Программа кружка «География Александровского района»
Программа кружка «География Александровского района»
Курс «География Александровского района» является важной составной частью географического образования учащихся.
Основная цель при изучении этого курса состоит в том, чтобы, знакомя школьников с природными и экономическими условиями Александровского района, воспитывать у них чувство любви к малой Родине, гордости за свой район, стремление участвовать в дальнейшем развитии Александровского района и своего населенного пункта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «География Александровского района» »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №11"
село Александровское Александровский район
Ставропольский край
Программа кружка «География Александровского района»
Учитель географии
Горлова Людмила Михайловна
2013 год
Пояснительная записка
«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.
Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого
вырастает большое».
А.Е.Ферсман
Изучение географии своей малой Родины важный фактор нравственного, эстетического, эколого-трудового и физического воспитания учащихся. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Курс «География Александровского района» является важной составной частью географического образования учащихся.
Основная цель при изучении этого курса состоит в том, чтобы, знакомя школьников с природными и экономическими условиями Александровского района, воспитывать у них чувство любви к малой Родине, гордости за свой район, стремление участвовать в дальнейшем развитии Александровского района и своего населенного пункта.
Сущность изучения географии Александровского района заключается в изучении родной природы, экономики и населения. Природа, экономика района в целом, отдельные их компоненты и их взаимосвязи, изучаются и рассматриваются как часть природы и экономики более крупных территорий России.
Задачи изучения курса:
вооружение учащихся знаниями о физико- и экономико-географических условиях района как составной части нашей родины;
дальнейшее совершенствование географических знаний учащихся, направленных на более осознанное понимание ими взаимосвязей между природными и экономическими явлениями между средой и хозяйственной деятельностью населения;
обобщение и систематизация краеведческих знаний, умений и навыков;
ознакомление учащихся с мероприятиями по охране природы района, вовлечение их в общественно-полезную природоохранительную работу.
На изучение курса отводится 34 часа. курс рассчитан на учащихся 7-8 классов.
При изучении курса целесообразно опираться на базовые принципы:
Принцип проблемности. Связь содержания курса с ключевыми проблемами общества. Сопричастность с проблемами, касающихся всего населения страны.
Принцип историзма, включающий футурологичность – рассмотрение изменений в природе, жизни людей, исторических судьбах народа, населяющих район и его административные единицы.
Принцип интегративности – объединение в единый элективный курс физической, социально-экономической, исторической географии.
Основное содержание учебно-методических материалов предназначено для организации учебной деятельности учащихся при изучении особенностей природы и населения Александровского района
При изучении курса рекомендуется использовать различные приемы работы: нестандартные уроки, компьютерные практические и творческие работы, экскурсии, лекции, наблюдения, работу в Интернете, проектную деятельность и др.
Составная часть учебной деятельности учащихся – выполнение программных практических работ.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты: описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами; измерять расстояния, наблюдать за различными процессами, явлениями на местности, объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические ситуации.
Выполнение практических работ способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими подходами и методами.
Творческие задания определяют направление ученической деятельности не только на уроке, но и во внеурочное время. Предлагаемые задания включают элементы исследовательской работы:
изучение и описание памятников природы;
изучение состояния атмосферы;
исследование водоемов и их экологического состояния;
наблюдение за состоянием природного комплекса и его природных компонентов.
Они позволяют сформировать у школьников практические приемы и умения организаций наблюдений за изучаемым объектом природы. Объем творческой работы не ограничивается. При написании работы, в основе которой лежат собственные наблюдения, необходимо использовать и другие источники информации: научно-популярные тексты, картографический материал. Творческая работа может быть обязательной для выполнения учащимися всего класса и может носить характер добровольности, т.е. по желанию ученика (ведь не секрет, что истинное творчество носит свободу выбора).
Оценивание творческого задания целесообразно проводить по следующим критериям: полнота раскрытия содержания задания, четкость оформления наблюдений за объектом, доказательность своего мнения, использование дополнительных источников информации, присутствие конкретных решений проблемы.
