(Практическая работа)

Формирование представлений о гидросфере

Понятия: гидросфера, круговорот воды в природе, гидрология

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Называть составные части гидросферы, описывать мировой круговорот воды, оцениваться значение круговорота воды в жизни человека; объяснять связь компонентов гидросферы между собой, наносить на контурную карту гидрологические объекты, работать с картами, классифицироваться объекты гидросферы. Понимать единство гидросферы, значение гидросферы.







Нанесение на к/к объектов гидросферы


52, 53

52 Воды суши: реки и озёра

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков





53 Урок – практикум

(Практическая работа)

Формирование представлений о внутренний водах: реках и озерах

Понятия: воды суши, река, равнинная река, горная река, русло, речная долина, пойма, речной бассейн, речная система, исток, водораздел, устье, водопад, озеро, озерная котловина, сточное озеро, бессточное озеро. Каспий. Анхель, Байкал, руд, Водохранилище. Подземные воды, природные льды, болото.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Сравнивать изучаемые природные объекты, классифицировать реки, определять разность абсолютных высот между истоком и устьем, выделять составные части речной долины, классифицировать и описываться гидрографические объекты, использоваться карты атласа, показываться гидрографические объекты









Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.


54, 55

54 Воды суши: подземные воды и природные льды

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



55 Урок – практикум

Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах

Понятия: подземные воды, снеговая линия, водоупорные породы, водопроницаемые породы, грунтовые воды, водоносный слой, межпластовые воды, артезианские воды, водоносный слой, межпластовые воды, источник, ключ, родник, ледник, горный ледник, покровные ледники, айсберги, многолетняя мерзлота, Гренландия, Антарктида, Северный Ледовитый океан.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Показываться на карте гидрографические объекты, объяснять механизм образования подземных вод, ледников, распознавать виды подземных вод, ледников, объяснять причины распространения современного оледенения. Использовать карты атласа. Классифицировать и описываться гидрографические объекты



Биосфера (4 часа)

56, 57

56 Царства живой природы

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



57 Урок – практикум

Формирование представлений о царствах живой природы

Понятия: биосфера, царство бактерий, царство растений, царство животных, грибов. Флора. Фауна. Круговорот веществ.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Анализировать роль отдельных организмов в биосфере: сформулировать вывод о роли растений в природе, описывать и приводить примеры представителей царств живой природы



58, 59

58 Биосфера и охрана природы

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



59 Урок – практикум

(Практическая работа)

Формирование представлений о биосфере и о мерах по охране природы

Понятия: биосфера, заповедник, зоопарк, национальный парк, всеобщий круговорот веществ и энергии, Красная Книга.

Персоналии: В.И. Вернадский.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте веществ, объяснять результаты преобразования земных оболочек по воздействием живых организмов, значение охраны природы, отличия видов особо охраняемых территорий; осознание роли В.И. Вернадского в формировании учения о биосфере, понимание значения охраны природы.





Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.


Почва и географическая оболочка (9 часов)

60, 61

60 Почва

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков



61 Урок – практикум

Формирование представлений о почве – особом природном образовании, возникающем в результате взаимодействия всех природных оболочек

Понятия: почва, гумус, перегной, плодородие.

Персоналии: В.В. Докучаев

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Определять роль Докучаева в разработке учения о почвах, описывать процесс образования почвы, определять связь содержания гумуса от климатических условий, типы почвы по внешним признакам; называть особенности чередования почвенных слоев;



62, 63

62 Природный комплекс.

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков







63 Урок – практикум


Формирование представлений о природных зонах Землиприродном комплексе

Понятия: природный комплекс, компоненты природы, географическая оболочка (геосфера), природно-хозяйственный комплекс.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в рамках географической оболочки, составлять описания этапов развития географической оболочки, природных комплексов, объяснять уникальность природных комплексов

Понятия: закон географической зональности, природные зоны: арктическая/антарктическая пустыня, тундра, лесная зона, лиственный лес, хвойный лес (тайга), степь, пустыня, тропическая степь, саванна, влажные экваториальные леса, экологическая угроза

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Формулировать закон географической зональности; выявлять причины смены природных зон; называть для каждой зоны специфические климатические условия, характерных представителей растительного и животного мира, анализировать связь между природными компонентами в каждой зоне, работать с картами атласа, понимать специфику и причины разнообразия природных зон Земли










64, 65

64 Природные зоны.