Творческая работа – это методический прием, используемый как одна из форм домашнего задания. Он положительно влияет не только на формирование практических приемов и умений, но и на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет усовершенствовать навык письменного изложения суждений по определенной теме.
На основе вышеприведенных рекомендаций разработано тематическое планирование курса, которое представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Тематическое планирование курса
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Теоретические
практические
всего
Раздел 1.
Характеристика природы Александровского района Ставропольского края
10
6
16
1.
Географическое положение Александровского района Ставропольского края
1
1
2
2.
Рельеф. Полезные ископаемые
2
1
3
3
Климат
1
1
2
4
Внутренние воды и водные ресурсы
2
1
3
5
Почвы, органический мир
2
1
3
6
Особо охраняемые территории
1
1
2
7
Контроль знаний по 1 разделу
1
1
Раздел 2.
Население и хозяйство Александровского района Ставропольского края
12
6
16
8
Образ малой родины
2
1
3
9
Население района
3
1
4
10
Хозяйственная деятельность населения района
2
1
3
11
Топонимика района
2
2
4
12
География населенных пунктов Александровского района
2
1
3
13
Контроль знаний по 2 разделу
1
1
ИТОГО
22
12
34
Подробное тематическое планирование уроков.
Раздел 1.
Характеристика природы района 16 часов
Тема: Географическое положение Александровского района Ставропольского края 3 часа.
Основное содержание: особенности географического положения района. Достоинства и недостатки географического положения. Крайние точки района. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения.
Практическая работа: № 1. Оценка географического положения Александровского района.
ИКТ: презентация «Географическое положение». Презентация «Географическое положение Александровского района Ставропольского края. Тест».
Учащиеся должны знать: крайние точки района, соседние территории, особенности географического положения.
Учащиеся должны уметь: определять географическое положение района, его влияние на особенности развития района.
Тема: Рельеф. Полезные ископаемые. 3 час.
Основное содержание: особенности строения земной коры на территории района. Основные формы и типы рельефа. Влияние на рельеф строения земной коры и экзогенных процессов. Минерально-сырьевая база. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры.
Практическая работа: № 2. Обозначение на карте месторождений полезных ископаемых района.
Творческая работа: «Описание геологического памятника природы Александровского района».
Учащиеся должны знать: основные формы рельефа. Зависимость размещения форм рельефа от тектонического строения. Закономерности размещения полезных ископаемых.
Учащиеся должны уметь: показывать основные формы рельефа. Показывать основные месторождения полезных ископаемых по карте.
Тема:Климат. 2 часа.
Основное содержание: факторы, определяющие особенности климата. Закономерности распределения основных элементов климата на территории района. Неблагоприятные метеорологические условия. Климат села Александровского. Влияние климата на жизнь и деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение атмосферного воздуха.
ИКТ: кроссворд «Климат».
Учащиеся должны знать: факторы, влияющие на климат. Особенности климатических условий. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные явления, связанные с климатом. Влияние климата на жизнь и деятельность человека.
Учащиеся должны уметь: характеризовать климат территории. Оценивать климат для жизни и деятельности человека.
Тема: Внутренние воды и водные ресурсы. 3 часа.
Основное содержание: Речная сеть Александровского района Ставропольского края, комплексная характеристика р. Томузловка. Озера, подземные воды и особенности их размещения. Минеральные ресурсы озер и болот, возможности их использования. Влияние деятельности человека на водные ресурсы района.
Практическая работа: № 3 Характеристика реки.
Творческая работа: «Художественное описание объектов гидросферы».
ИКТ: презентация «Реки Александровского района Ставропольского края ».
Учащиеся должны знать: Виды внутренних вод района, особенности их размещения. Водные ресурсы района.
Учащиеся должны уметь: Показывать водные объекты района. Определять исток, устье, уклон, падение, притоки, характер течения реки.
Тема: Почвы, органический мир. 3 часа.
Основное содержание: почвенные и земельные ресурсы, их экологическое состояние.
ИКТ: презентация «Животный мир».
Учащиеся должны знать: условия почвообразования и основные типы почв района.
Учащиеся должны уметь: называть зональные типы почв, оценивать их экологическое состояние.
Тема: Особо охраняемые территории. 2 часа.
Основное содержание: редкие и исчезающие растения и животные в районе. Особо охраняемые природные территории. Изменение природных зон под влиянием деятельности человека.
ИКТ: фильм мультимедиа (программа Movie Maker) «Природа родного края». Работа учащихся в Интернете.
Учащиеся должны уметь: описывать зональные и особо охраняемые природные территории. Оценивать и прогнозировать изменения природных зон под влиянием антропогенного фактора.
Тема: Контроль знаний по 1 разделу. 1 час.
Основное содержание: проверка знаний по теме «Характеристика природы района».
ИКТ: тест, выполненный в программе BaseInput,. Презентация «Особенности природы – тренировочный тест».
Учащиеся должны знать: особенности природы района.
Раздел 2.
Население и хозяйство района. 18 часов.
Тема: Образ малой родины. 3 часа.
Основное содержание: посещение Александровского музея:
Историко-этнографический отдел.
Отдел народных промыслов, ремесла и промышленности.
Исторический отдел.
Военный отдел.
Творческая работа: «Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание».
ИКТ: оформление работы в текстовом или графическом редакторе.
Учащиеся должны знать: год образования села Александровского, своего населенного пункта. Историю образования и развития района.
Учащиеся должны уметь: работать со статистическими материалами, оформлять результаты в различных компьютерных программах.
Тема: Население района. 4 часа.
Основное содержание: Численность населения, его динамика, демографическая ситуация, трудовые ресурсы района.
Практическая работа: № 4 «Обработка статистических данных по населению Александровского района Ставропольского края».
ИКТ: Приложение Microsoft Office Excel. Презентация «Население Александровского района».
Учащиеся должны знать: структуру населения района, причины миграционных процессов.
Учащиеся должны уметь: оценивать демографическую ситуацию в районе, работать со статистическими материалами, оформлять результаты исследований в пр. Microsoft Office Excel.
Тема: Хозяйственная деятельность населения. 3 часа.
Основное содержание: предприятия района: ОАО "Маслосыродельный завод "Александровский", к-з им. Войтика, ОАО "Завод "Радиан", ООО "Ставропольский конный завод №170", ОАО "Александровский элеватор", Александровский лесхоз и т.д. ИКТ: поиск информации в Интернете.
Учащиеся должны знать: предприятия района.
Учащиеся должны уметь: работать с различными источниками информации.
Тема: Топонимика района. 4 часа.
Основное содержание: характеристика населенных пунктов района.
Учащиеся должны знать: особенности развития крупных населенных пунктов района.
Учащиеся должны уметь: оформлять рефераты, выступать с докладами.
Тема: География населенных пунктов Александровского района 3 часа.
Основное содержание: история села Калиновского, история села Саблинского, история села Северного и т.д.
Учащиеся должны знать: историю развития своего населенного пункта.
Учащиеся должны уметь: работать с различными источниками информации.
Тема: Контроль знаний по 2 разделу. 1 час.
Основное содержание: тестирование по теме «Население Александровского района и его хозяйственная деятельность».
ИКТ: Base Input.
Учащиеся должны знать: особенности развития хозяйства района, особенности жизни населения района.
Литература
1 Сабельникова -Бегашвили Н.Н. и др.- Методическое пособие по курсам « Физическая география Ставропольского края» и «Экономическая и социальная география Ставропольского края»- Ставрополь,2010 г.
2.Белозёров В.С.,Магомедов К.А..Экономическая и социальная география Ставропольского края. 9 класс, Ставрополь,1987г.