Урок фор­миро­вания уме­ний и навы­ков







65 Урок – практикум

(Практическая работа)

Формирование представлений о природных зонах Земли и природном комплексе

Понятия: природный комплекс, компоненты природы, географическая оболочка (геосфера), природно-хозяйственный комплекс.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в рамках географической оболочки, составлять описания этапов развития географической оболочки, природных комплексов, объяснять уникальность природных комплексов

Понятия: закон географической зональности, природные зоны: арктическая/антарктическая пустыня, тундра, лесная зона, лиственный лес, хвойный лес (тайга), степь, пустыня, тропическая степь, саванна, влажные экваториальные леса, экологическая угроза

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Формулировать закон географической зональности; выявлять причины смены природных зон; называть для каждой зоны специфические климатические условия, характерных представителей растительного и животного мира, анализировать связь между природными компонентами в каждой зоне, работать с картами атласа, понимать специфику и причины разнообразия природных зон Земли









Описание природных зон по географическим картам



66

66 Урок обобще­ния и коррек­ции зна­ний

Выделять сущест­венные признаки и особенности геогра­фических объектов и явлений по теме раздела

Повторение понятий темы. Понимание роли и зна­чения гео­графических знаний



67

67 Контроль знаний по теме


Умение рабо­тать с различ­ными конт­рольно-изме­рительными материалами. Понимание роли и зна­чения гео­графических знаний



68

68 Летние задания





Состав УМК:

  1. Программа курса «География. 5-9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

  3. Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского. «География. Физическая география. 6 класс.»

  4. Домгацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домагцких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география. 6 класс»

  5. Ряховские С.В. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Физическая география. 6 класс: контрольно-измерительные материалы»

  6. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас. «География. Введение в география. Физическая география. 5-6 классы»

  7. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. «География. Физическая география. 6 класс»

Предметные результаты:

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

  • Объяснять роль различных источников географической информации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

  • Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

  • Объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

  • Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • Определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

  • Различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;

  • Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

  • Выделять причины стихийных явлений в геосферах;

Использование географические умений:

  • Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

  • Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

  • Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

  • Использование карт как моделей;

  • Определять на карте местоположение географических объектов;

Понимание смысла собственной деятельности:

  • Формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

  • Использовать географические знаний для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явления;

  • Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Учащиеся должны:

1. Знать (понимать)

  • Форму и размеры Земли;

  • Полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • Части внутреннего строения Земли; основные формы рельефа;

  • Части Мирового океана; виды вод суши;

  • Виды движения воды в океане;

  • Причины изменения погоды; типы климатов; виды ветров, причины их образования;

  • Пояса освещенности Земли;

  • Материки и океаны Земли;

  • Географические объекты, предусмотренные программой.

Уметь:

  • Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

  • Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • Описывать по картам взаимное расположение географических объектов.

  • Определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления;

  • Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

  • Приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; с помощью приборов изменения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показывающие роль географической науки;

  • Различать изученные географические объекты, процессы, явления;

  • Создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

  • Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • Сравнивать географические объекты, процессы, явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы, явления;

  • Строить простые планы местности;

  • Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений

  • Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Географическая номенклатура 

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карабское.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Индостан, Скандинаский, Лабрадор, Сомали, Камчатка, Аляска.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские.

Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Вузувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.







Просмотр содержимого документа
«программа фгос география Жидкова»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы МБОУ СОШ с. Кижеватово основного общего образования (ФГОС).

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) и представляет его развернутый вариант с раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.


Цели и задачи курса:

  • ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.


Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС»


Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.


Описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ с Кижеватово.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 306 ч, из них 68 ч (2 часа в неделю) в 6 классе.


Содержание программы


Тема 1. Земля как планета (10 часов)

Содержание темы: Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи: Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны) Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли. Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности. Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• влияние космоса на жизнь на Земле;

• географические следствия движений Земли;

• особенности распределения света и тепла по поверхности Земли.

Умение определять:

• географические координаты;

• особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

• географические следствия движений Земли.

Практические работы: 1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.


Тема 2. Географическая карта (9 часов)

Содержание темы:

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической де- ятельности человека.

Основные понятия:

географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Основные образовательные идеи:

• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

• План, карта, глобус — точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

• географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• свойства географической карты и плана местности;

• специфику способов картографического изображения;

• отличия видов условных знаков;

• отличия видов масштаба;

• значение планов и карт в практической деятельности чело- века.

Умение определять:

• существенные признаки плана, карты и глобуса;

• классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

• расстояния по карте;

• азимут по карте и на местности;

• абсолютную и относительную высоты;

• читать условные знаки;

• масштаб карты.

Практические работы:

1. Определение направлений и расстояний по карте.

2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

3. Составление простейшего плана местности.


Тема 3. Литосфера (14 часов)

Содержание темы:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора — верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия:

земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его со- ставные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Основные образовательные идеи:

• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;

• Полезные ископаемые — самая важная для человека часть богатств литосферы.

• Рельеф — результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• особенности внутреннего строения Земли;

• причины и следствия движения земной коры;

• действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

• особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Умение определять:

• существенные признаки признаков понятий;

• по заданным признакам горные породы и минералы;

• отличие видов земной коры;

• виды форм рельефа;

• районы землетрясений и вулканизма.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности


Тема 4. Атмосфера (16 часов)

Содержание темы:

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Основные образовательные идеи:

• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:

• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерностей географической оболочки на примере атмосферы;

• вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха с высотой, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

• причины возникновения природных явлений в атмосфере;

• зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; • особенности адаптации человека к климатическим условиям.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• основные показатели погоды;

Практические работы: 1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.


Тема 5. Гидросфера (6 часов)

Содержание темы:

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, меж- пластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Основные образовательные идеи:

• Вода — уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.

• Необходимость рационального использования воды.

• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерностей географической оболочки на примере гидросферы;

• выделение существенные признаки частей Мирового океана;

• особенности состава и строения гидросферы;

• условия залегания и использования подземных вод;

• условия образования рек, озер, природных льдов;

• характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• вид рек, озер, природных льдов;

• особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.


Тема 6. Биосфера (4 часа)

Содержание темы:

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Учебные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: Владимир Иванович Вернадский

Основные образовательные идеи:

• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.

• Биосфера — сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.

• Биосфера — самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерностей географической оболочки на примере биосферы;

• особенности приспособления организмов к среде обитания;

• роль царств природы;

• необходимость охраны органического мира.

Умение определять:

• существенные признаки понятий;

• сущность экологических проблем;

• причины разнообразия растений и животных;

• характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.


Тема 7. Почва и географическая оболочка (9 часов)

Содержание темы:

Почва. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая обо- лочка как окружающая человека среда, ее изменения под воз- действием деятельности человека.

Учебные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природ- но-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Основные образовательные идеи:

• Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.

• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.

• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы. Персоналии: Василий Васильевич Докучаев.

Метапредметные умения:

• ставить учебную задачу под руководством учителя;

• планировать свою деятельность под руководством учителя;

• выявлять причинно-следственные связи;

• определять критерии для сравнения фактов, явлений;

• выслушивать и объективно оценивать другого;

• уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

• закономерностей образования почвы;

• особенности строения и состава географической оболочки;

• взаимосвязь между всеми элементами географической обо- лочки;

• законы развития географической оболочки;

• сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

• существенные признаки понятий

• условия образования почв;

• характер размещения природных зон Земли;

Практические работы:

1. Описание природных зон Земли по географическим кар- там.

2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.


Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны: 1. Знать (понимать):

• форму и размеры Земли;

• полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

• части внутреннего строения Земли;

• основные формы рельефа;

• части Мирового океана;

• виды вод суши;

• причины изменения погоды;

• типы климатов;

• виды ветров, причины их образования;

• виды движения воды в океане;

• пояса освещенности Земли;

• географические объекты, предусмотренные программой.

2. Уметь:

• анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию.

• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.

• описывать по карте взаимное расположение географических объектов.

• определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов.

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы.

• приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры, показы- вающие роль географической науки.

• различать изученные географические объекты, процессы и явления;

• создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях.

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

• сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.

• строить простые планы местности.

• формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска. Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский. Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные рав- нины. Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское. Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи. Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Кили- манджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи. Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское. Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское. Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы. Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа фгос 6 класс 2 часа Жидкова

Автор: Жидкова Светлана Владимировна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства